Научно-техническая революция.

 

Важным фактором экономического роста в послевоенные десятилетия стала и радикальная перестройка техно­логической базы производства. Поскольку этот процесс был неразрывно связан с фундаментальными научными открытиями, он получил емкое название научно-технической революции (НТР).

НТР была одним из этапов глобального изменения технологических основ общественного производства, произошедшего на протяжении боль­шей части XX столетия. Основные предпосылки НТР сформировались уже в 1930-е гг. В этот период завершилась перестройка энергетической базы производства, транспортной инфраструктуры, системы связи. Происходило внедрение массы технических изобретений и научных открытий, изменив­ших технологическую основу многих отраслей. Успешно была апробирова­на поточно-конвейерная система с инженерной организацией труда. Эконо­мическая модель массового производства получила адекватную организа­ционную и технико-технологическую структуру. В тот же период были сделаны и фундаментальные научные открытия, существенно изменившие взгляд человека на окружающий мир - радиоактивности (супруги П. и М- Кюри), волновых свойств электрона (Л. де Бройль), квантовой модели атома (Н.Бор и Э.Резерфорд), аппарата квантовых расчетов (В. Гейзенберг и Э. Шредингер), теории относительности (А. Эйнштейн).

Научные открытия первой половины XX в. подорвали влияние класси­ческой общенаучной методологии, основанной на представлении о строгой, линейной причинности, детерминистских принципах, представлении о прин­ципиальной познаваемости и устойчивости, преемственности, внутренней непротиворечивости научного знания. Началось формирование так называе­мой неклассической методологии. Причинность событий стала рассматри­ваться не только с точки зрения простейших механико-динамических связей, но и статистических, вероятностных законов. Категории движения, разви­тия, эволюции становились ключевыми в объяснении законов природы, а само научное мышление приобретало диалектичный характер. Вывод об относительности результатов наблюдения, о недостижимости абсолютно точной и строго логичной научной картины мира, релятивности любых сложных понятий и решений заставлял пересмотреть прежнее представле­ние о роли субъекта в процессе познания. Была признана неразрывная связь исследователя и изучаемого им объекта, зависимость результатов познания от методов их достижения и, как следствие, необходимость включения в картину мира характеристик самого познающего субъекта, его концептуаль­ных и методологических установок, исследовательской мотивации и актив­ности. Новая исследовательская парадигма, таким образом, исходила из идеи синтеза методов познания, а не его результатов. Объектом исследова­ния становились конкретные явления и процессы, воспринимаемые во всей своей сложности и нелинейности. Это требовало не только отбора адекват­ных средств анализа, но и формирования интегративных исследовательских схем. Не случайно, что утверждение неклассической методологии вызвало стремительное развитие межпредметных исследований - биохимических, астрофизических, химико-физических, экономико-географических, соци­ально-экономических, историко-психологических. Это не только значитель­но расширило представления человека о природе, но и создало условия для качественного преобразования всей производственной сферы.

В 1940-х гг. развитие научно-технологической базы производства было деформировано военной конъюнктурой. Но Вторая мировая война способствовала мощному рывку в разработке новейших технологий в обла­сти машиностроения, авиационного производства, приборостроения, хими­ческого производства и других отраслях, ускоренному внедрению техничес­ких новаций и изобретений в производство, модернизации на этой основе всей промышленной инфраструктуры. По окончании войны многие дости­жения военно-промышленного комплекса были с большим эффектом ис­пользованы в других отраслях производства. Накопленный в годы войны опыт сосредоточения финансовых, интеллектуальных, административных, сырьевых, энергетических ресурсов для прорыва в развитии важнейших направлений научно-технических исследований и реализации достигнутых результатов в массовом производстве был сполна использован в ходе эконо­мическою рывка 1950-1960-х гг.

Бесспорным лидером во внедрении новейших технических разрабо­ток оставались США. Уже с 1950 г. здесь использовались комплексные методы стимулирования НИОКР — льготное налогообложение, ввод прак­тики ускоренной амортизации основных фондов (до 5 лет), безвозвратное субсидирование (предоставление грандов), заключение прямых контрак­тов с частными исследовательскими учреждениями и фирмами на разра­ботку новых технологий. Обеспечиваемый такими способами рост науко­емкое™ производства в сочетании со стремительным наращиванием капи­таловложений в считанные годы привел к огромным изменениям практи­чески во всех отраслях и сферах общественного хозяйства. Иной подход к решению этой проблемы продемонстрировала Япония. Помимо наращи­вания собственных расходов на НИОКР (возросших только в 1960-х гг. в 6 раз), японское правительство стремилось максимально использовать им­порт технологий. В течение первых двух послевоенных десятилетий Япония закупила боле 10 тыс. иностранных патентов, лицензий, отдель­ных компонентов ноу-хау.

Магистральным направлением НТР являлась комплексная механиза­ция и автоматизация производства. В ходе ее сформировалась четырехзвен- ная производственная машинная система - к орудиям труда, источникам энергии и связующим их механизмам добавляется автоматическое управле­ние, сердцевиной которого стала электронно-вычислительная машина. Пред­шественниками ЭВМ были громоздкие счетные машины, работавшие на электромагнитных релейных схемах. Первые из них были созданы в 1936 г. немецким инженером Конрадом Цузе («Z - 1») и американским физиком Горвардом Эйкеном («Гарвард Марк - 1»)- В 1937 г. математик Джон Атана- сов из университета Айовы впервые предложил использовать для програм­мирования «умных машин» двоичную систему. Это позволяло сконструиро­вать счетный механизм, действующий на электронных лампах (устрой­ствах, создающих управляемый в вакууме поток электронов), - т.е. элект­ронно-вычислительную машину. Впоследствии ЭВМ стали также называть компьютерами (англ. «computer» - считать, вычислять).

Первый компьютер ЭНИАК («ENIAC») создавался группой американ­ских исследователей под руководством Джона Мочли в 1943-1946 гг. Он представлял собой несколько распределительных шкафов выше человечес­кого роста и общей длиной более 24 метров, содержал 18 тыс. электронных ламп, потреблял 50 тыс. Вт энергии, но по скорости превосходил машину Эйкена в 2000 раз. Большую роль в создании ЭНИАК сыграл математик Джон фон Нейман. В 1945 г. он впервые обосновал базовый принцип «компьютерной архитектуры» - устройство должно считывать информа­цию, вводимую в двоичной системе, кодировать ее в виде определенных символов и хранить в централизованной памяти. Or оператора в таком случае не требовалось каждый раз менять весь объем информации. При оперативных изменениях компьютер сам мог осуществлять обновления своего банка данных. Для ввода информации Нейман предложил использо­вать перфокарты - картонные карточки с комбинацией отверстий, набитых по определенному коду. Идея использования перфокарт для автоматизиро­ванных подсчетов принадлежала американцу Герману Холлериту и была запатентована еще в конце XIX в. Применение их в ЭВМ позволило отказаться от огромных рулонов бумажной ленты, на которых ранее распе­чатывались данные, и унифицировать груд операторов. Набор правил, по которым «умная машина» считывала символы с перфокарт, стали называть программным обеспечением («sofware»). На лидирующие позиции в его разработке вышла бывшая фирма Холлерита, получившая после ряда слия­ний название «IBM» («International Business Machies Corporation»).

Переход ко второму поколению компьютерной техники стал возмо­жен после «электронной революции» 1948 г., когда американские ученные Д.Бардин, У.Браттейн и У.Шокли изобрели транзистор (англ. «transfer» - переносить, «resistor» - сопротивляться). Это миниатюрное устройство из трех слоев полупроводниковых кристаллов представляло собой генератор и преобразователь электрических колебаний, действующий гораздо быст­рее электронной лампы. В компьютерной технологии транзисторы стали использовать с середины 1950-х гг. Это значительно уменьшило размеры ЭВМ и потребление ими электроэнергии. Несмотря на то, что ЭВМ второго поколения по-прежнему были достаточно громоздки (они вмеща­ли тысячи транзисторов), появилась возможность их серийного промыш­ленного производства.

Использование ЭВМ позволило перейти к оснащению производства станками с программным управлением, автоматизированными производ­ственными линиями, робототехникой. Бесспорным лидером по коммерчес­кому использованию ЭВМ стали США. В 1960 г. здесь функционировало уже 4267 «умных машин». В США размещались и крупнейшие производи­тели компьютерной техники - фирмы «Ай-Би-Эм» («1ВМ»), «Интел» («Intel»), «Хьюлетт Паккорд» («Hewlett Packard»). Основным направлением развития компьютерной технологии в этот период стало уменьшение разме­ров транзисторов и самих устройств. В 1965 г. фирма DEC («Digital Equipment Comparation») под руководством Кена Олсена разработала мо­дель «мини-компьютера» PDP-8, походившего размером на небольшой стенной шкаф или холодильник и обладавшего транзисторами не больше крупинки соли. Его стоимость уже составляла лишь 20 тыс. долл. - в сотни раз меньше, чем у первых ЭВМ. Производство таких систем положило начало третьему поколению компьютерной технологии, а в 1970-х гг. они уже сменились компьютерами четвертого поколения.

Не менее революционные изменения в технологической базе произ­водства произошли благодаря успехам химической и физической науки. Начался переход к производству новых продуктов с заранее заданными свойствами. Механические формообразовательные макропроцессы стали заменяться в производстве электроэнергетическими и физико-химическими микропроцессами, происходящими на молекулярном и атомном уровне. Началось постепенное освоение биотехнологии. Важную роль в переосна­щении производства сыграло дальнейшее развитие энергетики. В 1954 г. в СССР впервые состоялся запуск атомной электростанции. К 1970 г. уже 10 % электроэнергии в Великобритании вырабатывалось на АЭС, в ФРГ и Франции - 3 %, в США - 2 % (при этом только в США за 1950-1960-х гг. производство электроэнергии в целом выросло в 4,5 раза).

Развертывание НТР отразилось и на характере сельскохозяйственного производства, дав толчок для «второй аграрной революции». При общем сокращении обрабатываемых земель американским и западноевропейским фер­мерам удалось значительно увеличить выпуск продукции. Это произошло благодаря интенсификации обработки земель и технологии животноводства, комплексной механизации аграрного сектора, росту капиталоемкости сельско­хозяйственного производства. Значительно расширилось применение искусст­венных удобрений - пестицидов, гербицидов, инсектицидов. Так, во Франции, использование нитратных удобрений увеличилось с 186 тыс. т в 1946 г. до 846 тыс. т в 1966 г. Реальные результаты начали приносить селекционные исследования в области растениеводства и животноводства. Широкая поддерж­ка со стороны государства, в том числе закупки сельхозпродукции у производи­телей по твердым ценам, компенсирующим потери от неблагоприятной рыноч­ной конъюнктуры, обеспечивала устойчивый приток капитала в аграрный сектор. Все это позволило в 1960-х гг. впервые за долгое время уравнять темпы развития сельского хозяйства и промышленности.

Столь же бурно в этот период развивались транспортная инфраструкту­ра, сфера услуг. Автоматизация управления движением, механизация погру- зочно-разгрузочных работ, использование электровозов и тепловозов на дви­гателях внутреннего сгорания, специализация подвижного состава принципи­ально видоизменили железнодорожный транспорт. Во многих странах нача­лось создание скоростных региональных транспортных сетей. Метро превра­тилось в наиболее доступный способ массовых пассажирских перевозок в зоне городских мегаполисов. Столь же быстро менялся и автомобильный, воздушный, трубопроводный транспорт. С 1958 г. годовое мировое производ­ство автомобилей переступило миллионную черту. В этот период общий рост уровня потребления впервые позволил семьям среднего достатка с обоими работающими супругами приобретать два автомобиля. Тем самым автомо­биль одержал окончательную победу над городским общественным транс­портом. После создания в 1949 г. первых реактивных пассажирских авиалай­неров, воздушное пассажирское сообщение также превратилось в доступный и относительно дешевый вид услуг. В 1969 г. первый полет совершил «Боинг- 747», способный вмещать до 500 человек. Символом мощи человеческого гения стало начало космической эры. В 1957 г. в СССР был запущен первый искусственный спутник Земли, а после полета Юрия Гагарина в 1961 г. началось освоение космоса человеком. Спустя восемь лет американец Нил Армстронг вступил на поверхность Луны. Космические полеты очень скоро начали использоваться и в коммерческих целях. Еще в 1960 г. в США были запущены первые спутники, обеспечивавшие телефонную связь, а в 1962 г. на орбиту был выведен и первый телевизионный спутник. Это означало настоя­щую революцию в средствах связи, став прологом к формированию мирового информационного пространства.

Стратегические направления НТР - компьютеризация, освоение кос­моса, использование новых источников энергии, создание искусственных материалов, предопределили движение научно-технического прогресса на десятилетия вперед. Научно-техническая революция стала прообразом це­лостного процесса материально-духовного воспроизводства, преодолеваю­щего противостояние физического и интеллектуального труда. Однако в качестве социально-экономического явления НТР была порождением впол­не определенного этапа в развитии индустриальной системы. Она охватила два этапа этого процесса - комплексной механизации фабрично-заводского производства с внедрением инженерно-организованного конвейерного по­тока и автоматизации того же производственного механизма. Но в основе экономического роста по-прежнему находилось экстенсивное развитие ма­териально-технической базы машинной индустрии, сопряженное с увеличе­нием нормы капиталовложений. В 1951-1973 гг. в ведущих странах Запада этот показатель составил 24 % от ВВП, что превышало данные и по первой половине XX в., и по последующим десятилетиям. Сохранялся приоритет ресурсо- и энергозатратных технологий. Новейшие достижения науки и техники все еще реализовывались в рамках прежней экономической идео­логии, ориентированной на массовое производство, максимальное наращи­вание производственных мощностей и товарных потоков.


Пользуйтесь Поиском по сайту. Найдётся Всё по истории.
Добавить комментарий
Прокомментировать
  • bowtiesmilelaughingblushsmileyrelaxedsmirk
    heart_eyeskissing_heartkissing_closed_eyesflushedrelievedsatisfiedgrin
    winkstuck_out_tongue_winking_eyestuck_out_tongue_closed_eyesgrinningkissingstuck_out_tonguesleeping
    worriedfrowninganguishedopen_mouthgrimacingconfusedhushed
    expressionlessunamusedsweat_smilesweatdisappointed_relievedwearypensive
    disappointedconfoundedfearfulcold_sweatperseverecrysob
    joyastonishedscreamtired_faceangryragetriumph
    sleepyyummasksunglassesdizzy_faceimpsmiling_imp
    neutral_faceno_mouthinnocent
три+2=?