Внутренняя политика России до отечественной войны 1812 г.

 


В ночь с 11 на 12 марта 1801 г. заговорщиками был убит император Павел I и на престол взошел его старший сын Александр Павлович. Поскольку власть монарха в России являлась неограниченной, его характер, взгляды и намерения имели большое значение для судьбы страны. Поэтому необходимо подробнее остановиться на личности нового императора, тем более, что Александр I вошел в историю под именем «русского сфинкса», человека, чьи мысли и поступки до сих пор остаются загадкой для исследователей.

Александр заметно отличался от своего отца, и эти отличия во многом объяснялись его воспитанием. Бабка Александра императрица Екатерина II сама позаботилась об обучении своего старшего внука. В результате он рос, испытывая влияние с трех сторон, играя различные роли и нигде не оставаясь самим собой.

У Екатерины в Зимнем дворце его называли «ангелом» (он действительно был очень красив в детстве), учили вести легкий придворный разговор, блистая фразами из французских философов и удерживаясь на грани злых насмешек над окружающими и фривольности, пропитавшей двор Екатерины П. Здесь насмехались над его отцом и гатчинскими чудачествами, открыто сомневались в дееспособности Павла Петровича и смотрели на юного Александра, как на будущего императора. У отца и матери в Гатчине он должен был выступать в роли бравого военного, участвовать в разводах и парадах, рискуя за малейшую провинность навлечь на себя гнев отца. Здесь рьяно порицали порядки, установившиеся при Екатерине И, обличали ее фаворитов и скорбели о России, находящейся под управлением старой женщины. Наконец, в беседах со своим воспитателем швейцарцем Ф.Лагарпом Александр должен был превращаться в просвещенного европейца, ненавидящего деспотизм в любых его формах и рассуждающего о преимуществах республиканского строя над самодержавным. Не трудно понять, в чем истоки много-ликости Александра I и почему его личность остается «неразгаданной» до сих пор.

Особенно большое впечатление на будущего царя производили занятия с Лагарпом. Швейцарский педагог знакомил воспитанника с понятиями о «естественном» равенстве людей, о «всеобщем благе», о политической и гражданской свободе, занимался нравственным воспитанием Александра. Недаром тот позже говорил, что всем, что у него есть хорошего, он обязан Лагарпу. Когда тот уехал на родину, великий князь активно переписывался с наставником, прося у него совета (правда, далеко не всегда поступая согласно полученным рекомендациям). Нельзя сказать, что идеи Просвещения, внушаемые Лагарпом, были усвоены Александром достаточно глубоко. К бедам России, которые он достаточно отчетливо видел, он относился с брезгливостью просвещенного европейца, вряд ли отчетливо представляя их глубинные причины. Может быть поэтому искренность его планов по преобразованиям в России, не подкрепленная серьезным анализом ситуации, ставилась и ставится под сомнение.

Участвуя под давлением обстоятельств в заговоре против отца (Павел грозился заключить Александра и его брата Константина в крепость, наследник был потрясен его убийством. Пугал не только ярлык отцеубийцы, но и та легкость, с которой абсолютный монарх был свергнут с престола. Позже часто говорили, что Александр не любит Россию. Вряд ли это справедливо, он не любил и боялся Петербурга, где ему все напоминало о возможном заговоре, где он находился под постоянным контролем и давлением высших российских сфер.

 Какие настроения общества должен был учитывать новый царь? Во-первых, недовольство дворян стеснением своих прав при Павле I. Во-вторых, надежды, пусть и достаточно пассивные, крепостных крестьян на облегчение своей участи. В-третьих, требования времени, дух либерализма, который распространился в Европе после Великой французской революции конца XVIII в.

В первые же годы правления Александр I уничтожил Тайную канцелярию. Затем он официально подтвердил Жалованную грамоту дворянству, наделявшую первое сословие 92 привилегиями. Император вернул из ссылки и снял опалу с тысяч чиновников и офицеров, пострадавших при его отце, разрешил выезд подданных за границу, снял запрет с иностранной прессы и прекратил гонения на западную моду. Большой проблемой для Александра I являлось то, что он вступил на престол, не имея своей «команды». Екатерининские вельможи и приближенные отца в массе своей его не устраивали, поскольку не соответствовали тем задачам, которые новый император поставил перед собой.

Отстранив от престола участников заговора 11 марта, он собрал вокруг себя «молодых друзей» — людей, известных ему с юности. Ими были Адам Чарторыйский, Николай Новосильцев, Павел Строганов и Виктор Кочубей. Именно они составили в июле 1801 г. Негласный комитет для выработки общего плана, государственных реформ. Комитет не имел официального статуса и собирался в апартаментах императора за чашкой кофе, однако старые вельможи сразу окрестили «молодых друзей» «якобинской шайкой». Это было явным преувеличением. Негласный комитет действительно вынашивал замыслы весьма смелых преобразований, однако не собирался немедленно проводить их в жизнь, предпочитая внимательно изучить состояние дел в стране и проводя неотложные мероприятия. Именно «молодые друзья» отговорили Александра I обнародовать в день коронации осенью 1801 г. «Жалованную грамоту российскому народу», находя это несвоевременным. В тот торжественный день монарх объявил лишь о том, что прекращается раздача коронных земель в частные руки. В 1801 г. был опубликован указ, по которому право покупать незаселенные земли получили лица недворянского звания. Этот важный прецедент стал началом отмены монополии дворянства в сфере землевладения.

С 1802 г. началась замела старых коллегий министерствами, что должно было укрепить единоначалие и вытеснить принцип коллегиальности в деле управления государством. Правда, эта мера на деле мало что изменила, поскольку коллегиальность в управлении всегда являлась фикцией. Министры же продолжали руководить согласно традициям своих предшественников. Так об одном из них, П.В. Завадовском, говорили, что он «шесть дней в неделю ничего не делал, а седьмой отдыхал». Тогда же Александр I издал указ о восстановлении прав Сената как высшего органа власти. Однако и этот документ остался во многом формальным актом, поскольку Сенат продолжал руководствоваться мнением императора.

20 февраля 1803 г. последовал указ о «вольных хлебопашцах».

Он разрешал помещикам освобождать крестьян за выкуп без особого разрешения на то вышестоящих органов власти. Вряд ли император рассчитывал на то, что помещики станут активно пользоваться этим указом (до конца царствования Александра I по нему было освобождено 47 тыс. человек — 0,5 % ко всему крепостному населению). Скорее, он пытался с помощью его прощупать отношение помещиков к проблеме крепостничества. Было выявлено почти полное нежелание дворянства расставаться с крепостными. Но в Негласном комитете оказались готовы и к такому повороту событий. «Молодые друзья» решили теперь способствовать просвещению общества, выработке цивилизованного общественного мнения, для чего упорядочить дело народного образования, расширить сеть гимназий, училищ, университетов. Помимо сказанного, стране настоятельно требовались квалифицированные чиновники, педагоги, врачи, специалисты в различных отраслях.

В 1802-1804 гг. правительство Александра I перестроило всю систему учебных заведений. Теперь она включала в себя: приходские, уездные, губернские училища (в губерниях они иногда открывались под названием гимназий) и университеты, к которым приравнивались и лицеи. Новые университеты были открыты в Дерите (Тарту), Вильно, Харькове и Казани, Университетский устав 1804 г. впервые предоставил высшим учебным заведениям автономию (право распоряжаться учебными и научными делами Советам университетов). В том же году правительство утвердило новый цензурный устав. В нем было сказано, что цензура вводится «не для стеснения свободы мыслить и писать, а единственно для принятия пристойных мер против злоупотребления оною». Показательно то, что цензурные комитеты учреждались при университетах и состояли из профессоров. Иными словами, цензурный устав являлся либеральным и мягким.

Получив от царя список того, что «целесообразно преобразовать», Сперанский к 1809 г. подготовил развернутое " Введение к уложению государственных законов"  — план превращения Российской империи в правовое буржуазное государство.

Согласно проекту, население России делилось на дворянство, «среднее состояние» и «народ рабочий» (крепостные крестьяне, мастеровые, прислуга). Политические права получали два первых сословия, а остальным предоставлялась возможность перейти со временем в «среднее состояние» и, приобретя недвижимость, стать политически правомочными.

Будучи сторонником принципа разделения властей, Сперанский разработал стройную систему высших и местных органов, разделенных но принадлежности к законодательной, исполнительной или судебной власти. Главным законодательным органом являлась Государственная дума (в губерниях, уездах и волостях — губернские, окружные и волостные думы). Высшими органами исполнительной власти были министерства (на местах — губернские, окружные и волостные управления). Высшим судебным органом объявлялся Сенат, которому подчинялись губернские и окружные суды. Выборы в законодательные и судебные органы были четырех-степенными, а избиратели должны были обладать определенным имущественным цензом. Деятельность трех ветвей власти объединялась в Государственном совете, который служил связующим, звеном между ними и императором. Последнее слово в законодательной и исполнительной деятельности оставалось за монархом.

Таким образом, проект Сперанского не ущемлял прав самодержца, но внешне делал их более законными, цивилизованными. Это не был конституционный проект, но он мог стать таковым при стечении определенных обстоятельств. Александр I признал труд Сперанского удовлетворительным и приказал ему составить календарный план проведения в жизнь своего проекта. Однако замыслы императора и государственного секретаря встретили такое сопротивление со стороны правящей бюрократии и консервативного общества, что из всего задуманного Сперанским в жизнь воплотилось Лишь одно. января 1810 г. был учрежден Государственный совет, который стал совещательным органом при монархе.

Выдвижение Сперанского, его законотворческая деятельность вызвали сильное недовольство в высшем дворянстве. На него, по словам мемуариста Ф.Ф.Вигеля смотрели все, «как на ящик Пандоры, наполненный бедствиями». Самого его сравнивали с Мазепой и задолго до официального осуждения называли «изменником». Масла в огонь подлили два указа апреля и августа 1809 г. «о придворных званиях» и «Об экзаменах на чин». В соответствие с ними, придворные звания объявлялись лишь почетными, т.е. переставали приносить их обладателям жалование, а желающие получить гражданский чин выше 8-го но Табели о рангах обязаны были предоставить университетский диплом или сдать серьезные экзамены преподавателям университетов.

Сперанский, являвшийся для великосветского общества выскочкой и изгоем, был силен только поддержкой императора. Восстановив против себя консерваторов, придворных и чиновничество, он вряд ли мог надеяться сохранить свое положение. К тому же широкие круги поместного дворянства были недовольны тем, что он ввел налог на дворянские имения1810-1811 гг. казна испытывала большие трудности). Сам Александр I, как показывают некоторые факты, стал тяготиться умным помощником, который забрал слишком много власти. Накануне решающей схватки с Наполеоном, монарху потребовался шаг, который вернул бы трону доверие широких слоев дворянства.

17 марта 1812 г. император вызвал к себе Сперанского и два часа со слезами на глазах упрекал его во всевозможных грехах, ни разу, правда, не упомянув об измене отечеству. Когда Сперанский вернулся домой, он застал у себя министра полиции Балашова с почтовой кибиткой, в которой был тут же отправлен в Нижний Новгород. Официальное объявление гласило, что государственный секретарь Сперанский уличен в сношениях с Наполеоном, чему не верили даже его злейшие враги. Позже он окажется в ссылке в Перми, но в 1814 г. будет вызван из нее и назначен сибирским генерал-губернатором. В Петербург Сперанский вернется в 1821 г., будет занимать высокие посты, станет графом при новом императоре Николае I. но это будет уже другой человек.

Человек, разочарованный в своих проектах, считающий их пустыми мечтаниями, невостребованное «светило российской бюрократии».

Таким образом, первый этап попыток правительственных преобразований закончился неудачей. Александру I ясно дали понять, что высшая бюрократия и первое сословие в целом не заинтересованы в коренных реформах. Императору нужно было искать новые нестандартные пути для проведения в жизнь своих замыслов.


Пользуйтесь Поиском по сайту. Найдётся Всё по истории.
Добавить комментарий
Прокомментировать
  • bowtiesmilelaughingblushsmileyrelaxedsmirk
    heart_eyeskissing_heartkissing_closed_eyesflushedrelievedsatisfiedgrin
    winkstuck_out_tongue_winking_eyestuck_out_tongue_closed_eyesgrinningkissingstuck_out_tonguesleeping
    worriedfrowninganguishedopen_mouthgrimacingconfusedhushed
    expressionlessunamusedsweat_smilesweatdisappointed_relievedwearypensive
    disappointedconfoundedfearfulcold_sweatperseverecrysob
    joyastonishedscreamtired_faceangryragetriumph
    sleepyyummasksunglassesdizzy_faceimpsmiling_imp
    neutral_faceno_mouthinnocent
три+2=?