Добро пожаловать!
Www.IstMira.Com


  
 

Добавить новость на сайт.

Зарегистрируйтесь на сайте
после сможете добавить свои новости.Регистрация

 

 

 

Контакты

 

 

логин *:
пароль *:
     Регистрация нового пользователя

Организация и основные направления деятельности ООН.

В

соответствии с уставом основными целями Организации Объединенных Наций были провозглашены поддержка международного мира и безо­пасности, развитие дружественных отношений между нациями на осно­ве принципа равноправия и самоопределения народов; сотрудничество в разрешении международных проблем экономического, социального, куль­турного и гуманитарного характера, «поощрение уважения к правам человека и основным свободам». Провозглашалось, что Организация Объединенных Наций основана на принципе суверенного равенства всех ее членов, которые обязаны добросовестно выполнять свои обяза­тельства, разрешать свои международные споры мирными средствами, не подвергая угрозе международный мир, безопасность и справедли­вость, воздерживаться от угрозы силой или ее применения против любого государства.

Учредителями ООН объявлялись 50 стран, представители которых подписали Сан-Францисский договор (чуть позже 51-м государством- учредителем стала Польша, делегация которой не принимала участие в конференции). В дальнейшем прием в члены ООН был открыт для всех миролюбивых государств, которые примут на себя обязательства по уставу и которые, «по суждению организации, могут и желают эти обязательства выполнять». Для приема новых государств требовалась рекомендация Совета Безопасности, а решение принималось Генераль­ной Ассамблеей. Исключение из состава ООН рассматривалось как возможная санкция за нарушение устава (хотя в дальнейшем ни одного такого прецедента не было).

Организационная структура Организации Объединенных Наций оказалась чрезвычайно разветвленной и сложной. Ключевую роль в системе ООН изначально играли шесть органов: Генеральная Ассамб­лея, Совет Безопасности, Экономический и Социальный Совет, Совет по Опеке, Международный Суд и Секретариат.

Генеральная Ассамблея, состоящая из представителей всех го­сударств-членов, стала главным совещательным органом. В регла­менте проведения ее сессий было предусмотрено, что решения по важным вопросам (мира и безопасности, приема новых членов и проблем бюджета) требуют большинства в две трети голосов. Реше­ния по другим вопросам принимаются простым большинством голо­сов. Каждое государство получило один голос. Устав ООН закрепил необходимость проведения ежегодных сессий Генеральной Ассамб­леи, а также возможность созыва чрезвычайных сессий по требова­нию Совета Безопасности. В соответствии с Уставом Генеральная Ассамблея была уполномочена рассматривать принципы сотрудниче­ства в деле поддержания международного мира и безопасности, обсуждать любые вопросы, относящиеся к международному миру и безопасности, а также по вопросам, касающимся полномочий и фун­кций любого органа Организации Объединенных Наций, организовы­вать соответствующие исследования и давать рекомендации, рассматри­вать и утверждать бюджет ООН.

На Совет Безопасности была возложена основная ответствен­ность за поддержание международного мира и безопасности. В его состав было введено пять постоянных членов (Китай, Франция, СССР, Великобритания, США), а также десять членов, избираемых Гене­ральной Ассамблеей на двухлетний срок. Для голосования предус­матривался принцип «единогласия великих держав». В соответствии с ним для решений по «вопросам существа» было необходимо девять голосов, включая совпадающие голоса всех постоянных членов Сове­та. Если постоянный член не согласен с решением, он мог проголосо­вать против, и этот акт приобретал силу вето. Если же постоянный член не поддерживает решение, но не хочет блокировать его посред­ством вето, он мог воздержаться. Решения по вопросам процедуры требовали большинства голосов (по крайней мере 9 из 15 членов). Совет Безопасности был обязан поддерживать международный мир и безопасность в соответствии с принципами и целями ООН, расследо­вать любые ситуации, которые могут привести к международным трениям, рекомендовать методы урегулирования таких споров, выра­батывать планы для регулирования уровня вооружений, определять наличие угрозы миру или акта агрессии, призывать членов Организа­ции к применению экономических санкций или других мер, не свя­занных с использованием силы, для предупреждения или прекраще­ния агрессии, предпринимать военные действия против агрессора. В ( соответствии с Уставом все члены Организации Объединенных На- ( ций должны были подчиняться решениям Совета Безопасности и брать обязательства по их исполнению.

Экономический и Социальный Совет был учрежден Уставом в каче- стве главного органа по координации деятельности специализированных учреждений и институтов ООН. Его состав из 54 человек подлежал переизбранию каждые три года. Для решений требовалось простое боль­шинство голосов, причем каждый член Совета получил один голос. Среди специализированных учреждений, чья деятельность стала координиро­ваться Советом, наиболее важные полномочия были предоставлены четы­рем постоянным комитетам (Комитет по программе и координации, Ко­миссия по населенным пунктам, Комитет по неправительственным орга­низациям, Комитет по переговорам с межправительственными учреждени­ями), девяти специализированным комиссиям (Статистическая комиссия, Комиссия по народонаселению и развитию, Комиссия социального разви­тия, Комиссия по правам человека, Комиссия по положению женщин, Комиссия по наркотическим средствам, Комиссия по предотвращению преступлений и уголовному правосудию, Комиссия по науке и технике в целях развития, Комиссия по устойчивому развитию), пяти региональным комиссиям (для Африки, Азии и Тихого океана, Европы, Латинской Аме­рики и Карибского бассейна, Западной Азии), а также исполнительным комитетам различных органов ООН (Детский фонд. Управление Верхов­ного комиссара по делам беженцев. Программа развития, Фонд в области , народонаселения. Мировая продовольственная программа. Международ­ный учебный и научно-исследовательский институт по улучшению поло­жения женщий). Через Экономический и Социальный Совет с ООН оказа­лись связаны самые различные профильные международные организации.

сохранившие юридическую автономию (Международная организация тру­да, Всемирная организация здравоохранения, Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО), Продо­вольственная и сельскохозяйственная организация Объединенных Наций, группа Всемирного банка, Всемирный почтовый союз, Всемирная торго­вая организация и т.д.).

Совет по Опеке был организован для наблюдения за управлением подопечными территориями в составе пяти постоянных членов Совета Безопасности Китая, Франции, СССР, Великобритании и США (в 1994 г. Совет Безопасности прекратил действие Соглашения об опеке ООН в отношении последней из первоначального перечня территорий - подо­печной территории Тихоокеанские Острова (Палау), находившейся под управлением США; с тех пор Совет по Опеке не был ликвидирован, но фактически приостановил свою деятельность).

Главным судебным органом ООН стал Международный Суд, находя­щийся в Гааге и состоящий из 15 судей, избираемых Генеральной Ассамб­леей и Советом Безопасности. В компетенцию Суда вошло рассмотрение юридических споров между государствами-участниками, консультирова­ние ООН и ее специализированных учреждений по любому юридическо­му вопросу. Юрисдикция Суда была распространена на все дела, которые передавались ему государствами, и все вопросы, предусмотренные Уста­вом ООН или действующими договорами и конвенциями. Частным лицам право обращения в Международный Суд предоставлено не было. Основа­нием для судопроизводства стали прежде всего международные конвен­ции, международные обычаи (как доказательство всеобщей практики, признанной в качестве правовой нормы), общие принципы права, при­знанные нациями, а также судебные решения и доктрины наиболее квали­фицированных специалистов различных стран.

Для организационного обеспечения деятельности ООН был создан Секретариат со штаб-квартирой в Нью-Йорке. В отличие от аналогично­го органа Лиги наций, функции Секретариата ООН оказались чрезвы­чайно разнообразны - от руководства миротворческими операциями до посредничества в международных спорах, от обзора экономических и социальных тенденций до подготовки исследований по правам человека и устойчивому развитию. Со временем Генеральный секретарь ООН стал одной из ключевых фигур в мировой политике. Первым этот пост в 1946 г. занял Трюгве Ли (Норвегия).

Итак, формирование системы ООН радикальным образом измени­ло контуры международного политико-правового пространства. В осно­ву ее концепции были положены идеологические принципы, выдвигав­шиеся еще на Парижской конференции 1919 г., - самоопределение на­ций, система глобальной коллективной безопасности, уничтожение всех видов дискриминации, открытое международное экономическое про­странство (мир «открытых дверей»). Но теперь гарантии мира и безо­пасности рассматривались в теснейшей связи с обеспечением экономи­ческого роста и социальной стабильности человечества. Создание «меж­дународных режимов» в самых различных сферах политического, эконо­мического. социального, гуманитарного развития значительно усиливало наднациональный уровень правового регулирования. Политическое лидер­ство стран, ставших постоянными членами Совета Безопасности, должно было придать этой системе прочный и долговременный характер. Не слу­чайно, что на последнем этапе обсуждения «архитектуры ООН» Рузвельт решился не ставить жестко вопрос о судьбе колониальных империй Вели­кобритании и Франции, а также последствиях «ялтинского раздела» сфер влияния в Восточной Европе. Американская внешнеполитическая идеоло­гия в эти годы решительным образом перестраивалась в направлении от изоляционизма к глобализму, к представлению о неразрывном единстве судеб всех народов мира и ключевой роли «сверхдержав» в прогрессе человечества. Парадоксальным образом эти идеи оказались созвучны и политическим идеалам коммунистического руководства СССР, при том что сам «мировой прогресс» понимался обеими сторонами совершенно по- разному.

Временное совпадение стратегических целей США и СССР приве­ло к попытке сконструировать новый мировой порядок без разрешения глубоких политико-идеологических противоречий, разделявших «сверх­державы». Двойственной оказалась и сама концепция нового междуна­родного правопорядка. С одной стороны, она изначально провозгласила незыблемость принципа государственного суверенитета, а также сопря­женных с ним принципов суверенного равенства государств, невмеша­тельства во внутренние дела и территориальной целостности госу­дарств. На подобной трактовке суверенитета, как независимости от внешнего влияния и полновластия внутри страны, основывалась и клас­сическая система международного права. В рамках ее международно- правовая ответственность суверенного государства рассматривалась лишь в контексте принципа добросовестности (добросовестного выполнения принятых на себя в порядке договора обязательств). Сам же классичес­кий международный порядок приобретал поэтому устойчивость лишь при равновесии сил ведущих государств и их коалиций. Создание ООН открыло путь для радикальной перестройки этих традиционных правил мировой политики.

Устав ООН, формально не отрицая суверенность каждого государ­ства, ввел несколько новых правовых принципов, существенно противо­речащих идее суверенитета. В первую очередь это касается принципа неприменения силы, в том числе и «угрозы силой», способной нанести ущерб территориальной целостности или политической независимости того или иного государства. Если пакт Бриана-Келлога 1928 г., впервые закрепивший отказ от войны как орудия национальной политики, пред­ставлял собой договорную систему, где каждое государство самостоя­тельно возлагало на себя ответственность, то устав ООН придал прин­ципу неприменения силы императивный, т.е. общеобязательный харак­тер. Основанием для ответственности государства становился не только установленный факт агрессии, но иные действия, которые Совет Безо­пасности мог счесть проявлением агрессии (в 1974 г. Генеральная Ассамблея ООН уточнила определение агрессии, распространив его на весьма обширный перечень действий). В качестве санкций против госу­дарств-агрессоров устав ООН предусматривал ввод эмбарго и иных экономических санкций, санкционированное Советом Безопасности ис­пользование вооруженных сил группы стран или какой-либо региональной организации.

Характерно, что суверенным государствам вменялась миролюбивая мо­дель поведения независимо от принятия ими соответствующих обязательств или специфики норм внутреннего законодательства. С учетом трагических уроков Второй мировой войны подобный подход казался вполне оправдан­ным. Однако он впервые создавал возможность для ввода международного контроля за правомерностью действий суверенных государств вплоть до использования силовых методов воздействия.

Еще более сложную коллизию создавал ввод в международное право принципа равноправия и самоопределения народов. Следует учесть, что признание права наций на самоопределение на протяжении нескольких столетий являлось важнейшей установкой западного поли­тико-правового сознания. Само понятия «нация» («nation») в западной, точнее англо-франко-голландской, традиции уже с XVII в. использова­лось для обозначения гражданского сообщества, достигшего в сворм развитии уровня «самоопределения», то есть политико-правовой само­организации на договорной основе. Сам переход из «естественно- правового» состояния в гражданское соотносился именно с договор­ным возникновением государства, а потому право нации на создание суверенной государственности считалось таким же неотчуждаемым, как и естественное право человека на свободу. В англоязычной тради­ции понятие «nation» постепенно начало ассоциироваться с «государ­ством» («commonwealth»), в отличие от гражданской «общины» («community»). В дальнейшем, национально-государственная идентич­ность, в отличие от этнической, конфессиональной и культурной, нача­ла рассматривалась в качестве необходимого основания международ­но-правовой субъектности (как утверждал Мадзини, «каждой нации - государство, и только одного государство для целой нации»). Склады­вание в немецко-русской традиции альтернативного представления о народе («volk»), как органическом сообществе, чья идентичность име­ет «вечный» («perennial») характер и основывается на общности исто­рической судьбы, «крови», «почвы» и «духа», не повлияло на класси­ческую теорию международного права.

Концепция ООН впервые легализовала международно-правовую субъек- тность не наций, а народов. Уже в преамбуле к уставу ООН было заявлено, что учредителями новой организации являются «народы объединенных наций». Таким образом, понятие «нация» использовалось именно в значе­нии «государство», тогда как понятие «народ» распространялось на любое сообщество, стремящееся к самоопределению и позиционированию себя в мировом правопорядке. В Декларации о принципах международного права, принятой ООН в 1970 г., эта позиция уточнялась следующим образом: «Все народы имеют право свободно определять без вмешательства извне свой политический статус и осуществлять свое экономическое, социальное и культурное развитие, и каждое государство обязано уважать это право». Таким образом, международно-правовая субъектность «народов» начала рассматриваться в качестве предпосылки, а не следствия оформления их государственности. Неизбежно возник и вопрос о праве «самоопределяю­щихся» народов на выход из состава суверенных государственных или субгосударственных образований. В тот период, когда эта проблема касалась преимущественно народов, борющихся за освобождение от колониального господства, коллизия принципа государственного суверенитета и права на­родов на самоопределение не приобретала острого характера. Но потенци­ально она угрожала все новыми вспышками этнического сепаратизма.

Не менее сложные правовые и политические проблемы были порожде­ны переориентацией международно-правового регулирования на защиту прав человека. Принципы уважения прав человека и равноправия людей вне зависимости от их расы, пола, языка и религии были провозглашены в уставе ООН как важный фактор укрепления всеобщего мира и безопаснос­ти. Именно в таком контексте происходило закрепление ряда прав человека и в международном праве конца XIX - начала XX вв. (запрет работорговли, права мирного населения и «комбаташов» в рамках законов и обычаев войны, в том числе режим больных и раненных, правовой статус военноп­ленных и т.п.). Но классическое международное право, регулирующее различные аспекты правового статуса личности, оставалось очень фрагмен­тарным по содержанию и договорным по юридической природе (т.е. бази­ровалось на системе международных договоров, участие в которых для каждого государства было сугубо добровольным). Первые попытки обосно­вать возможность международного вмешательства для защиты прав челове­ка (например, постановка европейскими державами в начале XX в. вопроса о правах христианского населения в Турции и на Ближнем Востоке) пред- , принимались тогда лишь на основе традиционной концепции «дипломати­ческой защиты иностранцев».

Принятие устава ООН в корне изменило взгляд на международно- правовые основы статуса человека. Впервые было недвусмысленно за­явлено, что Объединенные Нации намерены пресечь саму возможность .произвола государства в отношении личности независимо от границ национального суверенитета и специфики внутреннего законодатель­ства. Юридически этот подход был выражен в принципе всеобщего уважения прав и свобод человека, исключающих любую дискримина­цию. С формальной точки зрения, это еще не означало преодоление национального суверенитета. Речь шла об установлении ответственнос­ти государств за соблюдение основных прав человека без закрепления индивидуальной субъектности в системе международного права. Таким образом, правовой статус человека по-прежнему рассматривался только как часть национального правового пространства. Однако необходи­мость конкретизации «основных прав» человека вскоре заставила сде­лать и следующий шаг.

В 1948 г. Генеральная Ассамблея ООН утвердила Всеобщую деклара­цию прав человека, где содержался весьма подробный список «демократичес­ких прав и свобод». Объектом международно-правовой защиты стали: право каждого человека на жизнь, свободу и личную неприкосновенность; «равен­ство людей независимо от расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политичес­ких или иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного, сословного или иного положения»; свобода от рабства и подневольного состояния, пыток и жестокого обращения, от произвольного вмешательства в личную и семейную жизнь; свобода передвижения; свобода мысли, совести и религии, собраний и объединений; свобода убеждений и право на их выражение; право на гражданство и убежище, на участие в управлении страной и равный доступ к государственной службе; право вла­деть имуществом, вступать в брак и основывать семью. Особо оговаривались запрет на посягательство на честь и репутацию человека, право каждого человека на признание своей правосубъектности и на равную, справедливую, открытую судебный защиту, презумпция невиновности. В качестве рекомен­дательных норм Декларация закрепляла ряд социально-экономических прав (право на социальное обеспечение, на труд, на равную оплату за равный труд, На отдых и досуг, на образование и участие в культурной жизни общества, право на такой жизненный уровень, который необходим для поддержания здоровья и благосостояния).

Закрепление основных прав и свобод личности в качестве междуна­родно-правового стандарта уже не могло рассматриваться в русле охрани­тельной политики, направленной на обеспечение мира и безопасности. В основу концепции правого статуса личности был положен либерально- демократический подход, основанный на идее естественной правосубъект­ности индивида и ограниченного воздействия на него со г ны общества. Любые иные трактовки правового статуса личности (в тс .еле, и вопло­щенная в советской конституционной доктрине) оказывались противопос­тавлены мнению Объединенных Наций. Тем самым, проблема прав челове­ка преврашалась в основу для потенциальных конфликтов между странами с различными общественными системами, правовыми и культурными тради­циями. Не случайно, что советская делегация воздержалась от Голосования в 1948 г. за утверждение Всеобщей декларации прав человека. Тем не менее в дальнейшем либерально-демократический подход к проблеме прав человека был закреплен во многих резолюциях и конвенциях ООН (в том числе в Пакте об экономических, социальных и культурных правах и Пакте о гражданских и политических правах, принятых в 1966 г.).

Устанавливая основы правосубъектности народов и индивидов вне прямой зависимости от границ государственного суверенитета, концеп­ция ООН радикально изменила представление о самой природе между­народного права. Ранее подобные нормы либо декларировались на меж­дународных конференциях, либо являлись предметом прямых межгосу­дарственных договоров, но в любом случае оставались в исключитель­ной компетенции государства. Теперь же все эти важнейшие проблемы оказывались в сфере прямого воздействия международного права. В 1969 г. Венская конвенция о праве международных договоров впервые официально закрепила понятие императивных норм международного права (jus cogens) - норм, которые «принимаются и признаются между­народным сообществом и отклонение от которых недопустимо». Уста­навливалось, что с возникновением императивной нормы любой проти­воречащий ей межгосударственный договор утрачивает силу. С приняти­ем в 1970 г. Декларации о принципах международного права императив­ный характер был признан за всеми нормами, созданными на основе целей и принципов устава ООН. Это открыло возможность легитимного •вмешательства мирового сообщества во внутренние дела отдельных государств, не только нарушающих принципы миролюбивой политики, но и не придерживающихся международного стандарта прав человека.


Итак, складывание нового международно-правового порядка под эгидой ООН впервые в истории человечества создало предпосылки для реализации идеи универсализма - приоритета общечеловеческих цен­ностей и целей исторического развития. Однако борьба «сверхдержав» за лидерство в послевоенном мире, их попытки определить пути прогресса человечества с точки зрения собственной идеологии и национальных инте­ресов. неизбежное усиление центробежных тенденций в мировом сообще­стве, столкнувшемся с гегемонией «сверхдержав», сковали на несколько десятилетий деятельность ООН. Использование императивных норм, в том числе в сфере прав человека, оставалось фактически невозможным. Сама трибуна ООН не раз становилась полем для политической конфронтации и пропаганды. Предельно ограниченными оказались и возможности ООН по проведению миротворческих операций. «Холодная война» расколола мир на проамериканский Запад, просоветский Восток и «третий мир», ищущий свою геополитическую идентичность на путях капиталистической и социа­листической «ориентации». Большая часть военно-политических конфлик­тов приобрела в таких условиях характер блокового противостояния. Лишь в конце 1950-х - начале 1960-х гг., на фоне краха колониальных империй и развертывания национально-освободительного движения, ООН получила возможность более активно влиять на процессы политического и экономи­ческого развития стран Азии и Африки. С распадом же в 1991 г. СССР в истории ООН начался новый период.


Легенда о добровольном рабстве

 
Разместил: admin

Добавление комментария.  
Ваше Имя:*
E-Mail:*
  • bowtiesmilelaughingblushsmileyrelaxedsmirk
    heart_eyeskissing_heartkissing_closed_eyesflushedrelievedsatisfiedgrin
    winkstuck_out_tongue_winking_eyestuck_out_tongue_closed_eyesgrinningkissingstuck_out_tonguesleeping
    worriedfrowninganguishedopen_mouthgrimacingconfusedhushed
    expressionlessunamusedsweat_smilesweatdisappointed_relievedwearypensive
    disappointedconfoundedfearfulcold_sweatperseverecrysob
    joyastonishedscreamtired_faceangryragetriumph
    sleepyyummasksunglassesdizzy_faceimpsmiling_imp
    neutral_faceno_mouthinnocent
Вопрос:
1+три=?
Ответ:*


 

Www.IstMira.Com