Добро пожаловать!
Www.IstMira.Com


  
 

Добавить новость на сайт.

Зарегистрируйтесь на сайте
после сможете добавить свои новости.Регистрация

 

 

 

Контакты

 

 

логин *:
пароль *:
     Регистрация нового пользователя

СТРАНЫ ЮЖНОЙ И ВОСТОЧНОЙ АЗИИ В XVI—XVII вв.

Индия в XVI-XVII вв.

Начало колониальных захватов португальцев. Начало XVI в. в Индии знаменовалось торговой экспансией европейцев. Первыми проникли на индийское побережье португальцы с экспедицией Васко да Гамы в 1498 г. В результате военных экспедиций в начале XVI в. португальцам удалось захватить ряд портов на Западном побережье Индии. Опорными пунктами португальцев на индийском побережье были порты Даман, Диу, Гоа, Кочин, которые позволяли им контролировать суда, входившие в Персидский и Аравийский заливы. Португальские владения в Индии управлялись вице-королем, который расширял сферы господства Португалии, захватывая владения местных феодалов. Вместе с португальскими гарнизонами и купцами в Индии появились мо-нахи-мессионеры. Индийские правители нередко вступали с португальцами в вооруженную борьбу.

 

Образование империи Великих Методов. В 1526 г. в Индию во главе двенадцатитысячного войска вторгся внук Тимура Ба-

' Моголами в Индии называли не только монголов, но и мусульманских феодалов, правивших в областях Хорасана, Средней Азии и Афганистана, которые раньше нахудилк»;!. пол владычеством монголов.

549

бур — бывший правитель Ферганы, захвативший затем афганские земли и обосновавшийся в Кабуле. В решающей битве при Панипате сорокатысячное войско султана Ибрагима Лоди потерпело поражение. Бабур и его преемники создали державу, известную в исторической литературе под именем империи Великих Моголов. Ее территория распространилась на Восточный Афганистан, Синд, Кашмир и почти весь Индостанский полуостров, за исключением его южной части до реки Годавари. Завоевание такой огромной территории Великими Моголами объясняется слабостью Делийского султаната и господствовавшей в Индии феодальной раздробленностью; в стране почти не прекращалась междоусобная борьба феодалов. Прибрежные индийские государства Бенгалия, Гуджерат, Малабар и другие, которые прежде вели оживленную торговлю со многими азиатскими странами, были также ослаблены в результате вторжения европейских государств и торговых компаний, постепенно вытеснявших их из внешней морской торговли.

Успехи Моголов объясняются и другими важными обстоятельствами. В прекращении междоусобиц, препятствовавших развитию земледелия, ремесла и торговли, были заинтересованы разные слои сельского и городского населения, прежде всего купечество, связанное с транзитной караванной торговлей через Афганистан. Внутренняя политика первых монгольских правителей, направленная на расширение социальной опоры власти за счет местных феодалов, тоже способствовала укреплению их господства и централизации государства.

 

Политическое устройство могольской империи. Ко времени

правления внука Бабура Акбара (1556—1605), наиболее талантливого военачальника и государственного деятеля могольской империи, в стране сложилась централизованная система управления;

шах обладал неограниченной властью. Делами управления ведали первый министр — вакиль — и главы нескольких подчиненных ему ведомств, наиболее важным из которых было финансовое ведомство (дивани). Оно занималось налогообложением и распределяло джагиры (земельные пожалования на условиях военной службы). Второе по значимости ведомство возглавлял главный интендант и казначей войска, который следил за выполнением джагирдарами их военных повинностей и сдачей в казну захваченной ими военной добычи. Функции хозяйственного ведомства ограничивались контролем над казенными мастерскими и надзором за дворцовым имуществом и строительством. Специальное ведомство ведало назначением церковнослужителей, судей, а также раздачей земель мусульманскому духовенству.

Войско состояло из отрядов джагирдаров. Все государство было разделено на управлявшиеся губернаторами провинции, которые в свою очередь делились на области и округа. При этом параллельно существовали гражданское и военное управления, действовавшие независимо друг от друга.

561

В отличие от правителей Делийского султаната Великие Мого-лы нередко назначали на административные и военные должности индусов. В провинциях вся полнота власти находилась в руках наместников шаха — губернаторов.

 

Аграрные отношения. При Великих Моголах значительная часть земли находилась в государственной собственности. Шах жаловал лены-джагиры на условиях несения службы, главным образом военной, а также раздавал земельные пожалования мечетям, святым местам, служителям культа. С земель, находящихся в непосредственном владении казны, налоги собирали государственные чиновники. Большие джагиры жаловались военачальникам. Размеры джагиров колебались от нескольких гектаров до целой области. Владетелей крупных джагиров часто перемещали из одной области в другую, чтобы не допустить превращения их в независимых феодалов.

Размеры и способы налогообложения в джагирах определялись государством. На получаемые от джагира доходы военачальник должен был содержать и снаряжать определенной численности военные отряды и выставлять их по первому требованию падишаха.

В империи Великих Моголов существовала также частная феодальная собственность на землю. Ее владетели — местные индусские феодалы, заминдары — не несли военной службы, а ежегодно уплачивали в казну установленную государством дань. Заминдары сами устанавливали размеры, норму и форму взимания ренты со своих крестьян. Земли заминдаров были наследственными. Наследники вводились во владение землей специальной грамотой правителя. Другой безусловной наследственной формой феодального землевладения были сойюргалы, которые жаловались отдельным мусульманским служителя?." культа, мечетям, святым местам (а на практике их наследственным хранителям). Существовало также и индусское храмовое землевладение.

Крестьяне, как и прежде, были объединены в общины и платили поземельный налог. На государственных землях и во владениях джагирдаров поземельный налог совпадал с феодальной рентой. Кроме поземельного налога, крестьяне были опутаны целой сетью поборов и повинностей, таких, как налог с немусульман — джизья, сбор на оплату сборщиков налогов, за продажу скота, за выпаривание соли, за рыболовство, налог с жатвы. Население обязано было выполнять трудовую повинность на государственных строительных работах, содержать проезжающих чиновников и гонцов и т. д. При взимании налогов повсеместно царили произвол и насилие.

В деревнях проживали ремесленники — кузнецы, плотники и др., обслуживавшие сельские общины и получавшие за это вознаграждение в виде земельного участка или установленных в данной местности отчислений от урожая.

Городские ремесленники объединялись в профессиональные

552

касты, которые зависели от местных феодальных властей. Производство и сбыт товаров строго регламентировались. Среди индийских ремесленников особенно славились ткачи, вышивальщицы, ювелиры, чеканщики, инкрустаторы. Ремесленники, эксплуатиро'-вались купцами, которые авансировали их деньгами, а затем гго заниженным ценам скупали товары. Казенные ремесленные мастерские специализировались главным образом на производстве различных предметов для правителя и войска (тканей, ковров, повозок, оружия, одежды и т. п.).

В XVI в. в монгольском государстве наблюдалось значительное развитие внутренней торговли — караванной и речной; процветали сельские и городские рынки. Внешняя торговля сосредоточивалась главным образом в прибрежных областях. В некоторых из них обосновались португальцы, вытесняя индийских купцов. Процветавший ранее порт Камбей в Гуджарате с захватом португальцами Гоа пришел в упадок, а связи Малабара с заморскими странами были прерваны, многие портовые города разрушены. Завоеватели убивали жителей, жгли их поселения. После тяжелых сражений португальцы утвердились в Сальсетте, Варду, Дамане, на Коромандельском берегу. Однако опорные пункты португальцев находились на значительном расстоянии друг от друга, и удерживать их они могли, лишь сохраняя господство на море. Это было возможно до тех пор, пока в конце XVI в. здесь не появился голландский и английский флот.

В связи с развитием торговли возрастала роль ростовщичества. К услугам ростовщиков прибегали как крестьяне и ремесленники, так и феодалы. Изестно даже, что сын Бабура Хумаюн в 1540 г. вынужден был занимать деньги у ростовщиков, чтобы создать отряды воинов-наемников.

 

Антифеодальные движения. В XVI в. в различных частях Индии вспыхивали антифеодальные народные движения, проходившие обычно под лозунгами различных религиозных учений. В Пенджабе возглавили движение сикхи, выступавшие против кастовых различий и религиозной обрядности, в Северной Индии — последователи Тули Даса, автора известной поэмы «Рамаяна», которые тоже боролись против кастовости и угнетения народных масс, проповедуя единение с богом Рамой. Активизировалась деятельность некоторых мусульманских сект. В Доабе распространилось учение махдийцев, требовавших всеобщего равенства; в Афганистане выступавшие за равенство всех людей перед богом рошаниты призывали к борьбе против Великих Моголов и местной афганской верхушки. Все эти движения были жестоко подавлены.

 

Реформы Акбара. Акбар (1556—1605) значительно расширил территорию государства, совершив успешные завоевательные походы в Раджпутану, Бенгалию, Гуджарат, Кашмир, Ориссу, Восточный Афганистан и ряд других областей.

Больш&е внимание он уделял упрочению государственной вла-

553

сти и борьбе с сепаратизмом феодалов. Акбар стремился также укрепить государственную собственность на землю. Не позволяя придворным группировкам в какой бы то ни было степени влиять на управление государством, он разделил огромный штат своих придворных на три отдельных разряда. В целях укрепления своей власти он решил провести ликвидацию джагирной системы, назначив денежное жалованье вместо предоставления джагиров. Эта реформа вызвала сильное сопротивление джагирдаров. В 1580—1582 гг. они подняли восстание против Акбара. Усмирить феодалов удалось лишь после новых указов о пожаловании

джагиров.

При Акбаре были твердо установлены размеры поземельного

налога и способы его взимания. В пользу государства взималась треть урожая с пахотных земель, причем все обрабатываемые земли делились на три категории: земли, возделываемые ежегодно, засеваемые после пятилетнего перерыва и целина; при сборе налогов с последних двух категорий делались скидки. По указу Акбара в центральных областях государства натуральный оброк был заменен денежным; только на окраинах и в землях, населенных афганскими племенами, этот налог по-прежнему взимался натурой. Кроме выплаты налога, крестьянин должен был выполнять трудовую повинность. Введение денежного налога вынуждало крестьян продавать продукты своего хозяйства и вовлекало их тем самым в рыночные отношения, ставя в зависимость от купцов

и ростовщиков.

Естественно, что все это ухудшало положение крестьян.

Участились крестьянские восстания, на подавление которых направлялись войска. Понимая, что одними репрессиями улучшить положение невозможно, Акбар в ряде случаев был вынужден уменьшать налоговые ставки.

При Акбаре был проведен ряд мер, направленных на поощрение ремесла и торговли: отменены сборы с ремесел и дополнительные пошлины на продажу различных товаров, снижены внутренние пошлины на переездах и речных пристанях. Кроме того, во всем государстве были введены единые денежные единицы и единая система меры и веса; были улучшены караванные дороги, построены караван-сараи и рынки.

В целях расширения социальной опоры своей власти Акбар привлекал на службу в государственном аппарате и при дворе индусскую знать. Большое значение он придавал вопросам религии, поставив своей целью провести в жизнь принцип «один государь — одна религия». Проводя политику веротерпимости, Акбар предоставлял земельные пожалования индусским религиозным учреждениям наряду с мусульманскими, был отменен специальный налог с немусульман — джизья. Стремясь к прекращению религиозных разногласий между своими подданными, Акбар пытался утвердить в Индии новую веру, объединявшую многие религии, исповедовавшиеся тогда в его государстве. Взяв за основу

554

ислам, он использовал идею сикхов о беспрекословном подчинении учеников своему верховному наставнику — гуру, от бхакты — призыв к примирению мусульман и индусов, от ортодоксального индуизма — ношение брахманских знаков и запрещение есть говядину, от огнепоклонников (парсов) — поклонение солнцу и огню, от махдийцев — учение о праведном правителе и т. п.

Большинство шейхов и феодалов не поддержало Акбара в вопросах религии и продолжало оказывать сопротивление его реформам. Восстания противников религиозной реформы жестоко подавлялись. Особое недовольство феодалов и верхушки мусульманского духовенства вызвала раздача Акбаром земельных пожалований индусам-раджпутам и немусульманским священнослужителям. Проводя эти акции, Акбар прежде всего преследовал цель укрепить власть падишаха в государстве, где основная часть податного населения не исповедовала ислам, а являлась приверженцами других религий.

 

Индия в XVII в. Преемники Акбара Джехангир (1605—1627), Шах-Джехан (1627—1658) и Аурангзеб (1659—1707) вели постоянные захватнические войны и подавляли все учащавшиеся мятежи непокорных феодальных владетелей. Все это требовало огромных средств. Возрастали чиновничий аппарат и число военачальников; земель для раздачи джагиров не хватало. Государство и джагирдары усиливали налоговый гнет. Нормой поземельного налога становилась уже не треть урожая, а половина.

Крестьяне, разорявшиеся в результате постоянных войн и междоусобиц, были не в состоянии выплачивать налоги по новым завышенным ставкам. Неурожаи и голод усугубляли их и без того тяжелое положение. Крестьяне покидали свои деревни, поднимали восстания.

Упадок сельского хозяйства отразился и на состоянии ремесла и торговли. По указу Аурангзеба с немусульман стали взимать налог — джизью, начались гонения на индуизм, разрушались индусские храмы. Аурангзеб стремился подчинить всю жизнь в стране нормам ортодоксального ислама, что вызвало острое недовольство немусульманского населения.

В ответ на преследования индусов против могольской власти восстали маратхи под предводительством своего вождя Шиваджи. В 1674 г. они образовали независимое государство в Махараштре. Одновременно восстали раджпуты. Во второй половине XVII — начале XVIII в. выступили крестьяне Пенджаба, движение которых было связано с религиозной сектой сикхов. Тысячи крестьян и ремесленников поднялись на вооруженную борьбу против мусульманских и индийских феодалов за установление идеального царства без эксплуатации. Продолжали борьбу против власти Мо-голов и афганские племена. Все эти восстания были следствием социальных противоречий и явились важным этапом многовековой борьбы народов за свою национальную независимость.

555

В XVII в. усилилось проникновение европейцев в Индию. Англичане и голландцы основали в 1600 и 1602 гг. Ост-Индские торговые компании и постепенно оттесняли португальцев. Торговые базы голландцев находились на Коромандельском берегу, в Бенгалии, Бихаре, Гуджарате. Однако постоянные междоусобные войны в этих областях и главным образом конкуренция с англичанами привели к ослаблению позиций голландских купцов в Индии.

Основав в 1600 г. Ост-Индскую торговую компанию, англичане с помощью интриг, подкупов, вооруженных нападений доби-. вались все новых и новых торговых привилегий. В 1612 г. они разбили португальскую флотилию у Сурата (Гуджарат) и получили от Джахангира разрешение на открытие там фактории. После трехлетнего пребывания при могольском дворе в Агре Томаса Роэ, официального посла английского короля, англичане получили право торговать и с Бенгалией. Они скупали главным образом индийские ткани, индиго, пряности, селитру, привозя в Индию фарфор, шелка, кораллы, шерсть и жемчуг из стран Дальнего Востока, Юго-Восточной Азии, районов Персидского залива и Красного моря. В результате деятельности этой компании индийские купцы были оттеснены и смогли сохранить в своих руках лишь каботажную торговлю на индийском побережье. Англичане открыли ряд факторий во многих городах и селениях, построили форт св. Георга, вокруг которого вырос г. Мадрас, создали торговую базу в Бомбее, где поселили ткачей из Сурата и организовали производство тканей.

Свои фактории в Индии создали французские, а также датские торговые компании. Опорным пунктом французов был порт Пондишери.

С проникновением европейцев в Индию в XVII в. обострились противоречия между различными слоями индийского общества — ремесленниками и скупщиками, купцами и феодальными властями. Преследуя свои корыстные цели, европейцы также вмешивались в феодальные междоусобицы и борьбу между индийскими феодалами и монгольскими властями, снабжая и тех, и других оружием и посылая на помощь свои военные отряды.

После смерти Аурангзеба в 1707 г. обширная империя Великих Моголов распалась на ряд отдельных феодальных владений, правители которых постоянно враждовали между собой. Воспользовавшись распадом империи и вытеснив французов, англичане в 60-е гг. XVIII в. расширили свои владения в Индии и затем превратили ее в свою колонию.

 

КИТАЙ В XVI—XVII вв.

Усиление феодальной эксплуатации. В XVI- начале XVII в. намного усилилась феодальная эксплуатация населения государственной властью и частными собственниками земель. Государ-

556

ство, чьи доходы значительно сократились в связи с ростом частного землевладения, увеличивало налоговый гнет крестьян, обрабатывавших государственные земли. В связи с ростом товарно-денежных отношений натуральные повинности крестьян все чаще заменялись денежными.

Владельцы частных земель повышали размеры арендной платы, отнимая не только весь прибавочный, но и часть необходимого продукта. Крестьяне разорялись. Происходил процесс обезземеления крестьян, особенно в северных и частично в центральных провинциях страны. Собственниками земли становились не только новые помещики, но и купцы, чиновники, ростовщики, сельские богатей. Исконных держателей сменили подневольные издольщики из обезземеленных крестьян. В 1581 г. была проведена налоговая реформа. Натуральные поборы и отработки заменялись уплатой определенных денежных сумм серебром. Крестьяне, не имея серебряных денег, уплачивали налоги и оброки медной монетой; при пересчете их в серебро феодалы и чиновники обсчитывали крестьян, увеличивая, таким образом, налоговые ставки. Крестьяне были вынуждены обращаться к ростовщикам. Превращаясь в неоплатных должников, они разорялись, становились батраками или покидали места жительства и в поисках работы уходили в города, где постепенно складывался рынок рабочей силы. — Появилась масса бездомных бродяг и нищих. Росло недовольство. Вспыхивали крестьянские восстания, которые во многих провинциях охватывали целые уезды.

 

Развитие ремесла и торговли. Экономика Китая развивалась крайне неравномерно. Ремесленное производство было более развито в юго-восточных провинциях, где оно имело давние традиции, а также в ряде городов по течению больших рек, и концентрировалось преимущественно в крупных городах. Создавались новые поселения городского типа на основе ремесленных поселений и рынков. Новые города возникали и в тех местностях, где велась добыча и обработка полезных ископаемых.

Большинство городских ремесленников объединялось в торго-во-ремесленные союзы; меньшая часть работала обособленно. Ремесленники платили налоги изделиями, деньгами и выполняли трудовую повинность. С конца XVI в. трудовую повинность все чаще стали заменять денежной выплатой.

Наряду с мелкими частными ремесленными мастерскими были и крупные казенные предприятия, где работали преимущественно подневольные работники. Эти предприятия (судостроительные, железоплавильные, шелкоткацкие, фарфоровые) насчитывали по нескольку сот и более работников. Некоторые из них представляли собой мануфактуры с детальным внутренним разделением труда. Каждый работник выполнял лишь отдельную операцию.

Возникли низшие формы частного предпринимательства (раздача работы на дом и скупка готовых изделий). Все

557

большее развитие получали крупные частные мануфактуры с наемной рабочей силой. Производительность таких мастерских была относительно высокой, и работали они не только на внутренний, но и на внешний рынок. Однако удельный вес мануфактур в ремесленном производстве страны был невысок, так как феодальное государство, защищая интересы казенных мастерских, облагало владельцев мануфактур большими налогами и поборами. Имущество этих владельцев по закону за ними не закреплялось. Стремясь избавиться от произвола феодалов и государственных чиновников, они предпочитали вкладывать свои деньги в приобретение земли.

Феодальная эксплуатация и рост налогов вызывали острое недовольство ремесленников и мастеровых, которые нередко поддерживали антифеодальные крестьянские восстания или самостоятельно выступали против усиления налогового гнета. Наибольший размах в XVI—XVII вв. имели восстания ткачей, литейщиков, красильщиков на казенных предприятиях.

 

Проникновение европейцев в Китай. Начало китайско-русских отношений. Первая попытка проникновения европейцев в Китай относится к 1516—1517 гг., когда португальские торговые корабли с товарами подошли к китайским берегам у Кантона. Однако после вооруженного столкновения с китайцами, грабежей и погромов они были изгнаны с побережья. Попытка португальских купцов обосноваться близ Нинбо, предпринятая в 40-х гг. XVI в., тоже окончилась безуспешно. Только в 1557 г. им удалось захватить Макао.

В 20-х гг. XVII в. у китайских берегов появились голландские и английские корабли. В 1624 г. был захвачен юг острова Тайвань. Англичане после пушечного обстрела береговых укреплений у Гуанчжоу добились разрешения торговать с Китаем. К концу XVI — началу XVII в. относится появление в китайских городах монахов-иезуитов (итальянцев, немцев, португальцев), которые не только занимались миссионерской деятельностью, но и собирали сведения о стране, осуществляли посредничество в торговле, главным образом оружием.

Попытки установить русско-китайские контакты были сделаны во времена Ивана Грозного и Василия Шуйского. Однако русские посольства не достигли Китая.

Первой русской миссией, которая заложила основы установления русско-китайских торговых отношений, было посольство томского казака Ивана Петлина. Летом 1618 г. пекинский двор отправил с Петлиным в Москву грамоту с предложением установить регулярные торговые связи.

 

Политическая борьба. Попытки реформ. На рубеже XV—XVI вв. обострилась классовая борьба; вспыхивали восстания крестьян и ремесленников, в ряде городов имели место выступления купцов против произвола императорских чиновников — сборщиков налогов. В среде господствующего класса-ученого сословия

568

(шэнши), средних и мелких феодалов экономически развитых районов, землевладельцев, связанных с торгово-предпринимательскими кругами, — росло недовольство: начиналось движение за государственные реформы. Ученые и чиновники обращались к императору с докладами и петициями, в которых они сетовали на устаревшее законодательство, коррупцию при дворе, казнокрадство и взяточничество в столице и провинциях, слежку и доносы. В докладах содержались призывы, чтобы император лично участвовал в государственных делах. Авторы докладов требовали пересмотра законов, реорганизации войска и проведения мер, направленных на развитие земледелия и ирригации. В ответ на эти петиции власти начали репрессии: чиновников-оппозиционеров лишали должностей и жестоко наказывали.

Однако ухудшение экономического положения и новая волна недовольства вынудили династию назначить сторонников реформ на высокие государственные посты. Один из них — Чжан Цзюй-чжэн во второй половине XVI в. провел ряд реформ (большинство которых после его смерти было отменено). В конце XVI в. оппозиционеры создали первую политическую группировку, центром которой стала конфуцианская академия Дунлинь в провинции Цзяннань. Эта группировка во многом выражала интересы торго-во-предпринимательских кругов, требуя поощрения ремесла, торговли и предпринимательской деятельности, ограждения интересов собственников мануфактур, использующих наемный труд;

одновременно выступала за ограничение крупного феодального землевладения, требовала снижения налогов и отмены монополии на разработку полезеых ископаемых и др. Пришедший в 1620 г. к власти император поддержал многие из этих требований. Однако через несколько месяцев он был отравлен. Дунлиньцы, не имевшие связи с массами и действовавшие в отрыве от них, в 1624 г. были разгромлены.

 

Крестьянская война 1639—1644 гг. Ухудшение экономического положения в стране и усиление налогового гнета явились причиной активных выступлений народных масс, главным образом крестьянства на юго-западе страны (Гуйчжоу, Шаньдун) и в северо-западных провинциях (Шэньси и Ганьсу). Разорявшиеся крестьяне, а также ремесленники, лодочники, рудокопы уходили в горы и леса, к ним примыкали беглые солдаты. Повстанцы совершали нападения на помещичьи усадьбы, дома ростовщиков и чиновников, военные гарнизоны, захватывали оружие, продовольствие. Религиозные секты и тайные общества, особенно общество «Белого Лотоса», активно участвовали в борьбе. В 1622 г. члены этого общества возглавили восстание в Шаньдуне, распространившееся затем и на другие провинции. Засуха 1628 г. еще более усугубила тяжелое положение народа. В стране появлялись новые очаги восстаний. К концу 1628-началу 1629 г. в провинции Шэньси повстанцы захватили отдельные города, районы, а затем и целые уезды. Правительство не могло подавить восстание. Об-

559

единив свои силы, повстанцы двинулись на восток к провинции Шэньси, и в 1632 г. почти двухсоттысячное войско овладело южными районами этой провинции, а затем при поддержке местного населения двинулось к Пекину. Однако взять столицу им не удалось.

Огромное войско раскололось на отдельные отряды, действовавшие в Хэнани и Хубэе. Хотя население оказывало им помощь и поддержку, разрозненность и неорганизованность отрядов не позволяла им надолго закрепляться в захваченных местностях и расширять сферу своих действий. Новая попытка объединить совместные усилия в 1635 г. не привела к долговременному единству. Крестьянские войска терпели поражения. Однако уже к концу 1639 г. начался новый подъем народного движения. Основную силу восставших составляли крестьяне, ремесленники, городская беднота, солдаты. В ходе восстания к нему присоединялись представители зажиточных городских слоев и землевладельцы, некоторые из них возглавили повстанческие отряды. Так, во главе отрядов в Шэньси стояли выходцы из помещичьих семей Ли Цзычэн и Ли Сян.

Восставшие захватывали значительные территории, уничтожали местные органы власти, передавали народу зерно, скот, имущество богачей. Верховную власть и командование войском-осуществлял Совет вождей, под руководством которого была реорганизована армия. Одновременно Совет предпринял шаги к созданию органов управления и проведению реформы налогообложения. Первоначально все прежние налоги, взимавшиеся с крестьян и ремесленников, были отменены. Однако недостаток средств вынудил Совет вождей вновь объявить о взимании налогов. Основной целью восстания было свержение императора, уничтожение его сановников и крупных феодалов. Повстанцы пропагандировали среди населения идеи уравнительного землевладения, социального равенства и «справедливой» торговли.

В эти же годы происходили восстания и в других провинциях. Наиболее крупным из них было выступление крестьян в Сычуа-ни под руководством Чжан Сяньчжуна. Летом 1643 г. повстанцы, во главе с Ли Цзычэном стали готовиться к походу на Пекин. На пути их следования целые уезды и округа добровольно переходили на сторону восставших.

В апреле 1644 г. Пекин был взят, император повесился, его казна и дворцовое имущество конфискованы, а запасы продовольствия розданы населению. Крупнейшие феодалы, сановники и командующие карательными войсками были казнены. С крупных феодалов, торговцев и ростовщиков взималась контрибуция. Вся власть сосредоточилась в руках вождей во главе с Ли Цзычэном.

 

Завоевание Китая маньчжурами. Китайские феодалы не смогли самостоятельно справиться с восставшим народом. Командующий минскими войсками обратился к маньчжурским князьям с предложением объединить силы для наступления на Пекин.

560

Князья Южной и Центральной Маньчжурии, прежде формально признававшие вассальную зависимость от Китая, в начале XVII в. прекратили посылать дань в Пекин. В 1618 г. в результате военных походов они захватили все китайские территории на Ляодунском полуострове и Южную Монголию. С тех пор маньчжуры стали совершать походы в глубь страны. В 1636 г. вождь маньчжуров Абахай (1626—1643) объявил себя императором- родоначальником новой династии Цин, а годом позже вторгся в Корею. В 1637 г. Корея признала себя вассалом Маньчжурии. В 40-е гг. маньчжуры, закупив огнестрельное оружие у Ост-Индских компаний, захватили многие города Китая-Нанкин, Хан-чжоу, Сучжоу, Наньчан и др.

Приняв предложение китайских феодалов, маньчжуры при их поддержке начали наступление на силы повстанцев и 6 июня 1644 г. заняли Пекин. Малолетний сын Абахая был провозглашен императором Китая. Маньчжурская династия, получившая наименование Цин, находилось у власти в Китае до 1911 г.

После занятия Пекина маньчжуры продолжали преследовать повстанцев. Объединенное войско феодалов и маньчжур нанесло поражение повстанцам, которыми командовали Ли Цзычэн и Чжан Сяньчжун. Оба вождя погибли в сражениях. Грандиозная по своим масштабам крестьянская война потерпела поражение. Но хотя повстанцы не выработали четкой и ясной программы социального переустройства и не смогли воплотить в жизнь пропагандировавшиеся ими идеалы всеобщего равенства и справедливости, вооруженная борьба принесла крестьянству временное облегчение. Ее традиции и опыт, имена героев и руководителей передавались из поколения в поколение, служа примером и знаменем последующих народных выступлений.

Пришедшие к власти маньчжурские императоры установили режим жестокого чужеземного господства, земли и имущество раздавались маньчжурским феодалам и военачальникам. Завоевание сопровождалось грабежами населения, разорением деревень и городов, массовыми казнями. Были введены тяжелые налоги и трудовые повинности.

Унижая достоинство китайцев, маньчжуры открыли рынки работорговли и массами продавали военнопленных. Народ поднялся на вооруженную борьбу против завоевателей, которая продолжалась еще около 40 лет после взятия маньчжурами Пекина. В борьбе принимали участие все слои населения, однако наиболее последовательно выступало крестьянство. Антиманьчжурские восстания охватили почти всю страну. Особенно сильными они были в долине среднего течения Янцзы, где почти 200-тысячное крестьянское войско под командованием сподвижника Ли Цзычэна — Ли Го в течение нескольких лет сопротивлялось завоевателям. В низовьях Янцзы, в Гуанчжоу, Сычуани, Шэньси, Гуанси, Ганьсу, Хунани и других местностях освободительные отряды изгоняли маньчжур. Несмотря на то что повстанцы действовали разобщенно, они до-

561

бились значительных успехов — более 10 провинций вышли из-под контроля властей. Маньчжурские войска жестоко расправлялись с сопротивлявшимся населением. Жители многих крупных городов были почти поголовно истреблены. Так, погибли почти все горожане Наньчана, в Гуанчжоу было вырезано более 100 тыс. человек.

Непримиримость различных слоев местного населения и ожесточенные, почти непрекращающиеся восстания вынуждали маньчжур идти на некоторые временные уступки. Китайские феодалы в подавляющем большинстве изменяли делу восстания и, переходя на сторону завоевателей, вместе с ними громили силы патриотов. Дольше других сопротивлялись захватчикам юго-западная провинция Юньнань и прибрежные области на юго-востоке страны. Последний оплот антиманьчжурских сил — остров Тайвань был захвачен лишь в 1683 г. Маньчжурское завоевание и господство Цинской династии принесли неисчислимые бедствия китайскому народу, способствовали консервации в стране феодальных отношений.

 

ЯПОНИЯ В XVI—XVII вв.

Борьба за объединение страны. В XVI в. созрели предпосылки для ликвидации раздробленности страны. Началась борьба за объединение Японии. Один из наиболее могущественных феодалов — Ода Нобунага, заключив союз с феодалами дома Токугава и Такеда, к 1582 г. подчинил 30 провинций страны из 66. Одновременно он провел ряд реформ, многие из которых были направлены на развитие городов и торговли, — строились дороги между отдельными провинциями, ликвидировались местные заставы, ставились препоны ростовщикам. После его гибели в 1582 г. дело объединения Японии продолжил один из его ближайших сподвижников — Тойотоми Хидэёси.

В результате успешных военных походов Хидэёси к концу XVI в. подчинил почти всю Японию и сосредоточил в своих руках военную и административную власть. Для успокоения знати он создал коллегиальный представительный орган из крупнейших феодальных домов.

Была проведена перепись населения и составлен земельный кадастр. Крестьяне прикреплялись к земле и были связаны круговой порукой, налоги устанавливались в зависимости от урожайности и плодородия почвы. Крестьяне должы были платить налоги рисом в размере т/з урожая. Были унифицированы меры площади и веса. Одновременно с земельной реформой был издан указ об изъятии у крестьян оружия. Крестьянам строго предписывалось заниматься только земледелием. Этим указом Хидэёси стремился пресечь возможные попытки крестьянских восстаний.

В области внешней политики Хидэёси ставил своей задачей покорение Кореи, а затем Китая. Его завоевательные планы бы-

562

ли продиктованы рядом соображений, и прежде всего стремлением консолидировать феодалов и мелких самураев, направить их энергию на захват новых земель. Он ставил также задачу обеспечить купцов новыми внешними рынками. Однако походы Хидэёси в Корею были безуспешны. Во время одного из них, в 1598 г., он умер. После смерти Хидэёси при его трехлетнем наследнике был создан регентский совет, в который входили наиболее крупные феодалы. Победителем из начавшейся между ними борьбы вышел Токугава Из -Иэльясу. В 1603 г. Токугава был провозглашен сёгуном. Дом Токугавы господствовал в Японии до середины XIX в.

 

Режим Токугавы. Создание Токугавского сёгуната было началом нового периода в истории Японии. В это время происходило разложение феодального строя и зарождение капиталистических отношений. При Из -Иэльясу Токугава и его сыне Хидэтада к 1615 г. было завершено политическое объединение страны. Деление на феодальные княжества сохранялось, но эти княжества фактически превратились в судебно-административные округа.

Сохраняя значительные привилегии, феодалы, как и горожане и крестьяне, были заинтересованы в прекращении междоусобиц, являвшихся причиной постоянной нестабильности в стране и тормозом развития производительных сил. Рост городов, развитие ремесла и внутренней торговли создавали предпосылки для формирования единого общеяпонского рынка. Кроме того, объединение страны укрепляло господство феодалов над непосредственными производителями. Для подавления народных выступлений была необходима сильная центральная власть.

Столица государства была перенесена в город Эдо — нынешний Токио. Политико-административная система сёгуната предусматривала полное отстранение императора от государственных дел. Вторым лицом после сёгуна считался его первый министр и главный советник, который назначался регентом в случае несовершеннолетия сёгуна. Высшим совещательным органом был совет старейшин. Власть в провинциях осуществлялась губернаторами;

особые чиновники сёгуна посылались на места для контроля и сыска. Все население делилось на четыре основных сословия — самураев, крестьян, ремесленников и купцов, — вне которых находились парии (эта), нищие, бродячие артисты.

Самурайство — японское дворянство — являлось правящим классом и было неоднородно по своему имущественному положению. Все государственные, гражданские и военные должности предоставлялись исключительно самураям. Интеллигенция также формировалась из самураев. Наиболее состоятельные самураи, имевшие поместья, жили на доходы от земли, другие — за счет жалованья, обедневшие самураи либо поступали на мелкие должности в государственном аппарате, либо занимались самой разнообразной деятельностью.

Крестьянство, составлявшее более 80% населения страны, обрабатывало полученную от феодалов землю на правах «вечной» аренды. Крестьяне были формально свободны, но они находились в кабальной зависимости от феодалов и были прикреплены к земле, не имея права изменять ни место жительства, ни род занятий. Помимо уплаты натуральной ренты — в виде большей доли урожая, крестьяне должны были выполнять многочисленные повинности — строить и ремонтировать дороги, каналы, мосты, предоставлять лошадей для почтовой службы и др.

Вся жизнь крестьян, их пища, одежда, быт и поведение были строго регламентированы соответствующими указами. Крестьянство было уже значительно расслоено. Горожане формально считались более низким сословием, чем крестьяне, однако их имущественное положение было значительно лучше. Ремесленники и купцы были организованы в союзы типа цехов и гильдий. Богатые купцы зачастую возводились в ранг самураев. Крупные феодалы и рядовые самураи нередко попадали в долговую зависимость от купцов и ростовщиков. Некоторые купцы пользовались значительным влиянием в городах и при дворе сёгунов. Японское купечество непосредственно участвовало во внешней торговле с соседними странами, а также вело торговлю с португальцами, испанцами, а позже с голландцами и англичанами.

Однако в XVII в. эта торговля сократилась. Сначала были изданы указы о запрещении христианской религии и деятельности миссионеров; для европейских судов были закрыты все порты Японии, за исключением Нагасаки и Хирадо (1616 г.), в 1624 г. в страну перестали допускаться испанские корабли, а несколько позже был наложен запрет на европейскую литературу (1630 г.).

Так же как и последующие указы об изоляции страны, этот указ прерывал связи Японии с европейскими странами и сыграл отрицательную роль в развитии экономики, науки и культуры. Испанцам и португальцам было совершенно запрещено въезжать в Японию и проживать в ней; другие иностранцы могли проживать лишь на острове Дэсима, близ Нагасаки. Самим японцам запрещалось выезжать из страны. Внешняя торговля велась в весьма ограниченном объеме с китайскими и голландскими купцами, которые могли входить на своих судах в Нагасаки.

Основными причинами изоляции страны было стремление (особенно после захвата Испанией Филиппин) оградить Японию от возможного иностранного вторжения и не допустить усиления позиций настроенных против дома Токугава некоторых влиятельных князей, принявших христианство. Несомненно, серьезные опасения сёгунов вызывали связи этих феодалов (например, с острова Кюсю) с европейцами, они посылали свои посольства в Рим (конец XVI в.), богатели на внешней торговле. Японские крестьяне, принявшие христианство, не раз поднимали восстания. Наиболее крупным из них было восстание в 1637 г. в городе Симабаре (остров Кюсю), известное под названием христианского.

Изоляция Японии способствовала в определенной степени консервации феодального строя в стране.


Легенда о добровольном рабстве

 
Разместил: admin

Добавление комментария.  
Ваше Имя:*
E-Mail:*
  • bowtiesmilelaughingblushsmileyrelaxedsmirk
    heart_eyeskissing_heartkissing_closed_eyesflushedrelievedsatisfiedgrin
    winkstuck_out_tongue_winking_eyestuck_out_tongue_closed_eyesgrinningkissingstuck_out_tonguesleeping
    worriedfrowninganguishedopen_mouthgrimacingconfusedhushed
    expressionlessunamusedsweat_smilesweatdisappointed_relievedwearypensive
    disappointedconfoundedfearfulcold_sweatperseverecrysob
    joyastonishedscreamtired_faceangryragetriumph
    sleepyyummasksunglassesdizzy_faceimpsmiling_imp
    neutral_faceno_mouthinnocent
Вопрос:
три+2=?
Ответ:*


 

Www.IstMira.Com