Славянофилы и западники

 

«Замечательное десятилетие». Сороковые годы XIX в. в историю русского общества вошли как «замечательное десятилетие», как время обостренных духовных исканий и идейных споров. Деятели, чьи убеждения сформировались в те годы, называли себя людьми сороковых годов и гордились этим наименнованием. Это было поколение либералов-идеалистов, оно действовало в атмосфере более живой, чем в предшествующее десятилетие, хотя общественное оживление было относительным. Средоточием умственной жизни была Москва, где в гостиных блистали П. Я. Чаадаев, А. И. Герцен и А. С. Хомяков. Заметная роль принадлежала воспитанникам Московского университета, для которого «замечательное десятилетие» было блестящей эпохой. Закономерно, что именно в Москве года три-четыре спустя после появления «Философического письма» были высказаны новые воззрения на характер русского исторического развития, на его взаимосвязь с европейским. Споры шли о судьбе России.
Постепенно участники московских споров соединились в два кружка, названия которых носили полемический характер: западников и славянофилов. Возникновение западничества и славянофильства было подготовлено всем ходом общественного развития после 14 декабря, но именно публикация «Философического письма» П. Я. Чаадаева привела к их окончательной кристаллизации.
Западники и славянофилы много спорили. Их споры были парадоксальным отражением глубокого внутреннего единства обоих течений. На одну из сторон этого единства указал Герцен: «Да, мы были противниками их, но очень странными. У нас была одна любовь, но неодинакая. У них и у нас запало с ранних лет одно сильное, безотчетное, физиологическое страстное чувство, которое они принимали за воспоминание, а мы — за пророчество: чувство безграничной, обхватывающей все существование любви к русскому народу, русскому быту, к русскому складу ума. И мы, как Янус или как двуглавый орел, смотрели в разные стороны, в то время как сердце билось одно».
Что разделяло славянофилов и западников в их любви к России и к русскому народу?
Люди сороковых годов приняли казенную мысль о том, что «Россия — вне Европы». Западники и славянофилы были близки в подходе к русскому прошлому, которое они считали отличным от прошлого европейских народов. В. Г. Белинский, который был, по словам И. С. Тургенева, «центральной натурой» сороковых годов, писал: «Россию нечего сравнивать со старыми государствами Европы, в которых история шла диаметрально противоположно нашей, и давно уже дала и цвет, и плод». При этом славянофилы воспевали светлый идеал Древней Руси, а западники отрицали саму мысль о сравнении ее с великим европейским Средневековьем. Одни идеализировали прошлое, другие рисовали его одной черной краской.
Что объединяло славянофилов и западников? Критическое отношение к настоящему. Не принимая крепостные порядки, люди сороковых годов подвергали сомнению и другие стороны николаевской системы, ее внутреннюю и внешнюю политику. Они отстаивали свободу совести, слова, печати, общественного мнения, отрицали революционные преобразования.
Острые споры шли о будущем. Западники верили в европейское будущее России, восхищались делом Петра I и мечтали о дальнейшей европеизации страны. Россия не Европа, но она должна стремиться ей стать — таков примерный ход их рассуждений. Славянофилы порицали Петра I за раздор и насилие, внесенные в русскую жизнь, внимательно изучали общину, в которой видели залог русского решения социальных вопросов, гарантию от «язвы пролетари-атства». Россия не Европа, и до тех пор, пока это так, в ней невозможна революция, полагали славянофилы.
Славянофильство и западничество, возникшие в условиях кризиса крепостной России, отразили попытки либералов создать целостные концепции преобразования страны.
В основе своей спор западников и славянофилов был спором о пути буржуазного развития: европейском, который воспринимался как универсальный, либо особом, русском. Девизом людей сороковых годов стали слова Белинского: «Социальность, социальность — или смерть!» Отсюда сам Белинский делал вывод, который был неприемлем для западников и славянофилов: «Но смешно и думать, что это может сделаться само собою, временем, без насильственных переворотов, без крови».
Отстранив революционный вывод В. Г. Белинского, либералы-идеалисты жили, как писал славянофил Ю. Ф. Самарин, «повернувшись спиной к вопросам политическим». Политическим интересам передового общества александровского времени (конституция, республика, военная революция) они противопоставляли социальные проблемы — крестьянскую реформу, согласие сословий, общественное воспитание. Главным своим делом они считали прекращение крепостных отношений.

Пользуйтесь Поиском по сайту. Найдётся Всё по истории.
Добавить комментарий
Прокомментировать
  • bowtiesmilelaughingblushsmileyrelaxedsmirk
    heart_eyeskissing_heartkissing_closed_eyesflushedrelievedsatisfiedgrin
    winkstuck_out_tongue_winking_eyestuck_out_tongue_closed_eyesgrinningkissingstuck_out_tonguesleeping
    worriedfrowninganguishedopen_mouthgrimacingconfusedhushed
    expressionlessunamusedsweat_smilesweatdisappointed_relievedwearypensive
    disappointedconfoundedfearfulcold_sweatperseverecrysob
    joyastonishedscreamtired_faceangryragetriumph
    sleepyyummasksunglassesdizzy_faceimpsmiling_imp
    neutral_faceno_mouthinnocent
1+три=?