В чем состояли причины ужесточения идеологического контроля в первые послевоенные годы?

 

«Демократический импульс» войны проявился и в развитии художественной культуры. Наметившееся в годы войны сотрудничество с западными странами создавало возможности для расширения культурных контактов с ними. А это неизбежно вело к проникновению в советскую повседневность элементов либерализма, противоположного в самой своей основе господствующей коммунистической идеологии. «Железный занавес» оказался прорван. В условиях начавшейся «холодной войны» это не могло не беспокоить Сталина. В 1946 г. развернулась борьба против «западного влияния» и «низкопоклонства перед Западом». Возглавил эту кампанию член Политбюро и секретарь ЦК ВКП(б) А. А. Жданов, отвечавший за идеологию.

Эта линия была еще более усилена в ходе начавшейся в 1948 г. кампании борьбы с «космополитизмом».

СССР вновь оказался в идеологической и культурной изоляции от остального мира.

Главной темой литературных произведений первых послевоенных лет стали личные ощущения и переживания личности в условиях войны и других крупных социальных потрясений, ответственность каждого человека за судьбы страны и мира.

Тема памяти о минувшей войне, героизме и мужестве защитников Родины стала центральной в «Повести о настоящем человеке» Б. Н. Полевого, поэме А. Т. Твардовского «Дом у дороги», романе А. А. Фадеева «Молодая гвардия».

Главным литературным героем этих лет стал человек, прошедший войну и возрождающий довоенную жизнь. Внутренний мир советского человека, богатство его души отмечали романы «Кружилиха» В. Ф. Пановой, «Дни нашей жизни» В. К. Кетлинской, «Первые радости» и «Необыкновенное лето» К. А. Федина. В популярном жанре семейной хроники Г. М. Марков создал свой роман о Сибири «Строговы». О неразрывной связи человека и природы писал в своем романе «Русский лес» Л. М. Леонов.

Яркие произведения были созданы писателями союзных и автономных республик СССР. В трилогии «Хлеб и соль», «Кровь людская - не водица», «Большая родня» украинский писатель М. Стельмах показал путь украинского крестьянства от революции 1905 г. до начала Великой Отечественной войны. Белорусский поэт Я. Колас написал поэму «Хата рыбака». Начиналась яркая поэтическая биография выдающихся национальных поэтов Северного Кавказа: Р. Гамзатова (Дагестан), К. Кулиева (Кабардино-Балкария), М. Ка-рима (Башкирия), Д. Кугультинова (Калмыкия) и др.

Усиливается партийный контроль за содержанием литературного творчества. В 1946 г. было принято постановление ЦК ВКП(б) «О журналах "Звезда" и "Ленинград", в котором резкой критике подверглись М. М. Зощенко и А. А. Ахматова, названные «пошляками и подонками литературы». Журнал «Ленинград» был закрыт, а в журнале «Звезда» заменено руководство. Были приняты и другие постановления по проблемам литературы. Главным итогом «борьбы за чистоту литературы» стали закрытие ряда журналов, запрещение многих произведений, репрессии против их авторов, а главное - застой в отечественной литературе.

Наметившееся в годы войны обращение к историческим традициям народов СССР, чувствам и переживаниям людей после ее окончания было подвергнуто критике. В 1946 г. было принято постановление ЦК ВКП(б) «О репертуаре драматических театров и мерах по его улучшению», в котором осуждались «идеализация жизни царей, ханов, вельмож», «внедрение в репертуар пьес буржуазных западных драматургов, открыто проповедующих буржуазные взгляды и мораль» и потакание «обывательским вкусам и нравам».

Было приказано расширить количество пьес, «посвященных пафосу борьбы за коммунизм». Однако создать такие пьесы «на заказ» было делом непростым и удач было не так много.

Одним из ярких спектаклей послевоенной поры стала «Свадьба с приданым» Н. М. Дьяконова (Московский театр сатиры). Особое звучание имели спектакли о только что окончившейся войне - «Молодая гвардия» (по роману А. А. Фадеева), «За тех, кто в море!» Б. А. Лавренева, «Константин Заслонов» А. Мовзона и др.

В эти годы начала выступать выдающаяся балерина М. М. Плисецкая, чей танец был полон экспрессии и патетики.

Яркими событиями в кинематографе стали картина С. А. Герасимова «Молодая гвардия» (в которой дебютировали И. Макарова, Н. Мордюкова и др.), «Подвиг разведчика» Б. В. Барнета (с яркой ролью П.П.Кадочникова), «Повесть о настоящем человеке» А. Б. Столпера. Веселыми и нацеленными в будущее стали фильмы «Весна» Г.В.Александрова и «Сказание о земле Сибирской» И. А. Пырьева. Идиллическую, далекую от реальной жизни картину послевоенной сельской жизни И. А. Пырьев показал в фильме «Кубанские казаки».

Как и другие произведения культуры, многие фильмы и их авторы были обвинены в «безыдейности»: «Большая жизнь» (2-я серия) Л. Д. Лукова, рассказывавшая о трудностях восстановления Донбасса после войны (был раскритикован за «фальшивое изображение партийных работников»), «Адмирал Нахимов» В. И. Пудовкина, «Иван Грозный» (2-я серия) С. М. Эйзенштейна и др.

В короткий срок была восстановлена и расширена довоенная сеть музыкальных театров, концертных учреждений. С 1950 г. были возрождены декады национального искусства в Москве. Сформировалось новое поколение талантливых артистов: начали свой путь в искусстве дирижеры Г. Н. Рождественский, Е. Ф. Светланов; пианист С. Т. Рихтер; скрипач Л. Б. Коган; певцы И. К. Архнпова, Г. К. Отс, И. И. Петров и др.

Были созданы крупные музыкальные произведения: оперы «Великая дружба» В. И. Мурадели, «Берег бурь» Г. Г. Эрнесакса, балеты «Каменный цветок» С. С. Прокофьева, «Медный всадник» Р. М. Глиэра, «Семь красавиц» К. А. Караева, «Калевипоэг» Э. А. Каппа и др.

Но и здесь не обошлось без гонений на тех композиторов, чьи произведения критиковались за «формалистическую», «антинародную» направленность, «пренебрежение народными музыкальными традициями». В 1948 г. ЦК ВКП(б) принял постановление «О декадентских тенденциях в советской музыке», где огонь критики был сосредоточен на В. И. Мурадели, С. С. Прокофьеве, Д. Д. Шостаковиче, А. И. Хачатуряне, Н. Я. Мясковском. Их произведения перестали исполняться, от их услуг отказались консерватории и театры. Это обедняло отечественную музыкальную культуру, изолировало ее от лучших достижений мировой культуры.

Одной из важнейших задач было возрождение разрушенной войной образовательной системы. Начиналось оно со строительства школ. Только в 1946-1950 гг. было возведено 18538 школьных зданий. В 1950-1951 учебном году в 222 тыс. общеобразовательных школ страны обучалось около 35 млн детей. Неуклонно росли расходы на науку и образование. Уже в 1946 г. они выросли в сравнении с предыдущим более чем в 2,5 раза. Была начата реализация прерванной войной программы всеобщего 7-летнего образования.

Задачи восстановления требовали новых отрядов специалистов высшей квалификации. Уже в 1946-1948 гг. число высших учебных заведений страны превысило довоенный уровень, а по количеству студентов этот показатель был перекрыт в 1947 г.

Тяга к знаниям людей, переживших войну, была просто удивительной. Целая армия молодых людей, не успевших получить образование до войны, обучалась теперь без отрыва от производства.

К концу четвертой пятилетки в вузах было подготовлено 652 тыс. инженеров, учителей, врачей, агрономов и других специалистов, а средние специальные учебные заведения выпустили за это время

1278 тыс. человек.

После войны развернулись оживленные творческие научные дискуссии среди историков, философов, биологов, физиков, кибернетиков, экономистов. Однако эти дискуссии были использованы партийным руководством для «усиления партийной направленности науки», а отдельными ее представителями  и для сведения счетов с научными оппонентами.

Наиболее типичной из таких «дискуссий» стало обсуждение проблем биологической науки на сессии Всесоюзной Академии сельскохозяйственных наук им. В. И. Ленина (ВАСХНИЛ) в августе 1948г. Т.Д. Лысенко, сделав головокружительную карьеру в 30-е гг. на критике «кулаков от науки», еще перед войной добился ареста академика Н. И. Вавилова. Теперь он критиковал крупнейших ученых-генетиков академиков А. Р. Жебрака, П. М. Жуковского, Л. А. Орбели, А. Д. Сперанского, И. И. Шмальгаузена и др. как «мухолюбов-человеконенавистников». В результате несколько сот человек были изгнаны из академии и лишены возможности заниматься научной деятельностью.

В исторической науке прогрессивными деятелями были объявлены Иван Грозный и его опричники, боровшиеся с боярской оппозицией сталинскими методами.

Лидеры национальных движений (в частности, Шамиль) были объявлены агентами зарубежных разведслужб. Полностью оправданным и неизбежным представал и якобинский террор.

Крупнейшие исторические деятели царской России были представлены в гротескном виде. Оказались надолго «забыты» и многие имена крупнейших деятелей советского времени.

В ходе дискуссий философов, экономистов отвергался любой западный опыт, как изначально враждебный и неверный.

Все это свидетельствовало о том, что в послевоенные годы, несмотря на многие достижения в развитии отечественной науки и культуры, партийный контроль и диктат в отношении интеллигенции еще более усилились.



Пользуйтесь Поиском по сайту. Найдётся Всё по истории.
Добавить комментарий
Прокомментировать
  • bowtiesmilelaughingblushsmileyrelaxedsmirk
    heart_eyeskissing_heartkissing_closed_eyesflushedrelievedsatisfiedgrin
    winkstuck_out_tongue_winking_eyestuck_out_tongue_closed_eyesgrinningkissingstuck_out_tonguesleeping
    worriedfrowninganguishedopen_mouthgrimacingconfusedhushed
    expressionlessunamusedsweat_smilesweatdisappointed_relievedwearypensive
    disappointedconfoundedfearfulcold_sweatperseverecrysob
    joyastonishedscreamtired_faceangryragetriumph
    sleepyyummasksunglassesdizzy_faceimpsmiling_imp
    neutral_faceno_mouthinnocent
три+2=?