Политическая суть Варфоломеевской ночи

 

Политическая суть Варфоломеевской ночи

Словосочетание «Варфоломеевская ночь» давно стало крылатым выражением, призванным характеризовать предельно жестокое массовое уничтожение идеологических противников. Однако, хотя нельзя отрицать большое значение религии в жизни людей XVI века, суть Варфоломеевской ночи лежит в сфере политической. Многие люди (даже хорошо образованные) не совсем верно представляют себе ситуацию, породившую одну из самых масштабных акций устрашения за период до новейшего времени.
Религиозные войны (гражданский конфликт католиков и протестантов-гугенотов) начались во Франции в 1566 году и до 1570 года принесли некоторый успех протестантской стороне. В обоих лагерях имелись авторитетные, искушенные в военном деле и политике лидеры. Возможность опереться на одну из враждующих партий была возможностью получить либо сохранить власть и влияние.
Королевская семья Франции принадлежала к католической партии, но безусловным ее лидером был не король, а герцог де Гиз. Королевская власть переживала кризисный период. Хотя Генрих II и женился на Екатерине Медичи, женщине не королевских кровей, и, следовательно, не отмеченной вырождением (люди того времени больше знали о генетике, чем можно подумать), это не помогло. Сыновья Екатерины отличались плохим здоровьем и психической неустойчивостью. В таких обстоятельствах следовало опасаться переворота и смены династии, тем более, что имелся и подходящий претендент на трон – король Наварры Генрих, принадлежащий к боковой ветви семьи Бурбонов. Генрих Наваррский был одним из лидеров гугенотской партии, следовательно, королевская семья не могла допустить ее усиления.
Не могла она в полной мере доверять и собственной партии, поскольку у популярного Гиза были свои виды на престол. В таких условиях единственным выходом было уничтожить или серьезно ослабить одного из врагов, а затем уже решать проблему второго. Здесь мы и подходим к сути Варфоломеевской ночи, которая была не уничтожением религиозных диссидентов, но борьбой с армией потенциального противника
Акция была хорошо подготовлена и организована. Католики учли, что многие дворяне-гугеноты – опытнейшие солдаты, сражаться с которыми нелегко. Поэтому был создан фактор внезапности. Благодаря Александру Дюма, всем известно, что поводом для сбора в Париже цвета гугенотского дворянства стала свадьба Генриха Наваррского и принцессы Маргариты Валуа. Этикет не позволял дворянину проигнорировать такое мероприятие. Все дома, где жили гугеноты, были заранее учтены, Гизы имели в Париже обширную агентуру. Католикам-«активистам» был известен и сигнал к началу резни, и «зоны ответственности». Время тоже подобрали удачно – 03-00 24 августа 1572 года. Вероятно, это (а не только религиозная покорность судьбе) объясняет очень слабое сопротивление гугенотов – многие из них в буквальном смысле не успели проснуться.
Многие считают Варфоломеевскую ночь актом, ограниченным по месту и времени. Но это вовсе не так. Даже в Париже, где основные события и впрямь закончились до полудня 24 августа, убийства длились около недели. События перекинулись и на провинцию (в Труа, Лион, Руан, Тулузу и другие города), где избиения гугенотов продолжались около двух месяцев и были иногда страшнее парижских.
Однако необходимого политического результата Варфоломеевская ночь не дала. Из лидеров гугенотов был убит только адмирал Гаспар де Колиньи, а принц Конде и Генрих Наваррский остались живы. Не получилось и запугать гугенотскую партию, скорее наоборот. Возмущенные неоправданной жестокостью, протестанты южных провинций подняли массовое восстание, начался новый этап религиозных войн. Не добавили популярности королю Карлу и слухи о том, будто он лично отстреливал гугенотов из аркебузы прямо из окна своего кабинета в Лувре. Даже сторонники резни считали, что король не должен лично пачкать руки.
Многие потом считали, что Варфоломеевская ночь стала проклятием рода Валуа. Екатерина Медичи пережила всех своих сыновей, из которых никто не оставил наследника. Престол все-таки достался Генриху Наваррскому, который, под именем Генриха IV стал одним из самых популярных монархов Франции. Правда, протестанты от этого выиграли не слишком много, ведь Генрих считал, что Париж стоит мессы.

Пользуйтесь Поиском по сайту. Найдётся Всё по истории.
Добавить комментарий
Прокомментировать
  • bowtiesmilelaughingblushsmileyrelaxedsmirk
    heart_eyeskissing_heartkissing_closed_eyesflushedrelievedsatisfiedgrin
    winkstuck_out_tongue_winking_eyestuck_out_tongue_closed_eyesgrinningkissingstuck_out_tonguesleeping
    worriedfrowninganguishedopen_mouthgrimacingconfusedhushed
    expressionlessunamusedsweat_smilesweatdisappointed_relievedwearypensive
    disappointedconfoundedfearfulcold_sweatperseverecrysob
    joyastonishedscreamtired_faceangryragetriumph
    sleepyyummasksunglassesdizzy_faceimpsmiling_imp
    neutral_faceno_mouthinnocent
1+три=?