Возникновение государственности

 

Усовершенствование орудий труда и жизнь общины. Греческие государства возникали по ряду причин и при определенных условиях. Дорийское завоевание задержало развитие Греции. От крито-микенского времени остались достижения: гончарный круг, обработка металлов, корабль с парусом, выращивание оливы и винограда. На территории Греции утвердился первобытнообщинный строй. В X — вв. до н. э. распространяются железные орудия труда. Найдены долото, тесло, серп. Острыми и твердыми орудиями труда человек в одиночку мог все делать быстрее и лучше.
Как жили общинники, рассказал Гомер. Он описал щит Ахилла, будто бы изготовленный самим богом кузнечного ремесла Гефестом. На одном рисунке земледельцы пашут землю, подгоняя волов. На втором женщины работают острыми серпами. Дети охапками подают колосья вязальщикам. В общинах владельцев наделов меняли, чтобы лучшими землями могли пользоваться и другие. Во времена, о которых повествует «Одиссея», переделы земли прекратили. Община отводила наделы в 20— 30 га представителям родовой знати. Кроме того, Одиссей имел много стад скота, которые паслись на общинных землях.
В общине к ремесленникам относили всех, кто не занимался земледелием: кузнецов, плотников, жрецов, лекарей и прочих. Известны ремесленники по металлу, дереву, шкуре, глине. Оседлым ремеслом было кузнечное, остальные — странствующими (когда ремесленник со своим инструментом переходил туда, куда его приглашали).

Разложение первобытной общины.Надел земли обеспечивал свободу и права общинника. Земледелец был членом Народного собрания, вместе со всеми участвовал в праздниках и приносил жертвы богам. Неурожай, нападение иноземцев, многодетность и прочие причины приводили к дроблению или к потере надела. Потерявших землю общинников Гомер называл фетами, батраками. Одиссей, боясь женихов своей жены Пенелопы (они думали, что он погиб), вернулся домой под видом фета, нищего. Феты, не нашедшие места работы, теряли права свободного человека.
Однако в «Илиаде» не упоминаются рабы-мужчины.

Во времена первобытнообщинного строя люди пользовались примитивными орудиями труда и не знали, как вырастить достаточный для жизни урожай. В таких условиях пленный — лишний едок. Его вынуждены были убивать или делать членом рода, который работал вместе со всеми. Только совместно общинники могли обеспечить себя необходимым. Поэтому Навсикая, царская дочь, со своими служанками стирает белье, а царь Одиссей гордится способностью пахать землю.

В «Одиссее» встречаются покупные рабы-мужчины, но больше было рабынь. Только цари и знать владели рабами. Рабами становились пленные или захваченные пиратами. Знать считала пиратство доблестью. Знатных пленников могли выкупить родичи, общинники же такой надежды не имели. Денег еще не было. За рабыню платили от 4 до 20 быков, за доспехи — от 9 до 100 быков.

Свободные и зависимые люди. Земля считалась собственностью всей общины, однако появились богатые и бедные люди. Гомер называет богатых и знатных аристократами («наилучшими»). Они стали богатыми потому, что пользовались большими наделами общинной земли, которые обрабатывали малоземельные общинники, феты и рабы. Поэтому только аристократы имели свободное время, чтобы тренироваться в беге, бросании копья, диска, содержать боевого коня, купить панцирь, поножи, кожаный щит, обитый медью, бронзовый шлем. Они становились в первые ряды народного ополчения, служа интересам всей общины. Знать руководила общиной, вершила суд, объясняла волю богов. Собрание воинов постепенно утратило свою главную роль, которую оно играло при первобытнообщинном строе.
Используя труд фетов и рабов, военно родовая знать захва тывала общинные земли. Доведенные до нищеты сородичи брали в долг деньги, просили волов для обработки своих участков земли. Отдать они должны были больше, чем брали в долг. Должник, который не мог расплатиться, отдавал в долговое рабство детей, жену и, наконец, себя самого.
В VIIIVI вв. греческие металлурги научились лучше выплавлять железо из руды и закаливать железные изделия на наковальне, получать сталь. Мастер Главк с острова Хиос паял железные куски. Мастера Ройк и Феодор с острова Самос изготовляли тонкие и твердые листы бронзы. Земледельцы и ремесленники начинают торговать. В начале VII в. до н. э. появились серебряные деньги. Ремесленники поселяются компактно, в одном месте, что содействует развитию городов.

Понятие о государстве.
Расслоение на богатых, людей среднего достатка и бедных ускорилось. Поэт-крестьянин Гесидд (жил на рубеже VIIIVII вв. до н. э.) рассказал о жизни крестьян Беотии. В хозяйстве Гесиода работали он сам, женщина-рабыня и мальчик-раб. Гесиод нанимал на полевые работы фетов, а на зиму — батрачку. Значит, в те времена рабами стали владеть не только аристократы, но и часть общинников. Часть крестьян попала в долговое рабство. Ремесленники, поселившиеся в городе, приобретали привозных рабов, купленных или захваченных чужеземцев, но не своих общинников.
Гесиод объяснил, почему он не хочет жить в свой век, который он назвал железным:
Дети — с отцами, с детьми их отцы сговориться не смогут. Чуждыми станут товарищ товарищу, гостю — хозяин. Больше не будет меж братьев любви, как бывало
когда-то...
Старых родителей скоро совсем почитать перестанут; Правду заменит кулак. Города подпадут разграбленью... Где сила, там будет и право.
В гимне труду Гесиод утверждает:
Голод, тебе говорю я, всегдашний товарищ ленивца.
Труд рабов, батраков в пользу Гесиода, который сделал его зажиточным, не учитывается.
Необходимость держать в покорности рабов, организовывать работу на земле своей общины и охранять ее границы, захватывать соседние земли сделали неизбежным создание новой организации свободных граждан — государства. Оно регулировало трудовые отношения между людьми, между бедными и богатыми гражданами, чтобы они в борьбе за землю, рабов и деньги не перебили один другого и сами не уничтожили свое же общество.
Греческие поселения за границами Балканского полуострова.Около 750 г. до н. э. часть жителей Халкйды, с острова Эвбеи, основала в южной Италии город Кумы. Поселенцы из Коринфа достигли острова Сицилии. На юге современной Франции появилась Массилия. Жители Мегар построили Византии на берегу Боспорского пролива. Это был путь в Понт Эвксйнский («хороший путь») — так греки называли Черное море.
*6. Причерноморские поселения. Выходцы из Милета (расположен на побережье Малой Азии) поселились на современном острове Березань (Буго-Днепровский лиман). На правом берегу Буга появилась Ольвия (теперь деревня Парутино), Феодосия в Крыму, Пантикопей (современная Керчь). На Кавказском побережье известны Диоскуриада (район Сухуми), Фасис (Поти). Эти поселения назывались колониями. Город, выселивший колонистов, назывался метрополией. Он поддерживал с колонией постоянные связи. Колонисты торговали с местным населением. Часто они подчиняли племена путем завоевания.
На рубеже VIV вв. греческие колонии Керченского пролива и восточного побережья Азовского моря объединились в Боспорское царство. Пантикопей стал его столицей.
Колонизация подняла хозяйство и торговлю греческих государств. Остров Эгина процветал за счет вывоза гончарных изделий в греческие города. Аттика продавала оливковое масло, Коринф — парфюмерные сосуды.

Пользуйтесь Поиском по сайту. Найдётся Всё по истории.
Добавить комментарий
Прокомментировать
  • bowtiesmilelaughingblushsmileyrelaxedsmirk
    heart_eyeskissing_heartkissing_closed_eyesflushedrelievedsatisfiedgrin
    winkstuck_out_tongue_winking_eyestuck_out_tongue_closed_eyesgrinningkissingstuck_out_tonguesleeping
    worriedfrowninganguishedopen_mouthgrimacingconfusedhushed
    expressionlessunamusedsweat_smilesweatdisappointed_relievedwearypensive
    disappointedconfoundedfearfulcold_sweatperseverecrysob
    joyastonishedscreamtired_faceangryragetriumph
    sleepyyummasksunglassesdizzy_faceimpsmiling_imp
    neutral_faceno_mouthinnocent
три+2=?