Литература и искусство.

 

К началу 1970х гг. культура начала работать в «новом режиме».
Ситуация была такова, что ничего, кроме разрешенного, прошедшего цензуру, в открытой печати появиться не могло. В художественной культуре начали существовать параллельно две культуры: официальная, опекаемая государством, и альтернативная, или «катакомбная» (Э. Неизвестный). Все чаще произведения делились на «наши» и «не наши». Однако назвать однозначно «застойными» 197080е гг. в отношении художественной культуры нельзя. «Оттепель» инициировала творческую активность многих писателей: В.С. Пикуля, Ч.Т. Айтматова, Ф.А. Искандера, Ю.В. Бондарева. Будоражили сознание такие произведения, как «Совесть» Адыла Якубова, «Змеелов» Л.В. Карелина. Создал свой «московский цикл» произведений Ю.В. Трифонов («Обмен», «Предварительные итоги», «Долгое прощание»). О сталинских преступлениях писала Л.К. Чуковская (повесть «Софья Петровна»). Вместе с тем следует признать, что массовое сознание неохотно приняло правду о преступлениях И.В. Сталина и легко соглашалось с его возможной реабилитацией. Очевидно поэтому наибольшей популярностью у читателей пользовались романыэпопеи М.Н. Алексеева, А.С. Иванова, Г.М. Маркова, П.Л. Проскурина. Их книги не только включались в рекомендательные списки литературы, но и подробно освещались критикой, экранизировались, превращались в телесериалы. Эти писатели были отмечены многочисленными премиями и наградами. Когда же появилась возможность сравнения (с В.Д. Дудинцевым, В.С. Гроссманом, Б.Л. Пастернаком), то популярная литература 70х гг. конкуренции не выдержала, так как художественное изображение реальной жизни признанными кумирами оказалось довольно поверхностным.
Достаточно драматически складывалась и судьба киноискусства в 197080е гг. Это время расцвета таланта таких мастеров, как А.А. Тарковский, В.М. Шукшин, Л.Е. Шепитько, СИ. Параджанов, Э.Г. Климов, К.Г. Муратова. Однако за многие фильмы приходилось бороться. Свыше 100 картин были запрещены к показу, например, кинофильмы А.Г. Германа «Седьмой спутник», «Мой друг Иван Лапшин», «Проверка на дорогах». Но самые большие для советского кинематографа потери заключались в том, что выпущенные на экран ленты предварительно редактировались, подгонялись под определенный стандарт. Многие сценарии В.Ф. Тендрякова, Г.Ф. Шпаликова, В.М. Шукшина, Л.М. Володина, Ф. Горенштейна были отвергнуты. Какие фильмы нужны советскому народу, что и как следует снимать — кинематографистов поучали со всех сторон, начиная от парторганов и вплоть до КГБ, МВД и Министерства обороны. Режиссеры буквально «пробивали» свои фильмы: «Историю Леи Клячкиной» и «Сибириаду» — А.С. МихалковКончаловский, «Зеркало» — А.А. Тарковский, «Пастораль» — О.Ш. Иоселиани, «В огне брода нет» — Г.А. Панфилов; боролись за свои фильмы Р.А. Быков, В.Я. Мотыль, А.А. Алов и В.Н. Наумов. Обвинения в очернительстве, ревизионизме, натурализме, «излишней иероглифичности и зашифрованности» (это о фильме СИ. Параджанова «Цвет граната») обосновывались отступлением от метода соцреализма. Государство пыталось создать такое киноискусство, которое обслуживало бы его интересы. Инакомыслие не прощалось. Сложной оказалась творческая судьба А.А. Тарковского. После блестящего дебюта (фильм «Иваново детство» был признан лучшим на Венецианском международном кинофестивале в 1962 г.), А.А. Тарковский создал одну из лучших своих работ — фильм «Андрей Рублев». Однако представители власти этот фильм признали творческой неудачей и фактически изъяли из кинопроката. Такие оценки были несправедливы, на Западе лента имела ошеломляющий успех. Вся мировая пресса дала самые высокие оценки, а советские ведомства рекомендовали мастеру «сократить и изменить» киноленту. Попытки А.А. Тарковского бороться за фильм обернулись организованной травлей. Во время вынужденного творческого простоя режиссер стал заниматься теорией, подготовил и опубликовал книгу «Запечатленное время». С 1970 г. начал вести дневник под названием «Мартиролог», где однажды записал: «Настанет ли в России когданибудь порядок, или ничего не будет происходить, пока окончательно все не развалится... Все лгут, обманывают, предают. Это же не жизнь». Спасаясь от такой жизни, А.А. Тарковский эмигрировал. Дар предчувствия, которым обладал мастер, выразился в его фильмах «Сталкер», «Ностальгия», «Жертвоприношение». Однако преждевременная смерть не позволила полностью раскрыться таланту великого кинорежиссера.
В живописи шли активные поиски новых форм отражения действительности. Отказались от описательное™ и изображения второстепенных деталей реальной жизни художники «сурового стиля» Н.И. Андронов, Д.Д. Жилинский, В.Е. Попков, Т.Т. Салахов, братья А. и П. Смолины. Главной для них стала авторская позиция, которую они выражали через условность цвета, гиперболизацию образов, лапидарность. Это были первые попытки после помпезных произведений послевоенных лет заговорить в искусстве «человеческим языком». Высоким профессиональным мастерством и остросоциальным звучанием отличались работы рано погибшего художника В.Е. Попкова «Шинель отца», «Хороший человек была бабка Аксинья», триптих «Ой, как всех мужчин забрали на войну». Работы мастеров «сурового стиля» вызвали неподдельный интерес у отечественного зрителя и пользовались большим спросом у зарубежных коллекционеров. Наиболее полное собрание произведений этих художников составлено профессоромискусствоведом из Германии П. Людвигом. Он в конце 1980х гг. организовал выставку «Аспекты советского искусства современности», на которой были представлены более ста работ художников «сурового стиля».

Наряду с творческими находками попрежнему сохранялась конъюнктурная живопись, создавались «заказные» произведения. Крупным специалистом по увековечиванию вождей оставался художник Д.Д. Налбандян, создавший галерею портретов И.В. Сталина, Н.С. Хрущева, Л.И. Брежнева. «Стремление видеть в жизни только воскресные дни, красные числа...», по мнению А.Г. Твардовского, было присуще многим известным писателям и художникам.
В 1970е гг. творческого расцвета достиг коллектив московского театра «Современник» (режиссер — О.Н. Ефремов). Событиями в театральной жизни стали остросоциальные спектакли «Протокол одного заседания» и «Утиная охота» в МХАТе, «Человек со стороны» в Театре на Малой Бронной, «Гамлет» в Театре драмы и трагедии на Таганке (режиссер —
{О.П. Любимов). Долгие годы одним из ведущих актеров этого театра был В.С. Высоцкий, чья творческая судьба интересна для анализа состояния самой художественной культуры в СССР. Высоцкий был официально как бы несуществующим поэтом и вместе с тем феноменально популярным. Магнитофонные записи с его голосом можно было услышать от Москвы до Владивостока. Им увлекались и «элита», и неискушенные в высоком искусстве поклонники. «Феномен Высоцкого» да еще массовая любовь к анекдотам во всех формах — это очередное подтверждение существования в СССР двух культур, каждая из которых пыталась посвоему отразить суть происходящего.
Наиболее наглядно этот процесс получил выражение в живописи. С одной стороны, в стране регулярно при поддержке Министерства культуры проходили специализированные, передвижные и юбилейные выставки официально признанных художников, миллионы людей знакомились с отечественным и зарубежным изобразительным искусством. И.С. Глазунов, А.М. Шилов, Т.Г. Назаренко, Н.И. Нестерова, Т.Т. Салахов и другие представляли на зрительский суд свои работы. Однако зрители были мало информированы о творческой деятельности художниковнонконформистов — представителей неофициального искусства.
Годы «оттепели» стали временем рождения «другого искусства». В 1954 г. в Москве начала работать Студия экспериментального искусства под руководством Э.М. Белютина. В конце 1950х гг. в Подмосковье возникла «лианозовская группа», в которую входили Е.Л. Кропивницкий, В.Н. Немухин, О.Я. Рабин, Б.А. Свешников и другие молодые художники. Часто наведывались в Лианозово молодые поэты — Г.В. Сапгир, И.И. Холин, Всеволод Некрасов. Обсуждали каждый рисунок и строчку, формировали цеховую общность и новые художественные принципы. В 1964 г. появилась группа «Движение» — Лев Наусберг, Франциско Инфантэ и другие — которая занималась кинетическими конструкциями. В 1967 г. в Ленинграде по инициативе М.М. Шемякина была создана группа «Метафизический синтетизм». Главное, чего добивались молодые художники — это право демонстрировать свои работы.
Несмотря на разгром в 1962 г. выставки в Манеже, посвященной 30летию деятельности МОСХа (Московского отделения Союза художников), процесс высвобождения искусства из тисков соцреализма остановить уже было нельзя. Через два года опять начали проводиться выставки официально непризнанных художников. Картины, нелегальными путями проникая на Запад, пользовались огромным спросом у коллекционеров.
В 1970е г. в частных коллекциях западных поклонников искусства оказалось свыше 3000 работ не признанных в СССР художников, на родине оставались только диапозитивы. Персональные выставки А.Т. Зверева, О.Я. Рабина, И.И. Кабакова, Э.В. Булатова проводились во многих городах мира, а в СССР очередная попытка художниковнонконформистов продемонстрировать свое искусство закончилась новым скандалом. В 1974 г. после непродолжительного показа бульдозеры буквально смешали с грязью работы О.Н. Целкова, О.Я. Рабина, А.Д. Меламида, В.А. Комара и других неугодных власти художников. Реакция мировой печати была довольно резкой, поэтому в СССР вынуждены были объявить, что неофициального искусства в стране больше не существует. Начали устраиваться выставки молодых экспериментаторов в Москве и Ленинграде, одна из них — под немыслимым прежде формалистическим названием «Цвет, форма, пространство». И. Кабаков создал свой «Мусорный роман» — целую эпопею из мятых оберток, окурков, горелых спичек, всяческой драни и рвани, которая аккуратно была расположена на поверхности больших листов и снабжена педантичными описаниями и комментариями, — что это такое, где найдено, кому принадлежало и прочее. Это целый музей обыденной жизни, но за ним — ощущение провала, какаято всемирная мусорная свалка. Г.Д. Брускин изображал красками на холсте свои «лексиконы» знаков, фигур, эпизодов из советской действительности: пионеры, рабочие, танки, вожди, транспоранты, глобусы, опять танки, пионеры и прочее — и так до бесконечности. За этой бесконечностью — пустота, «зияющие высоты» по выражению философареэмигранта А.А. Зиновьева. Таким образом художникинонконформисты стремились отобразить мир советского человека. Поколение «непризнанных художников» (Ю.И. Соостер, В. Сидур, Д.П. Плавинский, А.А. Мастеркова, Д.М. Краснопевцев и другие) называют сейчас вторым русским авангардом, а их работы находятся не только в собраниях престижных музеев Европы и США, но и в отечественных — ГМИИ имени А. Пушкина, Третьяковской галерее, Русском музее, в музеях многих городов России.

Пользуйтесь Поиском по сайту. Найдётся Всё по истории.
Добавить комментарий
Прокомментировать
  • bowtiesmilelaughingblushsmileyrelaxedsmirk
    heart_eyeskissing_heartkissing_closed_eyesflushedrelievedsatisfiedgrin
    winkstuck_out_tongue_winking_eyestuck_out_tongue_closed_eyesgrinningkissingstuck_out_tonguesleeping
    worriedfrowninganguishedopen_mouthgrimacingconfusedhushed
    expressionlessunamusedsweat_smilesweatdisappointed_relievedwearypensive
    disappointedconfoundedfearfulcold_sweatperseverecrysob
    joyastonishedscreamtired_faceangryragetriumph
    sleepyyummasksunglassesdizzy_faceimpsmiling_imp
    neutral_faceno_mouthinnocent
три+2=?