Какие особенности и достижения в развитии отечественной науки и культуры во второй половине XVIII в. можно выделить?

 

Развитие культуры России во второй половине XIII в. проходило под знаком динамичного развития ее экономики, расширения границ империи, усиления роли и влияния в европейской политике. Важнейшим стимулом к ее развитию стала политика «просвещенного абсолютизма», проводившаяся Екатериной II. Все это способствовало расцвету культуры страны.

Крупнейшим представителем науки этого времени стал М. В. Ломоносов. В эти годы он развивал молекулярную теорию строения веществ, открыл закон сохранения материи и движения, изучал явления атмосферного электричества. В 1761 г. открыл наличие на Венере атмосферы и сделал вывод о том, что поверхность Солнца представляет собой бушующий огненный океан.

Придавая огромное значение необходимости просвещения народа, Ломоносов выступил инициатором создания Московского университета (1755).

Изучая биологию, Ломоносов пришел к выводу о том, что материальная основа живой и неживой природы едина и «во всех ее царствах действуют одни и те же законы». Шло накопление новых материалов по ботанике и зоологии. В 1756 г. в Москве был основан Ботанический сад заводчиков Демидовых. В конце века в Москве и Петербурге были открыты первые медико-хирургические академии.

Географическая паука получила материалы многих экспедиций, которые позволили издать в 1745 г. первый «Атлас Российской империи». Это было событие мирового значения, так как до этого подобный атлас имела только Франция, но ее размеры не шли ни в какое сравнение с российскими просторами.

В области геологии были накоплены богатые материалы о размещении месторождений угля, руд, нефти, минералов и горных пород (особенно в новых районах страны). В конце века появились первые геологические карты различных регионов страны.

Астрономия была представлена в эти годы именами крупнейших ученых - Л. Эйлера и М. В. Ломоносова. Они продолжали наблюдения за звездным небом, начатые еще в начале века Брюсом. В стране была создана целая сеть обсерваторий для наблюдения за звездами. К концу века их насчитывалось уже около 70.

Выдающиеся открытия были сделаны русскими учеными в области физики. М. В. Ломоносов и Д. Бернулли создали кинетическую теорию газов. Г. В. Рихманом были сделаны первые шаги в создании электроизмерительной техники.

Если работы М. В. Ломоносова в области химии носили теоретический характер, то его последователи в основном занимались практическими вопросами. Были созданы первые химические лаборатории на ряде предприятий, где создавались красители, клеи, фильтры и т. д.

В области филологии крупнейшим событием стало открытие в 1783 г. Российской Академии - научного центра для изучения русского языка и литературы. Позже она вошла в состав Академии наук как отделение русского языка и словесности. С ее помощью произошло утверждение нового литературного языка, в основу которого был положен принцип: «Писать, как говорят, и говорить, как пишут».

Одним из важнейших направлений развития науки в XVIII в. была организация академических экспедиций для изучения новых, еще неизвестных науке территорий.

Один из участников Второй камчатской экспедиции Степан Петрович Крашенинников опубликовал в 1756 г. крупное двухтомное «Описание земли Камчатки».

В 1768-1774 гг. были снаряжены пять экспедиций, собравших большой материал не только о природе, но и о населении и хозяйстве различных районов России.

Вторая половина XVIII в. - время прорыва научно-технической мысли в России.

Родион Глинков создал в 1760 г. гребнечесальную машину, заменившую труд 30 человек.

Выдающийся теплотехник Иван Иванович Ползунов (1728-1766) в 1763 г. разработал проект универсального парового двигателя непрерывного действия, а в 1765 г. создал для заводских нужд первую паровую машину.

Выдающимся русским гидротехником был Козьма Дмитриевич Фролов (1726-1800), создавший в 70-е гг. на Змеиногорском руднике уникальную установку в виде системы водяных колес, с помощью которых производились откачка воды и подача руды из шахты. Это было настоящее чудо русской техники.

Одним из крупнейших изобретателей и механиков XVIII в. был Иван Петрович Кулибин (1735-1818). Он усовершенствовал шлифовку стекол для оптических приборов и создал в 1773-1775 гг. уникальный микроскоп. Разработал проект и создал модель одно-арочного моста через Неву с пролетом 298 м. Создал «зеркальный фонарь» - прототип прожектора. Изобрел семафорный телеграф. Был автором создания «водоходов» (судов, способных двигаться против течения реки) и «самобеглой (самодвижущейся) коляски». Особенно много Кулибин смог сделать для двора: им были созданы уникальные дворцовые часы, разработан и построен для императрицы дворцовый лифт. Г. Р. Державин назвал его «Архимедом наших дней».

Основной формой обучения «низших» слоев населения продолжали оставаться школы грамоты, обучение в которых вели в основном священники.

Новым явлением стало зарождение общеобразовательной школы. Сразу после открытия университета в Москве при нем были открыты две гимназии - для дворян и для разночинцев. Чуть позже гимназия была открыта в Казани.

Начала формироваться и система закрытых учебных заведений для дворянских детей. Были открыты морской Шляхетский корпус (1752), Пажеский корпус (1750), Смольный институт благородных девиц (1764). Создание этих учебных заведений превращало качественное образование в одну из привилегий дворянства.

Закрытые учебные заведения были созданы и для детей купцов. На средства заводчиков Демидовых было открыто Коммерческое училище для детей купцов и мещан. Для девушек из этих сословий был открыт Екатерининский институт.

Появились и первые профессионально-художественные училища: Танцевальная школа в Петербурге, Балетная школа в Москве. Центром художественного обучения и воспитания стала созданная в 1757 г. Академия художеств.

Крупнейшим событием в истории отечественного образования стало открытие в 1755 г. Московского университета. Инициатором его создания был М. В. Ломоносов, стремившийся сделать доступным высшее образование для детей не только дворян, но и податных сословий. В отличие от зарубежных университетов, в Московском не было богословского факультета. Обучение здесь велось не на трудном латинском, а на родном, русском языке. Студенты учились вначале на трех факультетах - юридическом, философском и медицинском. Университет вскоре стал крупнейшим научным и образовательным центром России. При нем были созданы первые российские научные общества, стала выходить газета «Московские ведомости».

Главной особенностью и характерной чертой развития отечественной художественной культуры в XVIII в. стало достижение сплава «европеизма» и национального своеобразия.

В развитии художественного творчества в XVIII в. можно выделить эпоху барокко (40-50-е гг.) и эпоху классицизма (вторая половина века).

Влияние идей Просвещения привнесла в художественное творчество элементы демократизма.

Рубежом в развитии отечественной литературы стала середина XVIII в., когда сложилась развитая система жанров - ода, басня, элегия, трагедия, комедия, повесть, роман.

Главными отличительными чертами того времени стали также новый литературный язык и система стихосложения.

Основоположником нового стихосложения (лежащего в основе современной русской поэзии) был Василий Кириллович Тредиа-ковский (1703-1768).

У истоков новой русской драматургии стоял автор первых русских трагедий и комедий, директор Российского театра в Петербурге Александр Петрович Сумароков (1717-1777). Им были созданы 9 трагедий и 12 комедий, а также около 400 басен. Сюжеты большинства трагедий были взяты им из русской истории («Дмитрий Самозванец») и выдержаны в классическом стиле. Большой популярностью у современников пользовались его басни (притчи), написанные живым языком, близким к разговорному. Часто они образно критиковали пороки крепостнической системы, противником которой был Сумароков.

Влияние идей Просвещения, крестьянской войны Пугачева, а затем и Французской революции привело к тому, что писатели последней трети века посвящали свои произведения острым социальным и политическим проблемам. Денис Иванович Фонвизин (1744-1792) обличал невежество и произвол помещиков в комедии «Недоросль». Гаврила Романович Державин (1743-1816) в оде «Фелица» пытался создать образ «идеального монарха», сравнения с которым не выдерживали современные ему правители.

Начало сентиментализма в русской литературе связано прежде всего с Николаем Михайловичем Карамзиным (1766-1826). В своей повести «Бедная Лиза» он сумел доказать простую истину - что «и крестьянки любить умеют» и готовы отдать жизнь за любовь.

Александр Николаевич Радищев (1749-1802) первым из русских писателей в художественной форме поставил проблему необходимости ликвидации самодержавия и крепостничества. В книге «Путешествие из Петербурга в Москву» (1790) он дал такие яркие картины произвола и беззакония, творившихся в стране, что Екатерина II сочла его «бунтовщиком похуже Пугачева» и приговорила к смертной казни. Лишь опасения потерять в Европе образ «просвещенной» государыни заставили ее «всего лишь» сослать его в Сибирь.

Большую популярность имели журналы, издававшиеся Николаем Ивановичем Новиковым (1744-1818), - «Трутень» и «Живописец», в которых он средствами сатиры бичевал пороки крепостничества.

Новым явлением в литературе стало и то, что писать стремились все - от императрицы Екатерины II до купцов и простолюдинов. Это говорило о том, что интерес к литературе становился массовым.

До середины XVIII в. при царском дворе и во дворцах вельмож выступали в основном иностранные труппы. Однако подъем русской национальной культуры делал необходимым создание русского театра.

Уже при Елизавете Петровне возникли театры при учебных заведениях Петербурга (Шляхетском корпусе) и Москвы (в университете).

Но всероссийскую славу имели постановки ярославского актера и режиссера Федора Григорьевича Волкова (1729-1763). Наслы-шанная о его успехах Елизавета Петровна вызвала труппу Волкова в Петербург, где в 1756 г. был учрежден Русский для представления трагедий и комедий театр, в котором Волков стал не только актером и режиссером, но и декоратором, а с 1761 г. - директором. Это был первый русский профессиональный постоянный публичный театр.

Одной из ярких особенностей театральной жизни в XVIII в. становится появление крепостных театров, в которых играли крепостные актеры. Наиболее известными были крепостные театры графов Шереметевых в Кускове и Останкине, князей Юсуповых в Архангельском. Талантами и богатством постановок они порой превосходили казенные театры.

В середине века оперные постановки ставились не только в столицах, но и в провинциальных городах, а также в крепостных театрах.

При Екатерине II появились первые русские композиторы. Наиболее популярными были оперные произведения Дмитрия Степановича Бортнянского (1751-1825) «Празднество сеньора», Василия Алексеевича Пашкевича (1742-1797) «Скупой», Евстиг-нея Ипатовича Фомина (1761-1800) «Ямщики на подставе» и др.

Большой популярностью пользовались концерты русской народной музыки. Бортнянский выступил создателем русского хорового концерта.

XVIII в. стал периодом расцвета отечественной живописи и скульптуры. Картины отличались разнообразием жанров: от традиционных портретов и исторической живописи до театральных декораций, пейзажей, натюрмортов, сцен из народной жизни.

Наиболее известными мастерами исторической живописи были Антон Павлович Лосенко («Владимир перед Рогнедой») и Григорий Иванович Угрюмов («Избрание Михаила Федоровича на царство», «Взятие Казани»). -

В развитии портретной живописи проявились две особенности: углубление реализма и повышение художественного мастерства. Даже на парадных портретах вельмож крупные государственные деятели и царствующие особы представали простыми людьми.

Одним из известных мастеров был Алексей Петрович Антропов (1716-1795). Он обычно изображал людей среднего и пожилого возраста, выделяя их волевые качества, достоинство, уверенность в себе. Такими были парадные портреты императора Петра III, архиепископа Кулябки. Он явился одним из основателей нового жанра живописи - камерного портрета (особенно интересен в этом плане портрет А. М. Измайловой).

Мастером портретного жанра был Иван Петрович Аргунов (1729-1802), создавший галерею парадных портретов графов Шереметевых. Однако особенно славились его портреты простых современников - архитектора Ветошкина и его жены, супругов Хри-пуновых и др. Его сын Николай Иванович Агрунов (1771-1829) прославился портретами крепостных актрис графов Шереметевых (в частности, Т. В. Шлыковой-Гранатовой).

Особая душевная тонкость и многогранность личности отличала портреты, написанные Федором Степановичем Рокотовым (1735-1808). Написанные им парадные портреты Екатерины II, ее сына Павла, графа Г. Г. Орлова отличало высокое мастерство. Хорошо исполнены были и камерные портреты (особенно А. П. Струйской).

Дмитрий Григорьевич Левицкий (1735-1822) был учеником А. П. Антропова. Его портреты отличала яркая индивидуальность образов. Он создал глубокие по содержанию портреты деятелей эпохи Просвещения - Д. Дидро и Н. И. Новикова, галерею портретов воспитанниц Смольного института (изображенных им танцующими, поющими, музицирующими).

Новые черты в портретном искусстве проявились в творчестве Владимира Лукича Боровиковского (1757-1825). Будучи автором в основном камерных портретов (лучший из них - портрет М. И. Лопухиной), он впервые дает на них кроме изображенного образа также пейзажный фон.

В самом конце века появляется целое направление в живописи, представленное картинами крестьянской жизни, портретами крестьян. Такими были, например, картины М. Шибанова «Крестьянский обед», «Свадебный сговор» и др. Они отражали идеи модного тогда сентиментализма, проявлявшегося здесь в идеализации крестьянского быта.

Во второй половине XVIII в. были заложены основы русской скульптуры. Ее основоположником и крупнейшим представителем был Федот Иванович Шубин (1740-1805). Ему не было равных в виртуозном проникновении во внутренний мир своих персонажей и умении создать из мрамора тончайшие черты их образов. Наиболее удачными работами были бюст А. М. Голицына, статуя «Екатерина II - законодательница», бюсты М. В. Ломоносова, Павла I, А. А. Безбородко, П. А. Румянцева-Задунайского и др.

Впервые появляются на улицах столицы памятники, поставленные в честь выдающихся деятелей. Одним из шедевров мировой скульптуры стал «Медный всадник» Э. Фальконе, поставленный в центре Петербурга в честь Петра I.

Практически все правители России в XVIII в. внесли большой вклад в собирание произведений художественной культуры за границей. На покупки картин и скульптур, изделий декоративно-прикладного искусства не жалели денег даже в самые сложные периоды военного лихолетья. Собранные произведения стали уникальным фондом крупнейшей художественной коллекции петербургского Эрмитажа.

Художественные коллекции были собраны также в Москве, Ярославле и некоторых других городах страны.

В творчестве крупнейших русских архитекторов XVIII в. были воплощены лучшие национальные традиции русского зодчества, обогащенные классическим мировым наследием.

Самой крупной фигурой в архитектуре XVIII в. был Варфоломей Варфоломеевич Растрелли (1700-1771). Основоположником русского классицизма был Василий Иванович Баженов (1738-1799). Матвей Федорович Казаков (1738-1812) был помощником и учеником Баженова. По его проектам были возведены здания Сената в Московском Кремле, Московского университета, Голицынской и Павловской больниц, дома-усадьбы Демидовых, Петровский дворец. Он создал одно из известнейших до сих пор зданий Москвы -дом князей Долгоруких, переданный затем Дворянскому собранию (ныне Колонный зал Дома союзов).

Иван Егорович Старов (1745-1808) известен реконструкцией Александро-Невской лавры, строительством ряда усадеб под Петербургом. Однако самым крупным и известным его творением стал Таврический дворец со множеством богато убранных помещений, зимним садом.

Особенностью архитектуры второй половины XVIII в. стало развитие ансамблевой застройки не только столичных площадей, но и губернских, и уездных городов. В центре всегда были административные здания - губернаторский дворец, здание судебных орга-нов, а также собор, театр, больница, гимназия, библиотека. Это вело к тому, что город становился центром новой культуры.

Художественная культура XVIII в. нагляднее всего свидетельствовала о том, что Россия за короткий срок превратилась не только, в великую военную державу, но и в одну из крупнейших и признанных культурных столиц Европы.

Многие изменения коснулись и быта. Сословные различия в XVIII в. стали наиболее наглядно проявляться в жилищном строительстве.

Парадные дворцы российских императоров в конце века не имели ничего общего не только с царскими хоромами XVII в., но и со скромными жилищами петровской эпохи. Для освещения лишь одного из них в праздничные дни требовалось не менее 20 тысяч свечей и 150 тысяч лампад.

Построенные в стиле барокко, они были богато украшены лепными узорами, стенными росписями, зеркалами, картинами, позолотой, коврами, оружием.

Жилища простого городского населения и крестьян по-прежнему строились из дерева. При возникновении в городе даже небольшого очага пожара возникала угроза выгорания целых кварталов и даже городов. Впервые в XVIII в. появилась нумерация домов на улицах (раньше она не была порядковой и рядом с домом номер 24 мог быть дом номер 3265). Сами городские дома строились теперь иначе. Если раньше в центре дома была печь, вокруг которой размещались жилые помещения, то теперь центральное место занимал коридор, в который выходило большинство комнат. Все чаще даже в небогатых городских домах в окна были вставлены стекла, а не слюда, как прежде.

Крестьянские же дома и строились, и содержались по-старому.

В одежде российской знати в течение XVIII в. произошли огромные перемены. Вместо длиннополой мешковатой традиционной русской одежды теперь дворяне носили тонкие рубашки с кружевами, галстуками и бантами, короткие и узкие камзолы. Поверх них были надеты кафтаны из бархата или плотного шелка. Рукава были украшены золотым шитьем и жемчугом. Не менее сложными и дорогими были и женские наряды. Украшены они были огромным количеством драгоценностей. Для мелкопоместных дворян и бедных чиновников такая роскошь была невозможной. Однако они стремились следовать моде хотя бы в фасонах одежды.

Одежда крестьян оставалась такой же, как и за сто лет до этого.

Питание основной части населения Российской империи оставалось традиционным. Следование западной моде в питании привело к тому, что употреблять традиционную русскую пищу знать старалась лишь в домашней обстановке. Широкое распространение в XVIII в. получили званые обеды. Они обычно длились по 4-5 часов.

Новым видом досуга стало посещение театральных представлений как в государственных, так и в крепостных театрах. В некоторых случаях в представлениях участвовали сами хозяева и их гости.

Одним из самых популярных занятий знати в XVIII в. стало коллекционирование картин, скульптур, табакерок, драгоценностей, тростей, портсигаров и т. п.

Таким образом, перемены в быту и обычаях в XVIII в. были действительно значительными. Если сравнить Россию начала и конца века, то перед нами предстанет во многом другая страна. Но все эти перемены коснулись лишь российской знати. Для абсолютного большинства населения ничто не изменилось.


Пользуйтесь Поиском по сайту. Найдётся Всё по истории.
Добавить комментарий
Прокомментировать
  • bowtiesmilelaughingblushsmileyrelaxedsmirk
    heart_eyeskissing_heartkissing_closed_eyesflushedrelievedsatisfiedgrin
    winkstuck_out_tongue_winking_eyestuck_out_tongue_closed_eyesgrinningkissingstuck_out_tonguesleeping
    worriedfrowninganguishedopen_mouthgrimacingconfusedhushed
    expressionlessunamusedsweat_smilesweatdisappointed_relievedwearypensive
    disappointedconfoundedfearfulcold_sweatperseverecrysob
    joyastonishedscreamtired_faceangryragetriumph
    sleepyyummasksunglassesdizzy_faceimpsmiling_imp
    neutral_faceno_mouthinnocent
2+два=?