Добро пожаловать!
Www.IstMira.Com


  
 

Добавить новость на сайт.

Зарегистрируйтесь на сайте
после сможете добавить свои новости.Регистрация

 

 

 

Контакты

 

 

логин *:
пароль *:
     Регистрация нового пользователя

КИТАЙ В III-X вв.

Становление и развитие феодальных отношений в Китае в III-VI вв. В политической истории Китая начало средневековья знаменовалось крушением (в 220 г.) империи Хань, крупнейшего государства древнего мира, просуществовавшего более 400 лет. Империя Хань пала в результате мощного народного движения конца II — начала III в. Борьба крестьян, рабов, выступления отдельных некитайских племен и народов были ярким выражением глубокого социального кризиса Ханьской державы. Правительственные войска и центральная власть не смогли справиться с восстанием. Им на помощь пришли дружины так называемых «сильных домов», крупнейших собственников земли и рабов. После подавления крестьянской войны, в результате которой Ханьская династия была свергнута, между «сильными домами» началась борьба за власть. Эти события нанесли решительный удар устоям рабовладельческого общества: распалась сложная бюрократическая централизованная система государственной власти, стоявшей на страже прежнего способа производства. В новых условиях быстро развивались элементы феодального строя.

Феодальный уклад возник в Китае в первые века нашей эры. Хотя сфера применения рабского труда была довольно широка, в том числе и в сельском хозяйстве (у крупных землевладельцев сотни, а то и тысячи рабов трудились на полях), основными производителями материальных благ и налогоплательщиками государства оставались свободные общинники, владевшие небольшими земельными наделами. Феодальный уклад формировался в связи с экономическим и политическим усилением крупных частных земельных собственников и появлением частнозависимого мелкого крестьянского хозяйства. Зависимое крестьянство возникло в результате имущественной дифференциации в патронимической китайской общине. Крупные землевладельцы — главы патронимии — подчиняли себе малоимущих сородичей, добиваясь того, чтобы зависимые от них крестьяне не значились в государственных подворных списках. Общинники, попавшие в зависимость к богатым землевладельцам, переставали платить налоги государству и отбывать воинскую повинность. Долгое время труд зависимых крестьян использовался наряду с трудом рабов, которых все чаще стали отпускать на волю и сажать на землю. Огромные владения «сильных домов» превращались в самодовлеющие хозяйственные единицы, что явилось экономической причиной распада единого централизованного государства.

Уровень материальной и духовной культуры Китая в раннее средневековье был весьма высок. Успешно развивалось сельское хозяйство, которое во многих районах страны велось на основе искусственного орошения. Существовала сложная и разветвленная система ирригации, использовались удобрения, высока была культура обработки почвы. В Китае умели производить высокосортное железо. Китайский народ изобрел шелкоткачество, бумагу (в начале нашей эры). Значительны были успехи и в других видах ремесленного производства, особенно славились изделия из белой керамики, лака, бамбука, предметы роскоши. Высокого уровня достигли естественные науки, литература, искусство.

Однако в период междоусобиц III в., после падения Ханьской империи, наметился явный хозяйственный и культурный упадок. Страна обезлюдела, поля лежали невозделанными, нарушилась сложная ирригационная система, требовавшая постоянного внимания и труда. Источники сообщают о частых наводнениях и других стихийных бедствиях, голоде. Даже по тогдашним официальным данным, явно неполным, население страны сократилось с 56,5 млн. человек в 157 г. до 17 млн. в 280 г. В этих условиях затянувшиеся внутренние усобицы грозили подорвать экономику и вызвать вспышку новых социальных движений. Появилась потребность в воссоздании государственного единства.

Империя Цзинь. Введение государственной надельной системы. В ходе борьбы «сильных домов» выдвинулся род Сыма, основавший новую императорскую династию Цзинь (265—420), под руководством которой Китай вновь был объединен.

В III в. наблюдалась борьба двух тенденций в развитии феодальных отношений в Китае. С одной стороны, росло могущество «сильных домов», которые захватили огромные пространства пустовавшей земли. Соперничая между собой, «сильные дома» похищали земледельцев, устраивали охоту за людьми. Солдатам своих военных подразделений и домашней страже они предоставляли маленькие участки земли. Бездомных, разоренных и пришлых превращали в землепашцев. Эти люди попадали в личную зависимость от «сильных домов», а казна не получала от них никаких доходов.

С другой стороны, укреплялась государственная собственность на землю, что диктовалось необходимостью организовать в крупном масштабе общественные работы по ирригационному и дорожному строительству. В 280 г. был издан специальный указ цзинь-ского императора Сыма Яня, по которому все земли провозглашались принадлежащими государству в лице его верховного главы — императора, а население (и крестьяне, и феодалы) — держателями государственных наделов.

В III в. в стране было много заброшенных и пустующих земель. Это облегчало задачу создания общегосударственной собственности. По указу Сыма Яня полноправному крестьянину в возрасте от 16 до 60 лет предоставлялся участок земли в 120 му (му равен 6,6 а). С 70 му этого участка крестьянин собирал урожай в свою пользу, а с 50 му, которые он также обязан был обрабатывать своими орудиями труда, урожай шел государству. Кроме этого, крестьянин должен был вносить государству подати (обычно пряжей и тканью) и 20 дней в году отрабатывать на казенных работах. Эти заранее фиксированные повинности создавали стимул роста производительности крестьянского труда и способствовали заселению заброшенных земель и расширению посевных площадей.

Реформа была проведена в жизнь в крайне незначительных масштабах, но все же она способствовала тому, что к концу III в. количество государственных налогоплательщиков возросло вдвое.

Государственная надельная система стала определяющим фактором аграрного строя Китая в период всего раннего средневековья. Однако она никогда не господствовала безраздельно по всей стране. Так, одновременно с введением надельной системы было признано право «сильных домов» захватывать незанятые казенные земли и пустующие крестьянские участки, а также иметь лично зависимых людей. Тогда же цзиньское правительство начало раздавать чиновникам наделы земли с посаженными на них крестьянами как вознаграждение за службу. Чиновничество, получая условные владения типа бенефиция, включалось в феодальную систему землепользования.

Введение государственной собственности на землю вызвало сопротивление «сильных домов». В стране начались смуты.

Нашествие кочевников. Внутренние неурядицы ослабили охрану государственных границ империи и облегчили соседям-кочевникам вторжение в страну. Северные и северо-западные пограничные районы страны населяли различные некитайские этнические группы, переживавшие период разложения первобытнообщинного строя и начало становления классового общества. Первыми вторглись в Китай гунны, затем муюн, цян, жужане, тоба и тибетские племена. На протяжении IV—VI вв. Северный Китай был ареной непрерывных войн. Завоеватели создавали многочисленные государственные образования, которые быстро распадались под ударами новых завоевателей.

В этот период многие жители Северного Китая, древнейшего очага китайской культуры, где находились экономически наиболее развитые и густонаселенные районы страны, бежали на юг. Общее число северян, переместившихся на территории к югу от Янцзы, превысило 900 тыс., или /& всего населения севера. В некоторых провинциях юга на одного местного жителя приходился один переселенец. Это была одна из самых грандиозных миграций в истории феодального Китая. Переселенцы севера принесли с собой более совершенную земледельческую и ремесленную культуру, что ускорило хозяйственное освоение Южного Китая. Шли активные процессы этнического слияния. Местное население, так называемые горные юэ, смешалось с китайцами. В результате ассимиляции местных племен изменились и пришельцы, восприняв от коренного населения некоторые элементы физического облика и языка. На юг бежало значительное число представителей старой знати, «сильных домов», члены императорской семьи. Фонд государственных земель здесь был незначителен. В IV — VI вв. характер аграрного строя Южного Китая существенно изменился. Большинство крестьян находилось в личной зависимости от частных собственников земли. Использовался также труд рабов, хотя их роль и здесь была невелика.

На севере в это время тоже шли активные этнические и социальные процессы. Завоеватели перенимали и осваивали местные формы хозяйства, традиции материальной и духовной культуры Китая. К концу V в. основная масса завоевателей перешла от кочевого образа жизни к оседлости. Их государственный аппарат копировал китайскую администрацию времен Цзинь. Постепенно сложился политический союз иноземных пришельцев и китайских феодалов севера.

Восстановление надельной системы. В конце V в. на севере Китая в государстве Северное Вэй указами 477—485 гг. снова была введена государственная надельная система, причем в более совершенной форме, что свидетельствовало об укреплении феодальных производственных отношений. Теперь земледелец-крестьянин в возрасте от 15 до 70 лет получал надел, состоящий из пахотного, садово-огородного и приусадебного участков. Пахотную землю крестьянин не мог продать, сдать в аренду или на каких-либо условиях передать другому лицу. Земля садово-огородного и приусадебного участков считалась собственностью семьи. Ее можно было продавать и покупать, но под контролем администрации и в пределах определенной нормы. В китайских летописях эта надельная система называлась «системой равных полей» (цзюнь тянь фа). Площадь надела определялась обычно в 120 му. Надел считался достаточным для организации крестьянского хозяйства, которое обеспечило бы крестьянину прожиточный минимум и выполнение государственных налоговых повинностей. Однако полного равенства наделов в действительности не существовало. Владельцы рабов, рабочего скота и многосемейные могли получать дополнительные пахотные участки (на неженатого члена семьи добавлялась 1/4, на раба —1/8, на вола —1/ю часть надела). Такой порядок отвечал интересам феодализиру-ющейся знати и мог обеспечить ей довольно крупные владения. Зависимые, полурабы и рабы составляли значительную прослойку сельского населения. Они считались «подлым людом» в противовес свободному крестьянству — «доброму люду». Им не полагалось надела, но их хозяева получали дополнительные участки земли.

В отличие от аграрного проекта Сыма Яня основной формой ренты в конце V в. стала не барщина, а рента продуктами. Вводилась триада повинностей: зерновой налог, налог на продукцию домашней промышленности (главным образом ткань и пряжа) и, что существовало и раньше, отработки определенного числа дней в году на казенных работах. Надельная система законодательно закрепляла тяглых крестьян за казенной землей, которую им запрещалось покидать. В деревне вводилась новая система управления: пять дворов были объединены в низовую общинную организацию, пять пятидворок — в среднюю общину — ле. Пять ле, т. е. 125 дворов, составляли небольшую деревенскую общину. В основе объединений лежал принцип круговой поруки. Сельские общины управлялись старостами, семьи которых освобождались от повинностей и налогов. Эта система обеспечивала прикрепление крестьян к тяглу и стабильное поступление налога в казну, позволяла привлекать громадные массы населения для выполнения государственных работ, должна была сдерживать антифеодальную борьбу крестьянства.

Надельная система исключала существование частнофеодального землевладения. Владения феодалов также считались наделами. Неограниченными были лишь владения императора, членов его дома и высшей аристократии. Гражданские и военные чиновники имели должностные наделы, которые возвращались в казну при перемене чиновником должности или места службы. Как уже отмечалось, наличие рабов и рабочего скота давало возможность увеличивать и количество земли. В связи с этим в V в. наблюдается расширение рабовладельческого уклада. Рабовладение оставалось для феодалов важным экономическим резервом, обеспечивающим дополнительные источники земли, укрепляло их политическое влияние.

Во второй половине VI в. экономические и политические различия между севером и югом значительно смягчились. Северные кочевники ассимилировались в массе местного населения. Введение надельной системы способствовало подъему сельского хозяйства. Начался обратный отток населения из южных районов, где усиливались междоусобные войны и гнет феодалов.

Границам Китая угрожала новая опасность — союз тюркских племен — тюркский каганат, сложившийся в Центральной Азии в середине VI в. В этих условиях после трехвековой разобщенности сравнительно быстро было восстановлено государственное единство Китая. Объединение страны было осуществлено военным путем. Полководец Ян Цзянь был провозглашен императором, а основанная им династия получила название Суй.

Всекитайское ран нефеодальное государство Суй (581—618). Политическое объединение разрозненных государств и прекращение междоусобиц способствовали дальнейшему экономическому и культурному подъему страны. Расширилась площадь посевов, выросла численность населения. Оживилась торговля, начали заново отстраиваться разрушенные города (во время внутренних войн и нашествий кочевников в IV—V вв. почти все города Китая были разграблены или сожжены). В период правления династий Суй, в конце V- начале VII в., было предпринято грандиозное строительство так называемого Великого канала, соединившего бассейны крупных рек Хуанхэ и Янцзы. Частично он был построен на базе древних ирригационных сооружений, но четыре канала были прорыты заново, а течение нескольких рек было обращено вспять. Общая протяженность сооружения достигла 1 тыс. км. Обслуживало канал и его шлюзы 80 тыс. человек. Это строительство позволило расширить площадь орошаемых земель, облегчить перевозки зерна и других грузов, переброску войск и военного снаряжения.

Усилению централизованного государства содействовала и надельная система, которая с конца VI в. получила почти повсеместное распространение. Строго осуществлялся учет населения, в результате чего уже при Ян Цзяне было выявлено более 1,5 млн. крестьян, не внесенных ранее в податные списки. Наметилась тенденция уменьшения размера наделов и увеличения податей, а особенно трудовой повинности. Известно, что на строительство столицы империи Лояна было согнано 2 млн. человек, на строительство Великого канала, восстановление и строительство новых участков Великой китайской стены — по 1 млн. человек.

Центральная власть сумела покончить с сепаратизмом местных сил. Именно при Суйях сложилась та система государственного управления, которая в основных чертах сохранялась на протяжении всего средневековья. Император располагал неограниченной властью и правил страной с помощью бюрократического аппарата. Он считался «сыном неба», т.е. проводником воли высших небесных сил. При нем был совет из виднейших сановников и три палаты. Затем шли шесть ведомств (чинов, финансов, ритуалов, военное, судебных дел и наказаний, общественных работ). Далее следовали управления. Была осуществлена реформа административного деления страны, что позволило усилить централизацию империи.

Империя Суй существовала в сложной международной обстановке. На северо-западе грозной опасностью был тюркский каганат. Ни войска, ни Великая китайская стена не могли обеспечить надежную защиту от кочевников. Кроме того, Китай и тюрки соперничали из-за господства над Великим шелковым путем, который соединял Китай со странами Ближнего и Среднего Востока. Верная своей традиционной политике «руками варваров подавлять варваров», китайская дипломатия способствовала распаду каганата на две соперничающие между собой части, что дало империи некоторую передышку. Суйской державе удалось также с помощью тюрок разгромить другую сильную державу Центральной Азии — Тогон. Китай вел в это время длительную войну на юге с вьетнамцами. Но самой тяжелой для страны оказалась война с Когурё (одним из трех государств, существовавших в тот период на Корейском полуострове). Против Когурё было предпринято несколько походов, окончившихся бесславно.

Крестьянская война и падение династии Суй. Война с Когурё послужила толчком к взрыву массового недовольства в стране. Весь северо-восток Китая был охвачен восстанием. Особое возмущение населения вызывали государственная барщина, которая при Суйях намного превышала предусмотренные законом сроки, и повышение налогов. В районе Хэбэй — Шаньдун повстанцы пытались даже создать самостоятельное государство, провозгласив своего вождя (бывшего сельского старосту) Доу Цзяндэ государем. Имели место крестьянские выступления и в других районах. Крестьянское восстание подорвало могущество феодально-аристократических домов на севере Китая. В ходе его было освобождено значительное число рабов и лично зависимых крестьян. Династия Суй пала. Однако стремление к единству страны оставалось сильным. Этим воспользовался знатный шансийский феодал Ли Юань, который в 618 г. объявил себя императором, основав династию Тан, которая правила Китаем почти 300 лет (618—907).

Всекитайская империя Тан. Завершение процесса феодализации. Чтобы успокоить крестьянство, Таны отменили податную задолженность за прошлые годы и ограничили сроки государственной барщины. Заметно сократилось число рабов, которым стали предоставлять самостоятельные наделы и тем самым переводить их в разряд податных крестьян. Правда, эти мероприятия касались лишь государственных рабов. Наряду с этим, Таны применяли и репрессивные меры для подавления крестьянских восстаний.

В первой половине VII в., при императорах Ли Юане и Ли Шимине, была окончательно оформлена административная структура империи, которая начала создаваться еще при Суйях. Страна была разделена на провинции, области и «уезды». Низший административной единицей считалась сельская община с ее ядром — пятидворкой. На местах существовал огромный чиновничий аппарат, подчиненный центральным властям. В стране действовал строжайший принцип централизации управления. Начала формироваться наемная армия. Был составлен свод законов.

Аграрная политика Танов была направлена на укрепление государственной земельной собственности. Основой аграрного строя продолжала оставаться надельная система. Внедрение ее повсеместно на огромной территории означало завершение процесса утверждения феодализма в Китае.

В самой надельной системе происходили значительные изменения. Уменьшился средний надел крестьянина, сокращен был возраст, считавшийся трудоспособным, из числа тяглых были исключены женщины. Разрешалась и даже поощрялась уплата зернового и промыслового налога деньгами, что свидетельствовало об определенном росте товарно-денежных отношений. От трудовой повинности также разрешалось откупаться определенным количеством тканей или пряжи. Это свидетельствовало о падении роли отработочной ренты.

Значительно сократилось применение рабского труда. Рабы почти не использовались в земледелии. Главной сферой их использования стало домашнее хозяйство и услужение. Хозяину перестали давать на рабов дополнительные наделы земли.

Оживилась городская жизнь. Торговцы и ремесленники стали создавать своеобразные организации — ханы (цехи-гильдии), которые объединяли мастерские и лавки одного торгово-ремесленного профиля. Основателями ханов, как правило, были купцы, ремесленники играли подчиненную роль. Ханы имели внутреннее самоуправление, но в городском управлении участия не принимали. Городское ремесло рассчитано было преимущественно на обслуживание императорского двора, армии, знати. Оно было регламентировано и находилось под контролем феодального государственного аппарата. Торговые связи развивались слабо.

Важным мероприятием Танов было упорядочение денежной системы. По всей стране распространялись круглые медные монеты с отверстием посередине, чтобы их можно было нанизывать на шелковую нить. Были ликвидированы местные монетные дворы.

Во внешней политике страны главное внимание уделялось обеспечению контроля за Великим шелковым путем. Главными соперниками Китая были здесь тюркские государства. Танская империя одержала ряд побед, в результате которых современный Западный Китай был включен в состав империи. В 751 г. произошло столкновение китайских войск с армией Арабского халифата. Китайцы были разбиты, и это приостановило их дальнейшее продвижение на запад.

Продолжались попытки завоеваний в Корее и Юго-Восточной Азии, были установлены связи с Японией, развивались отношения с Тибетом, начались официальные контакты с Индией. Китай посещали посольства от арабских халифов и византийских императоров.

Усиление внешних контактов Китая в VII—VIII вв. имело большое значение для страны не только в военно-политическом отношении, но и в плане развития торговли и культурных контактов. Танская империя стала одним из наиболее мощных государств средневекового мира.

Социальная иерархия. В феодальном Китае сложилась строгая иерархическая система. Особенностью, отличающей ее от европейской феодальной иерархии, было то, что все считались подданными одного господина — императора. Никто не мог обратиться к вышестоящему лицу иначе, чем последовательно, через все ступени этой лестницы. В иерархическую систему были включены все социальные группы населения; Каждая иерархическая ступень имела свои правила поведения, этикета, свой тип одежды и т. д. Дробление на ступени было очень мелким.

В Китае существовала наследственная аристократия. Однако даже среди знати не было равенства. Она делилась на девять рангов — титулов. Каждый титул обеспечивался земельным наделом определенного размера.

Очень многочисленной социальной группой являлось чиновничество, которое называют своеобразным личным дворянством феодального Китая. Чиновники не могли передать по наследству свой социальный статус, должность или должностное землевладение. Для занятия должности и включения в эту социальную группу требовался определенный образовательный ценз. Только тот, кто сдал государственный экзамен, мог стать кандидатом на должность в государственном аппарате. Положение чиновника менялось только после сдачи экзамена, соответствующего более высокой должности. Система экзаменов возникла в Китае еще во II в. до н. э., но в окончательном виде она оформилась в танский период. Экзамены были трех ступеней. Процедурой руководил начальник местной администрации. На высшую ступень экзамены сдавались при императорском дворе. Наряду с общеобразовательной подготовкой проверялась и благонадежность. Могло быть и движение назад. Поэтому в среде чиновников царила неуверенность в будущем, и это было гарантией полной покорности начальству. Формально система экзаменов делала чиновничество «открытым классом», но на самом деле и здесь существовала преемственность, так как чиновнику было легче, чем представителям других категорий населения, подготовить своих детей и провести через экзаменационные трудности.

Занятие земледелием в Китае считалось почетным. В VII в. большинство крестьян были податными, т.е. принадлежали к так называемому «доброму люду» (лянминь). Формально каждый податной мог сдать экзамен и стать чиновником, а значит, и продвинуться выше по иерархической лестнице. Но на деле такие случаи были редки.

Для крестьянина, как и для чиновника, существовала строгая регламентация в одежде, манере поведения и даже хозяйственных делах. Например, особыми государственными рескриптами ему предписывалось, какие культуры он должен выращивать на своем наделе. Податной был приписан к наделу и не мог покинуть места приписки. В разряд податных зачислялись и главы родов, старосты, богатей, которые, по сути дела, были непривилегированными помещиками. В их руках скапливалось значительное количество земли, на них работали лично зависимые, «пришлые», рабы. Старосты были обязаны следить за возделыванием полей, уплатой налогов, выполнением трудовой повинности, обеспечением круговой поруки. По всем своим делам крестьянин мог обратиться только к старосте, прямое обращение к государственному чиновнику возбранялось. Ремесленники и купцы тоже облагались податями и повинностями, для них существовала регламентация жизни и деятельности.

Вне иерархической системы находились слуги, рабы, лично зависимые держатели земель у частных лиц, т.е. те, кто не платил налогов и считался бесправным. У них не было возможности рассчитывать на продвижение вверх.

Борьба феодалов за перераспределение земельной собственности. Утвердившаяся в раннее средневековье надельная система давала определенные гарантии обеспеченности мелкому индивидуальному производству, которое для того времени было наиболее прогрессивной формой хозяйства. В земледелии и ремесле широко применялись железные орудия. Уже к этому времени получил распространение земледельческий инвентарь — плуг с железным лемехом и отвалом, мотыги, сапки и т. п., который в основных чертах сохранялся на протяжении всего средневековья. Совершенствовалась обширная ирригационная система. Расширилась площадь пахотных земель. Стали применяться водонапорные машины, что позволило ввести поливное земледелие на возвышенностях. Получило дальнейшее распространение знаменитое грядковое полеводство, широко практиковалось черезбороздное засевание двух культур (например, проса и бобов), что позволяло получать два урожая в год. Распространялись новые культуры — чай, сахарный тростник, культивировался дубовый шелкопряд и т. д.

Дальнейшее развитие процесса разделения труда способствовало все большей концентрации ремесла в городе. Широкое распространение получило казенное ремесло, которое тормозило и подчиняло частное, хотя и не могло остановить его развитие.

Города в Китае находились в зависимости от феодального государства. Они не имели самоуправления. Государственная власть жестко регламентировала все стороны их жизни. В городах производились не столько предметы первой необходимости, сколько предметы роскоши и товары, предназначенные на экспорт.

В связи с развитием торговли увеличивалась роль денег, в том числе и доля денег в доходах феодалов. В конце Х — начале XI в. были введены в обращение так называемые «летающие деньги» — бумажные векселя, которые обменивались на металлическую монету. Это были первые предшественники бумажных денег.

Система государственного контроля и строгая социальная иерархия препятствовали росту крупного землевладения. Однако в самом аграрном законодательстве крылись возможности подрыва государственной надельной системы. В отдельных случаях крестьянский надел мог быть продан (в случае переезда, при недостаточности средств на обряд похорон и т. п.). Вновь освоенные земли считались собственностью тех, кто поднимал целину. Феодалы, стремившиеся, минуя государство, эксплуатировать крестьян, прибирали к рукам все эти земли. Чтобы захватить надельные земли, они прибегали к различным ухищрениям, а то и к прямому насилию — присваивали землю крестьян, а их самих брали под «покровительство», спасая от многолетних долгов по налогам. В иных случаях феодалы строили дамбы и отводили воду от крестьянских наделов, в результате чего крестьяне были вынуждены или оставлять землю, или становиться лично зависимыми.

Императоры вопреки установленным правилам жаловали земли своим родственникам и высшей знати на правах частной собственности. Подобные же пожалования делались буддийским монастырям.

Феодалы усиливали свои позиции, а слой надельных крестьян сокращался. Это приводило к уменьшению налоговых поступлений в казну. Императорские указы, запрещавшие «занимать поля без ограничений», «скрывать податных», успеха не имели. Сама надельная система к середине VIII в. стала пустым звуком. В стране начала развиваться система феодальных поместий.

Феодалы, захватив значительное количество государственной земли и создав крупные поместья, всеми силами стремились избавиться от опеки бюрократического аппарата. В это же время центральные власти вынуждены были ввести должности окружных военных наместников, что было связано с участившимися набегами кочевых племен. Среди крупных феодалов и особенно военных наместников усиливались сепаратистские настроения. В 50-60-е гг. VIII в. по стране прокатилась волна военно-феодальных мятежей.

Феодальные смуты ослабили Китайскую империю, в результате чего был потерян ряд принадлежавших ей ранее территорий. После битвы с арабами в 751 г. Китай лишился контроля над Великим шелковым путем. Была потеряна Корея. На северо-востоке, в Южной Маньчжурии, обосновались кидане, которые угрожали  земледельческим районам Китая. На юго-западе (в Юньнани) было образовано государство Наньчжо, которое вместе с тибетскими племенами в VIII в. начало совершать набеги на китайскую территорию.

В этих условиях государство вынуждено было провести реформу налогообложения. Это было необходимо, так как доходы казны катастрофически упали. Из 53 млн. населения в Китае в 755 г. натуральные и трудовые повинности в пользу казны несли немногим более 8 млн. человек. Реформа, подготовленная рядом частных постановлений предшествовавшего двадцатилетия, была проведена по предложению первого министра Танского правительства Ян Яня в 780 г. Было введено повсеместное взимание налога два раза в год — с летнего и осеннего урожая. Закон допускал замену натурального налога денежным. Налогообложению подлежали все, кто имел земли, в том числе владельцы имений, чиновники и т. д., а также ремесленники и купцы. В результате расширился круг налогоплательщиков и усилилось налогообложение бывших надельных крестьян. Государство не производило больше ежегодных переделов полей, была узаконена свободная купля-продажа земли. Итак, реформа Ян Яня официально признала существование частно-феодальной земельной собственности и предоставила новые возможности для ее концентрации в руках отдельных лиц.

Крестьянская война 874—901 гг. Ломка аграрных отноше ний раннего средневековья происходила крайне болезненно для с крестьянства. Миллионы бывших держателей наделов лишались своей земли, не выдерживая новых тягот налогообложения. Именно они явились участниками антифеодальных разрозненных выступлений, которые в 874 г. вылились в крестьянскую войну. Шервоначальный очаг восстания находился в провинциях Хэнань, Хэбай и Шаньдун. Восставшие выдвинули вождей, из которых наиболее популярным стал Хуан Чао. К 876 г. армия восставших (насчитывала более 100 тыс. человек, а район действия охватывал |пять провинций междуречья Хуанхэ и Янцзы. Восставшие совершили грандиозный поход на юг Китая, взяли Гуанчжоу (Кантон), а затем вернулись на север. Они сумели захватить обе столицы империи — Чаньань и — Лоян (880—881). Император бежал Сычуань. В 880 г. Хуан Чао провозгласил себя императором. Никакой четкой программы у восставших не было. Повстанцы раздавали бедным людям сокровища и продовольствие из запасов фео—1далов. Самих феодалов и чиновников выше 4-го ранга убивали. дальнейшем в лагере восставших началось феодальное перерождение части повстанческой верхушки. В результате были потеряны доверие и поддержка населения, ослабла дисциплина. Совершив длительный поход и уничтожив на своем пути угнетателей, повстанцы не сохранили связей с населением этих территорий. Они не сумели также создать крестьянскую правительственную власть, способную защитить их завоевания и организовать взаимодействие разных районов страны.

В этих условиях господствующий класс, сознавая смертельную опасность, сумел сплотить свои силы. Для борьбы с повстанцами были привлечены конные отряды кочевников-степняков. Однако восстание продолжалось еще целое десятилетие. Лишь в 901 г. были окончательно рассеяны последние крестьянские отряды.

Крестьянская война потерпела поражение, но она сыграла значительную роль в истории Китая. Могущество феодалов было подорвано, государственный аппарат дезорганизован, династия Тан пала.

Феодальные смуты первой половины Х в. В течение длительного времени (907—960) в стране не удавалось восстановить общегосударственную власть. Шли войны между различными претендентами на трон, возникали и распадались мелкие государства. По китайской традиции, этот период носит название времени «пяти династий и десяти царств».

Кровопролитные междоусобные войны сопровождались большими разрушениями, особенно в Северном Китае. Были разграблены многие города. Оставленная без присмотра ирригационная система разрушалась. Вода затопляла поля, разрушала целые деревни. Активизировались соседи-кочевники, особенно кидани, жившие у северо-восточных окраин Китая и в 916 г. создавшие там свою империю-Ляо обрядность (кидани, или китаи, — от названия этого племени происходит русское наименование страны, которое было воспринято от монголов, — Китай). Правители киданей часто вмешивались в борьбу между китайскими феодалами. Их войско захватило значительные территории Китая к северу от Хуанхэ. В этих условиях в стране началось широкое движение за освобождение захваченных киданями земель и объединение Китая в единое государство. В 960 г. армия, воевавшая против киданей, провозгласила своего командующего Чжао Куаниня императором. С этого времени начался более чем трехсотлетний период правления династии Сун (960—1279). Сунам не удалось восстановить китайское государство в прежних границах. Часть территорий осталась за киданями, северо-западные области были заняты тангутами.

Религии и культура Китая в раннее средневековье. Переход к феодализму знаменовался в Китае распространением буддизма. Именно буддизм явился здесь орудием оформления и укрепления феодального строя. С VI в. он стал государственной религией. Была создана мощная церковная организация. Государственная власть видела в могущественной буддийской церкви помощницу в борьбе за общегосударственную централизацию. Раннее средневековье в Китае было временем наибольшего распространения буддизма, оказавшего влияние на развитие китайской философии, литературы и искусства. Буддизм способствовал знакомству Китая с культурой Индии, Юго-Восточной и Средней Азии. В Китае буддизм впитал местную религию и культ предков, включил в свой пантеон святых древнейших китайских мудрецов и героев.

Буддизм имел своих приверженцев главным образом в правящем классе. В народе же по-прежнему был распространен даосизм. Как учение, восходящее ко времени первобытнообщинного строя, даосизм сохранял лозунги равенства и осуждения богатства, что привлекало народные массы. С VII в. начала создаваться даосская церковная организация. К этому времени даосское вероучение было значительно пересмотрено в угоду классу феодалов, религия получила официальное признание. Однако отдельные даосские секты продолжали оставаться объединениями трудящихся, не удовлетворенных действительностью и выступающих против своих угнетателей. Даосизм нередко выступал также как идеологическая форма оппозиционных движений тех группировок господствующего класса, которые по той или иной причине оказывались отстраненными от власти.

Между даосизмом и буддизмом шла борьба за влияние на китайское общество. Однако обе эти религии не смогли вытеснить конфуцианство, продолжавшее сохраняться как основа образования, морали, государственного устройства, законодательства. Именно в духе конфуцианства была разработана система обязательных государственных экзаменов, которые сдавали чиновники для получения государственной должности.

Сосуществование нескольких религий — характерная черта раннефеодального Китая. Конфуцианство, являвшееся в древности господствующей официальной идеологией, постепенно трансформировалось благодаря включению в него ряда элементов даосизма и буддизма. Наметилась тенденция к философскому синкретизму, приведшему в XI—XII вв. к так называемому неоконфуцианству, ставшему мощной идеологической, культурной и политической силой в период развитого феодализма.

Социальные и политические потрясения первых веков средневековья вызвали некоторый упадок китайской культуры, хотя и не нарушили общей линии и преемственности ее развития. В III — VIII вв. в китайской культуре сильнее стало сказываться влияние культуры малых народов, населявших окраины страны, и соседних стран, что явилось благотворным для развития философской мысли, литературы и искусства.

Высокого развития достигла китайская поэзия. Одним из первых блестящих поэтов раннего средневековья был Тао Цянь (365—427), автор знаменитой социальной утопии «Персиковый источник». С VIII в. начался «золотой век» китайской поэзии. Антология поэзии танского периода насчитывает свыше 50 тыс. произведений. В это время творили такие замечательные поэты, как Ван Вэй (699—761), Ли Бо (699—762), Ду Фу (712—770). Являясь проникновенными лириками, они затрагивали и глубокие общественные мотивы, их волновали судьбы родины, раздираемой междоусобицами, страдания простого народа.

С VII в. зарождается жанр новеллы, описывающей быт и нравы горожан. В городских новеллах явно прослеживалось влияние индийских традиций.

Большое развитие получило историописание, причем занятие это было монополизировано государством. Назначались особые чиновники-историки, существовали историографические канцелярии, собирающие сведения о текущих событиях. В 710 г. Лю Чжицзи составил труд «Проникновение в историю», где критически проанализировал предшествующие исторические труды.

Паломничества к святым местам буддистов способствовали накоплению значительных географических знаний. Особенно интересны сведения, собранные Фа Сянем в 399—415 гг., Сюань Цзяном (606—661). Описания их путешествий являются одним из лучших источников для изучения народов Индии, Юго-Восточной и Средней Азии того времени.

С конца VI в. при императорском дворе возобновилось собирание книг. В VII в. дворцовая библиотека насчитывала около 90 тыс. свитков. Сохранялась традиция собирания частных книжных коллекций.

В распространении научных знаний немалую роль сыграло книгопечатание с резных досок — ксилография, применяемая с VII в. В XI в. был изобретен, хотя и не получил широкого распространения, наборный шрифт.

Развивались математика, астрономия, естествознание. Появились труды по различным отраслям медицины. Китайская медицина славилась знаниями целебных свойств растений. Инженерные и математические знания использовались для строительства городов, крепостных стен, сложных ирригационных сооружений. В Х в. в Китае стал применяться компас. В IX в. был изобретен порох.

В искусстве и архитектуре тесно переплеталось влияние буддизма и местных китайских традиций. Были построены многоэтажные каменные пагоды в Хэнани (VI в.), Шэньси (VII в.) и др. Расписывались монастырские пещеры, например, «Пещера тысячи будд» (близ Дуньхуана) имела фрески общей длиной свыше 25 км. Создавались скульптурные изображения будд. Большим достижением техники был знаменитый 37-метровый арочный мост в Шаньдуне (начало VII в.).

Широкое распространение получила живопись по шелку и бумаге. Изображались главным образом пейзажи, а также цветы и птицы.

Самостоятельной отраслью искусства стала иероглифическая каллиграфия. Знаменитого каллиграфа IV в. Ван Сичжи называли «богом каллиграфии».

Развивались такие отрасли прикладного искусства, как изготовление изделий из фарфора, лака, кости, металлов, художественных тканей и вышивки.

Большое распространение получил театр пантомимы.

 

 


Легенда о добровольном рабстве

 
Разместил: admin

Добавление комментария.  
Ваше Имя:*
E-Mail:*
  • bowtiesmilelaughingblushsmileyrelaxedsmirk
    heart_eyeskissing_heartkissing_closed_eyesflushedrelievedsatisfiedgrin
    winkstuck_out_tongue_winking_eyestuck_out_tongue_closed_eyesgrinningkissingstuck_out_tonguesleeping
    worriedfrowninganguishedopen_mouthgrimacingconfusedhushed
    expressionlessunamusedsweat_smilesweatdisappointed_relievedwearypensive
    disappointedconfoundedfearfulcold_sweatperseverecrysob
    joyastonishedscreamtired_faceangryragetriumph
    sleepyyummasksunglassesdizzy_faceimpsmiling_imp
    neutral_faceno_mouthinnocent
Вопрос:
1+три=?
Ответ:*


 

Www.IstMira.Com