Художественная культура современной России.

 

Вместо характерного для перестроечных лет отражения трагических событий советского времени в литературе началось «обнажение язв» реальной жизни. Катастрофичность, которая была заметна в произведениях второй половины 1980х гг., уступила место ироничности и гротеску в произведениях В.А. Пьецуха, В.О. Пелевина и других писателей. Представление о жанрах и темах в современной литературе можно составить, перечисляя российских лауреатов премии «Букера», присуждаемых ежегодно, начиная с 1992 г., «За выдающиеся заслуги в русской литературе»: М.С. Харитонов, В.С. Маканин, Б.Ш. Окуджава, Г.Н. Владимов, А.Н. Сергеев, Л.Е. Улицкая и другие. Признание их таланта открывало перед писателями дорогу на международный книжный рынок. Однако в самой России творчество букеровских лауреатов постоянно вызывало неоднозначную реакцию, поэтому в 1995 г. «Независимой газетой» была учреждена российская премия «Антибукер». Лауреатами, например, были признанны Дм. Галковский за роман «Бесконечный тупик», Тимур Кибиров за книгу стихов «Парафразис», литературный критик А. Гольдштейн — «Расставание с Нарциссом». Примечательно, что эти профессионально сделанные произведения в основном предназначены для элитарного круга читателей. В равной степени, как и видеопоэзия А.А. Вознесенского (сборникивидеомы «Витражных дел мастер», «Сакто Россия», «Старый Новый год»).
Попытки спрогнозировать будущее делали в своих произведениях, написанных в жанре антиутопии, писатели Э. Тополь («Завтра в России»), А.Т. Гладилин («Французская сэр»), А. Кабаков («Невозвращенец» и «Сочинитель»), В.С. Маканин («Лаз»). Предлагает художественную интерпретацию российской истории XX века писатель, историк по образованию В.А. Пьецух. По аналогии с диалектическим и историческим материализмом он назвал свою повесть «Роммат», то есть «романтический материализм» и пояснил в аннотации: «это — когда художник как бы ставит себя над фактом, предлагает свое... осмысление истины». Моделирует развитие мира XX века, в котором Германия оказалась победителем во Второй мировой войне, автор повести «Тихий ангел пролетел» Ф.А. Абрамов. Наконец, в повести В.О. Пелевина «Омон Ра» предметом переосмысления оказываются все мифы и архетипы советской эпохи: космос, летчики, которым ампутируют ноги, чтобы вызвать в них героический комплекс прославленного летчика Алексея Маресьева и т.д. Читателю предлагается непривычная для РУС"

России было присуще стремление подняться над описательностью и бытовизмом, найти тот единственный и точный конкретнозримый образ, который воплотил бы в себе всю полноту и драматизм многогранной жизни. В музеях и многочисленных галереях, созданных в последнее время, представлены все жанры и направления живописи: реализм, авангардизм, абстракционизм, разновидности импрессионизма, неопримитивизм и т.д.
В Третьяковской галерее в 1997 г. состоялась выставка «Лианозовская группа: истоки и судьбы», на которой были представлены работы Е.А. Кропивницкого, О.Я. Рабина, В.Н. Немухина, Л.А. Мастерковой и других художников, больше известных на Западе, чем у себя на родине. Открытием для многих стало имя И.Н. Майорова, работы которого есть в коллекциях президента Франции Ж. Ширака, экспрезидента СССР М.С. Горбачева, известной балерины М.М. Плисецкой. Благодаря учредителям галереи «Дом Нащокина» была организована выставка «Графика. Второй авангард» (Э.В. Булатов, И.И. Кабаков, О.М. Целков, Д.В. Краснопевцев). В Центральном Доме художника была открыта выставка двусторонних картин. Многие художники (Р.Р. Фальк, С.А. Врубель, З.Е. Серебрякова) часто, не имея средств, писали работы на двух сторонах холста.
Поклонники реалистического искусства только в 1998 г. имели возможность встретиться с работами В.М. Васнецова (выставка «Художники рода Васнецовых»), И.С. Глазунова, Т.Т. Салахова, М.В. Нестерова, З.К. Церетели (выставка «МоскваРоссия»). В Москве открылась картинная галерея народного художника СССР А.М. Шилова.
Осмыслению проблем современной России посвятили свое творчество художники группы «Русский пожар». На первой выставке в 1993 г. демонстрировались работы, объединенные одной темой, — октябрьские 1993 г. события в Москве. Вторая — «Город ночи» — это раздумья о судьбе и облике столицы. 50летию Победы посвящена третья выставка — «Век(тор) Победы». Реакцией художников на застой в искусстве стала очередная выставка группы с символическим девизом «Только в путь».
Страх перед творческим застоем стимулировал поиски молодых художников. Иногда эти поиски имели отчетливо выраженный популистский характер, как, например, выставкаакция художника Ю.В. Грымова «Унисекс. Начало конца». Ее цель привлечь внимание публики к проблемам модного западного течения «унисекс», то есть стирание различий между полами, демонстрация мертвой красоты среднего пола. Центральное место в этой акции заняло 13метровое полотно Ю.В. Грымова «Конец XX века». Стремление в будущее и страх перед ним — тема творческих поисков А.И. Бродского (проект моста «Памяти Третьего Рима» на московской выставке «Ожившие мосты», 1997 г.). Проблемы эстетизации распада и разрушения исследовал средствами живописи Б. Брайнин, об отчуждении людей писала Н.И. Нестерова, изображал людей с печатью физической и нравственной деградации художник С. Сорокин. Не стало менее актуальным осмысление исторических традиций России (И. Старженецкая, Т.Г. Назаренко, К. Нечитайло).
Следует признать, что между отдельными художниками и группами велись постоянные споры о степени достоверности отображения реального мира тем или иным художественным методом. Надеждой на примирение стала московская выставка 1997 г. «Гармония контрастов. Русское искусство второй половины XX века». 215 мастеров самых разнообразных творческих течений в искусстве представили на ней более 500 произведений живописи, графики, скульптуры. Впервые зрители увидели под одной крышей, в одних залах работы мастеров традиционной академической школы, представителей импрессионизма, передвижников, художниковсемидесятников, «неофициальное» искусство и произведения экспериментаторов, неопримитивистов и мистических абстракционистов. Это событие довольно символично. России, как и ее культуре, для возрождения прежде всего необходимо объединение.
Разнообразием репертуарной тематики отличалась театральная жизнь страны и особенно Москвы. В театры возвратилась классика: «Последние» по пьесе А.М. Горького в Театрестудии О.П. Табакова, «Братья Карамазовы» по Ф.М. Достоевскому — в театре В.В. Фокина, премьера «Чайки» в Театре Ленинского комсомола (постановщик — художественный руководитель театра М.А. Захаров). Под девизом «Играем Чехова» с 1992 г. в московских театрах проходит международный фестиваль имени А.П. Чехова.
200е представление спектакля «Таланты и поклонники» А.Н. Островского дал коллектив Московского драматического театра имени К.С. Станиславского, в сотый раз вышли на сцену артисты Центрального академического театра Российской армии со спектаклем «На бойком месте» А.Н. Островского в постановке режиссера Л.Е. Хейфеца.
Снова на сцене после многолетнего молчания военная тема: «Пир победителей» по пьесе А.И. Солженицына — в Малом театре, «Мой бедный Марат» А.Е. Арбузова — в Театре имени Моссовета, спектакльконцерт «Падают звезды» — в театре имени М.Н. Еромоловой. Актеры получили возможность демонстрировать свое мастерство на новых театральных площадках: Театр марионеток, Мастерская П.Н. Фоменко, Центр В.Э. Мейерхольда, Театрантреприза Алексея Кирющенко, Театр пластических искусств, Театр Р.Г. Виктюка и другие.
Нормой театральной жизни стали многочисленные фестивали: международный фестиваль моноспектаклей «Монокль», фестиваль студенческих спектаклей «Подиум», «Московские дебюты». Самым престижным признан российский смотрфестиваль на соискание национальной театральной премии «Золотая маска», учрежденной Союзом театральных деятелей России.
Для координации, экспертной оценки и финансовой поддержки театральных инициатив была основана Национальная академия театра имени К.С. Станиславского, в состав которой в разные года входили наиболее известные актеры и режиссеры: О.Н. Ефремов, М.А. Захаров, К.Ю. Лавров, Питер Брук и другие.
Кризис, затронувший киноиндустрию, заставил продюсеров искать новые подходы к выработке стратегических решений. В результате главные усилия были направлены на производство кассовых, но относительно недорогих фильмов. Развлекательное кино вытесняло с экранов интеллектуальные фильмы. С середины 1990х гг. экраны заполонило американское кино. Если в 1991 г. в российском прокате было 43 американских фильма, то к 1994 г. — 214. Собственно, это проблема не только России. В странах Европейского союза в 1995 г. 73,5% всего кинопроката составляли фильмы американского производства.

Очевидно, одним из решений этой проблемы является повышение качества отечественной кинопродукции. Профессиональные инициативы ведущих мастеров разных поколений (таких, например, как СЮ. Юрский, А.А. Калягин, В.В. Меньшов) свидетельствуют о правильности выбранного пути.
Фильмы последних лет («Вор» Г.Н. Чухрая, «Сирота казанская» В.А. Машкова, «Брат» А.О. Балабанова, «Время танцора» В.Ю. Абдрашитова, «Три истории» К.Г. Муратовой, «Муму» Ю.В. Грымова, «Сибирский цирюльник» Н.С. Михалкова, «Страна глухих» В.К. Тодоровского и многие другие) стали призерами международных и отечественных фестивалей.
Фестивали стали наиболее реальной формой контактов кинорежиссера со зрителем, местом творческих дискуссий и разработки новых проектов. При государственной поддержке и финансовой помощи различных фондов со второй половины 90х годов стали уже традиционными Открытый Российский кинофестиваль (бывший «Кинотавр»), фестиваль молодого кино «Серебряный гвоздь», «Лики любви», «Золотой Дюк», фестиваль детских фильмов «Артек», фестиваль анимационного кино. Традиционным стал фестиваль параллельного кино «Сине Фантом98», в котором принимают участие независимые актеры и режиссеры, не связанные обязательствами ни с Московской гильдией киноактеров, ни с конфедерацией кинематографистов, фильмыпризеры фестиваля предназначены для узкого круга любителей элитарного кино и не рассчитаны на кассовый успех: «Да, дауны» Б. Юханова, «Тайная эстетика марсианских шпионов» О. Мароматти, «Дзенбоксинг» Г. Алейникова и А. Дулейрана. В цивилизованном обществе каждый человек имеет право на собственные кинопредпочтения.
В музыкальной жизни последних лет сосуществуют, ищут своего слушателя композиторы и исполнители разных жанров и форм. Любители серьезной музыки получили возможность ближе познакомиться с творчеством некогда опального Д.Д. Шостаковича. С 1997 г. в СанктПетербурге проводится фестиваль, программу которого составил еще в 1960е гг. сам композитор. Этот проект был реализован при поддержке М.Л. Ростроповича, а все вырученные средства направлены на создание памятника Д.Д. Шостаковичу в СанктПетербурге. Постоянный аншлаг на концертах всемирно известного Квартета имени Бородина, который был создан в 1945 г. и за это время выступал более 5000 раз. Активно популяризируют классическую музыку известные коллективы «Виртуозы Москвы», «Солисты Москвы», в Государственном Эрмитаже — программа «Эрмитажная академическая музыка».
Начали восстанавливаться традиции проведения концертов военных духовных оркестров, которые были заложены еще при Петре I в 1711 г., создавшем первые штатные оркестры в полках. С 30 мая 1995 г. в день рождения СанктПетербурга проводится маршпарад сводных оркестров, число участников которого превышает тысячу человек.
Сохраняют свою популярность среди любителей легкой музыки известные отечественные авторы и исполнители. Многие певцы стали призерами Национальной премии в области шоубизнеса «Овация», музыкальной премии «Алла», учрежденной Л.Б. Пугачевой и журналом «Алла». В ежегодном многочасовом марафонефестивале живой музыки «МахЫгот» принимают участие лучшие рокгруппы страны.
На грани симфонии и эстрады идет процесс формирования так называемого третьего направления в музыке: Э.В. Денисов — музыка к спектаклю Ю.П. Любимова «Медея», В.С. Дашкевич —музыка и текст к циклу «Реквием» А.А. Ахматовой, музыкальное оформление кинофильма «Слуга», В.А. Артемьев — музыка к кинофильму «Сибирский цирюльник». Первые результаты появились у авторов и поклонников электронной музыки, которые объединились в 1998 г. в Ассоциацию электронной музыки.
Вступление России в постиндустриальную эпоху, ее стремление интегрироваться в мировое сообщество неизбежно повышает роль информации как непременного условия прогресса. Нельзя не согласиться с точкой зрения известного американского футуролога О. Тоффлера, автора нашумевшей книги «Шок будущего», который считал, что главными составляющими динамичного развития общества в XXI веке будут «знания и развитие системы коммуникаций». Победит тот, кто будет владеть информацией. Телевидение, радиовещание, пресса, электронные СМИ активно воздействуют на культуру, формируют ценностные ориентации человека. Помимо нашего желания как в России, так и во всем мире, культура письменности вытесняется видео и телевизионной культурой изображения, которая активно формирует так называемую массовую культуру. По определению социолога из Канады А. Кроукера, массовая культура — это «единственная реальная культура, органично соотнесенная с образом жизни и стилем жизнечувствования миллионов рядовых граждан». Сторонники массовой культуры видят ее главную заслугу в доступности практически всем социальным слоям и группам населения. Однако огромные возможности средств массовой информации вызывают и вполне оправданные вопросы: насколько созидательной будет эта доступная информация, каковы последствия ее влияния на человека? Уже сегодня видно, что коммерческие стандарты, серийное производство культурной продукции, ставка на прибыль упрощают культуру, делают ее усредненной, рассчитанной на довольно невзыскательный вкус.
В современной России мощным средством формирования массовой культуры является телевидение. В погоне за новизной, российские телеканалы повторяют западные «достижения»: рекламы, заставки, видеоклипы, «мыльные» сериалы, триллеры и информационные выпуски многократно в течение дня «долбят» зрителя. Многие развлекательные шоу с заманчивой возможностью легко заработать большие деньги — это ничто иное, как игра в случай, поток неопределенности, игнорирование устойчивых связей в жизни. В жесткой конкурентной борьбе за зрителя и зоны вещания многие серьезные проблемы подменяются легкомысленными развлечениями, когда великое превращается в смешное, публичное смешивается с личным, интимное выставляется напоказ. Это реальность российской телекультуры, и необходима государственная политика в области экологии сознания человека. Предчувствие будущей опасности в духовной сфере объединяет усилия государственных структур и профессионалов частных телеканалов по поддержке конструктивных инициатив.
Стал уже традиционным фестиваль региональных телекомпаний «Вся Россия». С 1995 г. учреждена премия «ТЭФИ» («Телевизионный эфир»), призерами которой были программы «Сегодня», «Старая квартира», «Век футбола», «В поисках утраченного», «Сам себе режиссер». Ежегодно подводит итоги и определяет лучший телевизионный художественный фильм российский фестиваль «Сполохи», учрежденный Министерством культуры РФ, Союзом кинематографистов и Гильдией актеров кино России. Лауреатами премии президента РФ в области средств массовой информации стали известные журналисты О.Р. Лацис и В.М. Песков. С 1997 г. в стране впервые начал осуществляться проект компьютерного интерактивного телевидения. Зрителям был предложен не просто просмотр передач (информационных, развлекательных, спортивных, образовательных), а активное участие в них при помощи связи. Положительный заряд несут в себе передачи телеканала «Культура», программа «Антропология». Подобные отечественные инициативы требуют поддержки и развития.
В последние годы расширение информационного пространства происходит при помощи кабельного и спутникового телевидения. С 1997 г. начали вещание в эфире холдинговые компании «ГазпромМедиа» и «МостМедиа».
Все активнее в научных исследованиях, в образовательных Целях применяется компьютерная техника. Повсеместная компьютеризация стала символом нашего времени и последствия ее непредсказуемы. Количество пользователей сети Интернет в России постоянно растет. Они свободны в выборе самой разнообразной информации, однако уже сегодня стало ясно, что необходима разработка системы блокировки деструктивной информации (пропаганды войны, насилия, расизма, порнографии и т.д.). Развитие рынка электронных СМИ нуждается в контроле и правовом регулировании на межгосударственном уровне. Необходима система юридической ответственности создателей сайтов сети Интернет за вводимую информацию, а также механизм защиты авторских прав.
В мире информационных технологий, каким видится XXI век, российская культура нуждается в защите и поддержке государства и общества. Только при этом условии будет создана та культурная среда в которой можно решить глобальные задачи возрождения России, осуществить реформы в экономике, политике, государственном строительстве.

Пользуйтесь Поиском по сайту. Найдётся Всё по истории.
Добавить комментарий
Прокомментировать
  • bowtiesmilelaughingblushsmileyrelaxedsmirk
    heart_eyeskissing_heartkissing_closed_eyesflushedrelievedsatisfiedgrin
    winkstuck_out_tongue_winking_eyestuck_out_tongue_closed_eyesgrinningkissingstuck_out_tonguesleeping
    worriedfrowninganguishedopen_mouthgrimacingconfusedhushed
    expressionlessunamusedsweat_smilesweatdisappointed_relievedwearypensive
    disappointedconfoundedfearfulcold_sweatperseverecrysob
    joyastonishedscreamtired_faceangryragetriumph
    sleepyyummasksunglassesdizzy_faceimpsmiling_imp
    neutral_faceno_mouthinnocent
2+три=?
Лол
Лол Гости 3 мая 2012 18:45
frhjrhjfxrhj