"Критический анализ модерна" как общий предмет истории и социологии
Переходное состояние современной глобальной цивилизации обусловливает неоднозначное толкование не только "больших теорий" прошлого, но и усложняет постановку социальноисторического диагноза современности. Например, немецкий социолог В. Вельш говорит о "нашем постмодерном модерне". Общим предметом истории и социологии остается "критический анализ модерна"
Историческим началом модерна считается индустриальная революция. Соответственно, модернизацией прогресистская идеологема считает развитие от бедных аграрных обществ к социально дифференцированному индустриальному обществу. Отмеченный тип социальных изменений экономически начала английская промышленная революция 1760-1830 гг., а политически - Французская революция 1789-1794 гг. В результате успеха этих социальных изменений доминантной формой модерна стала конкурентная демократия, основанная на согласовании интересов разных групп, и рыночная экономика с массовым потреблением. Модерн разрушил один из ведущих принципов традиции - принцип социальной иерархии, согласно которому дифференциация людей и социумов должна происходить не за вертикальными социальностатусными ступеньками, а за их природой.
В то же время появляются новые источники социального неравенства, основаниями для которого становятся индивидуализация и плюрализация жизненных стилей. Прогрессирующим становится региональное неравенство. Однако социальный мир в условиях модерной реализации проекта Просветительства становился все более доступным для познания. Зато, новое время постмодерна пришло к разделению ценностных сфер науки, морали, искусства. Известно, что до сих пор отсутствует единственная теория постмодерна. Чаще всего постмодерн кажется единственным лишь в одном, а именно - в отрицании проекта Просветительства, разрушении Больших пространств, и отрицании Большого исторического времени. Поэтому все чаще начинает казаться, что Средневековье закончилось лишь в учебниках.