Культурная политика Российской Федерации.

 

Окончательную черту под советским периодом российской истории подвела Конституция России (декабрь 1993 г.), которая содержала черты переходного периода и компромиссов как условия выживания. Вместе с тем России для возрождения необходима была модернизация политической, экономической и культурной жизни.
Российская культура снова оказалась на перепутье. Современную культуру характеризуют противоречия, неоднозначные процессы, она не является единой и цельной. Можно выделить высокую, элитарную культуру, ядро которой составляет традиционная национальная классическая культура. Она тяжело приспосабливается к современным рыночным отношениям и проявляет тенденцию к самоизоляции в своей элитарной среде.
В культуре 1990х гг. продолжала существовать и функционировать советская культура, востребованная миллионами кинои телезрителей, слушателей, поклонников эстрады. Ее в немалой степени поддерживала сформированная за десятилетия советской власти привычка к социальной уравниловке и предпочтению коллективного индивидуальному.
Набрала силу и стала едва ли не полноправной составной частью культуры России западная, по преимуществу американская, культура. Ее носителями являлась определенная часть городской молодежи и предприниматели, «новые русские», которые довольно равнодушны к духовным и интеллектуальным ценностям и руководствовались установками на получение удовольствия от жизни. «Мыльным операм», разнообразным шоу и
ций и культуры российской провинции. Разработана комплекслая антикризисная федеральная программа поддержки и развития многонациональной культуры России. Государственной гарантией стабильного функционирования сферы культуры, как установлено в статье 45 «Основ законодательства Российской федерации о культуре» (1992 г.), стало бюджетное финансирование. Доля расходов на культуру в общих расходах государства должна быть не менее 2% средств федерального бюджета и не менее 6% из местных бюджетов. Это тот минимум, который государство решилось отчислять на культуру и искусство. Однако в 1993 г. из бюджета поступило лишь 0,35%; в 1994 г. — 0,82%; в 1996 г. — 0,87%. Из федерального бюджета в 1999 г. на целевую программу «Развитие и сохранение культуры и искусства РФ» (19971999 гг.) было выделено 3129,6 млн рублей.
Предпринимались попытки привлечения внебюджетных источников финансирования. В 1992 г. АО «Логоваз» учредил премиальный фонд «Триумф». Лауреатами этой независимой премии, объединяющей все жанры и виды искусства, в разные годы были актер и режиссер авторской телепрограммы «Чтобы помнили» Л.А. Филатов, пианист Е.И. Кисин, писатели В.Н. Войнович, С.А. Алексиевич, В.В. Быков, музыкант Б.А. Гребенщиков, балетмейстер И.А. Моисеев, драматург Л.М. Володин, дирижер В.А. Гергиев, актриса М.М. Неелова, артист мимического жанра В.И. Полунин. При поддержке Международного фонда «Демократия» и Всероссийского союза Народных домов с 1996 г. начался выпуск 40томной серии книг «Россия. XX век. Документы». Благодаря спонсорам, реализованы многие проекты: фестивали «Новые имена» и «Подиум» в Москве, международный конкурс скрипачей в Новосибирске, фестиваль музыки А.Г. Шнитке.
В культурносозидательный процесс включалась все новые социальные слои населения. Столичный Банк сбережений (г. Москва) финансировал проект возвращения изза рубежа произведении русского искусства, фирма «Ринако» выделила средства на восстановление коллекции современных русских художниковавангардистов, Московский союз промышленников и предпринимателей учредил стипендию имени Е.Р. Дашковой для лучших стУдентов и аспирантов РАН и МГУ. С 1992 г. в Екатеринбурге восстановлены Демидовские премии, которые учредил еще в "1 г. представитель известной уральской династии горнопроЫшленников Павел Демидов. Лауреатами премий стали известные российские ученые — академики О.Г. Газенко, А.А. Гончар
и членкорреспондент РАН В.М. Седов. По итогам 2000 г Демидовские премии были вручены академику Т.И. Заславской —! за вклад в создание основ российской экономической социологии; академику В.П. Маслову — за вклад в развитие математики и математической физики; академику Н.А. Семихатову — за разработку и изготовление систем управления движущихся объектов, работающих в экстремальных условиях; академику Р.В. Петрову — за вклад в решение проблем иммунологии, аллергологии и иммуногенетики в России.
В Москве при ГМИИ им. А.С. Пушкина с 1985 г. начал действовать Музей личных коллекций, переданных в дар государству. На основе новых поступлений только в 1998 г. музей организовал выставки «Александр Тышлер и мир его фантазий» и «Мир искусства. 100 лет. 18981998», открыл Зал Дмитрия Краснопевцева, напоминающий фрагмент его мастерской.
300 картин подарил Москве народный художник СССР А.М. Шилов, свою работу «Бухенвальд» передал в дар Третьяковской галерее художникэмигрант М.М. Шемякин. Для сбора средств по созданию Центра детской культуры благотворительную акцию провели в 1997 г. «МеценатКлуб» и Российский академический молодежный театр.
Культура пытается сегодня не только выжить, но и одновременно модернизировать свою сферу. С помощью государства и спонсоров ей это в определенной степени удается, о чем свидетельствует, например, художественный рынок в изобразительном искусстве. Он формируется достаточно грамотно и оперативно: создана в общих чертах и постоянно пополняется сеть художественных галерей (галереи А.И. Гельмана, «Феникс», «Дом Нащокина», «Московский ренессанс», «Дар» и др.) Следующий необходимый компонент — сеть аукционных домов — также находится в стадии количественного роста (уже действуют АльфаАрт, Магнум, Арт2000). Проводится ежегодная художественная ярмарка. Таким образом, костяк художественного рынка уже сложился и начал функционировать.
Даже в условиях нестабильного бюджетного финансирования удалось частично выполнить Федеральную программу «Сохранение и развитие культуры и искусства». Было отреставрировано более 1000 объектов историкокультурного наследия, восстановлены стены Новгородского Кремля, введена первая очередь домамузея А.С. Грибоедова в Смоленской области, восстановлены доммузей художника Н.А. Ярошенко в городе Кисловодске и усадьба А.Н. Толстого «Красный Рог» в Брянской областиМинистерство культуры финансировало приобретение ряда экспонатов для музеев и галерей страны (в 1995 г. — 3000 произведений для ПО музеев). Постепенно восстанавливалась традиция проведения фестивалей, смотров и конкурсов народного творчества в различных регионах страны. Самым крупным стал Всероссийский фестиваль «Салют, Победа».

В рамках программы «Сохранение и развитие национальных культур народов России, межнационального сотрудничества» оказывалась поддержка 438 культурным центрам более 80 национальностей, проживающих на территории России. Поддержка культуры русской провинции стала одним из приоритетных направлений в культурной политике государства. Пермь стала местом проведения традиционного балетного фестиваля «Арабеск» и фестиваля моноспектаклей «Вначале было слово...». В Нижнем Новгороде под девизом «Русская культура и мир» ежегодно проходит фестиваль искусств имени А.Д. Сахарова. Его участниками были М.А. Ростропович, камерный ансамбль «Солисты Москвы», Квартет имени А.П. Бородина. При поддержке МХАТа им. Чехова в музеезаповеднике А.П. Чехова Мелихово был создан Мемориальный Чеховский театр, который открыл свой первый сезон пьесой «Известный вам интриган». В 1999 г. в Самаре состоялась мировая премьера оперы СМ. Слонимского «Иван Грозный» в постановке Роберта Стуруа, в которой принимали участие дирижер М.А. Ростропович и солисты Мариинского театра из СанктПетербурга.
После периода эйфории, вызванной становлением самостоятельных национальных государств, начали восстанавливаться прежние культурные связи между бывшими республиками СССР. Возрождается надежда, что многокультурное сотрудничество вновь станет нормой. Нынешние конфликты носят в основном политический характер и в принципе преодолимы.
Многообразными стали культурные контакты России с европейскими и другими странами мира. Многие известные российский мастера на контрактной основе сотрудничали с зарубежными коллективами. Так, Ю.Х. Темирканов в январе 1997 г. стал главным дирижером Балтиморского симфонического оркестра США), В.Д. Ашкенази — главным дирижером Чешского филармонического оркестра.
Попрежнему престижным в музыкальном мире остается Международный конкурс имени П.И. Чайковского, в котором принимают участие пианисты, скрипачи, виолончелисты и певЧЫ из более чем 50 стран мира. С 1988 г. Париж стал постоян
ным местом проведения фестиваля «Русские триумфы», участниками которого были театр «Новая опера», поэт А.А. Вознесенский, писатель М.М. Жванецкий, хореографический ансамбль И.А. Моисеева и другие. Традиционно большим успехом у французов пользуется ежегодный Европейский фестиваль российского музыкального искусства в городе Кольмар, инициатива проведения которого принадлежит российскому дирижеру В.Т. Спивакову. Культурная география постоянно расширялась: с 1994 г. российские музыкальные фестивали проходили в Нигерии, выставка «Советская фотография: 19171991» привлекла внимание жителей Мехико. Большой ажиотаж вызвала у жителей США выставка «Бриллианты Романовых и сокровища русского императорского дворца». В 19971998 гг. американцы впервые увидели уникальные исторические экспонаты из пяти российских музеев, в том числе ювелирные украшения из кладовых Алмазного фонда России.
Российские коллективы не только демонстрировали свое искусство, но и сотрудничали на партнерских условиях. В 1997 г. было подписано не имевшее аналогов в музыкальной жизни России соглашение о сотрудничестве между международным фондом «Орфей» (Швейцария) и Большим Академическим симфоническим оркестром имени П.И. Чайковского, которым в течение 25 лет руководил дирижер В.И. Федосеев. За 70 лет своей деятельности этот коллектив создал золотой фонд записей отечественной и зарубежной классики.
1999й год был объявлен Годом русской культуры. Под эгидой ООН и ЮНЕСКО во всем мире проводились торжества, посвященные 200летию со дня рождения А.С. Пушкина и 100летним юбилеям А.П. Платонова и В.В. Набокова.
В 1990е гг. продолжалось возвращение и осмысление культуры русского зарубежья. К сожалению, признание пришло ко многим известным деятелям культуры — эмигрантам слишком поздно. В 1997 г. в Париже умер профессор Сорбонны М.Я. Геллер, который прошел всю Великую Отечественную войну и имел за плечами семь лет советских лагерей, а в 1969 г. вынужден был эмигрировать во Францию. Его книги «Концентрационный мир и советская литература», «Машина и винтики», «Утопия у власти» (в соавторстве с А.М. Некричем) были опубликованы в России в середине 1990х гг. После смерти писателя и ученого А.Д. Синявского, прошедшего тот же путь: суд, тюрьма, ссылка, вынужденная эмиграция, — в России в 1997 г. учреждена премия имени А.Д. Синявского «За творческое поведение и благородство в литературе». Ее первым лауреатом стала писательница С.А. Алексиевич. В Казани с успехом проходит фестиваль классического балета имени Р.Х. Нуриева, одного из самых блестящих танцовщиков XX века. В российской культурной жизни стали традиционными выставки и вернисажи художниковэмигрантов: М.М. Шемякина, О.Я. Рабина, О.Н. Целкова, Б. Заборова, основателей нового направления в живописи — соцарта — В.А. Комара и А.Д. Меламида. После многолетнего отсутствия в России вышел на сцену со своим новым спектаклем «Возможная встреча» известный актер и режиссер М.М. Козаков. Одному из лучших музыкантов мира М.Л. Ростроповичу в 1997 г. Ассоциация исполнительского искусства вручила премию «Слава/Глория», оценив таким образом его подвижничество в музыкальной культуре. Лауреатом этой престижной премии следующего, 1998 года, стал композитор А.Г. Шнитке, испытавший при жизни всю горечь незаслуженной критики и непонимания. Лучшим признанием его таланта стала мировая премьера Девятой симфонии А.Г. Шнитке в исполнении Государственной симфонической капеллы России под управлением Г.Н. Рождественского.


Пользуйтесь Поиском по сайту. Найдётся Всё по истории.
Добавить комментарий
Прокомментировать
  • bowtiesmilelaughingblushsmileyrelaxedsmirk
    heart_eyeskissing_heartkissing_closed_eyesflushedrelievedsatisfiedgrin
    winkstuck_out_tongue_winking_eyestuck_out_tongue_closed_eyesgrinningkissingstuck_out_tonguesleeping
    worriedfrowninganguishedopen_mouthgrimacingconfusedhushed
    expressionlessunamusedsweat_smilesweatdisappointed_relievedwearypensive
    disappointedconfoundedfearfulcold_sweatperseverecrysob
    joyastonishedscreamtired_faceangryragetriumph
    sleepyyummasksunglassesdizzy_faceimpsmiling_imp
    neutral_faceno_mouthinnocent
1+три=?
Михаил
Михаил Гости 25 декабря 2012 16:21
Великолепная статья! Благодарю!