Египетская культура.

 

Египтяне были самым древним образованным народом, оставившим после себя массу замечательных вещественных памятников своего искусства. Более чем за три тысячи лет до Р.Х. они придумали письмо, известное под названием иероглифов и состоящее из знаков идеографических, символических, силлабических и буквенных. Этим письмом они пользовались для надписей на камне. Позднее они приспособили иероглифы для писания палочками на папирусе, делавшемся из листьев одного растения {иератические письмена); древнейшая рукопись такого рода сохранилась еще от XI династии. Вообще египтяне очень рано достигли высокой степени совершенства в разных ремеслах и искусствах.
Древнейшими памятниками их зодчества являются пирамиды, громадные четырехугольные каменные сооружения, постепенно суживающиеся кверху, с небольшими комнатами внутри для погребения царей. По преданию, пирамиду Хеопса, одно из высочайших зданий, вообще существующих в мире, строили тридцать лет сто тысяч рабочих, сменявшихся каждые три месяца. Вообще египетские фараоны и жрецы любили грандиозные сооружения, к числу которых нужно отнести и колоссального сфинкса, изображение бога солнца с человеческой головой на львином теле. Египетские храмы, развалины которых сохранились (особенно в Карнаке и Луксоре на месте древних Фив), были целыми крепостями, окруженными стенами, толщиною иногда сажен в пять. (Развалины кар-накских храмов имеют в окружности около четырех верст). Места около своих храмов египтяне украшали обелисками, статуями и Целыми аллеями сфинксов, а стены покрывали скульптурными изображениями, живописью и иероглифами. Их статуи изображали богов, фараонов и частных лиц (портреты покойников). Рельефы и картины на стенах равным образом не только изображали подвиги богов и царей, но и бытовые сцены, вроде полевых работ и т.п. Египетские художники обнаруживали стремление к точному воспроизведению человеческих лиц и фигур (особенно в погребальных статуях), но не умели, например, рисовать людей иначе, как в профиль. Наоборот, при изображении богов они прибегали к символизму, придавая к человеческому туловищу голову какого-либо зверя или птицы, указывавшую на значение божества. Например, богиня плодородия Изида изображалась с головою коровы (или только с рогами). Статуи богов и царей обыкновенно были весьма больших размеров. В области научных знаний египтяне тоже уже кое-что успели сделать, особенно в астрономии и геометрии, которые возникли у них из практических потребностей определить длину года (который они и разделили на 12 месяцев по 30 дней с добавочными 5 днями) и перемерять землю после наводнений. В древнем Египте были даже зачатки географии и медицины.
25. Египетская религия. Вся духовная культура египтян, как и других народов древнего Востока, была проникнута религиозностью. Греческий историк Геродот, путешествовавший по Египту в V в. до Р.Х., находил, что жители этой страны — самый благочестивый народ из всех людей. Древнейшая религия египтян была грубым фетишизмом, следы которого сохранялись и в позднейшее время. Между прочим, они поклонялись своей реке, которую звали Гапи; сохранились даже молитвы, обращенные к Гапи, который с течением времени из реки сделался человекообразным богом. Египтяне поклонялись также разным животным — шакалам, крокодилам, ибисам и т.п., но мало-помалу священные животные сделались лишь символами богов или орудиями, чрез которые они действуют. В последнем отношении особенно известен культ священного быка Аписа, которого находили по известным признакам (черная шерсть, белое пятно на лбу, под языком нарост в виде жука); у Аписа был свой храм, свои жрецы, свои прорицатели. Настоящею религией египтян был политеизм. В каждом номе были свои боги, но мало-помалу некоторые божества сделались общеегипетскими, и Фивы стали не только политическою, но и религиозною столицею страны. Особое развитие получило в Египте божество солнца, называвшееся Аммон или Ра, а в ином олицетворении — Озирис. Это последнее божество обозначало собою солнце, побежденное мраком ночи и скрывающееся в преисподней. У египтян был миф об убиении Озириса богом Сетом и о воскрешении его сыном Гором, который победил Сета. После этого Озирис остается в подземном мире, а Гор господствует днем, ночью же уступает власть Сету. С борьбою Озириса и Сета отождествлялась и борьба Нила с пустыней. Супругою Озириса была Изида, олицетворявшая землю и ее плодородие. Египтяне считали Аммона-Ра, Озириса и Гора первыми своими царями, а потому каждый фараон считался у них «сыном Ра» и по смерти обоготворялся. Этим богам-правителям египтяне приписывали разные свои установления и изобретения, сделав, на-прим., из бога луны Тэта первого знатока законов и покровителя знаний. В своем религиозном развитии жрецы и образованные люди пошли и еще далее. Заметив, что главные их боги суть лишь олицетворения одного и того же солнца, они стали видеть в Аммоне-Ра, Озирисе и Горе лишь разные имена одного и того же божества, о котором в позднейших произведениях египетской литературы встречаются уже весьма возвышенные представления. Один фараон (Аменготеп IV) сделал даже попытку ввести в Египте единобожие, но по смерти его эта попытка рушилась, потому, что слишком противоречила религиозному сознанию масс, да и образованные египтяне видели в своем едином божестве лишь отца других богов. Видную сторону египетской религии представляют верования о загробной жизни. Египтяне думали именно, что посмертная судьба души зависит от судьбы тела, а потому старались сохранять тела покойников от тления, бальзамируя их и превращая таким образом в мумии: из тела покойника вынимали внутренности, пеленали его в ткани, пропитанные бальзамическими веществами, и клали в особый деревянный ящик, сохранявший некоторое подобие спеленатого тела. Пирамиды царей или частные усыпальницы (мастабы) были только посмертными жилищами покойников, и самые погребальные статуи делались на случай разрушения тела, дабы душа покойника при этом не погибала. Простолюдины, не имевшие возможности строить усыпальницы, ограничивались тем, что солили тела своих покойников, высушивали и потом зарывали в песок. С течением времени египтяне стали заботиться не столько о сохранении своего тела после смерти, сколько о том, чтобы достойно предстать перед загробным судом Озириса. До нас дошли рисунки и описания этого последнего суда в так называемых «книгах мертвых», которые вместе с мумиями клались в могилы. По учению о посмертном суде, человек должен был быть сведущ в религии и вести праведную жизнь, Дабы иметь возможность оправдаться перед строгим судьей на том свете. В «книге мертвых» мы находим возвышенные нравственные требования, которым должен был удовлетворять праведный человек. Таким образом, на примере египетской религии можно хорошо видеть, как само язычество мало-помалу поднималось от грубого фетишизма до более высоких понятий о своих богах.

Пользуйтесь Поиском по сайту. Найдётся Всё по истории.
Добавить комментарий
Прокомментировать
  • bowtiesmilelaughingblushsmileyrelaxedsmirk
    heart_eyeskissing_heartkissing_closed_eyesflushedrelievedsatisfiedgrin
    winkstuck_out_tongue_winking_eyestuck_out_tongue_closed_eyesgrinningkissingstuck_out_tonguesleeping
    worriedfrowninganguishedopen_mouthgrimacingconfusedhushed
    expressionlessunamusedsweat_smilesweatdisappointed_relievedwearypensive
    disappointedconfoundedfearfulcold_sweatperseverecrysob
    joyastonishedscreamtired_faceangryragetriumph
    sleepyyummasksunglassesdizzy_faceimpsmiling_imp
    neutral_faceno_mouthinnocent
2+три=?