Рыцари и их турниры
У многих древних народов прослеживаются отдельные элементы того, что позднее стало рыцарскими турнирами. Обряды инициации включали вручение оружие и публичные поединки как демонстрация умения им владеть. Приближенные к собственно турнирам состязания устраивались ещё в период, когда существовала Римская империя. Две команды всадников с затупленными дротиками выступали мишенью и атакующей стороной. Победа засчитывалась по очкам. Как и в средние века, применялись специальные роскошные доспехи. Появление таких игр связывают с влиянием кельтов.
Собственно рыцарский турнир, имевший чёткие правила, возникает в девятом веке. Тогда же и в следующем столетии есть упоминания о них. Вместе с тем, турниры раннего периода имели только одно явное отличие от войскового боя – стремление захватить пленника и получить выкуп, использовалось любое оружие, даже луки. Подобные соревнования проходили в Германии и Франции (неудивительно поэтому, что чуть позднее турниры будут считаться французским изобретением).
В двенадцатом и тринадцатом веках турниры были всё так же опасны, поскольку применялось лишь боевое оружие и слабые средства защиты. О проведении их оповещали за несколько недель, команды формировались территориально. Обыкновенный турнир проходил в течение светового дня, а пленных отводили в сторону, ожидать окончания игр. В основном сталкивались команды противников в конно-копейной сшибке. Основная цель обоих сторон была выбросить противника с лошади на землю либо сломать копьё о его щит. Вершиной мастерства считался такой бой, когда оба участника ломали копья, оставшись в сёдлах. Правила были ещё не упорядочены: вполне вероятно можно было увидеть, как всадник сражается с пехотинцем, а несколько человек атакуют одного либо наоборот. Выигравший поединок приобретал доспехи и лошадь проигравшего.
В следующем, тринадцатом веке, вместо этого победители стали награждаться декоративными частями доспеха и получать премии и подарки от организаторов.
Колоссальная смертность на турнирах и подрыв обороноспособности целых стран беспокоили многих правителей. Церковь тоже ополчалась против турниров, считая, что «воины Христа» обязаны сражаться лишь с еретиками и врагами веры, но не между собой.
В конце тринадцатого века появляются правила, увеличившие безопасность турниров, и особое притупленное оружие. Перечислялись те части тела, бить в которые было нельзя, а ранение туда автоматически присуждало победу. Запретили и коллективные атаки против одиночек. Турнир становится всё более театрализованным, начинает сопровождаться танцами и музыкой. Сначала число заездов с копьями было равно трём, к концу четырнадцатого века – пяти.