Народы Юго-Восточной Европы.
Начало
В XVII в. почти вся Юго-Восточная Европа находилась под османским владычеством. Относительную самостоятельность сохранили лишь Республика Дубровник (Рагуза) и Черногория. Во все более тяжелой вассальной зависимости от султана оказывались в XVII- XVIII вв. Дунайские княжества. Под властью Венеции находились Далмация и Ионические острова. Уже в XVI в., вторгшись в Центральную Европу, османы захватили большую часть Венгерского королевства (с Будой и Пештом) и королевства Хорватии - автономной территории Венгрии. Однако попытка овладеть районом Загреба была отбита хорватами. Угроза нашествия с юго-востока побудила христианские государства сплотиться: «остатки остатков» (reliqua reliquarum) Венгрии и Хорватии вошли в состав австрийской державы Габсбургов. После разгрома османских войск, осадивших Вену, силами Австрии и Польши (1683) австрийцы вытеснили турок из Венгрии и Хорватии.
В 1690 г., после очередной австро-турецкой войны, десятки тысяч сербов с семьями и скарбом во главе с православным патриархом Арсением перешли реки Саву и Дунай и значительно пополнили население опустошенных войнами южных областей Венгрии (Бачка, Банат, Срем). В XVI- XVIII вв. на южной границе Венгрии и Хорватии австрийцы создали Военную границу - полосу поселений военнообязанных крестьян (граничар), готовых к отражению турецких набегов.
В конце XVIII в. стабилизировалась (до 1878 г.) австро-турецкая граница по Саве и Дунаю. После наполеоновских войн к Австрийской империи отошли Далмация с Дубровником, в основном населенные католиками-хорватами (до /5) и православными сербами (небольшую часть составляли итальянцы). Таким образом, имелось два региона южнославянских земель - австрийский и османский. Они различались в социально-экономическом и политическом отношениях и по условиям развития национальной культуры.
На судьбах Балканского региона с особой силой сказывалось завязавшееся еще в средние века противостояние Османской империи и христианских держав. В первой половине XVIII в. Высокая Порта сражалась с переменным успехом против христианских государств, ей удалось нанести поражение Петру I (1709). Знаменитый австрийский полководец Евгений Савойский успешно закончил кампании 1716- 1719 гг. Но в 1735-1739 гг. турки взяли реванш и вернули утраченные было земли (хотя воевали одновременно и с Россией).
Лишь с появлением на Балканском театре России как основного антагониста Османской империи успех стал решительно склоняться на сторону противников Стамбула, в ряды которых встали балканские народы. Победы сопутствовали русскому оружию в войнах 1768-1774, 1787-1791, 1806-1812, 1828-1829, 1877-1878 гг.; лишь единожды, в Крымской войне (1853-1856) Россия потерпела поражение. Ослабление султанской державы сопровождалось подрывом ее власти в Юго-Восточной Европе и освобождением населявших ее народов.
Южные славяне в монархии Габсбургов.
Развитие буржуазных отношений с XVIII в. и связанное с ним повышение культурного уровня населения протекало более интенсивно в западной части государства. Сюда, в частности, входили приальпийские земли, населенные словенцами - Крайна, части Штирии, Каринтии и Приморья (с 30-х годов XIX в. словенские национальные деятели называли эту территорию Словенией). Здесь возникло мануфактурное производство (обработка железа, дерева и др.), исстари было развито горное дело. Помещики и крупная торгово-промышленная буржуазия были представлены немцами и итальянцами, но наряду с массой крестьянства значительная часть мелких и средних сельских хозяев, а также ремесленников и торговцев являлись словенцами. Множество парцелльных крестьян уже в XVIII в. было занято наемным трудом на различных промыслах.
На другом - восточном - краю южнославянских земель Габсбургов (по рекам Тисе и Дунаю) в XVII в. сформировалась важная в экономическом, политическом и культурном отношениях область сербского народа - Воеводина. Это неофициальное тогда наименование юго-востока Венгерского королевства было связано с программой создания особой сербской политической единицы во главе с «воеводой» (программа была выдвинута на сербском соборе в Тимишоаре, в Банате, в 1790 г.). Воеводину - Бачку, части Баната и Срема - населяли сербы, венгры, румыны, немцы-колонисты и др., причем сербы составляли меньшинство. Класс помещиков-феодалов в основном был венгерским. Но сербским крупным землевладельцем являлась православная митрополия в Сремских Карловцах. До половины сербского населения Австрийской империи были граничарами.
В 1690 г. сербы монархии получили церковно-школьную автономию, которая исторически являлась первым опытом культурно-национальной автономии вообще. Сербы могли создавать свои школы и другие культурные заведения, избирать церковных иерархов. Но в условиях абсолютизма автономные учреждения, располагавшие значительными средствами, находились под строгим контролем имперских властей. В XVIII-XIX вв. Воеводина, где интенсивно осуществлялась мелиорация, стала житницей австрийского государства, областью товарного земледелия. К 1848 г. постепенно внедрялись буржуазная аренда и хуторское хозяйство. Небольшая промышленность в основном ограничивалась обработкой продуктов земледелия (мельницы и др.).
Центральное положение среди южнославянских земель Габсбургов занимала Хорватия. Здесь сохранилось национальное дворянство и, как и во всем Венгерском королевстве, действовала феодальная конституция: дворянское самоуправление - хорватский сабор (представительное собрание), жупанийские (областные, комитатские) скупщины, избиравшие чиновников. Администрацию возглавлял бан - представитель императора (венгеро-хорватского короля). Страна была аграрной (зерновые, виноград). В XVIII в. большое экономическое значение приобрел торговый путь из Воеводины через Хорватию к Адриатическому морю или в Словению (Австрию) и далее в Европу. По Дунаю, Саве и гужевым транспортом перевозили зерно, лес, кожу и другие товары не только из указанных земель, но и из Сербии и Боснии. Здесь же возникли небольшие речные верфи.
В соседней Далмации важными отраслями хозяйства наряду с виноградарством стали парусное судостроение и морское судоходство. Особенностью Хорватии и в еще большей мере соседней с ней части Военной границы было наличие значительного сербского населения, жившего совместно и чересполосно с хорватами. В XIX- XX вв. это вызывало весьма непростые проблемы хорватско-сербских отношений.
Национальное возрождение южных славян.
В условиях кризиса феодализма и развития буржуазных отношений и рыночных связей наметилось оживление культуры и национального самосознания южных славян, формировалась идеология национального движения, выдвигались политические программы. При этом возрастало внимание к другим славянским народам, пропагандировались идеи сотрудничества между ними («взаимности»). Интерес к русской культуре стал постоянной чертой национальной жизни. В XIX - начале XX в. все больше появлялось переводов Гоголя, Пушкина, Тургенева, Толстого, исполнялись произведения Глинки и Чайковского. Идеи «взаимности», равноправного содружества не следует смешивать с политическим панславизмом, никогда не получавшим заметного распространения в славянских странах (вопреки измышлениям противников национального освобождения славян).
У словенцев, целое тысячелетие находившихся под властью немцев, в конце XVIII - начале XIX в. постепенно распространилось сознание своей национальной общности. Нарождавшаяся интеллигенция - духовная (католическая) и светская - пропагандировала идеи этой общности среди народа. Для обоснования национальной идеи много сделали историк Антон Линхарт (1756- 1795) и филолог Ерней Копитар (1780-1844), кодифицировавший словенский литературный язык. В 1809-1813 гг. Наполеон I объединил большую часть оккупированных французами словенских земель в Иллирийские провинции, что способствовало развитию национального самосознания. В 1844 г. Янез Блейвейс приступил к изданию словенской газеты «Новице». Хотя в словенском национально-культурном движении доминировало умеренное консервативное направление, в 30-40-е годы XIX в. проявлялись и либеральные взгляды. Свободолюбием было пронизано творчество выдающегося поэта-лирика Франце Прешерна (1800-1849).
В Хорватии никогда не прерывалась дворянская политическая традиция. С конца XVIII в. консервативное феодальное дворянство. хотя и непоследовательно, стало сопротивляться политике мадьяризации, прежде всего - введению венгерского языка (вместо латыни) в органы управления. Образованные круги - выходцы из небогатого дворянства, горожан, духовенства - с середины XVIII в. спорадически выступали с национально-просветительными идеями, но только в 30-е годы XIX в. они получили общественную поддержку. Возникло общественное движение, названное иллиризмом, поскольку его идеологи заявляли, что все южные славяне являются единым народом, потомками древних иллирийцев. Признавая наличие в «народе» разных «ветвей» (хорватов, сербов, словенцев, болгар), деятели иллиризма - прежде всего для того, чтобы противостоять денационализации,- призывали южных славян к сплочению в сфере культуры, но мечтали и о политическом союзе. Начало движению положил сын аптекаря Людевит Гай (1809-1872), приступивший в 1835 г. к изданию газеты «Новине хорватске».
Объективно, хотя большинством деятелей иллиризма это и осознавалось, они решали задачу сплочения хорватской нации из населения, разбросанного по разным землям Австрии и Турции и говорившего на родственных диалектах. Так, уже в 1832 г. граф Янко Драшкович выдвинул программу создания (в пределах империи) сильного Хорватского королевства. В качестве литературного языка хорватов иллиризм принял диалект, на котором говорила большая часть хорватов и все сербы (штокавщина). Иллиризм выдвинул плеяду ярких деятелей хорватской культуры - поэтов (Иван Мажуранич, Станко Враз - выходец из Словении и др.), публицистов (Л. Гай, Людевит Вукотинович, Богослав Шулек, по происхождению словак, и многие другие); некоторые из них занимались наукой (историк Иван Кукулевич). Были созданы национальные клубы-«читальни», общество для издания книг - Хорватская матица (1842), первая в Хорватии кредитно-сберегательная касса и др. В 1843 г. Кукулевич впервые выступил в саборе на родном языке с призывом признать его официальным. Это было осуществлено только в 1847 г.
Но часть дворянства и чиновничества ориентировалась на Венгрию («мадьяронство»), и в 40-е годы Хорватия стала ареной острой политической борьбы между иллирийской и провенгерской группировками, доходившей до стычек на улицах Загреба.
Сербы Воеводины как часть сербского народа, православного по вероисповеданию, в культурном отношении в XVIII в. были связаны с Россией. Учителя М. Суворов (русский), приехавший в Воеводину в 1726 г., а за ним Э. Козачинский (украинец) создали сербскую школу, привезли учебники. В конце XVIII-XIX в. Воеводина стала важным очагом сербского общественного движения. Богатое купечество основало Сербскую матицу (1826) - первую такого рода издательскую организацию у славян Австрийской империи. Воеводинцы дали молодому Сербскому княжеству первых юристов и учителей.
Выходцем из Воеводины был сербский просветитель Доситей Обрадович (1739-1811). Он доказывал необходимость перевода сербской письменности (в которой преобладала непонятная народу смесь сербских, русских и церковнославянских элементов) на народный язык и приближал к нему язык своих сочинений. Обрадович стал первым «попечителем» (министром) просвещения Сербии.
В Австрии (Вене) почти всю жизнь работал выдающийся реформатор сербского языка Вук Караджич (1787-1864), собиратель и издатель народных песен, переводчик Библии, создатель словаря и грамматики. Труды Караджича были известны Гете и Пушкину, сербский ученый был удостоен медали Российской академии и получал русскую пенсию. В трудной, продолжавшейся более трети века борьбе с сербскими консервативными кругами Караджич и его последователи добились общественного признания принципа «пиши, как говоришь». Это сделало грамотность доступной крестьянам, т. е. имело крупное социальное значение.
Южные славяне Австрийской империи в революции 1848-1849 гг.
Весьма радикальные перемены в 1848 г. произошли в Воеводине. На Майской скупщине представители сербов империи учредили автономную область Воеводину, союзную Хорватии. Ни император, ни венгерские власти не признали этого решения, но сербы явочным порядком создали национальное правительство - Главный комитет во главе с либерально настроенным отставным офицером Джордже Стратимировичем и местные органы власти. Иосиф Раячич был избран сербским патриархом. Стали выходить либеральные газеты. Но в июне 1848 г. венгерское правительство попыталось силой подавить сербское движение, и на юге королевства вспыхнула гражданская война, выгодная придворной реакции и продолжавшаяся до подавления революции.
Во время революции впервые возникли политические общества в Словении. Матия Маяр и другие либералы выдвинули программу Объединенной Словении - создания национально-политической единицы в составе Австрии и ее союза с Хорватией. В сентябре 1848 г. в Словении, как и во всей Австрии, были отменены (за выкуп) феодальные отношения.
В Хорватии, в Загребе, собрание общественности 25 марта 1848 г., подталкиваемое крестьянскими волнениями, провозгласило либеральную программу - освобождение крестьян, создание национального ответственного правительства, воссоединение хорватских земель (Далмации, Военной границы и др.). Баном был избран полковник Йосип Елачич, незадолго до этого назначенный на эту должность австрийским двором. В июне 1848 г. сабор принял закон об освобождении крестьян за выкуп.
Хорваты добивались равноправия с Венгрией и, как сербы и словенцы,- превращения Австрийской империи в конституционную федеративную монархию, а в ее рамках - политического союза южных славян. Всему этому решительно воспротивилась Венгрия. По мере развития венгерского движения за независимость габсбургский двор стремился использовать венгеро-славянские противоречия. Реакции удалось втянуть хорватов в войну с Венгрией. 11 сентября армия Елачича вторглась в Венгрию, но успеха не имела.
После подавления революции во всех южнославянских землях был установлен неоабсолютистский режим, национальные движения подавлены. Австрославистская программа достижения национального равноправия в рамках габсбургской монархии в годы революции потерпела неудачу.
Южнославянские земли Австро-Венгрии во второй половине XIX в. Общественный подъем 60-х годов.
Становление буржуазной экономики на юге Габсбургской монархии происходило в трудных условиях, так как на имперском рынке господствовала промышленность австро-немецких и чешских земель. В Словении, Хорватии и Воеводине заметное экономическое оживление относится только к концу XIX - началу XX в. Но и тогда промышленная буржуазия уступала банковскому капиталу, занятому по преимуществу торговлей землей, кредитованием помещиков и торговцев, распродажей с аукциона участков безнадежно задолжавших крестьян. Выкупные платежи, отработки, кабальная аренда, ростовщичество тяжким грузом давили на крестьянство. Тем не менее именно в земледелии и животноводстве с 80-х годов XIX в., но особенно в начале XX в. интенсивно развивались буржуазные отношения. Помещики все шире применяли машины; укреплявшиеся зажиточные слои крестьянства нанимали батраков, энергично выходили на международный рынок.
Политическая жизнь в южнославянских землях пробудилась после поражения Австрии в войне с Францией и Пьемонтом (1859). После революции 1848 г. венские власти признали отделение Хорватии и Воеводины от Венгрии. Хорватам и сербам тем самым была подана надежда на расширение национальных прав, но в 60-х годах выяснилось, что Габсбурги заинтересованы прежде всего в компромиссе с сильным венгерским дворянством, и на политическую арену выступили южнославянские оппозиционные группировки. В Хорватии это были «народняки»-либералы (епископ Йосип Юрай Штросмайер, историк Франьо Рачкий и др.), вернувшиеся к идее федерализации империи, и «праваши» (юристы Антун Старчевич, Эвген Кватерник и др.) - мелкобуржуазные радикалы, ссылавшиеся на «историческое право» Хорватии и отстаивавшие программу национального суверенитета (хотя бы в форме личной унии с Австрией и Венгрией). Вместе с тем «праваши» выдвинули идею создания «Великой Хорватии», которая объединила бы не только хорватов, но и территории словенцев и сербов (которые были объявлены хорватами). Как и «великосербские» планы, эта идея вела к обострению сербско-хорватских отношений.
Хорватский сабор 1861 г. отверг централистскую политику Франца Иосифа, а среди сербов негодование вызвала ликвидация Воеводины (1860) и возвращение ее в состав Венгерского королевства. Воеводинских «народняков» возглавил адвокат и радикальный публицист Светозар Милетич. Он ориентировался на союз с венгерской оппозицией Габсбургам и пропагандировал программу народного восстания на Балканах против османов и создания сильной конституционной Сербии.
В 1866 г., непосредственно перед австро-венгерским соглашением и превращением империи в Австро-Венгерскую монархию, хорватские народняки выразили готовность поддержать анткосманскую политику Сербии и Черногории и в конечном счете создать федеративную Югославию. Однако в 1868 г. австро-венгерской властью хорватам было навязано Венгеро-хорватское соглашение, по которому Хорватия сохранила административно-судебную и культурную автономию в рамках Венгрии. В руках венгерского правительства оказались экономика и финансы Хорватии, венгерский премьер-министр предлагал королю кандидатуру хорватского бана. Опорой венгерского господства в Хорватии стало большинство местного дворянства, в особенности крупные землевладельцы, которые в новых условиях не видели иного способа сохранения своих социально-политических позиций и привилегий, как сохранение лояльности венгерским властям. Эта провенгерская ориентация хорватского дворянства обнаружилась вскоре после революции 1848 г. и сохранилась до начала XX в., когда часть обуржуазившегося дворянства (банкиры, промышленники и др.) сблизилась, даже слилась с национальной буржуазией и пыталась отстаивать национальные интересы как против Вены, так и против Будапешта.
В области культуры хорваты добились двух крупных успехов: в 1866 г. в Загребе была основана Югославянская академия наук и искусств, а в 1874 г.- университет. Это были первые учреждения такого ранга у южных славян.
Вскоре после утверждения в Австро-Венгрии основ конституционного строя была демилитаризована Военная граница. Ее восточная часть была присоединена к Венгрии (1871), а западная - к Хорватии (1881), в связи с чем население Хорватии достигло 2 млн. человек, а доля сербов в нем составила одну четверть.
В Словении в 60-е годы XIX в. значительно расширилась социальная основа национального движения, упрочилось сознание национальной общности словенцев. Вновь был провозглашен лозунг: «Объединенная Словения». Но главным успехом словенцев стала победа на выборах в земельное собрание (ландтаг) Крайны в 1868 г., после чего местное управление впервые перешло в руки словенцев, а центр провинции город Любляна закрепил свое ведущее место в общенациональном масштабе. Здесь возникли Словенская матица (1863), ряд национальных клубов и др. Общественный подъем 60-х годов означал шаг вперед в национальном развитии южных славян монархии Габсбургов, но до решения их основных исторических задач было далеко.
Периодически оживлявшаяся в либеральных кругах (особенно в Хорватии) идея южнославянского объединения была окрашена в романтические тона: в условиях безрадостной действительности политическое объединение южных славян (вне монархии Габсбургов или в ее пределах) казалось части общества способом решения национальных проблем, однако жизнь показывала наличие противоречий между формирующимися соседними нациями. И обычно под флагом южнославянского единения осуществлялось представительство собственных национальных интересов.
Балканские славяне под властью Османской империи в XVII- XVIII вв.
Хотя часть завоеванных земель османы заселили турками и другими мусульманами (особенно на юге Болгарии), в целом на Балканах турок было немного. Однако в Боснии (с Герцеговиной) большая часть славян - феодалов, горожан и крестьян, сохранив свой язык, перешла в ислам (феодалы-христиане были изгнаны). В XIX в. славяне-мусульмане составляли более трети населения Боснии. Масса феодально зависимых крестьян была христианской (сербы и хорваты).
Когда в XVII в. османские завоеватели ушли из Центральной Европы и запас земель у султана и его ленников-спахиев стал сокращаться, положение крестьян на Балканах ухудшилось. В XVIII в. основным бедствием населения стали не только повинности спахиям и государственные налоги, но и злоупотребления, грабеж и насилия, чинившиеся откупщиками и сборщиками налогов, судьями, солдатами. Массовая нищета стала постоянной. Коррумпированные власти не справлялись с бандами разбойников, обиравших и убивавших крестьян и торговцев. Во главе православной церкви в Болгарии и Боснии находились стамбульские греки (фанариоты), которые покупали церковные должности и пытались эллинизировать славян.
Вместе с тем в XVIII в. развивались товарно-денежные отношения, внутренняя и внешняя торговля. Часть земель феодалы захватывали в собственность, вводили барщину и - в небольшой мере - наемный труд. С конца XVIII в. в городах (Белград, Сараево, Тырново, Скопле, Пловдив и др.) купцы создавали рассеянные мануфактуры, но режим бесправия препятствовал развитию местной промышленности. Поэтому много богатых людей переселялось в Австрию. Кроме того, Османская империя, попавшая в финансовую зависимость от западных стран, была вынуждена держать свой рынок открытым для их изделий (система капитуляций). В XIX в. промышленный переворот на Западе привел к разорению массу балканских ремесленников.
Эта ситуация, а также международные события обусловили подъем освободительного движения на Балканах. В сущности, переход к капитализму здесь был возможен только в условиях восстановления государственности порабощенных народов и защиты новыми государствами национальной экономики.
Национально-освободительное движение южных славян Османской империи.
В освободительной борьбе южных славян выделяются два периода: 1) XVII в. - большая часть XVIII в., 2) с последних десятилетий XVIII в. до 1878 г. Первый период характеризуется в основном стихийными восстаниями, гайдучеством. Активизация движений приходилась на время войн Австрии, Польши, Венеции (XVII в.) и России (с конца XVII в.) против Османской империи. Во второй период, особенно после Французской революции, движения приобретают все более четкую идеологическую направленность. Были сформулированы программы воссоздания национальных государств, а народные движения во главе с деятелями местного самоуправления, торговцами, ремесленниками, формирующейся интеллигенцией сами стали воздействовать на международную обстановку и политику держав.
Черногория. Здесь османской власти не удалось прочно утвердиться, а с конца XVIII в. черногорцы ( в 40-х годах XIX в.-100 тыс. человек) фактически стали самостоятельными. Со своих скалистых гор они вели борьбу за соседние долины, где было возможно земледелие. Власть в стране все более сосредоточивалась у православного митрополита в Цетине (политическом и культурном центре, где находился монастырь) и у выделявшейся знати - воевод (глав «племен»-общин). Выдающимся государственным деятелем стал поэт и митрополит Петр II Негош (годы правления: 1830-1851). Он создал постоянное войско, суд, назначал своих чиновников управлять племенами. Теократия была заменена светской властью в середине XIX в., когда князем стал Данило Негош. В 1858 и 1862 гг. Черногория отстояла независимость в тяжелых войнах с Турцией. Уже с XVII в. Россия оказывала Черногории поддержку хлебом и деньгами, а в XIX в.- и дипломатическую помощь.
Сербия. Населенный в основном сербами Белградский пашалык в XVIII в. все более широко торговал скотом с соседней Австрией. С 1791 г. зажиточные торговцы держали в своих руках сельское самоуправление. Эти люди (кнезы) и возглавили народно-освободительную борьбу. Поводом для Первого сербского восстания 1804 г. послужила резня («сеча») кнезов, учиненная янычарами в Белграде. Восставшие под руководством Караджердже (Карагеоргия) Петровича, провозглашенного «народным вождем», одержали ряд побед и изгнали турецких землевладельцев. В 1806 г. Турция признала автономию Сербии (так называемый Ичков мир).
Но во время русско-турецкой войны (1806-1812) сербы вели совместно с русской армией военные действия с целью добиться полной независимости. Одновременно были созданы органы сербского государства: Правительствующий совет и Народная скупщина. Фактически власть оказалась у богатых «воевод», «старейшин». В 1813 г. османская армия оккупировала Сербию. Но уже в 1815 г. в результате Второго сербского восстания, возглавленного воеводой Милошем Обреновичем, Порте пришлось признать права сербов пашалыка самим вершить суд и собирать налоги для турецкой казны и бывших спахиев. После новой русско-турецкой войны Россия в Адрианопольском договоре 1829 г. оговорила права сербов, и в 1830 г. Турция признала Милоша наследственным князем Сербского княжества, вассального султану; однако в нескольких крепостях в Сербии сохранились турецкие гарнизоны.
В Сербии было покончено с османским феодализмом, но новые господа - «великаши» (старейшины) - крупные чиновники захватили часть земель и ввели барщину (кулук), которая вызывала возмущение крестьян и была отменена в 1837 г. Сербия стала в основном мелкокрестьянской страной.
Режим личного произвола, установленный Милошем, к тому же прибравшим к рукам и внешнюю торговлю, вызвал недовольство великашей (Т. Вучич и др.). В 1838 г. они добились от Порты . конституции («устав»): власть князя была ограничена олигархическим консервативным Советом и введена свобода торговли. Милош эмигрировал. Новый режим сторонников «устава» получил наименование «уставобранительского»(1848-1858). С правления Милоша в Сербии установилось длительное соперничество династий Карагеоргиевичей и Обреновичей, и оппозиционные группы обычно ориентировались на династию, которая претендовала на престол.
Развитие экономики Сербии было весьма затруднено ввиду узости рынка и австрийской конкуренции. Кроме того, Австрия, через которую направлялся сербский вывоз, диктовала условия внешней торговли страны. В связи с этим задачей Сербии стало найти выход к морю. Принципы ее политики сформулировал в 1844 г. министр Илия Гарашанин в секретной записке («Начертание»): объединение Сербией всех сербских (и ряда соседних) земель путем войн с Османской империей и восстаний, инспирированных сербскими властями. Эта «великосербская» программа стала путеводной звездой национальной буржуазии до 1914 г.
Уставобранители издали гражданский кодекс, закон о цехах, учредили гимназию, ученое общество. Но олигархия нескольких богатейших семей вызывала растущее недовольство мелких и средних торговцев, крестьян и ремесленников, страдавших от ростовщичества и разорения. На Свято-Андреевской скупщине 1858 г. выступили либералы и раздались требования парламентского строя. Однако консерваторы во главе с новым князем Михаилом Обреновичем (1860-1868) установили самодержавный порядок.
В условиях подъема освободительных движений в Европе Михаил пытался осуществить программу Гарашанина, назначенного премьер-министром. Опираясь на поддержку русской дипломатии, Гарашанин упрочил сотрудничество с Черногорией (князем Николаем Негошем), Грецией, Румынией, болгарским освободительным движением; он закупал оружие, сформировал народное ополчение. Но силы балканских союзников были невелики, а западные державы, особенно Австрия, выступили с угрозами в адрес Сербии. Михаил дал отставку Гарашанину (ноябрь 1867 г.) и добился лишь вывода турецких гарнизонов из страны. Все же это было шагом в укреплении суверенитета Сербии. После убийства Михаила (1868) в Сербии была провозглашена Конституция 1869 г. Высшей законодательной властью стала скупщина, но правительство было ответственно перед князем.
Основой экономики Сербии оставалось крестьянское хозяйство. Во второй половине XIX в. большинство крестьян медленно оскудевало, становясь жертвой ростовщиков и налогов; в то же время созревал слой аграрной буржуазии, начавший применять машины. В 1873 г. был введен закон о неотчуждении за Долги минимального крестьянского участка ( до 3 га; так называемое окучье) и крайне необходимого инвентаря. Беднота требовала этого закона, но фактически он оказался полезным аграриям, заинтересованным в удержании в деревне массы дешевых работников (крестьянин не имел права продать свое окучье). Закон об окучье способствовал консервации застойных отношений и тормозил развитие сельского хозяйства.
Положение народной массы обусловило вступление на общественную арену в конце 60-х - начале 70-х годов сербской революционной демократии. Ее идеолог Светозар Маркович (1846-1875), последователь Н.Г. Чернышевского, мечтал об организации аграрного и промышленного производства свободными общинами, призывал к союзу балканских народов и революции против как османского ига, так и собственных монархов. Либералы и революционные демократы некоторое время сотрудничали и вместе с тем соперничали в «Объединенной сербской молодежи» («Омладина», 1886-1872) - организации, которая действовала в разных сербских землях, пропагандировала национальное самосознание и готовила восстание на Балканах. «Омладина» была запрещена и в Сербии, и в Австро-Венгрии.
Босния и Герцеговина. В Османской империи эти пограничные провинции (Боснийский пашалык) пользовались фактической автономией, при которой в XVIII - первой половине XIX в. власть находилась у крупнейших феодалов (славян) и мусульманского духовенства. Упадок и феодальная анархия, грозившие империи развалом, побудили Стамбул уже в начале XIX в. приступить к серии реформ (ликвидация янычарского войска, создание армии по европейскому образцу, упрочение и централизация аппарата, позднее - предоставление гражданских прав христианам, привлечение их в органы самоуправления и др.). По закону 1859 г. феодалам запрещалось сгонять крестьян с земли. В результате реформ ускорился рост городов, заметно упрочилось положение сербских и мусульманских городских торговцев. Османская империя постепенно модернизировалась. В 60- 70-х годах XIX в. в Сараеве действовала типография, выходила официальная газета, на Балканах строились железные дороги, появился телеграф.