Как повлияли политические перемены в стране после смерти Сталина на духовное состояние общества? В чем это проявилось?

 

Политический курс на десталинизацию не мог не коснуться развития духовной сферы жизни. Зажатая идеологическими тисками много лет творческая интеллигенция была первым, кто откликнулся на новый политический курс. Поэтому наиболее серьезные перемены после смерти Сталина произошли именно в духовной жизни народов страны. По образному выражению известного писателя И. Эренбурга, наступил период «оттепели» после долгой сталинской «зимы».

Это проявилось не только в снятии наиболее жестких ограниче-. ний на деятельность работников культуры, но и в постепенном возобновлении культурных связей с зарубежными странами.

В 1957 г. в Москве прошел Всемирный фестиваль молодежи и студентов, положивший начало регулярным контактам советской-молодежи с зарубежными сверстниками.

Появились литературные и публицистические произведения, обозначившие рождение нового направления в советской литературе - обновленческого. Возглавил его журнал «Новый мир», главным редактором которого в то время был А. Т. Твардовский. Здесь были опубликованы новаторские статьи В. Овечкина, Ф. Абрамова, произведения И. Эренбурга («Оттепель»), В. Пановой («Времена года»), Ф. Панферова («Волга-матушка река») и др. В них авторы впервые поставили вопрос о губительности для интеллигенции атмосферы прежних лет. Это было настолько смелым, что Твардовский был отстранен от руководства журналом.

Об этом же говорили в своих произведениях В. Дудинцев («Не хлебом единым»), Д.Гранин («Искатели»), Е. Дорош («Деревенский дневник»). Были созданы яркие произведения признанными мастерами литературы - Ф.Абрамовым («Братья и сестры»), М. Шолоховым («Поднятая целина»), К. Паустовским («Золотая роза»). Были завершены создававшиеся долгие годы многотомные эпопеи В. Катаева («Волны Черного моря»), В. Каверина («Открытая книга») и др. Большой резонанс имела поэма-размышление А. Твардовского «За далью - даль», в которой осмысливался сталинский период нашей истории.

Выдающимися произведениями о прошедшей войне вошли в историю отечественной литературы этих лет Ю. Бондарев («Батальоны просят огня», «Тишина») и Г. Бакланов («Пядь земли», «Мертвые сраму не имут»).

Характерной особенностью литературы этих лет стала постановка проблем, прежде закрытых для свободного обсуждения: бездумного воздействия человека на природу («Русский лес» Л. Леонова), соотношения революции и нравственности («Синяя тетрадь» Э. Казакевича), цены победы народа в войне («Судьба человека» М. Шолохова) и др.

Критика в партийных документах «культа личности» Сталина привела к пересмотру прежних идеологизированных оценок в области художественной культуры. В 1958 г. в специальном постановлении ЦК были сняты обвинения с выдающихся деятелей отечественной музыкальной культуры - Д. Шостаковича, С. Прокофьева, А. Хачатуряна, В. Шебалина и др.

Яркими музыкальными произведениями было отмечено начало творческой деятельности молодых композиторов Э. Денисова, А. Петрова, А. Шнитке, Р. Щедрина, А. Эшпая и др. На эти годы пришелся расцвет творчества выдающегося композитора Г. В. Свиридова. Вся страна пела песни А. Пахмутовой и Н. Добронравова «Песня о тревожной молодости», «Геологи», «Девчата» и др.

В советской живописи было реабилитировано искусство авангарда 20-х гг. Наряду с жизнеутверждающими работами известных мастеров («Мама» А. Пластова, «Автопортрет» Р. Фалька и др.), картинами талантливых художников-новаторов Э. Белютина, Б. Жутовского, Ю. Соостера утверждалось новое направление -«суровый стиль» с его подчеркнутым драматизмом в оценке жизненных явлений («Наши будни» и «Геологи» П. Никонова, «Плотогоны» Н. Андронова и др.). Правда, консерваторам в руководстве Академии художеств удалось в 1962 г. добиться от Хрущева публичного осуждения левых течений «абстракционистов» и «формалистов». Но запретить их было уже нельзя.

К советскому зрителю вернулось творчество выдающихся скульпторов СТ. Коненкова и С. Д. Эрьзи (Нефедова), возвратившихся из долгой эмиграции. Живой отклик у современников вызвали «Автопортрет» Коненкова (1964), серия женских портретов Эрьзи. .

Благодаря начавшейся «оттепели» отечественная культура обогатилась многими яркими произведениями, получившими признание не только на родине, но и за рубежом. Впервые советские фильмы получили Гран-при на кинофестивалях в Каннах («Летят журавли» М.Калатозова) и Венеции («Иваново детство» А. Тарковского). В кинематографе появились новые имена, на долгие годы определившие его развитие, - С. Бондарчук, Л. Гайдай, Г. Чухрай, М. Хуциев, А. Тарковский.

Все эти произведения способствовали формированию у советского человека нового, совершенно иного душевного настроя, а в итоге - изменению духовной атмосферы в обществе. Но именно это беспокоило власти. В результате появились специальные постановления ЦК, в которых устанавливались пределы «свободы творчества», за которые интеллигенция не могла выходить в критике существующих порядков. В противном случае ей грозили новые гонения.

Ярким их примером стало «дело Пастернака». Публикация на Западе его запрещенного властями романа «Доктор Живаго» и присуждение ему Нобелевской премии поставили писателя буквально вне закона. Он был исключен из Союза писателей и вынужден отказаться от Нобелевской премии, чтобы избежать высылки из страны.

В других случаях власти не были так суровы. Настоящим потрясением для миллионов людей стал выход в свет произведений А. И.Солженицына «Один день Ивана Денисовича», «Матренпн двор», в полный рост поставившие проблемы преодоления сталинского наследия в повседневной жизни советских людей.

В то же время, стремясь предотвратить массовый характер антисталинских публикаций, что било не только по сталинизму, но и по всей существующей системе, Хрущев специально в своих выступлениях обращал внимание писателей на то, что «это очень опасная тема и трудный материал» и заниматься им надо, «соблюдая чувство меры». Официальные «ограничители» действовали и в других сферах культуры. Резкой критике за «идеологическую сомнительность», «недооценку роли партии» регулярно подвергались не только писатели и поэты (А. Вознесенский, Д. Гранин, Е. Евтушенко, К. Паустовский и др.), но и скульпторы, художники, режиссеры (Э. Неизвестный, Р. Фальк, М. Хуциев и др.), философы, историки и др.

Поскольку прямые репрессии против интеллигенции были теперь невозможны, были избраны новые меры идеологического влияния на нее. Одной из них стало регулярное проведение встреч руководства ЦК с деятелями культуры, на которых давались «оценки» их произведений и высказывались партийные установки о том, что и как следует писать.

Все это оказывало сдерживающее влияние на развитие художественной культуры.

Демократизация национальной политики вызвала расцвет советской многонациональной культуры.

С новыми литературными произведениями в эти годы выступили Ч. Айтматов, Т. Ахтанов, И. Гусейнов, Д. Шенгелая. Ю. Герман завершил свою трилогию: «Дело, которому ты служишь», «Дорогой мой человек» и «Я отвечаю за все». Крупным событием литературной жизни середины 50-х гг. стало завершение многолетней работы М. Ауэзова над эпопеей «Путь Абая», раскрывающей страницы жизни казахского народа.

Большую популярность у читателей имел созданный в середине 50-х гг. журнал «Дружба народов», публиковавший произведения писателей и поэтов разных национальностей.

Выдающиеся поэтические произведения создали в эти годы И. Абашидзе («Палестина, Палестина...»), М. Турсун-Заде («Голос Азии»), Ю. Марцинкявичюс («Кровь и пепел»), Э. Межелайтнс («Человек»), М. Рыльский («Розы и виноград»), А. Ахматова («Бег времени»), П. Бровка («А дни идут») и др.

Известные живописные произведения создали художники из союзных республик: Т. Н. Яблонская (Украина), Р. В. Кудревич (Белоруссия), Н. И. Бахчеван (Молдавия), Р. Стуруа (Грузия),

А. Скриде (Латвия) и др.

Признанными оперными исполнителями стали М. Биешу (Молдавия), Ю. Гуляев и Е. Нестеренко (Украина), В. Норейка (Литва), Е. Образцова (РСФСР) и др.

Впервые были созданы киностудии в Литве, Латвии, Эстонии,

Киргизии.

Идеологическая установка на «развернутое коммунистическое строительство» не могла не привести к новой волне «борьбы с пережитками прошлого», в первую очередь с религией и церковью. С конца 50-х гг. развернулась новая шумная антирелигиозная кампания. Деятельность Русской православной церкви и других религиозных конфессий была поставлена под фактический контроль местных органов власти.

В начале 60-х гг. началась новая волна уничтожения храмов. Численность православных приходов в стране за период 1953-1963 гг. сократилась более чем вдвое.

Все это не могло не породить массовых движений в защиту прав верующих. Они требовали от властей выполнения положения Конституции 1936 г. о свободе совести.

Сложившаяся в 30-е гг. образовательная система нуждалась в обновлении. Она должна была соответствовать перспективам развития науки и техники, новым задачам хозяйственного строительства. За 1953-1964 гг. значительно выросли расходы государства на образование, в учебный процесс были внедрены новейшие технические разработки. Было ликвидировано раздельное обучение мальчиков и девочек. Открылись тысячи новых школ, десятки новых вузов. Был введен в строй комплекс зданий Московского университета на Ленинских горах. Значительно выросла тяга молодежи к получению знаний.

Вместе с тем растущие потребности экстенсивно развивающейся экономики требовали ежегодно сотен тысяч новых рабочих рук для тысяч создаваемых в стране новых предприятий. С 1956 г. стали традицией «общественные призывы» молодежи для работы на стройках. Однако из-за отсутствия элементарных бытовых условий, засилья ручного труда многие ребята спустя несколько месяцев уходили с предприятий. В декабре 1958 г. проект школьной реформы был утвержден. Вместо обязательного семилетнего вводилось обязательное восьмилетнее обучение. Среднее образование молодежь получала, оканчивая либо школу рабочей (сельской) молодежи без отрыва от производства, либо техникумы, работавшие на базе восьмилетней школы, либо среднюю трехгодичную трудовую общеобразовательную школу с производственным обучением. Для желающих продолжать обучение в вузе вводился обязательный производственный стаж. Таким образом, острота проблемы притока рабочей силы на производство временно была снята. Однако для руководителей производства это создавало новые проблемы с еще большей текучестью кадров и низким уровнем трудовой и технологической дисциплины среди молодых рабочих.

В августе 1964 г. было принято решение о среднем образовании на базе десятилетнего обучения как основного.

Таким образом, «оттепель» в духовной жизни, несмотря на все издержки и противоречия, готовила почву для демократизации советского общества в последующие годы.


Пользуйтесь Поиском по сайту. Найдётся Всё по истории.
Добавить комментарий
Прокомментировать
  • bowtiesmilelaughingblushsmileyrelaxedsmirk
    heart_eyeskissing_heartkissing_closed_eyesflushedrelievedsatisfiedgrin
    winkstuck_out_tongue_winking_eyestuck_out_tongue_closed_eyesgrinningkissingstuck_out_tonguesleeping
    worriedfrowninganguishedopen_mouthgrimacingconfusedhushed
    expressionlessunamusedsweat_smilesweatdisappointed_relievedwearypensive
    disappointedconfoundedfearfulcold_sweatperseverecrysob
    joyastonishedscreamtired_faceangryragetriumph
    sleepyyummasksunglassesdizzy_faceimpsmiling_imp
    neutral_faceno_mouthinnocent
2+два=?