Какие достижения произошли в отечественной науке и культуре в первой половине XIX в. ?

 

«Золотым веком» русской культуры по праву считается первая половина XIX в. Иногда ее называли еще «апогеем просвещенного абсолютизма». Развитие культуры в это время проходило под влиянием многих поистине исторических событий. Но в их числе самое значительное место принадлежит Отечественной войне 1812 г. и заграничному походу русской армии.

Заграничный поход русских войск привел ко «второй волне» западного влияния на отечественную культуру, науку, образование.

Но именно это влияние, проявившееся в том числе в движении декабристов, вызвало в конце 20-х - 30-е гг. усиление борьбы властей с «заразой, принесенной извне».

На развитии русской культуры позитивно отразились и глубокие перемены, начавшиеся в социально-экономической сфере, в первую очередь промышленный переворот. Особое значение он имел для развития российской науки и техники.

В области гуманитарных наук рост национального самосознания привел к усилению интереса к отечественной истории. Большим событием культурной жизни стала «История государства Российского» Н. М. Карамзина (1766-1826), первые 8 томов которой вышли в свет в 1818 г. Ее автор стал первым отечественным историком, которого стали читать не только специалисты, но и широкая аудитория. На эти годы приходится научная деятельность крупнейших русских историков - Т. Н. Грановского (1813-1855) и М. П. Погодина (1800-1875). В это время начинает свою научную деятель-? ность крупнейший историк XIX в. С. М. Соловьев (1820-1879).

В области естественных наук подлинный переворот в научных представлениях о природе пространства совершил профессор Казанского университета Н. И. Лобачевский (1792-1856), открывший новую геометрическую систему, названную неэвклидовой геометрией (1826). Это крупнейшее открытие стало основой для математической базы современной физики. В 1802 г. петербургский профессор В. В. Петров (1761-1834) продемонстрировал явление вольтовой дуги, а позже высказал идею о ее применении для сварки Металлов. П. Л. Шиллинг (1786-1837) сконструировал и испытал в 1832 г. первую линию электромагнитного телеграфа. Б. С. Якоби (1801-1874) в 1834 г. изобрел электродвигатель с вращающимся рабочим валом, а в 1838 г. - гальванопластику. Он первым в мире построил подземную кабельную телеграфную линию Петербурге Царское Село длиной 25 км. Крупнейший русский металлург первой половины века П.П.Аносов (1797-1851) в 1831г. первым в России применил микроскоп для исследования структуры стали, а в 1841 г. раскрыл давно утраченную тайну изготовления булатной стали.

В 30-х гг. крепостные механики Нижнетагильского металлурги-, ческого завода Е. А. и М. Е. Черепановы построили паровую железную дорогу.

Бурно развивавшаяся текстильная промышленность диктовала необходимость развития химии, в первую очередь в производстве красителей. Крупнейшими химиками эпохи стали профессора Казанского университета Н. Н. Зинин (1812-1880) и А. М. Бутлеров (1828-1886), ставшие не только основоположниками отечественной научной химической школы красителей, но и новой отрасли химического производства.

Крупнейшим представителем отечественной медицины стали профессор Медико-хирургической академии Н. И. Пирогов (1810-1881), явившийся основоположником военно-полевой хирургии. В труднейшие годы Восточной войны он впервые применил наркоз во время операции прямо на поле боя, использовал для лечения переломов неподвижную гипсовую повязку. Благодаря великому хирургу тысячи раненых остались живы, многие вернулись в строй.

В 1839 г. начала работать Пулковская обсерватория под Петербургом (построенная всего за четыре года) - одна из самых крупных и хорошо оснащенных для своего времени. Здесь немало открытий сделал один из крупнейших русских астрономов XIX в. В. Я. Струве (1793-1864).

Авторитет российской науки был столь высок, что крупнейшие предприниматели считали честью оказывать ей материальную поддержку. С 1832 г. Академия наук приступила к присуждению Демидовских премий за лучшие научные открытия и изобретения. Средства на это выделил один из самых богатых российских промышленников П. Н. Демидов. Большие средства выделяло на развитие отечественной науки и правительство страны.

В самом начале века в России окончательно сложилась система высшего, среднего и начального образования. В 1802 г. для управления этой растущей системой было создано Министерство народного просвещения, воспитания юношества и распространения наук. Проведенная в начале века реформа образовательной сферы привела к созданию в каждом губернском городе гимназии, а в каждом уездном городе - уездного училища. Приходские училища создавались и в сельской местности. Причем, что было очень важно, в них принимались дети «всякого состояния», без различия «полу и лет».

Правда, несмотря на провозглашенную «непрерывность» образования, для детей крепостных доступны были только приходские училища. В гимназии путь им был заказан.

В 1811 г. был открыт для детей дворян Александровский (Царскосельский) лицей, в котором обучались представители высшего дворянского общества (в их числе А. С. Пушкин и др.). На время он стал не только самым престижным учебным заведением, но и центром свободомыслия.

Большое внимание правительство уделяло развитию высшего образования. Помимо Московского университета, только в первые два десятилетия века были открыты пять новых университетов: Дерптский (1802), Казанский (1804), Харьковский (1804), Вилен-ский (1804), Петербургский (1819). По мере роста сети училищ и гимназий возникла потребность в подготовке большего числа учителей. Для этого возникли первые педагогические вузы в Москве и Петербурге. По Уставу 1804 г. педагогические институты должны были открыться при всех университетах.

В 20-50-е гг. отношение правительства к нуждам образования несколько изменилось. Если в начале века приоритетным было общее образование, то теперь школа была ориентирована главным образом на формирование нравственности, основанной на религиозных началах.

При Николае I сохранились все типы школ, но каждый из них становился теперь сословно-обособленным. Приходские однокласс-ные училища предназначались теперь для детей самых «низов». В них в течение года обучали Закону Божьему, грамоте и арифметике. Уездные трехклассные училища предназначались для детей купцов, ремесленников, мещан. Здесь обучали русскому языку, арифметике, геометрии, истории и географии. В семиклассных гимназиях обучались дети дворян, чиновников, купцов первой гильдии. В 1827 г. еще раз было указано на невозможность обучения детей крепостных крестьян в гимназиях и университетах. В то же время, помимо сословной направленности образования, министерство заботилось об увеличении численности учебных заведений. Если в начале века в стране существовало всего 158 училищ, то к середине века около 130 начальных школ было уже в каждой губернии.

Увеличивалось и число высших учебных заведений. Особенно быстрыми темпами развивались ведомственные школы (для обучения растущих штатов государственных чиновников), а также технические вузы: Петербургский практический технологический институт (1828 г., сейчас Технологический институт), Московское ремесленное училище (1830 г., ныне Московский государственный технический университет им. Н. Э. Баумана). По мере расширения Масштабов промышленного строительства с 30-х гг. при гимназиях и уездных училищах открывались специальные классы для изуче-1 ния технических и коммерческих наук, а также фабричные школы.?]

Несмотря на цензурные рогатки, росли объемы выпуска литературы для населения. В 40-е гг. широкую известность получили книги издательства А. Ф. Смирдина (1795-1857), выпустившего в свет более 70 собраний сочинений крупнейших российских писателей того времени. Причем по своей цене эта литература была доступна самым широким слоям населения. Широко развивалось и библиоI течное дело. Библиотеки в 30-40-е гг. были открыты по инициативе провинциальной общественности в большинстве губернских и уезд--ных городов России.

В 1852 г. был открыт для широкой публики Эрмитаж, ранее существовавший как дворцовый музей. С 1856 г. начал собирать свою-знаменитую коллекцию русской живописи выдающийся русским меценат П. М. Третьяков (1832-1898).

Таким образом, в развитии отечественной науки и образования, как и в развитии российской культуры в целом, в первой половине XIX в. наступает качественно новый этап, главной чертой которого становится расширение численности учащихся и научных работников.

XIX в. стал временем крупнейших географических открытий, совершенных русскими людьми. Продолжая традиции своих предшественников - первооткрывателей и путешественников XVII—XVI11 вв.,. они обогатили представление россиян об окружавшем их мире, cno-j собствовали освоению новых территорий, вошедших в состав империи. Россия впервые реализовала давнюю мечту: русские корабли вышли в Мировой океан.

В 1803 г. по указанию Александра I была предпринята экспедиция на двух кораблях «Надежда» и «Нева» для исследования северной части Тихого океана. Это была первая русская кругосветная экспедиция, продолжавшаяся три года. Возглавил ее член-корреспондент Петербургской Академии наук Иван Федорович Крузенштерн (1770-1846). Это был один из крупнейших мореплавателей и ученых-географов века. В ходе экспедиции были впервые нанесены на карту более тысячи километров берегов о. Сахалин. Много интересных наблюдений оставили участники путешествия не только о Дальнем Востоке, но и о территориях, через которые они проплывали. Командир «Невы» Юрий Федорович Лисянский (1773-1837) открыл один из островов Гавайского архипелага, названный его именем. Много интересных данных было собрано участниками экспедиции об Алеутских островах и Аляске, островах Тихого и Ледовитого океанов. Итоги наблюдений были доложены в Академии наук. Они были настолько весомы, что И. Ф. Крузенштерн был удо"! стоен звания академика. Его материалы были положены в основу* изданного в начале 20-х гг. «Атласа Южных морей». В 1845 адмирал Крузенштерн стал одним из членов-учредителей Российского географического общества и воспитал целую плеяду русских мореплавателей и исследователей.

Одним из учеников и последователей Крузенштерна стал Фаддей Фаддеевич Беллинсгаузен (1778-1852). Он был участником первой русской кругосветной экспедиции, а после ее возвращения командовал фрегатом «Минерва» на Черном море. В 1819-1821 гг. ему было поручено возглавить новую кругосветную экспедицию на шлюпах «Восток» (которым командовал он) и «Мирный» (командиром был назначен Михаил Петрович Лазарев). Проект экспедиции был составлен Крузенштерном. Главной ее целью было обозначено «приобретение полнейших познаний о нашем земном шаре» и «открытие возможной близости Антарктического полюса». 16 января 1820 г. экспедиция подошла к берегам неведомой в то время никому Антарктиды, которую Беллинсгаузен назвал «'льдинным материком». После стоянки в Австралии русские корабли двинулись в тропическую часть Тихого океана, где ими была открыта группа островов в архипелаге Туамоту, названная островами Россиян. Каждый из них получил имя известного военного или морского деятеля нашей страны (Кутузова, Лазарева, Раевского, Барклая-де-Толли, Витгенштейна, Ермолова и др). После новой стоянки в Сиднее экспедиция вновь двинулась к Антарктиде, где были открыты о. Петра I и берег Александра I. В июле 1821 г. она возвратилась в Кронштадт. За 751 день плавания русские корабли прошли путь протяженностью около 50 тыс. миль. Кроме сделанных географических открытий, были также привезены ценные этнографические и биологические коллекции, данные наблюдений за водами Мирового океана и ледяными покрытиями нового для человечества континента. Позже оба руководителя экспедиции героически проявили себя на военной службе Отечеству. А М. П. Лазарев после разгрома турок при Наваринском сражении (1827) был назначен главным командиром Черноморского флота и русских портов на Черноморском побережье.

Крупнейшим исследователем российского Дальнего Востока середины века стал Геннадий Иванович Невельской (1813-1876). Имея еще с XVIII в. обширные владения на Дальнем Востоке, Россия так и не преуспела в их освоении. Не были известны даже точные пределы восточных владений страны. Тем временем внимание к Камчатке и другим русским территориям стала проявлять Англия. Это заставило Николая I по предложению генерал-губернатора Восточной Сибири Н. Н. Муравьева (Амурского) снарядить в 1848 г. специальную экспедицию на восток. Во главе ее был поставлен капитан Невельской. В двух экспедициях (1848-1849 и 1850-1855) ему удалось, обойдя Сахалин с севера, открыть ряд новых, неизвестных прежде территорий и войти в низовья Амура, где в 1850 г. он основал Николаевский Пост (Николаевск-на-Амуре). Путешествия] Невельского имели важное значение: впервые было доказано, чтя Сахалин вовсе не соединен с материком, а является островом и Татарский пролив есть именно пролив, а не залив, как это считал впев вые побывавший в этих местах Лаперуз.

Евфимий Васильевич Путятин (1804-1883) в 1822-1825 гг. совершил кругосветное путешествие и оставил потомкам описание' многого из увиденного. В 1852-1855 гг. во время руководимой им экспедиции на фрегате «Паллада» были открыты острова Римского-Корсакова. Он стал первым из русских, кому удалось побывать, в закрытой от европейцев Японии и даже подписать там договор (1855).

Результатом экспедиций Невельского и Путятина, кроме сугубо научных, стало признание Европой существования Приморской об- ласти (Николаевск) и факта ее принадлежности России.

В первой половине XIX в. были совершены и другие открытия. Традиционными стали кругосветные экспедиции: В. М. Головнина; на шлюпах «Диана» (1807-1811) и «Камчатка» (1817-1819), Ф. П. Литке на военном шлюпе «Сенявин» (1826-1829, по материаи лам которой было составлено более 50 карт) и др.

Исключительно полезные и необходимые сведения по Аляске, Алеутским и Курильским островам провел в 1839-1849 гг.; И. Г. Вознесенский.

В 1809 г. А. Е. Колодкин начал интенсивное исследование Каспия, завершившееся через 17 лет составлением первого Атласа Каспийского моря.

В 1848 г. было проведено исследование Северного Урала (вплоть до Карского моря) экспедицией Э. К. Гофмана и М. А. Ковальского.

Крутшейшими результатами увенчались экспедиции по северу Сибири, проведенные в 1842-1845 гг. А. Ф. Миддендорфом (впервые описавшим Таймырский край).

П. А. Чихачевым был открыт Кузнецкий каменноугольный бассейн.

Успехи русских путешественников были настолько емки, что по-1 требовалось создание специальных учреждений для обощения и использования полученных результатов. Важнейшим среди них стало открытое в 1845 г. Русское географическое общество.

Главными особенностями художественной культуры этого пе-' риода стали быстрая смена идейно-художественных направлений И параллельное существование различных художественных стилей.

На рубеже веков господствующим стилем был классицизм, в ос-НОве которого лежало служение государю и Отечеству.

В период, предшествующий Отечественной войне 1812 г., егоз сменил сентиментализм, обращенный к чувствам и переживаниям человека.

Главным направлением в художественной культуре первых десятилетий XIX в. стал романтизм, возникший в переломный период борьбы с Наполеоном. Его основной отличительной чертой было противопоставление некоего романтического, идеального образа реальной жизни людей. Отличительными чертами русского романтизма были повышенный интерес к национальной самобытности, традициям отечественной истории, утверждение сильной, раскрепощенной личности.

Со второй четверти XIX в. получает широкое распространение еще одно направление - реализм. Его последователи старались изображать окружающую действительность в ее наиболее типичных проявлениях. Одним из его направлений стал критический реализм, фиксировавший неблагополучные стороны российской жизни и самим содержанием произведений как бы требовавший перемен к лучшему.

Русская литература переживала в эти годы свой «золотой век».

Уходящий классицизм уступил место сентиментальным произведениям Николая Михайловича Карамзина (1766-1826) («Бедная Лиза» и др.) и других авторов.

Появление романтизма в русской литературе было связано прежде всего с произведениями Василия Андреевича Жуковского (1783-1852). Его баллады «Людмила» (1808), «Светлана» (1812) полны гуманности и высокого человеческого достоинства. В этом же направлении были созданы первые исторические романы А. А. Бестужева-Марлинского и М. Н. Загоскина, формировавшие у читателя понимание самобытности русской истории. Романтические образы составляют основу ранних работ Александра Сергеевича Пушкина (1799-1837) и Михаила Юрьевича Лермонтова (1814-1841).

Реализм как новое течение в русской литературе был присущ многим произведениям А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Н. В. Гоголя (1809-1852). Если Пушкин был «явлением чрезвычайным» в русской литературе, оказавшим огромное влияние на все ее последующее развитие, то с выходом в свет романа «Герой нашего времени» (1841) за Лермонтовым закрепилась слава одного из основоположников критического реализма. Сочетание реальной жизни с ее печальными и смешными сторонами соседствовало в творчестве Гоголя с мистицизмом и фантастикой. Сопричастностью и состраданием к простым россиянам проникнуты роман «Обыкновенная история» (1847) И.А.Гончарова (1812-1891), ранние стихи Н.А.Некрасова (1821-1878), «Записки охотника» (1847-1852) И. С. Тургенева (1818-1883), повести «Бедные люди» (1846), «Белые ночи» (1848) и «Двойник» (1846) молодого Ф. М. Достоевского (1821-1881). Новый, незнакомый мир русского купечества открыл читателю и зрителю в первой своей драме «Свои люди - сочтемся»] (1849) А. Н. Островский (1823-1886).

Русская литература в этот период впервые приобрела преобладающее влияние в духовной жизни общества.

Несмотря на то что указом Александра I в 1803 г. была введена монополия императорских театров, а затем и театральная цензура, развитие театра в первой половине XIX в. вступало в новый этап. Единый прежде Петровский театр в Москве в 1824 г. был разделен на Большой (предназначенный для оперных и балетных постановок) и Малый (драматический, для которого архитектором О. И. Бове было построено специальное здание). Наиболее известным в Петербурге был Александрийский театр (архитектор К. И. Росси). В отличие от традиционно демократического московского Малого, этот театр (предназначенный не для широкой публики, а главным образом для двора и чиновничества) носил парадно-официальный характер.

Из драматургов наиболее популярны были Александр Сергеевич Грибоедов (1790-1829), Н. В. Гоголь и начинающий А. Н. Островский, утверждавшие реалистические традиции в театральном искусстве.

Крупнейшим представителем романтизма в театре был выдающийся русский актер Павел Степанович Мочалов (1800-1848), особую популярность снискавший в ролях Гамлета (по трагедии В. Шекспира) и Фердинанда (по драме Ф. Шиллера «Коварство и любовь»).

Основоположником реализма на русской сцене стал великий актер московского Малого театра Михаил Семенович Щепкин (1788-1863), ставший подлинным реформатором русского театра (он первым предложил подчинить весь творческий процесс на сцене единой идее).

С этого времени начинается становление режиссуры и искусства оформления спектакля.

Музыка больше, чем другие виды искусства, испытала на себе влияние героического 1812 г. Если прежде традиционно преобладала бытовая опера, то теперь композиторы обращались к героическим сюжетам исторического прошлого России. Одной из первых в этом ряду стала опера К. А. Кавоса «Иван Сусанин» (1815).

Большие аудитории собирали концертные залы. Популярностью пользовались музыкальные вечера в салонах А. А. Дельвига, В. Ф. Одоевского, 3. А. Волконской.

Центральное место в русском музыкальном искусстве первой половины XIX в. принадлежит Михаилу Ивановичу Глинке (1804-1857), заложившему основы национальной школы в музыке. Он стал родоначальником основных жанров отечественной профессионально» музыки. Наиболее яркое представление о творчестве композитора дает его опера «Жизнь за царя» (1836).

Живопись характеризовалась, в первую очередь, возросшим интересом к личности человека, к жизни не только двора, но и простых людей. Одним из распространенных жанров живописи в начале века становится романтический портрет. Одним из ярких представителей романтизма в живописи стал замечательный портретист начала века Орест Адамович Кипренский (1782-1836), создавший замечательные портреты А. С. Пушкина (1827), П.А.Оленина (1813) и др.

Крупнейшей фигурой классицизма в русской живописи первой половины века стал Карл Павлович Брюллов (1799-1852). В одной из самых известных его работ - «Последний день Помпеи» (1830-1833) - он впервые в качестве героя представил народ. Блестящим мастером парадного портрета он показал себя в картине «Всадница» (1832).

Основоположником критического реализма в русской живописи стал Павел Андреевич Федотов (1815-1852). В своих жанровых картинах он умел выражать крупные социальные проблемы. Такими стали, например, его работы «Свежий кавалер» (1846) и «Сватовство майора» (1848).

Рождение особо популярного в XIX в. бытового жанра связано с творчеством Алексея Гавриловича Венецианова (1780-1847). Его картины стали настоящим открытием в русской живописи. В работах 20-х гг. «На пашне. Весна», «На жатве. Лето», «Захарка» и др. он изображал повседневную жизнь крестьян в поэтических красках, тонко чувствуя и передавая красоту родной природы. Это направление в русской живописи принято называть «венециановской школой».

Одним из крупнейших мастеров русской живописи стал Александр Андреевич Иванов (1806-1858). Основным произведением его жизни стала картина «Явление Христа народу», над созданием которой он трудился 20 лет (1837-1857). Центром художественной жизни России того времени стало открытое в 1832 г. в Москве Училище живописи, ваяния и зодчества.

Архитектура первой половины века продолжала традиции классицизма. Крупнейшими представителями русского ампира (вершины классицизма, проявившегося в первые три десятилетия XIX в., выражавшегося в массивных, монументальных формах, с богатыми Украшениями, унаследованными от императорского Рима) были А. Д. Захаров (1761-1811), создавший здание Адмиралтейства в Петербурге (1806-1823); А. Н. Воронихин (1759-1814), построивший Казанский собор (1801-1811), участвовавший в строительстве архитектурных ансамблей Павловска и Петергофа, положивший начало ансамблю Невского проспекта; К. И. Росси (1775-1849), создавший в Петербурге здание Русского музея (1819-1825) с пло-J щадью Искусств, ансамбль Дворцовой площади со зданием Главно-] го штаба и аркой (1819-1829), ансамбль Александрийского театра (1816-1834). ,|

В Москве русский ампир имел свою особенность: он был более мягок. В этом стиле были выполнены работы О. И. Бове (1784-1834): реконструированная после пожара 1812 г. Красная площадь; Театральная площадь с Большим театром (1821-1824); Триумфальные ворота (1827-1834) и др. В этом же ключе было построено здание Московского университета и другие сооружения Д. И. Жилярди (1785-1845).

С 30-х гг. начинает распространяться «русско-византийский» стиль, в котором были созданы архитектором К. А. Тоном (1794| 1881) Храм Христа Спасителя (1837-1889), Большой Кремлевский дворец (1839-1849) и Оружейная палата (1843-1851).


Пользуйтесь Поиском по сайту. Найдётся Всё по истории.
Добавить комментарий
Прокомментировать
  • bowtiesmilelaughingblushsmileyrelaxedsmirk
    heart_eyeskissing_heartkissing_closed_eyesflushedrelievedsatisfiedgrin
    winkstuck_out_tongue_winking_eyestuck_out_tongue_closed_eyesgrinningkissingstuck_out_tonguesleeping
    worriedfrowninganguishedopen_mouthgrimacingconfusedhushed
    expressionlessunamusedsweat_smilesweatdisappointed_relievedwearypensive
    disappointedconfoundedfearfulcold_sweatperseverecrysob
    joyastonishedscreamtired_faceangryragetriumph
    sleepyyummasksunglassesdizzy_faceimpsmiling_imp
    neutral_faceno_mouthinnocent
2+три=?