Философия Китая – феномен культурного развития государства!
Становления Китая, как отдельного государства, историки относят к началу II тыс. до н. э. Во главе древнекитайского государства находился монарх, который считался верховным жрецом и владыкой всех земель. Его решениям покорялась земельная аристократия и всё население страны.
До начала I тыс. до н. э. в государстве царило религиозное мировоззрение. Согласно установленным верованиям – всё, что происходит в мире, напрямую связано с небесными силами. Население было уверено, что их жизни зависят от расположения к ним некоторых духов. Дабы их задобрить – часто устраивались демонстративные жертвоприношения.
Сотворения мира объяснялось упорядочения всемирного хаоса двумя духами Инь и Янь. С 1000 года до нашей эры философские взгляды немного изменились, духов создавших мир было представлено, как материальные частицы – Цы. Под воздействием на них духов получались женские частицы (Инь-Цы) и мужские (Янь-Цы). Благодаря этим частицам появилось 5 первоначал (вода, огонь, дерево, металл, земля), которые сформировали окружающую среду.
Значительные изменения культура и философия Китая получила в период VI -III веков до нашей эры. Это время обозначилось для государства стремительным развитием сельского хозяйства, появились инновационные орудия труда, простой народ мог получить землю в частное пользование… Параллельно с достижениями в обществе происходило противостояние за социальный статус и права владения земельных участков.
Различные факторы и особенности в обществе повлияли на возникновение множества философско-политических школ. Каждая из них излагала своё виденье достижения порядка среди населения. Самыми знаменитыми учениями были:
• Даосизм
• Моизм
• Мин-цзя
• Конфуцианство
• Фа-цзя
Даосизм
Основные понятия учения были заложены философом Лао-Цзы, который объяснял всё происходящее в мире – всеобщей закономерностью (Дао). Объяснялось, что она вечна, бестелесна и безымянна, неисчерпаема в своём движении и может изменять вещи в их противоположность.
Согласно учению – все невзгоды в жизни человека происходят из-за нарушения действия закономерности. Чтобы всё нормализовалось, человек не должен противодействовать Дао, а отказаться от всех достигнутых благ. В противном случаи пагубное действие Дао только усилится. Была заложена так называемая – концепция не деяния, которая описывала и призвала людей к разумному поведению (спокойствие и умеренность).
Конфуцианство
Принципы и учения конфуцианства были заложены философом Кун-Цзы. Повелителем, высшей силой, судьбой – Конфуций считал небо. Именно небо недовольно происходящими событиями на земле и поэтому, на народ обрушивается много бед. Согласно учению основоположника, для нормализации критической ситуации в стране должен быть установлен единый порядок – Ли.
Чтобы прийти к этой цели философ призывал правительство показать пример простому народу, как жить в мире человеколюбия и взаимной вежливости. Это так называемая «золотая середина» и «правильный путь».
Учение определяло негативные черты человека, которые необходимо устранить для спокойной жизни: грубость, жестокость, жадность и завести. Конфуцианская философия Китая каждого приверженца учения напутствовала на покорность, почтение правителя и всех членов семьи.
Конфуций был достаточно образованным человеком того времени и соответственно призывал своих единомышленников к изучению и познанию таких сфер, как музыка, история, математика…
Моизм
Некоторые учения схожи с наставлениями Конфуция, но основатель моизма Мо-Цзы имел свой взгляд на «правильность жизни». Его учение было согласно, что небо имеет необъятную силу и влияет на жизнь человека. Не признавало учение мнение, что небо располагает судьбой человека. Также моисты были не согласны с утверждением конфуцианства, что каждый человек от рождения имеет познания бытия. По их мнению познание — это врождённая способность.
В этом учении были описаны свои правила поведения для людей – «почитание единства», «принцип экономии в доходах», «всеобщая любовь», «почитание мудрости»… Последователи моизма впервые дали чёткое обозначение таким словам, как вещь, знание, разум, пространство, бытие и небытие, время…
Мин-цзя
Учения этой логико-софистической школы сводились к рассуждению и напутствию людей на переосмысливание и изменение «старых имён», так как они не соответствуют новому содержанию сущности вещей.
Последователи учения в основном занимались анализом значимости понятий. Но продолжительные дискуссии с народом, ни к чему не привели, ученики школы пришли к единому выводу – достижение истинны – невозможно.
Фа-цзя
Основателями этой школы легистов были философы Шан Ян и Хань Фей-Цзы. Их учения были совершенно противоположными с учениями моизма и конфуцианства. В них отвергались напутствия на единство, человеколюбие, справедливости, почитание мудрецом, верховенство неба…
В этом учение были заложены рассуждения о природной агрессивности человека ко всем посторонним и никакие традиции воспитание избежать вражды – не могут. Излишнею агрессию может предотвратить только единый строгий закон.
Для этого последователи предложили:
• Ввести максимальные наказания
• Минимизировать награждение населения
• Жестоко карать за малейшее неповиновение или предательство
• Посеять между людьми подозрительность между собой, поощрять доносы
Эта программа была воплощена в жизнь императором Цинь Ши-Хуаном. Он был известным реформатором, ведь за его правление было введено единое законодательство, письменность, денежные единицы, сформирован военный аппарат…
В дальнейшем философия Китая переживала смутные времена. В 213-212 годах до нашей эры. происходили гонения философов и были сожжены много философских трудов. Эта сложная страница в истории государства была прервана императором У-Ды (136 года до нашей эры). Он сумел соединить идеологию конфуцианства с легизмом, в результате которого были приняты ритуальные взгляды и законы для всей страны. Постепенно остальные школы распадались.