Татаро-монгольское иго: где оно было и где его не было?
Есть немало людей, которые не верят в существование татаро-монгольского ига, и это не только приверженцы фоменковской «Новой хронологии» и других подобных «научных» трудов. Глядя на сегодняшних монголов и россиян, вроде и не скажешь, что предки жителей маленькой страны третьего мира собирали дань с предков жителей «сверхдержавы». Могли ли «примитивные» кочевники установить иго в «стране городов», как тогда иностранцы именновали Русь?
Увы, «страна городов» к приходу татаро-монголов давно уже лежала едва ли не в руинах: феодальную раздробленность никто не отменял. Русь была разделена на множество маленьких и больших княжеств, которые самозабвенно воевали друг с другом. Никакой единой оборонительной силы и быть не могло. Напротив, кочевники отличались тесной сплоченностью, слепой преданностью вождю и внушительным численным составом. В культурном смысле они, конечно, представляли собой примитивное дикое племя, но отчасти это связано с их образом жизни: кочевники не строили дома и города, не пахали поля и не разбивали огороды, поэтому им не было необходимости вдаваться в эти науки.
Итак, пока в русских землях творился невообразимый хаос, сплоченный кочевой народ без особого труда установил на них свой порядок. При этом, однако, прения между русскими княжествами не прекратились, татары просто «снимали навар». Ситуацией и решил воспользоваться правитель маленького, запущенного городишки (или села) на окраине Владимирского княжества. Городишко имел репутацию разбойничьего притона и именновался Москвой. Подружившись с кочевниками, московские правители смогли создать в своём грязном местечке особые условия: пока вокруг бурлило «иго», в Москве было достаточно спокойно (хотя вначале и она была сожжена и разграблена, но быстро восстановилась). Город рос и богател, отделившись наконец от Владимирского княжества и став столицей нового.
Свой столичный статус Москва стала тут же укреплять символически: кроме обновления укреплений, в ней впервые стали строить белокаменные храмы во «владимирском» стиле. Такие постройки были в то время не только (и даже не столько) молитвенными зданиями – они были в первую очередь символом престижа, богатства и могущества.
Дружба князя Даниила Александровича и его последователей с захватчиками-татарами принесла и дополнительную пользу: московские правители стали «собирателями русских земель» и начали формировать единое государство, присоединяя к себе новые, слабые и разорённые княжества. Ордынская рать была им в этом хорошей подмогой.