Венгрия и Трансильванское княжество

 

К началу XVI в. Венгерское королевство было одним из самых крупных государств в Европе. В его состав входили Среднее По-дунавье, Словакия, Закарпатская Украина, Траксильвания, Хорватия, области в Славонии, Сербии и Боснии. Эти земли населяли венгры, секеи словаки, словенцы, сербы, хорваты, влахи, русины, немцы. С середины XV в. под напором турок усилилась иммиграция с Балкан славян и других народов. К началу XVI в. из 3,5—4 млн населения Венгерского королевства около четверти составляли не венгры. В последующие два века численность невенгерского населения страны еще более возросла,

Власть и сословия. В XVI в. феодальная аристократия заметно усиливает свои позиции в государстве. После смерти Матяша Кор-вина венгерский престол достался чешскому королю Владиславу (Уласло II) из династии Ягеллонов {1490—1516), который был вынужден отказаться в пользу магнатов от всех нововведений Матяша, направленных на укрепление королевской власти. Опустела казна, так как феодалы добились освобождения от ряда платежей. В залоге у них оказались многие королевские рудники, рыночные местечки.. Перестало существовать постоянное наемное войско. Под давлением магнатов Уласло отказался от одного из основных принципов внутренней политики своего предшественника: поддержки дворянства, которое служило опорой Матяшу в его борьбе со своеволием баронов. Один за другим выходят законы, предоставляющие новые привилегии аристократам и подчиняющие им дворянство. Магнаты приобрели исключительные права в королевском совете, получали личное приглашение от короля на государственные собрания, имели право держать свои войска. В руках знати сосредоточились важнейшие государственные должности, а также власть над комитатами (административными округами). Назначение того или иного магната ишпаном" сопровождалось укреплением его материального положения, ибо ишпану в качестве жалованья передавались доходы от самых крупных поместий в хомитате.

Дворянство пыталось противостоять аристократии. В конце

XVв. оно добилось для себя права поголовного участия в государственных собраниях и некоторых контрольных постов в государственном аппарате, расширило свое присутствие и влияние в управлении комитатами. Укреплялись экономические позиции дворянства. Дворяне требовали уравнения в правах с магнатами. В начале XVI увидел свет "Трилартитум" — свод феодального обычного права Венгрии, составленный государственным судьей, лидером дворянства Иштваном Вербёци, В этом труде особо подчеркивался в целом не новый, но по-прежнему актуальный принцип одинаковой свободы для всех "благородных" — как магнатов, так и рядовых дворян. На практике различия между этими привилегированными сословиями только углублялись. Дворянство было связано тесными узами с магнатами; служило в сеньориальной администрации, в частномаг-натских военных отрядах. Дворянам, состоявшим на частной службе у магнатов, запрещалось покидать своих господ, в случае нарушения этого закона они подлежали наказанию (аресту, лишению дворянских прав). Зависевшее от магнатов, оставленное королем дворянство не могло выступать в качестве самостоятельной политической силы, а примыкало к тем или иным магнатским группировкам, как на стороне короля, так и против него.

Не имея прочной поддержки внутри страны, Ягеллоиы — Улас-ло II и его сын Лайош II (1516—1526) — связывали себя все большими обязательствами с Габсбургами. Договор о престолонаследии, заключенный в 1463 г. между Матяшем Корвином и Фридрихом III Габсбургом (см. т. 1), был подтвержден в соглашениях начала

XVIв. и подкреплен брачными союзами между детьми Уласло II и внуками Максимилиана I Габсбурга. В начале XVI в. в политической жизни страны явно обозначились две враждующие феодальные группировки: "партия двора" и "национальная партия". Сторонники первой поддерживали венгерско-австрийское сближение, вторая же выступала за выборы короля из венгров в случае пресечения династии.

Негативные процессы в политической жизни Венгерского королевства тесно переплетались с противоречивыми тенденциями в социально-экономической сфере.

Социально-экономическое развитие. В XVI в. на рынках Западной Европы сложились чрезвычайно благоприятные условия для венгерского сельского хозяйства, в первую очередь — для продукции скотоводства, а также вина. Скот разводили в королевстве на двух третях пригодных для сельского хозяйства земель. Их площади продолжали расти во второй половине века в условиях турецких завоеваний, поскольку земли вокруг многих поселений забрасывались и превращались в пастбища. Крупный рогатый скот из Венгрии пользовался огромным спросом на городских рынках Италии, Австрии и Германии. Вывоз живого скота и продуктов животноводства составлял основную статью внешней торговли Венгрии. К числу процветавших и доходных отраслей венгерской экономики относилось также виноградарство. После завоевания османами южных областей королевства, славившихся своими винами, поднимаются токайские, шопронские, балатонские винодельческие районы. Наиболее известными районами хлебопашества были области зерновой монокультуры к западу от Дуная. Играя заметную роль во внутреннем товарообороте, хлеб, необходимый населению незерновых районов, городам, армии, в XVI—XVII вв., в отличие от заэльбской Германии и других районов Центральной Европы, почти не вывозился из Венгрии за границу.

В условиях выгодной рыночной конъюнктуры феодалы активно включались в торговлю продуктами сельского хозяйства, вытесняя из нее крестьян и даже горожан. Для этого они требовали с крестьян натуральные платежи, которые по новым законам (1498 г.) стали распространяться и на жителей городов и рыночных местечек (так называемых "аграрных городов"), арендующих землю у феодалов. Многочисленные таможни и высокие пошлины затрудняли крестьянскую торговлю. В то же время часть феодалов получила право беспошлинной торговли, Ухудшался правовой статус крестьян, стал затруднительным их переход из одного поместья в другое. Рыночные местечки передавались короной в частные руки, лишались самоуправления и налоговых привилегий.

Города Венгерского королевства по-прежнему отставали от западноевропейских. Это отставание усугубилось в результате войн с османами на протяжении XVI—XVII вв. В целом ни города, ни многочисленные рыночные местечки не были в состоянии обеспечить потребности страны в ремесленной продукции. Она ввозилась из-за границы. В первой четверти XVI в. европейское значение приобрела продукция словацких рудников, попавших в руки южнонемецких предпринимателей, в первую очередь Фуггеров, деятельность которых на первых порах носила раннекапиталистический характер. Однако со второй половины XVI в. Фугтеры и другие иностранцы прекратили свое участие в горных разработках Венгерского королевства и новые тенденции в производстве при отсутствии крупных капиталов заглохли.

Королевская власть в Венгрии была лишена такой мощной поддержки, какую ей оказывали в большинстве стран Западной Европы города и городское сословие. В свою очередь и Ягеллоны не могли в должной мере защищать города и крестьянство от напора феодалов в экономической и социальной сфере. Феодальная же анархия, охватившая Венгерское королевство при Ягеллонах, делала крестьян более беззащитными перед произволом господ, В этих условиях в Венгрии вспыхнуло крупнейшее в средневековой Европе крестьянское восстание.

*лп Крестьянская война 1514 г. Поводом к выступлению послужило обнародование примасом венгерской церкви кардиналом Тама-шем Бакоцем весной 1514 г, папской буллы о начале крестового похода против турок. Правящие круги страны с самого начала не желали привлекать к предприятию широкие народные массы. Между тем десятки тысяч вооруженных крестьян откликнулись на призыв церкви и пришли в назначенные в разных частях страны места сбора крестоносцев в надежде на лучшую долю в этом и спасении в загробном мире. К крестьянам присоединялись хайдуки (см. о них ниже), городская беднота, мелкое дворянство, низшее духовенство* Руководство войском крестоносцев было поручено Дьёрдю Доже, профессиональному воину, мелкому дворянину, снискавшему известность во время своей службы на турецкой границе. Многолюдные лагеря крестоносцев послужили форумом для обмена мнениями между страдающими от общих бед людьми. Недовольство нагнеталось тем, что начало похода умышленно задерживалось властями, а господа жестокими мерами препятствовали вступлению своих крестьян в ряды "благословенного воинства Христова". Все это способствовало перерастанию задуманного церковью мероприятия в антифеодальное выступление. В конце мая король и примас наконец запретили дальнейшие сборы, однако было уже поздно. Отряды крестьян-крестоносцев двинулись по стране в сторону границы, вступая в стычки с отрядами старавшихся задержать их феодалов.

Война охватила большую часть страны. Особенно активную роль в движении играли деревни и рыночные местечки в скотоводческих и винодельческих районах центральной части королевства, население которых, связанное с товарным производством, особо остро ощущало наступление феодалов. Волнения охватили горняков на рудниках Словакии и Трансильвании. В то же время бюргерство, в своем большинстве немецкое, враждебно отнеслось к восстанию. Общая численность восставших предположительно достигала 100 тысяч человек, но действовали они разрозненно. Известно восемь наиболее крупных отрядов. Главный из них — под руководством Дьёрдя Дожи — двинулся от Пешта к Трансильвании и в одном из сражений уничтожил объединенное войско феодалов, -«у Идеологами движения стали монахи-францисканцы, которым власти опрометчиво поручили пропаганду похода. Венгерские фран-цисканцы-обсерванты были известны своими весьма радикальными общественными взглядами, и в конце XV — начале XVI в. во францисканских монастырях королевства не раз проводились расследования против инакомыслящих. Агитацию в пользу крестового похода монахи сочетали с критикой социальной несправедливости и нападками на власть имущих. Из рядов францисканцев вышли наиболее видные руководители Крестьянской войны. Предводители восставших призывали к свержению власти господ и установлению всеобщего равенства, отвергали церковную десятину, требовали раздела земель церкви между "крестоносцами", предполагали оставить в стране лишь одного епископа. Они не признавали ничьей власти, кроме власти короля. В идеологии венгерских мятежников прослеживается сильное влияние гусизма.

Дворяне довольно быстро разбили один за другим разрозненные отряды восставших, В середине июля трансильванский воевода Янош Запольяи разгромил войско Дьердя Дожи под Темешваром. Дожа был схвачен и подвергнут мучительной казни: победители посадили его на раскаленный железный трон, увенчали голову раскаленной железной короной. Последние очаги сопротивления были подавлены в конце октября 1514 г.

Под влиянием венгерских событий начались народные выступления в австрийских землях, Чехии, Моравии и Германии. Император Максимилиан I, а также чешские феодалы, обеспокоенные распространением "венгерской заразы" в своих землях, послали венгерскому королю военную помощь против восставших.

Победив крестьян, венгерские феодалы приняли в ноябре 1514 г. закон, лишавший крестьян свободы и прикреплявший их к земле.. нядо*■

Битва при Мохаче и распад Венгерского королевства. В 1521 г. турецкий султан Сулейман I захватил Белград — ключ к Венгерскому королевству. Страна оказалась перед непосредственной угрозой турецкого завоевания. В этой сложной ситуации элита, занятая борьбой за власть, не уделяла должною внимания турецкой опасности.

Катастрофа разразилась 29 августа 1526 г. в битве у Мохача, в двухстах километрах от южной границы. Хорошо вооруженному, дисциплинированному 80-тысячному турецкому войску противостояло 25-тысячное, наспех собранное, не имевшее единого руководства венгерское феодальное ополчение. Венгры потерпели сокрушительное поражение. Погиб весь цвет венгерской аристократии, высшие светские и духовные чины. Те, кто не погиб в сражении, были зарублены при бегстве или утонули в болотах, находившихся в тылу венгерских позиций. Такая участь постигла и 20-летнего короля Лайоша II. Страну охватила паника. Не встречая сопротивления, Сулейман I прошел до Буды, подвергнув страну страшному разорению. Надвигавшаяся зима вынудила его покинуть Венгрию.

Хотя в 1526 г. османы не подчинили Венгрию, поражение при Мохаче стало поворотным пунктом в ее истории. После гибели Лай-оша II враждующими феодальными группировками на венгерский престал были выдвинуты сразу два короля: крупнейший магнат Янош Запольяи (1526—1540) и младший брат императора Карла V Фердинанд I Габсбург <1526—1564), незадолго до этого избранный чешским королем. Сторонники первого видели спасение страны в "национальном* короле, вторые — в союзе с Габсбургами,

Надежды на Габсбургов имели под собой почву. Оки располагали связями и влиянием во многих царствующих домах Европы, а их владениям, соседствующим с Венгрией, также грозила реальная опасность со стороны османов. Получив венгерскую корону, Габсбурги взяли на себя обязанность защищать не только свои наследственные земли, но и Венгрию. Без помощи Габсбургов, за которыми стояли огромные силы и ресурсы, Венгрия была бы раздавлена так же, как и балканские страны. Однако в последующие за мохачской катастрофой полтора десятилетия непрекращавшиеся соперничество и войны между Фердинандом Габсбургом и Яношем Запольяи лишь ослабили государство перед растущим натиском Порты, которую соперники к тому же использовали в своей борьбе за власть. В 1529 г. по просьбе Яноша Запольяи, изгнанного в 1527 г. Фердинандом из Венгрии, в страну вторглись войска султана и восстановили Запольяи на престоле.

В 1538 г. между обоими королями был заключен мир, по которому каждый из них признавал власть другого на занятой им территории. В то же время предусматривалось объединение королевства под властью Фердинанда после смерти Запольяи. Однако в 1540 г. после рождения у Яноша Запольяи (который вскоре умер) сына Яноша Жигмонда конфликт вспыхнул с новой силой. Сторонники Яноша Жигмонда обратились за помощью к султану, и тот воспользовался этим предлогом для нового вторжения в Венгрию.

В 1541 г. пала столица королевства Буда, Венгрия перестала существовать как единое государство. В борьбе за Венгрию столкнулись две крупнейшие военно-политические силы: Германская и Османская империи. При сложившемся внутри- и внешнеполитическом положении Венгерское королевство не смогло отстоять свою целостность и самостоятельность. Последовал 150-летиий период его раздела. Венгрия распалась на три части. Все Среднее По-дунавье вошло в состав Османской империи как одна из ее провинций. Узкой полосой с запада на северо-восток тянулись земли, попавшие под власть Габсбургов и сохранившие название и статус Венгерского королевства. На востоке в 60-е годы XVI в. сложилось Трансильванское княжество — вассал Порты, — переданное султаном Яношу Жигмонду (1540 1571).

 

Несмотря на распад Венгерского королевства, в течение последующих столетий между всеми его тремя частями продолжали существовать тесные хозяйственные и культурные связи; неразрывной была их политическая история; в большей или меньшей мере продолжали действовать некоторые государственные, социальные и административные институты домохачской эпохи.

Габсбургская Венгрия. Западная часть Венгрии, попав под власть Габсбургов, формально оставалась самостоятельным королевством. Короли по-прежнему (до 1686 г.) избирались сословиями на государственных собраниях и, коронуясь, должны были клятвенно обещать, что будут уважать и соблюдать венгерские законы и обычаи. Высшим законодательным органом являлось государственное собрание, состоявшее из представителей сословий. Сословия принимали законы, одобряли налоги, избирали первое должностное лицо государства — надора (посредника между королем и сословиями), принимали решения об общей мобилизации и т.д. Королям из династии Габсбургов, несмотря на все усилия, не удалось полностью подчинить себе сословия, лишить их привилегий, осуществить такие государственные преобразования, которые соответствовали бы цент-рализаторским и позже абсолютистским устремлениям династии.

Одной из важных причин сохранения такого положения были войны с Османской империей, проходившие на территории Венгрии. Короли постоянно нуждались в деньгах, войсках. Защита границы в немалой степени лежала на плечах венгерских магнатов, вкладывавших в оборону значительные личные средства и силы. Габсбурги небезосновательно опасались того, что Венгрия, в случае чрезмерного давления на нее, может перейти на сторону османов.

Тем не менее власть сословий и самостоятельность Венгерского королевства не были прочными. Венгерские сословия дорого платили за то, чтобы в лице Габсбургов иметь защиту от турок, ведь 70% необходимых для организации обороны средств поступали извне. Управление Венгрией осуществлялось под эгидой венских властей как через общегосударственные органы (придворные тайный и военный советы, казначейство, канцелярию), так и через те, которые непосредственно управляли Венгрией (венгерские наместнический совет, канцелярию и казначейство). Венгрия была лишена права самостоятельно вести внешнюю политику и решать военные вопросы. Придворные ведомства мало считались с мнением специально назначенных в Вену венгерских советников. Так называемая свобода выборов короля сословиями ограничивалась одобрением кандидатуры престолонаследника из семьи Габсбургов.яшг-здгрмзг

После падения Буды столица Венгерского королевства почти на полтора века переместилась в более безопасное место, ближе к австрийской границе — в Пожонь (современная Братислава) > Однако Габсбурги ие жили в своих венгерских владениях и редко появлялись в них.

Серьезные изменения произошли в социальной сфере. В ходе турецких войн немало старинных дворянских фамилий прекратили существование. Многие семьи бежали от турок и теряли не только свои земли и имущество, но даже документы, подтверждающие их дворянство. В то же время общая численность дворян выросла. Выходцы из низших социальных слоев в эти трудные времена получали возможность возвыситься на военной или административной службе как у короля, так и во владениях частных магнатов. Некоторые состоятельные горожане анноблировались за деньги. Однако в отличие от "домохачского" дворянства, которое, как правило, имело земельные пожалования, новые дворяне в своем большинстве были титулярными: их дворянский статус не подкреплялся земельными владениями. Такие изменения в составе венгерского дворянства во второй половине XVI в. еще больше, чем равыве, упрочили его зависимость от высшей аристократии.

В ходе войн с османами во второй половине XVI в. в Венгрии возник новый социальный слой: пограничных воинов — хайдуков*. Их большая часть происходила из беглых крестьян. Хайдуки, служившие королю, частным магнатам, а также воевавшие на свой страх и риск, пытались получить за службу не только признание их личной свободы, но и дворянские привилегии вместе со свободной землей. Власти сопротивлялись этому. Законами государственных собраний второй половины XVI в. предписывалось их преследовать как беглых крестьян и бандитов, а за укрывательство полагалось наказание. Однако эти законы не соблюдались, и властям так или иначе приходилось терпеть хайдуков в качестве военной силы.

В города Венгерского королевства устремился поток беженцев-дворян из захваченных турками земель. Несмотря на протесты городов, дворяне поселялись в качестве привилегированного сословия, они не подчинялись городской юрисдикции, не платили налогов, освобождались от торговых пошлин.

Миграции, вызванные войнами, приводили и к изменению этнического состава городского населения. Оно "омадьяривалось" вследствие пополнения за счет венгров-переселенцев и вымывания немецкого элемента, составлявшего ранее большинство в городах.

Что же касается экономического развития городов Венгерского королевства, то перманентное состояние войны, угроза завоевания, нарушенные коммуникации, сокращение производства в целом отрицательно сказались на них. Однако те города и некоторые крупные рыночные местечки, благополучие которых строилось на транзитной торговле, переживали даже некоторый подъем. Так торговая верхушка городов на австрийской и польской границе наживала немалые состояния, участвуя в качестве посредников в торговле между Западной Европой и османскими владениями.

Турецкие войны в корне не изменили положения крестьян, хотя от бедствий войны, они, безусловно, страдали. В то же время сильнее обозначились тенденции, которые наметились в предшествующий период. С середины XVI в. в Венгрии, особенно в плодородных зерновых западных районах, стало распространяться домени-ально-барщинное хозяйство, что было вызвано прежде всего потребностями внутреннего рынка при необходимости снабжать провиантом войска, гарнизоны, дворы крупных феодалов. На первых порах становление домена в поместьях крупных феодалов сопровождалось распространением наемного труда. К нему привлекались как поденщики так и за дополнительную оплату свои зависимые крестьяне. Однако эта тенденция не закрепилась, и в XVII в. в поместьях возобладал даровой труд зависимых крестьян. Барщина в среднем составляла 52 дня в году {закон 1548 г.). Крестьяне подчинялись поместному суду своего сеньора, не имели прав на свой надел, располагали ограниченными возможностями перехода. Тем не менее в отличие от других центрально- и восточноевропейских стран положение венгерского крестьянства было в эту эпоху более благоприятным. Дворянству не удалось добиться полной ликвидации крестьянского перехода. Это объясняется прежде всего тем, что в разных природно-географических районах страны, определявших преобладание той или иной отрасли сельского хозяйства, не сложилось единой, законченной барщинно-домениальной системы (а местами она совсем не распространилась). Кроме того, в условиях постоянной военной опасности и войны феодалы были вынуждены идти на уступки крестьянам из-за боязни их бегства. Наконец, в прикреплении крестьян к земле было в большей степени заинтересовано мелкопоместное дворянство, ощутимо страдавшее от потери даже одно-го-двух работников, в то время как магнаты, напротив, стремились привлечь на свои земли рабочие руки. Вследствие этого отношение к крестьянскому переходу в немалой степени определялось расстановкой сил в отдельных областях между магнатами и мелкопоместным дворянством.

В среде крестьянства шло расслоение. Верхушка стремилась выйти за пределы надельной системы, связанной с крепостными повинностями: приобретала участки целины, виноградники, брала в аренду пустующую пашню, разводила скот на продажу, занималась торговлей. Такие хозяева могли откупиться от барщины. В XVII в. они составили категорию крестьян, наделенную правом свободного перехода. В то же время в деревне выросло число малоземельных и безземельных крестьян, особенно в районах, удаленных от границы, куда стекалось множество беженцев. Чтобы прокормиться, крестьяне брались за поденную работу. Однако в рыночных местечках, население которых по юридическому статусу приравнивалось к крестьянству, даже среди безземельных крестьян имелись крепкие хозяева — ремесленники и торговцы.

В XVI в., несмотря на сложности взаимоотношений Габсбургов с венгерскими сословиями, между ними существовало некое равновесие, основанное на надеждах, которые в Венгрии возлагались на правящую иноземную династию в освобождении страны от османов. На политической арене Венгерского королевства в эту эпоху поднялись магнатские семьи, обладавшие огромными поместьями и крепостями. Их дворы в Венгрии становятся значительными политическими, хозяйственными, военными и культурными центрами, вокруг которых группировалось местное дворянство.

Однако баланс сил между правящей династией и венгерской феодальной элитой оказался довольно хрупким. В начале XVII в. венгерские сословия перешли в резкую оппозицию к Габсбургам. Весь этот век оказался насыщенным широкими антигабсбургскими движениями, возглавленными венгерским дворянством.

Венгерские земли под властью Порты. Занятая турками территория бывшего Венгерского королевства вошла в состав Османской империи и в соответствии с ее военно-административным устройством была поделена на провинции и округа. Наместником султана считался будайский паша. Ранг визиря давал ему право надзора над всеми венгерскими провинциями и ведения переговоров с иностранными державами. Турецкие власти придавали большое значение налоговой службе и работе ее чиновников, стремясь получить с покоренных земель средства, необходимые для ведения войн. Во второй половине XVI в. в целях налогообложения регулярно проводились переписи населения. На христиан налагались более тяжелые и многочисленные повинности и налоги, чем на мусульман. Особенно обременительными были извозная повинность и отработки в пользу государства (обычно строительные и восстановительные работы). Тем не менее, в отличие от балканских народов, венгры не переходили в ислам. Переход в веру врага расценивался как тяжкое преступление, измена родине.

Вся земля считалась собственностью султана. Часть ее служила фондом для обеспечения государственных чиновников и воинов. Стремясь не допустить формирования крупного наследственного землевладения, которое могло бы усилить сепаратистские тевденции в провинциях, султаны часто перемещали высших должностных лиц. Например, в будайском вилайете (провинции) за 145 лет османского владычества сменились 99 пашей. Эта политика вела к жестокой эксплуатации местного населения, поскольку обладатели земель и должностей стремились в кратчайшие сроки получить максимум доходов.

Завоеванные области Венгрии занимали особое положение в составе владений Османской империи. Их экономика не интегрировалась в экономику Порты, а напротив, сохраняла традиционные контакты с Европой, Купцы из подвластных туркам венгерских земель вели активную торговлю с западными странами, экспортируя туда живой скот, а также продукты животноводства, и ввозя готовые ремесленные товары. В то же время турки не использовали животноводство — эту наиболее доходную область венгерской экономики — ни для продовольственного снабжения империи, ни в налогообложении.

Вместе с завоевателями на территорию бывшего Венгерского королевства пришли исламизированные выходцы с Балкан: сербы, боснийцы, болгары и другие, пополнявшие ряды пограничного воинства; было много купцов и торговцев, особенно из греков, евреев, а также армян. Сами же турки были довольно малочисленны в Венгрии, будучи представлены чиновничеством и военными командирами разного ранга. Они селились лишь в крупных военных и административных центрах, между которыми осмеливались передвигаться только в сопровождении сильного конвоя.

Османы не обладали полнотой власти в завоеванных областях Венгрии. Из-за отсутствия постоянных, твердо установленных границ между турецкой и Габсбургской Венгрией сложилась широкая пограничная полоса, население которой платило налоги и туркам, и Габсбургам. Более того, нередко подвластные османам венгерские крестьяне платили повинности венгерским землевладельцам, переселившимся по другую сторону границы. Эти символические платежи должны были свидетельствовать о том, что венгерские землевладельцы не отказываются от верховных прав на свои земли, а крестьяне признают их в качестве хозяев; само же турецкое завоевание рассматривалось, таким образом, как временное.

Своеобразное османо-венгерское двоевластие проявлялось и в других сферах жизни. В указах султана, предназначенных для венгерских земель, определялись только суммы налогов, таможенных пошлин, давались предписания, касающиеся телесных наказаний. Мусульманское частное право распространялось только на мусульманское население, венгерское же продолжало жить по венгерским государственным и местным законам и обычному праву. На османской территории действовали некоторые социальные институты административные структуры венгерского феодального государства. Порта рассматривала свои владения в Венгрии скорее как плацдарм для дальнейшего наступления на Западную Европу и как буферную зону между владениями императора и султана. Она не могла и не стремилась установить там такие формы владычества, какие сложились в покоренных Балканских странах.

Трансильванское княжество. Формально Трансильванское княжество ведет свое начало с 1571 года. В тот год Янош Жигмонд, отказавшись, наконец, от мыслей о венгерской королевской короне, принял титул князя Трансильвании. Одновременно он признал главенство над собой венгерского короля. В результате Трансильвания оказалась в двойной зависимости: от Габсбургов и от Порты.

Трансильванское княжество включало в себя территории собственно Трансильвании и венгерских затисских областей. Как вассал Порты оно платило дань султану и не могло без его одобрения вести внешнюю политику. По форме правления Трансильвания была со-словно-представительной монархией. Князь выбирался государственным собранием, в котором наряду с венгерской аристократией участвовали представители трех привилегированных "наций" — венгерского дворянства, патрициата саксонских (немецких) городов и феодализировавшейся верхушки секеев. Влахи, составлявшие в эту эпоху значительную часть населения Трансильвании, не конституировались в привилегированную "нацию". За редким исключением они не участвовали в государственных собраниях и не обладали политической властью в стране. Влашское дворянство было представлено в местных органах управления. В силу отсутствия в Трансильвании и восточных областях бывшего королевства могущественной феодальной аристократии, сословно-представительные учреждения в княжестве были обычно послушны воле князей, власть которых в XVII в. представляла собой разновидность раннего абсолютизма. Центральные органы управления, повторявшие в общих чертах венгерскую модель (княжеские совет, канцелярия, казначейство и т.д.), выполняли распоряжения князя.

За почти полуторастолетний период самостоятельного существования Трансильванского княжества (1571—1699) князья на его престол избирались, как правило, из венгерских магнатских фамилий. Сохраняя обширные владения в Венгерском королевстве, трансильванские князья могли состоять ишпанами венгерских комитатов (особенно в пограничных с княжеством) и значиться среди носителей высших придворных должностей. Как венгерские аристократы они имели представительство на государственных собраниях королевства и в XVII в. активно вмешивались в их работу. В своей борьбе с Габсбургами трансильванские князья обращались за помощью к дворянству Венгерского королевства и в большинстве случаев находили там отклик.

Трансильванское княжество возникло в условиях ожесточенной борьбы между Габсбургами и Портой. В XVI веке отдельное от Венгрии существование Трансильвании мыслилось в обществе еще как временное явление. Надежды на освобождение Венгрии и Трансильвании из-под власти Порты с помощью Габсбургов разделялись даже правящей верхушкой нового политического образования. При Яноше Жигмонде дважды предпринимались попытки восстановить единство Венгерского государства под эгидой Габсбургов, оканчивавшиеся неудачей.

В 1571 г. после смерти Яноша Жигмонда трансильванское государственное собрание отказалось признать права на Трансильванское княжество Максимилиана и избрало главой государства Ишт-вана Батори (1571—1586). Иштван Батори вел политику, направленную на усиление центральной власти, закрепление его независимости от королевства Венгрии. Ой признал военное значение хайду-ков, создав из них воинские формирования и освободив от налогов. Были отвергнуты попытки Максимилиана II Габсбурга вмешиваться во внутренние дела княжества. В 1576 г. Батори был избран королем Польши под именем Стефана Батория и навсегда покинул родину, хотя формально оставался князем Трансильвании до конца жизни.

В 1602 г. в Трансильвании установилась власть Габсбургов, показавших свои истинные намерения в отношении княжества. Действия военного правительства не отличались от действий вражеской армии в оккупированной стране. Стала очевидной необходимость сохранения независимости Трансильвании от Габсбургов, что и определило внутреннюю и внешнюю политику трансильванских князей в XVII в. С начала века настроения в отношении Трансильвании изменились и в среде политической элиты Венгерского королевства- Сохранение самостоятельной Трансильвании стало мыслиться многими ее представителями как залог выживания и самой королевской Венгрии перед лицом как австрийцев, так и османов. Восстанием Иштвана Бочкаи в 1604 г. начались антигабсбургские освободительные войны. Они исходили из Трансильвании, но захватывали и королевскую Венгрию,

Наивысшего подъема Трансильванское княжество достигло в правление Габора Бет лена (1613—1629) и Дьёрдя I Ракоци (1630— 1648). Они смогли не только отстоять независимость Трансильвании, но и расширили ее территорию за счет ряда венгерских комитатов. Базой для военных и дипломатических успехов служили мероприятия по укреплению центральной власти. Были проведены военная, административная, финансовая реформы. Бетлен вернул казне многие розданные раньше в частные руки земли. Государственной монополией стали доходы от чеканки монет, горных промыслов, таможен. Ветлен поощрял развитие отечественных ремесел и торговли, приглашал из-за границы ремесленников. В 1627 г. договор о свободной торговле был заключен даже с враждебной Веной. Бетлен отказался от дворянского ополчения. Исходя из интересов армии, он выступал против чрезмерного обложения повинностями крестьян, закрепощения свободных секеев, роспуска хайдуц-ких воинских формирований (которые составили ядро его армии).

В правление Габора Бетлена и Дьёрдя I Ракоци Трансильванское княжество стало заметной политической силой, с которой считались другие государства. Оно имело стратегическое значение для османов, Габсбургов, стран Центральной и даже Западной Европы. В Тридцатилетней войне Трансильвания выступила в составе антигабсбургской коалиции. Своими военными кампаниями в Венгрии и Моравии она отвлекала с западноевропейского театра военных действий силы Габсбургов, Благодаря этому Бетлен и Ракоци смогли заключить с Веной ряд мирных, выгодных для княжества и королевской Венгрии соглашений.

Борьба народов Венгрии и Трансильвании против османского ига. После взятия Буды в 1541 г. Порта в течение почти полутора веков не оставляла попыток полного завоевания Венгрии.

В 1552 г. Сулейман Великолепный направил свои армии в Трансильванию, которая в ответ на это вступила в соглашение с Веной. Турками был взят важнейший укрепленный центр княжества — Темешвар. Одна из армий султана осадила Эгер, называвшийся "воротами Верхней ВенгрииЗащитники крепости, в рядах которых оказалось немало ремесленников и крестьян из окрестных сел, поклялись не вступать в переговоры с врагом. Особую славу снискали женщины Эгера, которые героически сражались на крепостных стенах рядом с мужчинами. Осада длилась около двух месяцев. Защитники Эгера ожидали подхода австрийских войск, но так и не дождались их. Тем не менее османы, во много раз превосходившие по численности силы противника, не смогли взять крепость и были вынуждены отступить.

В 1566 г. после восьмилетнего перемирия, заключенного в 1559 г., Порта возобновила войну с Габсбургами за Венгрию, Венгерским вспомогательным войскам, входившим в состав императорской армии, удалось одержать ряд побед. Но Максимилиан II не закрепил успеха, так как берег армию на случай похода войск султана на Вену. Между тем 100-тысячная армия Сулеймана, усиленная 300 пушками, действительно направилась к Вене. Но ей не удалось миновать крепость Сигетвар, от которой открывалась дорога к австрийской столице. Всей стране стали известны слова Миклоша Зрики, возглавившего оборону крепости: "Нет ничего более святого, чем служить любимой родине в ее смертный час". Через месяц осады, когда стало ясно, что крепость удержать нельзя, Зрини с последней горсткой храбрецов вышел из нее, чтобы принять смерть в бою.

Жертва сигетварцев не была напрасной. Во время осады умер султан Сулейман, и турки, потерявшие у Сигетвара четверть армии, отказались от похода на Вену. В 1568 г. между Максимилианом II и Селимом II в Адрианополе был подписан мир, по которому признавался раздел Венгрии, а Габсбурги обязывались платить Порте ежегодную дань 30 тыс. зол. флоринов.

Таким образом, система крепостей, несмотря на большие потери, выдержала самый сильный удар врага. Однако им предстояло защитить остатки Венгрии в повседневной борьбе на границе с превосходящими силами турок-османов, ибо даже в периоды действия мирных договоров на границе не прекращались стычки, малые походы османов на венгерские, а венгров — на турецкие территории, грабеж военными отрядами приграничных городов и деревень. Жизнь границы была очень трудной. Воинам приходилось бороться с турками в условиях плохого снабжения оружием, продовольствием и задержки жалованья. Поэтому они сами заботились о себе, не останавливаясь перед грабежом своего же гражданского населения. Среди профессиональных воинов, набиравшихся из числа иностранных наемников и мелкого местного дворянства, на границе сражались хайдуки. Из хайдуков сформировалась легкая конница, которая успешно использовала тактику внезапных быстрых бросков, атак и засад. Об этих храбрецах, которых побаивались власти, в народе слагали песни и легенды, составившие целый пласт венгерской культуры.

В 15-летней войне между Портой и Габсбургами (1593—1606) сложилась антиосманская коалиция, в которую вошли также Трансильванское, Молдавское и Валашское княжества. Первый период войны ознаменовался успехами коалиции. Был освобожден ряд крепостей в Венгрии и в Трансильвании. Удачным был валашский поход 1595 г. трансильванского князя Жигмонда Батори, нанесшего тяжелое поражение войскам турок у Джурджи. Готовилась осада Буды и Темешвара. Тем временем в 1596 г. после поражения объединенных войск Трансильвании и Габсбургов при Мезекерестшеге в сеиеро-восточной Венгрии в войне наметился перелом. Пали Эгер и Канижа. Не получавшие жалованья императорские войска грабили Венгрию и Трансильванию, внушая населению не меньший ужас, чем турки и их союзники — крымские татары. Императорские военно-оккупационные власти преследовали протестантов-дворян, отбирая у них имущество в императорскую казну. Война привела не к изгнанию турок, а к антигабсбургскому восстанию в Венгрии и Трансильвании под предводительством Иштвана Бочкаи. Освобождение Венгрии из-под ига Османской империи было отодвинуто почти на век.

В первой половине XVII в. планы большой освободительной войны с турками отодвигались Габсбургами в связи с Тридцатилетней войной, окончания которой венгры по понятным причинам ждали с нетерпением. Однако надеждам венгерского общества было не суждено сбыться. В 60-е гг. XVII в. турки осуществили последнее крупномасштабное военное предприятие, захватив новые территории в Венгрии и Трансильвании. Это вызвало резкое усиление недовольства Габсбургами в стране (даже среди ранее провенски настроенной части аристократии) и привело к новым антигабсбургским выступлениям.

Реформация в Венгрии и Трансильвании. К общим причинам, вызвавшим распространение Реформации в странах Западной Европы, в Венгрии и Трансильвании добавились свои; распад государства, нестабильность в обществе, ухудшение условий жизни, ужасы османских завоевательных походов, военное бессилие Габсбургов, их безразличие к бедствиям Венгрии и т.д. Охваченные пессимистическими настроениями люди разочаровывались в привычных ценностях, искали объяснений происходящим бедствиям и находили их в протестантских проповедях.

Реформационное движение в Венгрии и Трансильвании не было монолитным. В 20—30-е годы XVI в. в Венгерское королевство проникли идеи лютеранства. В 1525 г. государственное собрание приняло декрет против лютеран, предусматривавший их изгнание из страны и даже смертную казнь. Однако» несмотря на это, лютеранство быстро распространялось. Оно нашло поддержку сначала среди немецкого бюргерства саксонских городов Трансильвании, а затем в городах по всему королевству. К лютеранству примкнули дворяне и магнаты, а также много представителей низшего католического духовенства и монашества, особенно францисканского. Используя право патроната, феодалы насаждали лютеранство среди крестьян, проживавших в их владениях.

С 30—40 гг. XVI в. в Венгрии и Трансильвании особой популярностью стали пользоваться цвииглианство, кальвинизм (объединенные общим именем "гельветская вера'1) и антитринитаризм (унитаризм), последователи которых находились как среди католиков, так и среди лютеран. Вскоре "гельветская вера" возобладала над лютеранской ("евангелической", или "августинской"). Наиболее питательной средой для нее явилось венгерское население рыночных местечек. Среди радикально настроенных беднейших крестьян, городского плебса и горнорабочих Северо-Восточной Венгрии и Трансильвании распространился анабаптизм. К концу XVI в, абсолютное большинство населения бывшего Венгерского королевства отошло от католицизма.

В XVI в. католики оказались полностью деморализованными полемическим напором протестантов, использовавших в диспутах и публицистике общественные настроения, порожденные турецкими завоеваниями. Самым внушительным аргументом протестантов против католиков было объяснение причин бедствий, выпавших на долю Венгрии. Турки представлялись как наказание, посланное Богом на венгров за их грехи и идолопоклонство (католицизм). Спасение же виделось в обращении к истинной вере — лютеранской, кальвинистской и др.

Отношения между церковью и государством в габсбургской, османской Венгрии и Трансильванском княжестве складывались по-разному. Османы не проявляли большого интереса к вероисповеданию местного населения. Более того, они весьма благосклонно относились к Реформации, поскольку видели в ней один из инструментов борьбы с Габсбургами. Поэтому Реформация беспрепятственно распространялась в деревнях и рыночных местечках в подвластных туркам областях. Религиозная политика трансильванских князей в целом отличалась веротерпимостью. Официальное признание получили кальвинистская, или реформатская (1564), евангелическая, или лютеранская (1568), а затем унитаристская (1576) церкви. Таким образом, в Трансильвании сложилась система четырех (вместе с католицизмом) признанных вероисповеданий, что в то время было необычным для Европы. К этим конфессиям следует добавить православие, традиционно исповедовавшееся в Трансильвании большими массами населения, в первую очередь влахами и славянами. В габсбургской Венгрии протестантские церкви на протяжении XVI в. не были признанны официально, хотя власти были вынуждены мириться с ними.

Контрреформация в Венгрии и Трансильвании. Несмотря на большие потери, католическая церковь сохраняла свою организационную структуру не только в королевстве, но и Трансильванском княжестве, а также на турецких территориях. Ее иерархи занимали высшие должности в королевстве (канцлер, персоналий и т.д.). Десятину в пользу католической церкви продолжали собирать повсюду, а в королевстве — даже с протестантов. Только в Трансильванском княжестве церковной десятиной завладела княжеская казна, а в саксонских городах княжества — немецкий патрициат.

С конца XVI в., в правление Рудольфа II, в Венгрии началась Контрреформация, в проведении кот рой католическая церковь получила решительную поддержку в лице Габсбургов. Началось преследование протестантов, что вызвало резкий отпор с их стороны. Наибольших успехов Контрреформация в королевской Венгрии достигла в первой половине XVII в., коща венгерскую католическую церковь возглавил кардинал Петер Пазмань. Это был человек огромной эрудиции, прекрасно знавший и протестантское богословие, предпочитавший убеждение силовым методам. Он придавал большое значение возвращению в католическую веру магнатов, которые, по его мнению, послужили бы примером для дворян-протестантов, а также, в соответствии с установлениями Аугсбургского религиозного мира, повлияли бы на вероисповедание своих крестьян. Благодаря его деятельности уже в первые десятилетня XVII в. аристократия в основном вернулась в лоно католической церкви. Первым из католиков Петер Пазмань обратился в своих проповедях, публицистических произведениях к венгерскому языку. Прекрасное владение народным языком принесло успех не только его миссионерской деятельности, но и поставило в ряд основоположников венгерского литературного языка. В целях воспитания молодежи в духе католицизма Пазмань — в прошлом иезуит — способствовал укреплению в Венгрии позиций иезуитов, появлению их школ, коллегий и конгрегаций. В 1635 г. в Надьсомбате (соврем. Транава) по его инициативе был открыт иезуитский университет —» первая высшая школа в Венгерском королевстве. Несмотря на значительные успехи Контрреформации в Венгрии, Габсбургам не удалось повторить здесь опыт Австрии и Чехии, насильственно и полностью возвращенных в католицизм.

Антигабсбургские освободительные движения в Венгрии н Трансильвании. В конце XVI — начале XVII в. Габсбурги, в частности Рудольф II, стали активно проводить в своих владениях, в том числе в Венгрии, жесткую политику подчинения сословии центральной власти в условиях зарождающегося абсолютизма. В целях пополнения казны венский двор провел ряд громких судебных процессов против крупнейших венгерских магнатов (Иллешхази, Боч-каи) с последующей конфискацией их имущества, выдвигая обвинения в государственной измене. Ущемление интересов венгерской феодальной элиты сопровождалось решительным развертыванием Контрреформации в протестантской Венгрии. Чужеземная династия не оправдывала возлагавшихся на нее надежд. В начале XVII в. венгерские сословия перешли в резкую оппозицию к ней, вылившуюся в ряд антигабсбургских освободительных войн, продолжавшихся с перерывами более ста лет {1604—1711). Войны распадаются на три периода, первый из которых приходится на первую половину XVII в.

Антигабсбургские войны были широким общественно-политическим движением, сложным по своим задачам и социальному составу. Их возглавило дворянство, получившее поддержку широких народных масс: хайдуков, городского плебса, крестьян. Важная особенность этих освободительных движений состояла в том, что они инспирировались из Трансильвании и возглавлялись трансильванскими князьями.

Первый этап войн начался в октябре 1604 г, с восстания Иштва-на Бочкаи, крупнейшего венгерского магната, против которого власти начали преследования в связи с обвинением в измене. В течение короткого времени его войска, состоявшие в основном из хайдуков, освободили от императорской армии почти всю северо-восточную часть габсбургской Венгрии и стали вторгаться на территорию Австрии. В 1605 г. сословия избрали Иштвана Бочкаи князем Венгрии и Трансильвании. Порта поддержала мятежного князя и обещала венгерскую корону. Император Рудольф II был вынужден пойти на переговоры с Бочкаи. По Венскому миру 1606 г. Трансильвании обеспечивалась независимость, а ее территория увеличивалась за счет нескольких венгерских комитатов. Венгрия оставалась под властью Габсбургов, но сословиям гарантировалось соблюдение их прав и привилегий, привлечение венгров к управлению государством, восстанавливался пост надора, утверждалась свобода вероисповедания, которая, однако, не распространялась на крестьян. Габсбурги обещали прекратить войну с Портой. Признавая заслуги хайдуков в освободительной войне, Бочкаи даровал И тыс. из них землю и дворянские привилегии. Когда после смерти Бочкаи (1606) Рудольф II попытался лишить хайдуков этих завоеваний, те с оружием в руках защитили их.

Условия Венского мира почти на полвека составили основу отношений между Венгрией и Трансильванией с одной стороны, и Габсбургами — с другой. На десятилетие венгерские сословия возобладали над центральной властью и стали действовать вполне самостоятельно от нее. В 1608 г. к ним примкнули сословия других владений австрийских Габсбургов (Нижней и Верхней Австрии, Моравии* Силезии и Лужиц) и образовали конфедерацию с целью совместной защиты Венского и Житваторокскош мирных договоров 1606 г. Эрцгерцог Матиас использовал конфедерацию в борьбе за власть, разгоревшуюся внутри дома Габсбургов, пообещав сословиям соблюдать их права и привилегии. Имея за спиной войска конфедерации, в июне 1608 г. Матиас заставил Рудольфа II отречься от венгерского престола, наследственных австрийских владений и Моравии и занял там место брата.

Габсбурги нарушали данные обещания, поэтому борьба с ними возобновилась при князе Габоре Бетлене. Он ставил целью создание независимой национальной монархии на основе объединения Венгерского королевства с Трансильванией и его вхождения в государственный союз с Австрией и Чехией. В своей борьбе с Габсбургами Габор Бетлен добился немалых успехов, предприняв против императорских войск 3 похода (в 1619—1626 гг.). Бетлен подчеркивал национальный характер войны и призывал к участию в ней все сословия а6ез различия лиц и религии", В 1620 г, государственное собрание избрало его сначала князем, а затем королем Венгрии.

Испугавшись тягот войны и радикализации освободительного движения, феодалы стали отходить от Габора Бетлена и возвращаться на прогабсбургские позиции. В такой обстановке Бетлен был вынужден, сохранив за собой Трансильванское княжество, к которому временно были присоединены семь венгерских комитатов, отказаться от притязаний на королевскую Венгрию, i

Преемник Габора Бетлена Дьёрдь I Ракоци включился в борьбу с Габсбургами на завершающем этапе Тридцатилетней войны, заключив союз с Францией и Швецией. Однако Порта, не без оснований опасавшаяся усиления Трансильванского княжества и его объединения с Венгрией в случае поражения Габсбургов, под влиянием тайной дипломатии Вены опротестовала этот самостоятельный шаг внешней политики своего вассала и вынудила его к переговорам с Фердинандом III. Линцский мир 1645 г. распространял свободу вероисповедания на крестьянство, укреплял позиции князя в присоединенных землях.

Ни Ракоци, ни Бетлен не сумели восстановить национальное королевство. Но в ходе всеевропейской войны, умело сочетая методы дипломатии с военными акциями, Трансильванское княжество добилось того, что Вестфальским миром его суверенность была юридически признана европейскими государствами. На это не могли рассчитывать находившиеся под властью Габсбургов Венгерское и Чешское королевства.

Культура Венгрии и Трансильванского княжества. После мо-хачской битвы 1526 г. культура Венгрии развивалась в новых условиях. Несмотря на переживаемые страной трудности, именно в XVI—XVII вв. венгерская культура находилась на подъеме. Культурное развитие XVI в. проходило под знаком Реформации, а в XVII в, добавилось влияние Контрреформации. Но и та и другая охотно черпали из открытых гуманизмом источников.

Традиция гуманизма сохранились в политической мысли этого времени. Историков и публицистов независимо от их политической и религиозной принадлежности занимало осмысление случившейся у Мохача трагедии. Одни видели причины краха королевства во внутренних раздорах и соперничестве знати {Иштван Бродарич "О гибельном поражении от турок"), другие — в частой смене династий <Ференц Форгач "Венгерская история"), В сложившейся тяжелой ситуации, не ввдя перспектив в будущем, историки обращались к прошлому королевства и идеализировали его (Миклош Олах "Аттила" и vi Венгрия"). Историков особенно привлекал король Ма-тяш L В идеализации Матяша проглядывало недовольство современными правителями.

В новых исторических условиях королевский двор утратил роль интегрирующего центра культуры. Эти функции частично выполняли дворы трансильванских князей и крупнейших венгерских феодальных магнатов. Они выступали покровителями культуры, содействуя строительству, образованию. Двор трансильванских князей был организован по западному образцу, но в то же время в нем культивировались венгерские традиции. Именно за это современники ценили Габора Бетлена, при котором трансильванская культура достигла расцвета- При дворе Бетлена и его преемников нашли убежище известные зарубежные протестантские ученые, писатели, педагоги.

Большую роль в развитии национальной культуры играли города, являвшиеся базой Реформации, Школьная образованность с распространением Реформации стала всеобщим явлением, в первую очередь в городах и рыночных местечках. Школьное дело стало восприниматься как целостная проблема, которую обязаны официально решать светские и духовные власти. Школы поддерживались городскими магистратами, а также монархами, духовными и светскими магнатами. Лучшие школы создавались сначала протестантами, которые помимо овладения грамотой ставили перед школой цели нравственно-религиозного воспитания молодежи. В XVII в. католики в ходе Контрреформации также сделали ставку на школы и успешно конкурировали в этом деле с протестантами.

Книгопечатание не просто увеличило число книг, но дало жизнь дешевой книге. Оно распространяло достижения науки и культуры среди масс, формировало их вкусы, чрезвычайно увеличивало возможности политической и религиозной агитации.

Реформация повысила роль народного языка и способствовала подъему литературы на родном языке. Протестанты проповедовали на венгерском языке, основывали школы с преподаванием на родном языке, типографии, печатной продукцией которых были венгерские переводы Библии и богослужебные книги. В 1589 г. протестантский пастор Гашпар Карой полностью перевел на венгерский язык и опубликовал Библию, приблизив ее к широким массам верующих. Прекрасный язык этого перевода стал литературной нормой на столетия, а сам текст переиздавался более 300 раз. Создавались первые грамматики венгерского языка. Трансильванский проповедник и книгоиздатель Гашпар Хелтаи (1490—1574), прославившийся своими остросоциальными переработками басен Эзопа, дал первое систематическое изложение истории Венгрии на венгерском языке.

Основателем венгерского поэтического языка был воин-поэт Балинт Балашши (1554—1594). Его любовная лирика и патриотические стихи, в которых он проникновенно писал о "трудной, но прекрасной" жизни солдат лограничья, являющих собой "пример высокой человечности и мужества", составляют одну из ярких страниц венгерской поэзии. Свою любовь к родине Бадапнпи доказал всей своей жизнью и героической смертью при обороне Эстергома.

Крупнейшей фигурой венгерской литературы XVII в. был выдающийся поэт, публицист, государственный деятель и полководец, отпрыск аристократического хорватского рода Миклош Зрини (1620—1664). В своих произведениях "О короле Матяше", "Целебное средство против турецкого дурмана" и других он изложил передовую для того времени концепцию создания национального государства и проводил мысль о том, что изгнание турок должно стать делом самих венгров. Для этого Зрини предлагал создать сильную армию, состоящую в первую очередь из крестьян. Большую известность принесла Зрини эпическая поэма "Сигетварское бедствие", в которой он воспел подвиг своего прадеда при защите Сигетвара в 1566 г.

К середине XVI в. восходят истоки венгерской драматургии. Она возникла как одна из форм протестантской религиозной пропаганды и борьбы с католическим духовенством, носила назидательный характер и на первых порах не отличалась самостоятельностью. Так, в пьесе "Электра" Петера Борнемиссы античный сюжет трактуется в духе современной автору венгерской действительности: ставится вопрос о возможности сопротивления королю-тирану. В первой национальной драме "Меньхард Балашши", написанной Кара-ди, осуждаются предательство и подлость. Вместе с тем в Венгрии того времени еще не существовало профессионального театра. Ставились только любительские спектакли силами учащихся школ.

В годы борьбы за независимость бурно расцвела народная поэзия. Ее составной частью были песни куруцев — участников освободительных войн.

Пользуйтесь Поиском по сайту. Найдётся Всё по истории.
Добавить комментарий
Прокомментировать
  • bowtiesmilelaughingblushsmileyrelaxedsmirk
    heart_eyeskissing_heartkissing_closed_eyesflushedrelievedsatisfiedgrin
    winkstuck_out_tongue_winking_eyestuck_out_tongue_closed_eyesgrinningkissingstuck_out_tonguesleeping
    worriedfrowninganguishedopen_mouthgrimacingconfusedhushed
    expressionlessunamusedsweat_smilesweatdisappointed_relievedwearypensive
    disappointedconfoundedfearfulcold_sweatperseverecrysob
    joyastonishedscreamtired_faceangryragetriumph
    sleepyyummasksunglassesdizzy_faceimpsmiling_imp
    neutral_faceno_mouthinnocent
2+три=?