В чем состояли особенности духовной жизни советского общества в 1965-1984 гг.? Каковы были ее результаты и итоги?

 

Разрыв между заявлениями партийных идеологов и реалиями жизни был главной особенностью духовной жизни общества в эти годы. Он был настолько велик, что люди уже со второй половины 60-х гг. перестали доверять официальной пропаганде. Постепенно построение коммунизма из главного лозунга дня превратилось в повод для многочисленных анекдотов и насмешек.

Это вело к тому, что постепенно у людей не только угасала вера в конечную цель, но и утрачивался идейный стимул к труду (экономического же не было и раньше).

Концепция «развитого социализма» была настолько туманна и непонятна даже партийным лидерам, что долго объяснять причины неудач в строительстве коммунизма не могла.

В начале 80-х гг. потребовалось «корректировать» и ее. В 1982 г. было объявлено о новой концепции - «дальнейшего совершенствования развитого социализма». Отмечалось, что этот процесс объективно неизбежен и настолько продолжителен, что для него потребуется «целая историческая эпоха».

Поскольку 1980 г. прошел, а коммунизм построен так и не был (более того, как раз в это время разразился небывалый прежде дефицит на продовольственные товары повседневного спроса), было объявлено о необходимости внести изменения в Программу КПСС.

Официальная идеология окончательно зашла в тупик.

Кризис коммунистической идеологии стал очевиден для части интеллигенции уже в первой половине 60-х гг. Правда, тогда еще никто не выдвигал идейных взглядов, отличных от коммунистических. Речь шла об «обновлении» марксизма-ленинизма, его «творческом развитии».

С середины 60-х гг. в стране постепенно начало формироваться движение инакомыслящих (диссидентов). Оно изначально вобрало в себя три основных направления: правозащитное (требовавшее от властей выполнения всех тех прав, которые содержались в Конституции СССР), национально-освободительное и религиозное.

Началом движения считается волна протестов и демонстраций, последовавшая после ареста в 1965г. писателей А.Синявского и Ю. Даниэля. Их обвинили в публикации своих произведений за границей и приговорили к 7 годам лагерей и 5 годам ссылки.

В 1969 г. была создана первая в СССР открытая, неподконтрольная властям общественная организация - Инициативная группа защиты прав человека в СССР (Н. Горбаневская, С. Ковалев, Л. Плющ и др.). В 1976 г. в Москве была создана группа содействия выполнению Хельсинкских соглашений в СССР во главе с Ю. Ф. Орловым.

Идейная основа движения диссидентов была представлена как либерализмом (представители которого основой основ считали обеспечение свободы и прав конкретного человека), так и национализмом (сторонники которого полагали/что главной целью должно стать построение или возрождение национального государства). Главным теоретиком первого направления выступал А. Д. Сахаров, а второго - А. И. Солженицын. Правда, приверженность либерализму не помешала А. Д. Сахарову высказаться за необходимость конвергенции СССР и Запада путем сочетания лучших черт обеих цивилизаций.

Инакомыслие впервые за долгие годы проникло и в ряды армии. В 1969 г. был раскрыт «Союз борьбы за демократические права», состоявший из офицеров Балтийского флота. В 1975 г. замполит большого противолодочного корабля «Сторожевой» капитан 3-го ранга В. Саблин сумел вывести корабль из Риги в Ленинград, с тем чтобы обратиться к руководству страны с воззванием против «казнокрадства и демагогии, показухи и лжи», царящих в обществе. Поднятые в воздух бомбардировщики остановили корабль. Саблин был расстрелян за «измену Родине».

Все это свидетельствовало о растущей пропасти между властью

и обществом.

Власти видели в диссидентском движении и других «ненормальных явлениях» лишь одну причину - «происки империалистов». Уже в середине 60-х гг. был сформулирован тезис об «обострении идеологической борьбы». Он был нечем иным, как модернизированным вариантом печально известного сталинского положения об обострении классовой борьбы по мере продвижения к социализму. В 30-е гг. он должен был оправдать массовые политические репрессии. «Обновленный» его вариант в 60-70-е гг. тоже должен был объяснить непривычные для общества явления (диссидентское движение, кризис официальной идеологии и т. п.). Он был удобен не только для оправдания критики, но и для ряда ограничений в духовной жизни. Что касается диссидентов, то каждый из них неизбежно представал как «агент влияния» Запада или просто шпион.

70-е гг. прошли под знаком усиления «борьбы с буржуазной культурой». Из репертуара театров, как и в конце 40-х гг., изымались пьесы многих зарубежных авторов. Отменялись концерты известных исполнителей. Запрещался прокат лучших западных кинофильмов. Причинами, как правило, были осуждающие высказывания авторов этих произведений в связи с вводом советских войск в Чехословакию, Афганистан или Эфиопию, а также нелицеприятные оценки внутреннего положения в СССР.

Официальная позиция партийного руководства в отношении развития культуры после падения Хрущева не претерпела изменений. Она сводилась к традиционной «золотой середине» - отказу от очернительства, с одной стороны, и от лакировки действительности - с другой. Но на съездах партии и официальных совещаниях слово получали, как правило, те, кто старался не замечать проблем окружающей жизни.

Власти начали «рекомендовать» деятелям культуры создавать произведения на производственную тематику, в которых все сводилось обычно к личным недостаткам героев, издержкам их воспитания и образования. В них все заканчивалось благополучно после вмешательства независимого и непогрешимого арбитра в лице партийного чиновника.

Вскоре в партийных инстанциях стали давать заказ деятелям культуры не только на количество и тематику фильмов или спектаклей, но и определять исполнителей главных ролей. Это не могло не привести к застою в художественной культуре.

В результате многие деятели культуры были вынуждены эмигрировать. На чужбине оказались писатели В. Аксенов, А. Солженицын, В. Максимов, В. Некрасов, В. Войнович, поэт И. Бродский, кинорежиссер А.Тарковский, театральный режиссер Ю.Любимов, виолончелист М. Ростропович, оперная певица Г. Вишневская.

Объективно противостояли официальной идеологии представители «деревенской» прозы (Ф. Абрамов, В. Астафьев, В. Белов,

B. Распутин, Б. Можасв, В. Шукшин и др.), в образной форме показывавшие трагические последствия сплошной коллективизации для российской деревни. О непреходящих проблемах нравственности писали Б. Васильев, Ю. Трифонов.

Свой взгляд на смысл жизни и роль интеллигенции в ней предлагали популярные режиссеры Г. Товстоногов, А. Эфрос, М. Захаров, О. Ефремов, Г. Волчек, Т. Абуладзе, А. Аскольдов и др., а также многие театральные (Е. Лебедев, К. Лавров, О. Басилашвили, Т. Доронина, Р. Плятт) и киноактеры (В. Тихонов, И. Горбачев, М. Ульянов, Н. Мордюкова и др.).

В кинематографе на этот период пришелся расцвет творчества

C. Ф. Бондарчука («Война и мир», «Ватерлоо», «Они сражались за Родину», «Отец Сергий» и др.), Ю. Н. Озерова (киноэпопея «Освобождение», «Солдаты свободы» и др.), С. И. Ростоцкого («Доживем до понедельника», «А зори здесь тихие...», «Белый Бим - Черное Ухо» и др.), Т. Н. Лиозновой («Семнадцать мгновений весны»), А. А. Тарковского («Андрей Рублев», «Солярис», «Сталкер», «Ностальгия» и др.), Э. А. Рязанова («Ирония судьбы», «Гараж», «Служебный роман»), Л. И. Гайдая («Кавказская пленница», «Бриллиантовая рука» и др.).

Выдающихся успехов и мирового признания добились мастера советского балета М. Плисецкая, Н. Бессмертнова, М. Лиепа, В. Васильев, Е. Максимова, Н. Павлова, В. Гордеев, А. Годунов, М. Барышников и др. В эмиграции высокую марку российского балетного искусства нес Р. Нуриев.

Оперное искусство было представлено мастерством И. Архиповой, Г. Вишневской, И. Образцовой, Т. Синявской, Е. Нестеренко, Б. Штокалова, А, Эйзена и др.

Подлинных вершин в творчестве достигли художники И. Глазунов и А. Шилов.

Известными скульпторами Н. В. Томским и Л. Е. Кербелем были созданы яркие скульптурные композиции. В числе наиболее значимых можно назвать монументально-декоративные скульптурные ансамбли на Мамаевом кургане (Волгоград), в Брестской крепости, Киеве, Новороссийске и др.

В 60-70-е гг. шаг вперед сделала и система образования. Быстрыми темпами росло количество выпускников средней школы. В 70-е гг. была поставлена задача обеспечения всеобщего среднего образования. В результате с 1970 по 1985 г. число лиц, имеющих среднее образование, выросло почти втрое. Но качество полученного образования лучше не стало: прекратился отсев из-за неуспеваемости, не было реального конкурса при отборе для обучения в 9 и 10 классах.

Расширилась сеть высших учебных заведений страны. К началу 80-х гг. они выпускали ежегодно свыше 1 млн специалистов.

Однако как вузы, так и школы по-прежнему ориентировали молодежь на решение задач, присущих раннеиндустриальному обществу. Попытки с помощью реформы 1984 г. изменить это положение успеха не принесли не только из-за отсутствия материальных ресурсов, но и потому, что менять следовало не только систему образования, но и социально-экономическую систему в целом.

Таким образом, кризис официальной идеологии стал одной из важнейших предпосылок духовного кризиса советского общества в 70-е - начале 80-х гг.


Пользуйтесь Поиском по сайту. Найдётся Всё по истории.
Добавить комментарий
Прокомментировать
  • bowtiesmilelaughingblushsmileyrelaxedsmirk
    heart_eyeskissing_heartkissing_closed_eyesflushedrelievedsatisfiedgrin
    winkstuck_out_tongue_winking_eyestuck_out_tongue_closed_eyesgrinningkissingstuck_out_tonguesleeping
    worriedfrowninganguishedopen_mouthgrimacingconfusedhushed
    expressionlessunamusedsweat_smilesweatdisappointed_relievedwearypensive
    disappointedconfoundedfearfulcold_sweatperseverecrysob
    joyastonishedscreamtired_faceangryragetriumph
    sleepyyummasksunglassesdizzy_faceimpsmiling_imp
    neutral_faceno_mouthinnocent
1+три=?