Добро пожаловать!
Www.IstMira.Com


  
 

Добавить новость на сайт.

Зарегистрируйтесь на сайте
после сможете добавить свои новости.Регистрация

 

 

 

Контакты

 

 

логин *:
пароль *:
     Регистрация нового пользователя

НОВОЕ ВРЕМЯ

Традиционно в исторической науке принято считать, что Новое время охватывает период от XVI до начала XX в. В Беларуси этот период начался с эпохи Возрождения (Ренессанса), которая продолжалась с XVI до середины XVII в. На протяжении этих полутора столетий в социально-экономическом, этнокультурном и конфессиональном развитии Беларуси произошли весьма серьезные изменения, оказавшие существенное влияние на специфику дальнейшего исторического пути белорусского народа. Развивались города, торговля, ремесла и промыслы, проведена аграрная реформа, углублялись международные связи ВКЛ. Белорусская культура активно включилась в общеевропейский культурный процесс, что привело к достижениям в области книгоиздания, образования, литературы, архитектуры. Старобелорусский язык до конца XVII в. выполнял функции государственного языка в Великом княжестве Литовском.
Одним из наиболее известных культурных деятелей эпохи Возрождения был белорусский и восточнославянский просветитель, первопечатник Франциск Скорина из "славного города" Полоцка. Он первым издал полный перевод Библии (август 1517 г.) в г.Праге на старобелорусском языке, при этом польский перевод 'книги книг" появился почти на полстолетие позже. Скорина был автором предисловий и послесловий к своим изданиям; украшал книги высокохудожественными гравюрами. Его вклад в становление и развитие собственно белорусской культуры поистине неоценим.
Книгоиздательскую деятельность Скорины продолжали известные белорусские писатели-гуманисты, просветители, сторонники Реформации Сымон Будный и Василь Тяпинский. Под руководством С.Будного в Несвиже было организовано издательство, которое в 1562 г. выпустило в свет одно из главных произведений просветителя — "Катехизис". В.Тяпинский основал за свои средства издательство, где ему удалось издать Евангелие (одновременно на церковнославянском и старобелорусском языках). Первая типография на территории современной Беларуси была основана в 1553 г. в г.Бресте; здесь печатались книги на латинском и польском языках. На протяжении XVI—XVII вв. книгопечатание на территории Беларуси велось на четырех языках — старобелорусском, церковнославянском, польском и латинском. Весомый вклад в развитие белорусской культуры, просвещения внесли т.н. "братские типографии", издававшие не только религиозную литературу, но и учебные, полемико-публицистические книги.
С середины XVI в. на белорусских землях начали довольно быстро распространяться идеи Реформации, что привело к появлению еще одной христианской конфессии — протестантской. В большинстве сторонниками протестантизма были представители феодальной знати, а основная масса "прос". го народа" не поддержала Реформацию. Поэтому в Беларуси реформационное движение не приобрело такого размаха, как в странах Западной Европы. Однако в целом Реформация способствовала развитию книжного дела, образования, других сфер белорусской культуры. Правда, в Беларуси она продержалась немногим более столетия и во второй половине XVII в. под влиянием усиления Контрреформации практически совсем сошла с исторической сцены.
Во второй половине XVI в. на территории ВКЛ была проведена аграрная реформа — т.н. "волочная помера". В соответствии с великокняжеским законом 1557 г. крестьянские семьи получали в свое пользование определенное количество земли ("волоку", равную 21,36 га), с которой начислялись натуральные и денежные повинности. Фактически крестьяне прикреплялись к своим земельным участкам, потому что выход с полученной земли ограничивался рядом условий. Аграрная реформа была проведена в основном на землях центральной и западной Беларуси и привела к замене общинного землепользования подворным, к распространению нового типа поселений — фольварков. В то же время в восточной части Беларуси долгое время продолжали сохраняться прежние порядки, а в соседней Российской державе общинный строй был очень устойчив и начал постепенно разрушаться только в начале XX в., в связи со "столыпинской аграрной реформой". Белорусская шляхта в поисках возможностей увеличения прибылей от своих приватных (частных) хозяйств вынуждена была пойти на создание т.н. "фольварков" — крупных хозяйственных комплексов с пашенными землями и использованием труда крепостных крестьян.
В конце XV - начале XVI в. усилилось противостояние между Великим княжеством Литовским и Московским государством за обладание восточнославянскими землями, значительная часть которых входила в состав ВКЛ. Это привело к войнам 1492-1494, 1500-1503, 1507-1508, 1512-1522, 1534-1537 гг. Особенно тяжелой и разрушительной была Ливонская война (1558-1583), неудачи в которой вынудили великого князя и местную шляхту пойти на военный и государственный союз (унию) с Польским государством. С другой стороны, Польша сама желала пойти на подобную унию, так как это позволило бы более успешно распространять католичество на восточных землях, а польским магнатам, шляхте получить в свое распоряжение новые земли, должности, награды, привилегии и т.д.
В июле 1569 г. в г.Люблине был принят акт унии, в соответствии с которым два ранее существовавшие самостоятельно государства (Польское Королевство и Великое княжество Литовское) объединились в одно федеративное государственное образование — Речь Посполитую. Высшим органом власти был объявлен общий сейм; монарх также был единым. Однако Великое княжество Литовское имело право на свои собственные административный аппарат, титул, печать, армию, законодательство, судебные учреждения. Кроме того, поляки и другие иностранные подданные получали право на получение в ВКЛ административных должностей и земельных владений. В рамках Речи Посполи-той Вяликое княжество Литовское просуществовало более двух столетий, вплоть до конца XVIII в. — до времени разделов Речи Посполитой между Российской империей, Австрией и Пруссией.
В 1588 г. был принят Статут Великого княжества Литовского, который являлся самым совершенным высшим законодательным актом во всей тогдашней Европе. Этот Статут закреплял государственный суверенитет (независимость) ВКЛ и действовал вплоть до 1840 г. Кроме того, в Статуте ВКЛ подтверждалась государственность белорусского языка, были объявлены свобода вероисповеданий, запрет "чужеземцам" приобретать землю и занимать государственные посты на территории княжества и т.д. В 1579 г. была основана Виленская академия (впоследствии называлась университетом) — первое на территории Великого княжества Литовского высшее учебное заведение.
В октябре 1596 г. в Бресте была заключена церковная уния, что привело к появлению еще одной христианской конфессии -греко-католической (униатской). В соответствии с условиями унии православная церковь признавала верховенство римского папы, католическую догматику, однако сохранила свою собственную обрядность. Сторонниками униатства чаще всего становились местные крестьяне, часть горожан и мелкой шляхты. В конце XVIII в. униатскую веру исповедовало уже около 75 процентов населения белорусских земель, что дало основание многим деятелям белорусской культуры называть унию "национальной религией" нашего народа. Униатство просуществовало на Беларуси около двух с половиной столетий и внесло немалый вклад в развитие белорусской культуры, образования и языка (прежде всего благодаря созданию униатских монастырей, храмов и школ, изданию религиозных книг, проведению богослужений и церковных песнопений на белорусском языке).
Однако в начальный период своей истории униатство распространялось среди граждан Беларуси довольно медленно и непросто. Иногда местные жители православного вероисповедания сопротивлялись введению греко-католической веры. Наиболее известным фактом такого сопротивления было убийство в ноябре 1623 г. витебскими мещанами униатского архибискупа Иоса-фата Кунцевича (который в 1367 г. был объявлен папой римским святым).
В целом если до середины XVII в. в Беларуси шли процессы постепенной консолидации белорусского этноса, его относительно стабильного и устойчивого экономического, политического и культурного развития, то со второй половины XVII в. ситуация радикальным образом изменилась в худшую сторону. Тринадцатилетняя война 1654-1667 гг. между Московской державой и Речью Посполитой стала настоящей национально-демографической катастрофой для белорусского народа. Во время войны многие белорусские жители (преимущественно крестьяне) поднялись на вооруженную партизанскую борьбу. Наиболее крупным выступлением такого рода было Могилевское восстание (февраль 1661 г.), в результате которого повстанцы уничтожили весь размещенный в городе многотысячный царский гарнизон.
В результате военных действий середины XVII в. население Беларуси сократилось более чем наполовину (на 53 процента), причем на восстановление довоенного уровня потребовалось около 200 лет. Вскоре после завершения войны, со второй половины XVII в., активно проводилась полонизация белорусских земель, а еще через столетие, с конца XVIII в., начали заметно усиливаться русификаторские процессы. Полонизация преимущественно затронула привилегированные слои белорусского общества — в первую очередь магнатство, шляхту и часть местных мещан.
Более двадцати лет продолжалась Северная война (1700-1721) между Российской державой и Шведским королевством. В результате этой войны население Беларуси сократилось примерно на треть — на 800 тыс. человек. На протяжении второй половины XVII—XVIII в. Речь Посполитая находилась в состоянии глубокого экономического упадка и политического кризиса; нормализация экономической жизни на Беларуси началась только со второй половины XVIII в.
В первой половине XVIII в. происходили народные выступления против усиления крепостнической зависимости и увеличения размеров различных повинностей крестьянского населения. Одним из наиболее крупных вооруженных выступлений подобного рода было Кричевское восстание 1743-1744 гг. Несмотря на жестокую расправу с повстанцами (сотни человек были убиты или попали в плен), владельцы Кричева вынуждены были пойти на некоторые уступки местным жителям.
В Речи Посполитой постепенно усиливался политический кризис. Он был в немалой степени обусловлен тем, что фактически отсутствовало централизованное правление, а почти вся власть в государстве находилась в руках одного наиболее привилегированного сословия — шляхты, которая пользовалась т.н. "золотыми шляхетскими вольностями". Власть короля и великого князя ограничивалась решениями сеймов, в деятельности которых использовалось право каждого шляхтича-посла объявить "liberum veto" (свободный запрет) на любые постановления сейма. В результате Речь Посполитая превратилась в своеобразную "шляхетскую республику". Постановления на сеймах могли приниматься только в случае единодушного голосования (это привело к тому, что за период с 1652 по 1764 г. были сорваны 44 сейма из 80). Шляхта составляла около 10 процентов от количества всего населения Речи Посполитой, что намного превышало соответствующие показатели в других европейских державах (например, во Франции дворянство составляло не более одного процента общей численности населения).
Во второй половине XVIII в. усилилась борьба за власть между различными магнатскими группировками, что привело к активизации вмешательства зарубежных держав (прежде всего России, Австрии и Пруссии) во внутренние дела Речи Посполитой. В результате в августе 1772 г. произошел первый раздел Речи Посполитой, по которому к России были присоединены восточно-белорусские земли (Полоцкое, Витебское, Мстиславльское, часть Минского воеводства), а к Австрии и Пруссии — часть украинских и польских территорий. После этого тысячи местных жителей, не желавших жить и работать на новую власть, были вынуждены переселяться в неоккупированные районы Речи Посполитой.

В результате деятельности четырехлетнего общегосударственного сейма была принята Конституция 3 мая 1791 г., которая стала первой в Европе и второй в мире (после Конституции США 1776 г.). В соответствии с ней Речь Посполитая была объявлена конституционной монархией, в которой имело место разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную, провозглашалась свобода печати и совести, расширялись политические права горожан, отменено право "liberum veto", в целях ограничения крепостничества устанавливалась опека государства над зависимыми крестьянами и т.д.
Однако через два года, в январе 1793 г., произошел второй раздел Речи Посполитой, по которому к России отходили земли центральной Беларуси (прежде всего Минское воеводство). Была отменена Конституция 1791 г., возвращено крепостное право, а сторонники проводимых преобразований вынуждены были эмигрировать в соседние страны.
Вскоре после второго раздела Речи Посполитой на территории Польши и Беларуси началось восстание 1794 г. под руководством Тадеуша Состюшки. Основными целями этого восстание были восстановление Речи Посполитой в границах 1772 г. и Конституции 1791 г., освобождение оккупированных земель, проведение демократических реформ в обществе. Однако силы противников были неравными, и восстание, начавшись весной 1794 г., к середине осени того же года было полностью подавлено.
Уже в следующем 1795 г. произошел третий, последний и окончательный раздел Речи Посполитой. После этого вся территория этнической Беларуси вошла в состав Российской империи. Таким образом, в результате трех разделов в конце XVIII в. был положен конец существованию этого в прошлом весьма крупного и могущественного независимого государства.
В конце XVIII-начале XIX в. был произведен административно-территориальный раздел белорусских земель по российскому образцу — были созданы губернии и уезды. Местная шляхта в случае принесения присяги на верность императору получала все права российского дворянства. Однако проводился т.н. "разбор шляхты", в результате которого многие представители местной шляхты не смогли доказать свои права на дворянское звание.
Происходили массовые конфискации земель местных оппозиционно настроенных магнатов и дворян, которые обычно раздавались переселявшимся сюда российским чиновникам, военным, дворянам. Было отменено магдебургское право, просуществовавшее на землях Беларуси около четырех столетий; по специальному указу униаты переводились в православие. Православная церковь получила статус государственной, а католическая лишилась своих прежних преимуществ.
Белорусские крестьяне в Российской империи переводились с денежного оброка (чинша) на более тяжелую панщину. Сюда из внутренних российских губерний переселились многие помещики, чиновники, священники. Белорусские города лишались и старых гербов, заметно возросли размеры налогов, вводилась обязательная рекрутская повинность (сначала рекруты служили в армии 25 лет, позднее этот срок был уменьшен до 15 лет).
В XVIII в. в Беларуси началась эпоха Просвещения, когда главными приоритетами объявлялись разум, наука, просвещение. Основными художественными стилями стали барокко, классицизм, рококо, сентиментализм. В 1775-1781 гг. существовала Гродненская медицинская академия. В 1812-1820 гг. действовала Полоцкая иезуитская академия — высшее католическое учебное заведение.
В июне 1812 г. началась российско-французская война, известная в истории под названием Отечественная война 1812 года. Во время этой войны часть белорусской шляхты поддержала "Великую армию" французского императора Наполеона Бонапарта в надежде на его помощь в восстановлении Великого княжества Литовского и Речи Посполитой. В то же время большинство крестьян выступили против французов (прежде всего из-за разорительных реквизиций) и вели с ними партизанскую борьбу. Война принесла огромные потери белорусскому народу — погиб или умер от голода практически каждый четвертый житель (около одного миллиона человек), почти наполовину уменьшились поголовье скота и посевные площади.
Великая Французская революция 1789 г., война 1812 г. привели к активизации национально-освободительного движения в Беларуси. В начале XIX в. в некоторых учебных заведениях (прежде всего в Виленском университете) возникли первые кружки и организации, которые выступали за возрождение бывшей Речи Посполитой, проявляли интерес к белорусской культуре (народным обрядам, традициям, праздникам, языку и т.д.). Одной из наиболее известных и значительных организаций подобного типа было созданное в 1817 г. тайное патриотическое Товарищество филоматов и филаретов, в состав которого входили преимущественно студенты Виленского университета (например, Адам Мицкевич, Томаш Зан, Ян Чечот и др.). Оно просуществовало около шести лет; в 1823 г. общество и несколько его нелегальных филиалов были раскрыты царской полицией, а наиболее активные участники попали в тюрьму или в ссылку.
В 1830 г. на территории Польши и Беларуси вспыхнуло национально-освободительное восстание. Наиболее организованными действия боевых отрядов были в западных районах. Основную часть повстанцев составляли представители шляхетского сословия, которые выступали против царского самодержавия, за восстановление Речи Посполитой в границах 1772 г.
После подавления восстания в 1831 г. у местной шляхты конфисковывались поместья, отбирались дворянские права. В 1832 г. был закрыт Виленский университет. Вместо названия "Белоруссия" официально вводилось понятие "Северо-Западный край" (1840). Было отменено действие Статута ВКЛ 1588 г. В феврале 1839 г. на церковном соборе в Полоцке произошло присоединение униатской церкви к русской православной, в следующем году было запрещено вести церковные богослужения на белорусском языке.
В новых условиях национально-освободительное движение заметно ослабело и проявлялось преимущественно в форме нелегальной деятельности отдельных тайных организаций (например, в Минске, Вильно). Даже революционные события 1848 г. во многих европейских странах (Великобритании, Франции, Германии, Италии и др.) не оказали существенного влияния на общественно-политическую ситуацию в Беларуси. Активизация национально-демократического движения наступила только в конце 50-60-х гг. XIX в.
К середине XIX в. отчетливо проявились кризисные тенденции в развитии сельского хозяйства в Российской империи. Об этом свидетельствовало постепенное обезземеливание и обеднение местного крестьянства и в то же время возрастание их многочисленных повинностей (панщина, чинш, строительство хозяйственных построек в панских дворах, ремонт и строительство дорог, перевозка различных грузов и т.д.). Своеобразным ответом стало усиление антикрепостнических настроений крестьян, их активное участие в массовых выступлениях против всевластия помещиков. Подобные стихийные, чаще всего неорганизованные бунты без особого труда подавлялись царскими войсками и полицией, однако явно назревала необходимость реформирования малоэффективного сельского хозяйства. Вообще в первой половине XIX в. помещичьи крестьяне составляли примерно 75 процентов всех местных крестьян; 20 процентов приходилось на долю государственных (казенных) крестьян, а остальные 5 процентов составляли т.н. "вольные люди".
В феврале 1861 г. были подписаны Манифест и Положение об освобождении помещичьих крестьян от крепостной зависимости. Кстати, австрийский император отменил крепостное право еще в 1781 г., на восемьдесят лет раньше, чем в Российской империи. В соответствии с условиями проведения "великой реформы" 1861 г., крестьяне для получения личной свободы были обязаны выкупить свой земельный надел, а до совершения этой выкупной операции они считались временнообязанными и за пользование землей должны были отрабатывать панщину или платить помещику оброк.
Крестьянская реформа 1861 г. имела непоследовательный, незавершенный и несправедливый характер, ибо общая сумма выкупа обычно в несколько раз превышала рыночную стоимость полученных крестьянами земельных наделов. Помещики смогли сохранить за собой более половины всей их земли; они имели право на т.н. "отрезки" в том случае, если до реформы крестьянские наделы (в регионах с преобладанием подворного земледелия) превышали установленную высшую норму. Крестьяне же, наоборот, не могли свободно распоряжаться своими земельными наделами, свободно менять место жительства. И после крестьянской реформы 1861 г. крестьяне оставались в крайне тяжелых материальных условиях. Еще в начале XX в. около 70 процентов всего белорусского крестьянства принадлежало к категории бедняков, 20 процентов — зажиточных крестьян, остальные 10 процентов — богатых.
В начале 1860-х гг. на белорусских землях усилилось революционно-демократическое движение. В июне 1862 г. вышел первый номер первой белорусской нелегальной революционно-демократической газеты "Мужыцкая праўда" (издавалась на латин-ке), которую выпускали белорусские революционеры-демократы К.Калиновский, В.Врублевский, Ф.Рожанский и др. В 1863 г. началось национально-освободительное восстание на территории Польши, Литвы и Беларуси, в ходе которого оформились два различных течения: буржуазно-помещичье ("белые") и демократическое ("красные"). Если первое течение было представлено в основном крупной шляхтой, помещиками и ориентировалось на восстановление Речи Посполитой в границах 1772 г., то во втором преобладали представители малоземельной шляхты, разночинной интеллигенции, студенческой молодежи.
Наиболее радикально настроенные из лагеря "красных" выступали за ликвидацию помещичьего землевладения, право народов на самоопределение и независимое развитие. Во главе "красных" стояли К.Калиновский и его сторонники, которые хотели придать движению повстанцев широкий всенародный размах. Однако большинство местных крестьян не поддержало восстание, что вместе с противоречиями в среде руководства и недостаточной организованностью привело вскоре к его подавлению многочисленными царскими войсками. В результате 128 человек были повешены или расстреляны, около 12 тысяч — отправлены в ссылку или на каторгу, конфисковывались имения участников восстания, закрывались многие костелы, учебные заведения. Местные учителя, медицинские работники, чиновники были переведены на службу в центральные губернии России, а на их место оттуда приглашены новые.
В 1884 г. в Петербурге вышло несколько номеров подпольного журнала "Гомон", органа белорусской фракции революционно-демократической организации "Народной воли". Авторы этого издания призывали всех белорусов бороться за свои интересы и за федеративную автономию края. Одним из "отцов" белорусского национально-освободительного движения с полным правом можно считать Франтишка Богушевича, который принимал участие в восстании 1863 г., а в 1891 г. в Кракове издал книгу стихов "Дудка беларуская", где призывал белорусов любить свою Родину, свой родной язык.
В конце ХІХ-начале XX вв. в Беларуси заметно усилилось рабочее движение (преимущественно в виде экономических и политических стачек, забастовок, собраний, митингов). Во главе белорусского национально-освободительного и культурно-просветительского движения в начале XX в. стояла первая белорусская политическая партия — Белорусская социалистическая громада (БСГ), основными целями деятельности которой были свержение царского самодержавия, установление демократических прав и свобод, государственная автономия белорусского края в составе демократической федеративной России.
Первой легальной общественно-политической и литературной газетой на белорусском языке была "Наша доля", которая выходила в свет всего лишь пять месяцев (август 1906-январь 1907 г.) и была закрыта по политическим и цензурным соображениям. Ее своеобразной заменой и продолжательницей была еженедельная газета "Наша ніва" (1906-1915), которая стала настоящим духовным центром национально-культурного движения в Беларуси. За десять лет газета многое сделала для развития белорусской культуры, для формирования национального самосознания населения. На ее страницах печатались многие произведения наиболее талантливых белорусских писателей, публицистические статьи, письма читателей со всех регионов Беларуси и т.д.
В 1906 г. в Петербурге было создано первое белорусское легальное издательство "Загляне сонца і ў наша ваконца", которое до начала первой мировой войны выпустило около 40 белорусских книг (учебников, произведений белорусских писателей, переводных изданий) общим тиражом более чем 100 тыс. экземпляров. В 1910 г. по инициативе И.Буйницкого был создан первый профессиональный театр в Беларуси.
В 1905-1907 гг. в Российской империи произошла первая буржуазно-демократическая революция. Наиболее активное участие в революционных событиях принимали рабочие и солдаты, которые выдвигали преимущественно политические лозунги. В десятках городов и местечек Беларуси на протяжении 1905-1907 гг. состоялось множество рабочих митингов, демонстраций, крестьянских и солдатских выступлений против самодержавия и пережитков крепостничества (прежде всего помещичьего землевладения). Преобладали экономические и политические требования.
Под влиянием усиления революционного движения царь Николай II подписал манифесты о введении в России парламента (Государственной думы), провозглашении демократических свобод (в том числе свободы слова, печати, организаций, собраний и т.д.), что объективно открывало возможности для прогрессивного социально-экономического и политического развития всей Российской империи. Однако в июне 1907 г. в связи с нарастанием оппозиционного властям характера деятельности II Государственной думы она по приказу царя была распущена. Первая буржуазно-демократическая революция была фактически завершена, но ее основные цели (свержение самодержавия, решение аграрного вопроса) оказались недостигнутыми.
Вскоре была проведена столыпинская аграрная реформа, в результате которой были созданы многочисленные хутора и отруба. Одновременно проводилось переселение малоземельных крестьян во внутренние губернии Росси. До начала войны 1914 г. с территории Беларуси было переселено более 360 тыс. человек, часть из которых вскоре вернулась на Родину. В целом реформа помогла несколько увеличить производство сельскохозяйственной продукции. Земская реформа была проведена в Беларуси только в 1911 г., на полстолетия позже чем во внутренних губерниях Российской империи.
Легенда о добровольном рабстве

 
Разместил: admin

 

Www.IstMira.Com