Предпосылки формирования международно-правовой системы современного типа.
Система современного международного права имеет глубокие исторические корни. В отличие от дипломатических обычаев и «обычаев войны», известных еще с древнейших времен, идея международного права («права народов») изначально была тесно связана с представлением о естественной правосубъектности личности и договорном характере любого человеческого сообщества. «Отцом» концепции международного права считается голландский юрист XVI в. Гуго Гроций, впервые обосновавший на основе теории естественного права идею суверенности народов и правовой характер их взаимных отношений. Характерно, что Гроций писал как о «праве мира», так и «праве войны», подчеркивая законность любых средств защиты интересов каждого народа при условии невмешательства в права других народов.
После Вестфальского мира 1648 г. принцип суверенного равенства государств стал основой европейской политики. Все попытки «великих держав» закрепить свою гегемонию завершались неудачей (например, испанских - Габсбургов во второй половине XVI - начале XVII вв., Франции при Людовике XIV и Наполеоне I, Швеции на рубеже XVII XV1II вв.). «Архитектура» Вестфальской системы наглядно отразилась в концепции «баланса сил» — (бкого равновесия между коалициями европейских стран, когда усиление .юбой державы непременно расширяло ряды ее противников. С XVIII в. такая прагматичная «политика равновесия» стала основой внешнеполитической стратегии Великобритании.
После эпопеи революционных и наполеоновских войн во внешней политике ведущих континентальных держав появились новые черты - стремление унифицировать правовые нормы дипломатических отношений, и, одновременно, придать европейской политике более ярко выраженный идеологический характер. Череда общеевропейских конгрессов, начавшаяся с Эрфуртского и Венского, а также образование Священного Союза со всей очевидностью продемонстрировали эту тенденцию. Но создать прочную международную систему на принципах охранительного консерватизма оказалось невозможно. Во второй половине XIX в. идея национального суверенитета и политика «государственного эгоизма» вновь начали оказывать решающее влияние на характер международных отношений.
С наступлением эпохи империализма поддерживать «равновесие» становилось все сложнее. Борьба ведущих мировых держав за колониальный раздел мира вела к глобальному конфликту. Но именно на рубеже XIX- XX вв. в понимании природы международного права происходят важные изменения. Общепринятым становится «принцип добросовестности» в выполнении международных обязательств (что, впрочем, не препятствовало использованию силовых методов политики). Совершенно исчезла архаичная практика обеспечения договоров - взятие заложников, личные клятвы монархов, поручительство пап римских. Сами международные договоры превратились в четко оформленные правовые нормы, не включавшие подробную характеристику подписывавших их лиц. Тем самым, международное договорное (диспозитивное) право утрачивало не только остатки сословных черт, но и присущую ему прежде персонифицированность.
Очень важную роль в развитии концепции международного права сыграло пацифистское движение, в том числе Гаагские конференции мира. Первая из них состоялась в 1899 г. Делегации из 27 стран приняли на ней конвенции «О мирном решении международных столкновений», «О законах и обычаях сухопутной войны», «О применении Женевской конвенции 1864 г. о раненых и больных». На второй Гаагской конференции мира (1906-1907 гг.) участвовали уже представители 44 государства. Ими были приняты десять новых конвенций по широкому кругу вопросов (мирное разрешение международных споров, ограничение в применении силы при взыскании по договорным долговым обязательствам, порядок открытия военных действий, правила нейтралитета в сухопутной и морской войне, правила использования торговых судов в качестве военных и т.п.). При всей декларативности достигнутых соглашений, работа Гаагских конференций была чрезвычайно важной в качестве первого опыта наднационального правового регулирования.