Становления предмета исторической социологии
Первый этап становления предмета исторической социологии был связан с его латентным пониманием, смыслом которого было постепенное приближение к междисциплинарному достоянию исторической социологии.
Объективно существуют разные точки зрения на проблему причастности родителей-основателей социологии как науки, которая претендует на приоритетное изучение модерного общества, к одновременному возникновению ее "сестры" - исторической социологии. В частности, русские исследователи К. В. Хвостовая и В. К. Финн считают, что невзирая на тот факт, что все основатели социологии (О. Конт, Н. Дюркгейм, К. Маркс, М. Вебер, В. Парето) задавали социологические вопросы по поводу истории, они понимали, что без исторического горизонта невозможно правильное виденье современных проблем, но их взгляды нельзя включать в рубрику "историческая социология". Противоположную точку зрения, опираясь на позитивистские представления и аналогии общества с человеческим организмом, имел В. О. Ключевский, который считал, что в кругу исторических наук историческая социология то же, что физиология в науках биологических. Поэтому ни социологи, ни историки не могут предпринять и шага, чтобы не наступить друг другу на ноги.
Однако после двух мировых войн общая теоретическая социология практически потеряла историческое виденье. Зато усиливался интерес историков к социологии. В частности, по мнению И. Ионова, глобальная история возвращает историков из сферы сугубо гуманитарного (идентификационного, лично значимого) знания к сфере социальных наук. Вследствие этого историческая глобалистика родилась в условиях краха структурализма в среде, где были разрушенные представления о сущности, единстве исторического процесса и общества, она формировалась в условиях господства культурно-исторического подхода и исторического релятивизма, которые поставили под сомнение возможность применения в процессе исторического анализа философских понятий.
Внимание к исторической социологии закономерно усиливается с наступлением постмодерного времени западноевропейской истории, которое по своей сути является кануном новой социальной трансформации этого общественного ареала.