Истоки и сущность маоистской политики. Мао на вершине политической власти.

 

Истоки и сущность маоистской политики. Мао на вершине политической власти. Немногие политические деятели мира вызывают такие активные спори по вопросу о месте и роли в государственной и мировой политике, как Мао Цзэдун. Вопрос об оценке политической роли Мао Цзэдуна волнует не только историков, но и многих политических деятелей современного Китая. Он составляет предмет больших разногласий внутри Коммунистической партии Китая, поскольку этот вопрос имеет непосредственное отношение к дальнейшим перспективам развития и судьбе реформ в нынешнем китайском государстве. Какими бы разными ни были подходы к оценке маоистской политики, в то же время нельзя не видеть, что даже политические оппоненты Мао, такие как Ден Сяопин, настаивавший на критике позиций Мао Цзэдуна, характеризовал уклонения Мао как ошибки великого революционера, великого марксиста. В решениях VII пленума ЦК КПК, проходившего в июле 1981 года, признавалась ошибочность маоистского курса, но в то же время отмечалась его верность марксизму-ленинизму и интересам народа.
Академия общественных наук Китая, отмечая заслуги Мао Цзэдуна, подчеркивала, что он решительно отстаивал независимость Китая, противостоял курсу Коминтерна, Советскому Союзу и Америке. Лидеры китайской политики Ее отреклись от Мао Цзэдуна и его воззрений. Проходивший в ноябре 2002 года XVI съезд КПК поставил идеи Мао Цзэдуна в один ряд с идеями теоретиков марксизма-ленинизма. Этому способствовал официальный статус Мао как основателя Китайской Народной Республики, превратившейся в мощную военно-политическую и экономическую державу мира. Несмотря на попытки многих политологов свергнуть его с политического Олимпа, для многих китайцев Мао Цзэдун стоял у истоков коммунистического движения и деятельности КПК, без которой не было бы сегодняшнего Китая.
Следует иметь в виду, что данная оценка базировалась на позициях особого «социачизма с китайской спецификой» и поэтому, действительно, Мао Цзэдун стоял у истоков своеобразного подхода к социалистическим идеям и их трактовок. Основные труды Мао были написаны в конце 30-40-х годов, в которых именно тогда была сформирована теория «китайского марксизма», которая с марксизмом не имела ничего общего. Скорее марксизм использовался как ширма, за популярностью которого создавались своеобразные трактовки политики ♦социалистического Китая». Хотя это подавалось как процесс развития марксизма-ленинизма, в идеях Мао четко прослеживались традиционные черты китайского общества. Впрочем, сам он полагал, что китаизация марксизма полностью соответствовала утверждениям древних мудрецов, основным традициям и национализму китайцев. Ссылками на насилие и обман масс, как это было в период советской историографии, невозможно полностью объяснить успех Мао и его огромную популярность. Главное состоит в том, что Мао удалось приспособить традиционную структуру жизни китайцев и основные принципы восточного способа производства к потребностям китайского социализма и «ультрасовременным» идеям.
С конца 40-х годов политическая идеология Мао постоянно менялась, в зависимости от обстановки и актуальности момента. Диапазон меняющейся идеологической направленности был довольно широк — от теорий крестьянского социализма, идей народно-демократической революции до Доктрин левацкого авантюризма, нашедших свое отражение в политике «большого скачка» и «культурной революции*. Вместе с тем, политическая деятельность Мао Цзэдуна всегда определялась в основном двумя факторами: Во-первых, в меняющихся теоретических выкладках достаточно четко прослеживалась опора на традиционную китайскую философию и мировоззрение древних. Во-вторых, в основе политической деятельности всегда присутствовала борьба за личную власть. Этим определялись вся политическая деятельность руководителя КПК и весь ход дальнейших исторических событий. Поэтому вся история современного Китая сопряжена с рецидивами острой политической борьбы, которая прикрывалась самыми разнообразными й неожиданными фасадами политических проектов и лозунгов.
В своей основе маоизм отражал мировоззрение основной массы крестьян, которые в 50-е годы составляли до 80-ти процентов населения Китая, в основном беднейших слоев и пауперов. Положение основной массы крестьян особенно ухудшилось после многолетней гражданской войны и разрухи. Доля неграмотного населения страны составляла в те годы 63 процента. Поэтому маоистские идеи наилучшим образом ложились на обездоленную социальную базу и полностью совпадали с целями борьбы Мао за власть.
Жесткая модель китайского социализма, как отметил академик Г. С. Васильев, создавалась на основе конфуцианских традиций, причем, именно это обстоятельство многое в ней объясняет. Идеализм и социальный утопизм характеризовали основные положения маоизма, который опирался на основные убеждения древних мыслителей. Еще на заре формирования китайской цивилизации конфуцианская мысль выдвинула идею совершенного, идеального общества, общества Великого Единения (Да тун). В этом обществе Поднебесная перестанет принадлежать одному правителю и будет общим достоянием. Поведение людей будет регулироваться этическими нормами, обычаями и воспитанием. Задолго до Оуэна, китайский чиновник Хэ Синьинь (эпоха Мин, XVI век) попытался перестроить отношения в своем клане, создав «Общество согласия». Идея «тай пин* (великое равенство) на протяжении всей истории Китая всегда была господствующей в китайском сознании.
В Китае отсутствовали демократические традиции, нормы, институты участия человека в жизни общества и государства. На протяжении веков в стране господствовали отношения типа «государство-подданный». Привычка уважать сильную власть и стабильную администрацию и поддержание тысячелетиями уровня социальной дисциплины, сыграли важную роль в процессе формирования и утверждения маоистской власти. Исторически во главе государства стояли лидеры — ваны, императоры, позже — признанные вожди. Китайские коммунисты, с их жесткой ориентацией на установление политической диктатуры, относились к частной собственности в том же духе, что и правители конфуцианской империи. В древности торговцы не пользовались особым уважением в обществе и находились в приниженном состоянии. Государственная собственность являлась высшей его формой. Идеи этатизма (государственная собственность) всегда были сильны в китайском обществе. Эти идеи формировались на основе общинного сознания и коллективной потребности создания ирригационной системы и пр. Понимания, что природных ресурсов и основных видов товаров не хватает, государство в лице высших чиновников взяло на себя функцию распределения материальных благ по «справедливости». Поэтому Мао с вершины политической власти представлялся главным верховным распорядителем материальных благ. Это стало экономической основой проведения самых невероятных маоистских экспериментов в построении утопического общества.
Основой государственного строя в Китае была община, которая стала фундаментом развития социалистических кооперативов. Кстати, кооперативы уже в 1950 году составляли довольно значительный процент. Власти признавали самоуправление деревенских общин и предоставляли им самим разрешать внутренние конфликты. Поэтому в сознании китайцев никогда не было собственнических инстинктов, что стало впоследствии основой маоистских экспериментов. Известный китаевед В. Гелбрас отмечал, что человеческая личность в Китае формировалась в условиях зависимости от власти, но не от собственности. На протяжении веков человек служил собственности, а не наоборот. Государство в Китае всегда было организатором и проводником экономических реформ, но не общество. Государство действовало в своих интересах, которые не всегда совпадали с общественными.
По своему существу аппарат власти созданной в 1949 году Китайской Народной Республики по своей структуре стал почти копией имперского средневекового государства. На смену вану-императору и чиновничьему аппарату конфуцианских шеныни при Мао пришли коммунистические ганьбу. Партаппаратчиков тоже называли «ганьбу». Численность КПК выросла до небывалых размеров с 4,5 млн членов до 45 миллионов человек. Прекрасно зная историю своей страны, Мао Цзэдун не случайно выбрал для подражания из всех предшествующих китайских правителей императора Цинь Шихуа-на, который на протяжении всей истории китайской цивилизации был олицетворением железной руки. Первый император был для Председателя идеалом, и, по его словам, маоисты «превзошли его в тысячу раз». Объявленные идеалы «светлого будущего» в какой-то мере имитировали идеалы Мудрой Древности. Очень многое в традиционной китайской цивилизации оказалось близким и сходным с тем, что предлагали китайцам коммунисты. Даже впоследствии, осуществляя экономические реформы, китайские лидеры сохраняли многое из того, что было привычно и понятно китайскому народу в его имперском и коммунистическом прошлом.
Традиционная политическая культура Китая зиждется на основах конфуцианской этики, которая исходит из примата государственных интересов над личностью. Коммунистическая идеология и коммунистические реформы не случайно спускались «сверху», парализуя инициативу основной массы китайского народа. Мао становился не просто «Председателем», а вождем, который получил право направлять политические процессы в выгодные для государства направления. Этому способствовали конфуцианские убеждения китайцев в том, что неповиновение власти есть не просто неповиновение, а преступление и попрание морали, покушение на самые основы вселенского порядка. Вот почему поведение китайских оппозиционеров Мао Цзэдуна не выходило за рамки действующей власти, что позволяло Председателю находить решения для выхода из трудных положений в политической борьбе.
Мао Цзэдун опирался в своих воззрениях и по-своему развивал конфуцианские идеи стабильности и гармонии в обществе. Квинтэссенция учения Конфуция — идея гармонии как иерархического подчинения или единства верхов и низов. Общественная гармония и порядок были основной целью всех просветительских усилий Конфуция. Поэтому в основе моральных принципов китайского общества важнейшее значе-" ние имеют привитие чузства долга и справедливости, а также жесточайшая умеренность, экономичность, подавление эгоистических интересов. Развивая основные мысли китайских древних философов, Мао Цзэдун в практической деятельности своих экспериментов доводил их почти до абсурда, как это имело место в политике «большого скачка».
Главной задачей только что образованного государства КНР был поиск путей преодоления вековой отсталости страны в сфере экономики. Именно это стало причиной появления разногласий в КПК в 50-е годы. Мао Цзэдун находился тогда на крайнем левом фланге, утверждавшем о возможности проведения быстрой экономической реформы и роста экономики на основе использования результатов реформ по обобществлению земли, труда и средств производства. По замыслам, основная задача состояла в задействовании основных моральных стимулов и энтузиазма в решении экономических проблем страны. Не имея возможности за короткий срок создать в стране развитую экономическую базу, Мао решил прийти к реформе человеческих взаимоотношений, к стимулированию трудового энтузиазма и казарменных форм организации труда. Именно эта утопическая затея вызвала у многих членов ЦК КПК большое сомнение и протест. Уже тогда Мао Цзэдун на примере своего «старшего брата» Сталина понял, что разногласия приведут к антигосударственной деятельности всех несогласных с идеями Мао. Вот почему борьбу против инакомыслия Мао открыл с принятия 20 мая 1951 года «Положения о наказаниях за контрреволюционную деятельность», после чего сразу же поднялась волна политических репрессий. Разворачивалась деятельность показательных судов, которые, как правило, заканчивались приговором к смертной казни.

VIII съезд КПК, прошедший в мае 1958 года, стал переломным рубежом в экономической и политической жизни страны. «Левацки» настроенные маоисты, отвергая путь постепенных преобразований, поставили задачу опережения СССР и других стран с помощью политики «трех красных знамен», под которыми подразумевались «генеральная линия», «большой скачок» и «народные коммуны». Основным девизом новой политической программы стал лозунг, гласивший: «Несколько лет упорного труда — десять тысяч лет счастья». Генеральная линия преследовала цель построения в Китае основ коммунистического общества и превращения его в центр мирового коммунистического движения. Это обосновывалось ревизионистским перерождением Советского Союза и существенным отличием его модели социалистического строительства. В планы «большого скачка» входило решение добиться увеличения темпов роста объема валовой промышленной продукции на 45%, а сельского хозяйства — на 20 процентов. В связи с урожаем 1958 года эти цифры были еще более увеличены. Поэтому пятилетний план, принятый VIII съездом партии, был пересмотрен в связи с новыми задачами. Приоритетным направлением в сфере экономики провозглашалось производство чугуна и стали. Ставилась задача в ближайшие годы поднять выплавку стали с пяти до ста миллионов тонн. Всюду, где это было возможно, создавались примитивные чугун-нолитейные печи, сталеплавильные агрегаты. В «битве за сталь» участвовало более 90 миллионов человек, которые практически не имели представления о металлургии.
В области сельского хозяйства был намечен 12-летний план развития, который предусматривал реальное увеличение его продукции в два раза. Перед партийными органами была поставлена задача мобилизовать все силы на осуществление преобразований крестьянских кооперативов в «народные коммуны». Первая коммуна появилась в 1958 году, и ее опыт сразу внедрялся по всей стране. Основное содержание политики маоистов в аграрном секторе состояло в укрупнении кооперативов и полном обобществлении труда и средств производства. Обобществлено было все, что только можно было обобществить. Запрещалось иметь личное подсобное хозяйство. Вводились так называемые «коммунистические принципы», при которых личная заинтересованность считалась враждебной новому политическому курсу. Все потребление уравнивалось. 1 Эта политика означала переход страны к грубо уравнительному коммунизму, идеям, раскритикованным еще в период начала анархистского движения. С организационной точки зрения полевые бригады и звенья превращались в военизированные организации: создавались отделения, взводы, батальоны и т. д. Под контроль государства поставлен самый высокочтимый институт китайцев — семья. Тотальное огосударствление собственности осуществлялось на основе создания трудовых армий и военизированного труда. Принципы «казарменного коммунизма» нашли свое законченное выражение. К этим реформам привела «ультрареволюционная» политика Мао Цзэдуна, отражавшая массовое устремление беднейших слоев крестьянства к крайнему обобществлению и построению коммунизма «сразу и везде». Таким образом, маоизм — это идеология пауперов и люмпенов, идеология крайнего, грубого уравнительства, отражавшая отчаяние изголодавшихся людей. Лучшие идеалы китайцев были приспособлены к новой идеологии коммунистического общества. Надо сказать, что не сразу основная масса китайского населения осознала пагубность этой политики, а скорее, напротив, поддержала основные устремления и идеи «генеральной линии». В этом заключается секрет той огромной популярности, которую приобрел Мао как выразитель интересов китайского народа. Идеологические корни маоизма кроются в конфуцианстве и даосизме, отражавших раннесредневековые общественные отношения. Пять томов сочинений Мао — это ссылки на источники и мудрость древних. Китайский социализм принял худшие черты феодально-деспотической культуры. Вот почему Мао выступал как консерватор-реакционер, возвращая общество назад, к прежним, раннесредневековым отношениям и порядкам. Об этом говорит и факт борьбы с Конфуцием, которая развернулась в период наивысшего подъема культа личности Мао. Мао Цзэдун сам пожелал выступить в роли нового Конфуция. Китайские маоистские цитатники являлись в некотором роде своеобразным библейским набором различных изречений Мао на все случаи жизни.
Коммунизм Мао быстро дискредитировал себя. Уже на следующий год отрицательные результаты маоистской политики стали слишком заметны. Зима 1959—1960 года стала для Китая катастрофической. В стране обозначились признаки голода. За годы «большого скачка» валовая стоимость продукции народного хозяйства сократилась на одну треть, национальный доход — на четверть. Первые симптомы краха политики Мао стали очевидны. В городах были введены карточки на все виды товаров народного потребления, в основном только для работающих. В это время рождается теория «голодного коммунизма», которая представляла жалкое оправдание тяжелой экономической ситуации, сложившейся в стране. Лозунги «потуже затянуть пояса» и примеры из практики коммунистического строительства (»Учиться у*Дацина и Дачжая») не смогли заглушить растущее в стране недовольство. Опубликованные Документы свидетельствуют о серьезном сопротивлении линии Мао внутри Коммунистической партии Китая.
Первым, кто сумел бросить вызов маоизму, стал маршал и министр обороны Пын Дэхуай. Он написал Мао официальное письмо, правда, в достаточно мягких тонах, в котором говорил о полном провале «политики трех знамен», что Китай находится на грани экономического хаоса, голода и нищеты. Автор письма достаточно ясно указал на основного виновника сложившегося положения в Китае, он привел в качестве примера слова Председателя Мао о том, что «командовать всем должна политика». Большинство членов ЦК КПК были также настроены не в пользу провозглашенного курса Мао Цзэдуна, в их числе был и Дэн Сяопин. Сложившееся положение было настолько серьезным, что Мао Цзэдун решил уйти с поста Председателя КНР, уступив его своему заместителю по партии Лю Шаоци, также неодобрительно относившемуся к политике «генеральной линии» и «большого скачка». Никто официально не объявлял о прекращении политики маоизма, но под общим руководством Лю Шаоци и Дэн Сяопина положение в стране удалось немного исправить, удалось добиться восстановления сельского хозяйства за счет реформирования народных коммун и обеспечить незначительный подъем производства. Лю Шаоци и Дэн предлагали пойти на частичное восстановление в сельской местности системы единоличных хозяйств и развитие рыночных отношений. В 1962 году открылись коммерческие магазины, в которых можно было купить продукты не по карточкам, но по очень высоким ценам.
Мао Цзэдун прекрасно понимал, что неудачи политического курса и провалы реформ в экономике создавали реальную угрозу его политической власти. В этой тяжелей для него ситуации Мао сумел не только-удержать власть в своих руках, но и упрочить ее. Мао Цзэдун применил ряд тактических приемов и политических интриг для обвинения и устранения политических противников. Он угрожал расколом в партии и руководстве, масштабной гражданской войной. Мао сумел запугать многих партийных лидеров. Он поставил перед Политбюро вопрос о доверии к самому себе. Мао не составляло большого труда представить старого вояку Пына в виде основной угрозы единству партийных рядов. Под флагом борьбы с перерожденцами, сторонниками капиталистического развития развернулась борьба против всех противников Мао Цзэдуна за установление единства в партии и стране. На одном из пленумов Пын Дэхуай был снят с поста министра обороны и выведен из членов Политбюро, затем посажен под домашний арест. Пост министраобороны занял сторонник Мао Цзэдуна маршал Линь Бяо. Обладая огромной властью и авторитетом, Мао продолжал окружать себя верными и преданными людьми.
Официальная пропаганда сделала упор на зосхваление идей Мао Цзэдуна. Тиражи его работ увеличиваются до десятков миллионов экземпляров, в официальной пропаганде его стали называть «Великим кормчим». Пропаганда стала мощным орудием в борьбе Мао за власть. Он подготавливал массы к продолжению радикализации и переменам в Китае. Борьба против противников Мао увязывалась с политикой борьбы против ревизионизма и бюрократизма. Главными виновниками назывались империалисты и ревизионисты из СССР. В Китае не восприняли критику культа личности Сталина на XX съезде КПСС. «Весна» Хрущева расценивалась как перерождение Советского Союза, как начало его капитализации. Именно поэтому Мао боялся тени Хрущева. И чем дальше заходили маоисты по пути «социализма с китайской спецификой», тем больше отношения между странами ухудшались. Маоизм возобладал как разновидность сталинизма. Первый пробный выпад против СССР был сделан на Совещании представителей коммунистических партий в Москве в 1957 году. Мао Цзэдун сделал попытку заявить о себе как о представителе единственно верного понимания марксизма-ленинизма на всей планете. Тогда это выступление шокировало многих лидеров КПСС, а в Китае произвело впечатление. Еще большим нападкам подверглась КПСС со стороны Мао на аналогичном совещании в Москве в 1960 году, после чего между компартиями началась настоящая, идеологическая война, приведшая к серьезным ухудшениям -межгосударственных отношений.
В 1960 году в Китае вышел ряд работ и документов, подготовленных лично Мао Цзэдуном. Особую известность из них получили «Против бюрократизма», «Исторические Уроки диктатуры пролетариата» и др. Эти работы были явной подготовкой партии и народа к объявлению тезиса «об усилении классовой борьбы» при строительстве социализма. Для Мао этот тезис означал продолжение борьбы за единоличную власть в государстве. Мао Цзэдун не принял предлагаемого оппозицией выбора, а продолжил борьбу с политическими противниками за дальнейшую судьбу Китая и свою диктатуру. Он вывел Китай на путь чрезвычайных мер и острой политической борьбы, которая прикрывалась фасадом различных социалистических лозунгов и девизов.

Пользуйтесь Поиском по сайту. Найдётся Всё по истории.
Добавить комментарий
Прокомментировать
  • bowtiesmilelaughingblushsmileyrelaxedsmirk
    heart_eyeskissing_heartkissing_closed_eyesflushedrelievedsatisfiedgrin
    winkstuck_out_tongue_winking_eyestuck_out_tongue_closed_eyesgrinningkissingstuck_out_tonguesleeping
    worriedfrowninganguishedopen_mouthgrimacingconfusedhushed
    expressionlessunamusedsweat_smilesweatdisappointed_relievedwearypensive
    disappointedconfoundedfearfulcold_sweatperseverecrysob
    joyastonishedscreamtired_faceangryragetriumph
    sleepyyummasksunglassesdizzy_faceimpsmiling_imp
    neutral_faceno_mouthinnocent
три+2=?