Религия греков.

 

Хотя эллины и заимствовали некоторые культы у своих соседей, но основа их религиозных верований была общеарийская: это были поклонение явлениям и силам природы, преимущественно светлому небу, солнцу, грозе, олицетворявшимся в виде отдельных богов, и почитание душ умерших предков. Нигде политеизм не получил такого художественного развития, как в Греции под влиянием красот природы и врожденного эллинам эстетического чувства. Греки первые отрешились от чудовищных представлений о богах, столь характерных, например, для стран Востока, и стали воображать их себе, а затем и изображать — в виде существ, имеющих совершенно человеческий облик и одаренных всем тем, что только греки считали особенно желательным для человека, — силою, здоровьем, красотою, молодостью или полною зрелостью без перспективы старости и смерти впереди. Ни одна религия не доводила поэтому антропоморфизм (человекоподобие) богов до такой степени, как греческая. Приписывая своим богам человеческую природу, только возведенную на степень идеала, эллины наделяли их и всеми внутренними свойствами человека, не исключая, впрочем, и разных людских слабостей.
Творческая фантазия греков была неистощима в повествованиях о жизни богов и богинь, о их взаимных отношениях, их подвигах и похождениях, а в свою очередь эти рассказы, известные под названием мифов, вдохновляли поэтов и художников, которые черпали из народных сказаний, как из обильного источника, и образы, и сюжеты своих произведений. Греческая религия была настоящим многобожием (политеизмом) и в том смысле, что одно и то же явление природы чтилось нередко одновременно под разными именами и что в отдельных местах были свои боги, которых в других местах не знали. Некоторые божества были общи всем эллинам, а из местных одни так навсегда и оставались местными, другие же, наоборот, получали широкое распространение. Случалось и так, что боги, чтимые в одних местностях, признавались в других, когда там узнавали об их существовании, только за «полубогов»: многие такие полубоги, или герои, как их иначе называли, где-нибудь и когда-нибудь чествовались, как настоящие боги. Героев считали обыкновенно сыновьями или внуками богов, рожденными от смертных женщин, с которыми, по представлениям греков, боги вступали в браки. Кроме богов и героев, греки признавали бесчисленное множество духов мужского и женского пола, которыми под названием сатиров, нимф, дриад их фантазия населяла леса, ручьи и т.п.
Греческий Олимп. Главным местопребыванием богов считалась высокая зубчатая гора Олимп (в Фессалии), отделявшаяся Темпейской долиной по реке Пенею от другой такой же высокой горы, Оссы. Отсюда эпитет богов — олимпийцы. Здесь они жили как бы одною семьею, правда, не всегда дружною, но вечно блаженные, безболезненные и бессмертные, питаясь ам-бросией и упиваясь нектаром. Они видели оттуда все, что делается на земле, и время от времени покидали Олимп, дабы вмешиваться в человеческие дела. Им ничего не стоило в самое короткое время переноситься через громадные пространства, делаться невидимыми, внушать людям те или другие мысли, руководить их поступками. Во главе этой олимпийской семьи стоял верховный правитель неба и земли, отец богов и людей, тучегонитель и громовержец Зевс, то же божество, которое арийцы Индии чествовали под именем Дьяуса, римляне — под именем Юпитера1. Супруга Зевса называлась Гера, и у него были братья: Посейдон, владыка морей, живший в глубине вод со своею женою Амфитридой, и Гадес, или Аид, царствовавший с Персе-фоной в подземном мире. У Зевса от Геры и других богинь было несколько детей. Главными из них были Афина и Аполлон. Первая родилась во всеоружии из головы Зевса: это была первоначально молния, рождающаяся из мрачных туч, помощница своего отца в борьбе с врагами, богиня войны и победы, но потом она получила значение богини мудрости, покровительницы знания и науки. Вообще первоначальное, чисто физическое значение божеств затемнялось, и на первый план выступало значение духовное. То же случилось и с сыном Зевса и Латоны Аполлоном. Это был бог солнца (другие его названия Гелиос и Феб), разъезжавший по небу в колеснице и метавший оттуда свои стрелы, которыми он поражал духов мрака и преступников или насылал засуху с голодом и мором, но вместе с тем ниспосылавший всему живущему на земле плодородие. Мало-помалу, однако, Аполлон сделался богом чисто морального значения, именно богом духовного света, очищающим от осквернения преступлениями, открывающим духовные очи людей, вдохновляющим прорицателей и поэтов. Поэтому его представляли себе окруженным музами, покровительницами отдельных искусств. Аполлону, как богу солнца, соответствовала богиня луны — Артемида, сестра Аполлона и по отцу, и по матери, вечно блуждающая охотница, покровительница лесного зверья и птиц. Детьми Зевса считались еще Гефест, бог огня и небесный кузнец, и Афродита, богиня красоты, которых мифология считала вместе с тем супружескою четою, хотя сама Афродита предпочитала своего хромого мужа богу войны Лресу. Мать-земля чествовалась греками под именем сестры Зевса Деметры (что и значило Г г) nnxrjp, земля-мать), богини земного плодородия, земледелия, уборки хлеба. У нее была дочь Персефона, похищенная Гадесом и в качестве его супруги сделавшаяся царицей подземного мира; каждую весну она возвращалась на землю для свидания с матерью, и тогда все начинало расти и цвести. Богом виноградной лозы и виноделия был Дионис, или Вакх. Праздники этого божества сопровождались разгулом, доходившим до настоящего исступления. Миф о Вакхе заключал в себе рассказ о том, что почитательницы этого бога однажды в экстазе разорвали его самого на части, которые были потом собраны Зевсом, призвавшим убитого бога к новой жизни. У Зевса, наконец, был особый вестник, которого он посылал объявлять свою волю и исполнять разные поручения. Он назывался Гермесом и стал считаться богом торговли и даже плутовства.
69*. «Феогония» Гесиода. В каждой местности были свои боги и собственные мифы об общих богах. Когда греки вследствие взаимных сношений стали знакомиться со всем этим разнообразием религиозных представлений, то почувствовали потребность связать эти представления в одну систему, устранив из них разные противоречия и разъяснив все, что могло вызвать какое-либо недоумение. Это было делом целого ряда поэтов, которые начали составлять родословия богов и решать вопрос о происхождении вселенной. Самою замечательною и самою авторитетною у самих греков из таких попыток была «Феогония» беотийца Гесиода, жившего в в. В этой поэме Зевс является уже сыном Кроноса и Реи, которые еще раз повторяются в лице родителей Кроноса — Урана (небо) и Геи (земли), причем Уран сам представляется сыном своей супруги, а последняя считается вышедшею из Хаоса, о происхождении которого уже не ставилось вопроса. Зевс отнял власть у своего отца Кроноса, подобно тому, как Кронос у Урана. Кронос пожирал собственных детей, но Рея спасла одного из них от подобной участи. Это и был Зевс, основатель царства олимпийских богов. Он вступил в борьбу со своим отцом и при помощи сторуких гигантов низверг Кроноса и его титанов в Тартар (подземный мир). Греки верили, кроме того, в существование еще высшей судьбы {Мойры), которая царит над самими богами и которой страшится даже сам Зевс.
70*. Представления греков о начальной истории людей. Представления греков о происхождении людей были неясны и сбивчивы. Сначала, по их воззрению, люди были такими же животными, как и остальные звери, но их облагодетельствовал титан Прометей, который похитил у богов и принес людям на землю огонь, за что был прикован Зевсом к одной из горных вершин Кавказа, где хищная птица день и ночь клевала его тело. (Рассказывали также, что Прометей сделал человека из глины, вдохнув в него божественную искру, похищенную с неба). По другому преданию, однажды разгневанный Зевс решил истребить людей за их беззакония и послал на землю потоп, от которого спасся только сын Прометея Девкалион и жена его Пирра. По совету богов, они стали бросать через себя камни, которые превратились в людей. Мифический прародитель греков Эллин считался тоже сыном Девкалиона и Пирры.
71. Культ предков и загробная жизнь. Как у всех арийских народов, у греков было развито почитание душ умерших, или культ предков. Каждая семья и каждый род, ведший свое происхождение от одного предка, должны были поминать своих отошедших отцов, приносить им жертвы и делать возлияния, потому что умершие, по представлению греков, нуждались и за фобом в пище и питье. В своих покойных предках они видели тоже богов — богов-покровителей того или другого дома, того или другого рода. Это была домашняя религия, и в ее обрядах могли участвовать лишь члены семьи или родичи. Средоточием культа предков был домашний очаг, на котором должен был постоянно гореть огонь и который сам был предметом религиозного почитания. Пока семья существовала, она обязана была приносить жертвы своим гениям-хранителям и поддерживать огонь на домашнем алтаре. Забота о душах умерших выражалась и в том, что каждая семья устраивала для них усыпальницы; могилы предков для греков были столь же дороги, как собственные дома и храмы богов. Обычай сжигания трупов развился позднее и никогда окончательно не вытеснял погребения в землю. Первоначально греки верили, что души умерших продолжают жить здесь же, в родной семье, около родного очага, но потом у них взяло верх представление об особом местопребывании усопших, хотя их взгляды на этот счет и не были вполне определенны и ясны для них самих. По понятиям той эпохи, когда слагались великие поэмы «Илиада» и «Одиссея», душа после погребения попадает в мрачное царство Аида, где ведет печальную жизнь наподобие бессильной тени и откуда уже ни Для кого нет возврата. Это жилище теней помещалось под землей, на далекой западной окраине мира. Только позднее греки стали делать различие между загробною судьбою праведных и злодеев, причем первым обещали блаженство в Елисейских полях, а вторым грозили муками Тартара. Души умерших в загробное жилище перевозит через реку Ахеронт в своей лодке Харон, а у ворот в царство теней встречает их собака Аида Цербер, и она-то именно никого не пускает назад. Роль загробного судьи исполнял или сам Гадес, или бывший прежде на земле критским царем Минос. В связи с верованием в загробную жизнь возникли и — в некоторых местах получили особое развитие — таинственные обряды, известные под названием мистерий. Таким характером отличался в Аттике праздник Деметры, дочь которой Персефона была похищена богом подземного мира и сделалась царицей в этом жилище теней. Миф о Деметре и Персефоне выражал собою смену времен года, но с этим поэтическим представлением об одном из явлений природы соединилось и представление о посмертном существовании человеческой души. Священнодействие в честь Деметры сопровождалось пением гимнов, в которых разъяснялось значение церемонии и обещалась зрителям блаженная жизнь за гробом. Участие в мистерии считалось очищением и искуплением от всякой вины, совершенной человеком. Потребности в искуплении ради достижения блаженства загробной жизни была обязана своим происхождением позднейшая (VI в.) секта орфиков, верившая в переселение душ, в котором они видели наказание за порочную жизнь, и также совершавшая таинственные обряды с целью искупления для блаженной жизни за гробом. (У орфиков были свои священные писания, автором которых они считали мифического певца Орфея, посетившего загробный мир, чтобы вывести оттуда свою жену Евридику).
72. Религиозное объединение греков. Культ предков имел прямо домашний или родовой характер, но и поклонение тем или другим богам первоначально имело лишь чисто местное значение. В каждой местности были свои боги, свои праздники, свои обряды. Даже в том случае, однако, когда бог или богиня в разных местах носили одно и то же название, многие были недалеки от мысли, что все-таки это было лишь общее имя разных богов, из которых одному поклонялись в одном месте, другому — в другом. Из этих местных культов некоторые мало-помалу стали приобретать известность и пользоваться большим значением далеко за пределами своей округи. Уже в очень отдаленное время прославилось у греков святилище Зевса Пеласий-ского в Додоне (в Эпире): здесь был старый священный дуб, и в шелесте его листьев людям слышался вещий голос бога. С другой стороны, когда происходило сближение между отдельными маленькими государствами, на которые делились греки, то обыкновенно устанавливались общие культы. Например, ионяне Малой Азии и близлежащих островов составляли из себя религиозный союз и имели общий храм Посейдона на мысе Ми кале. Точно так же религиозным центром всего ионийского племени по обе стороны Эгейского моря сделался остров Делос, на котором особое развитие получил культ Аполлона. Над подобными племенными культами мало-помалу возвысились культы, получившие и прямо общенациональное значение.
73. Дельфийское святилище Аполлона. Ни один из местных культов не достигал такого признания со стороны всей нации, как культ Аполлона в фокидском городе Дельфах, у подножия горы Парнаса. Своею славою дельфийское святилище бога солнца было обязано известному прорицалищу, или оракулу. Жрица Аполлона, называвшаяся по-гречески пифией, садилась на треножник около расщелины в скале, откуда выходили одуряющие пары, лишалась от этого сознания и начинала произносить бессвязные слова, которые считались за вещания самого бога. Жрецы передавали ее речи присутствующим и толковали их смысл. Это не были, собственно говоря, предсказания о будущем, но советы и наставления по поводу разных предприятий частных лиц и даже государств. Дельфийский оракул прославился далеко за пределами даже самого греческого мира, и к нему иногда стали обращаться другие народы (например, лидяне, а впоследствии римляне). Благодаря этому, жрецы дельфийского Аполлона, с одной стороны, хорошо знали все, что делалось во всей Греции, а с другой, приобрели громадный авторитет даже в политике. Дельфийский оракул сделался также большим авторитетом и в нравственных вопросах: к нему обращались в случаях тревоги или угрызений совести, здесь же искали искупления совершенных проступков, а жрецы пользовались этим, чтобы преподавать более высокое нравственное учение, которое постепенно вырабатывалось в их среде. В Дельфах именно и произошло превращение культа солнечного божества в религию бога духовного света и добра. Самый храм Аполлона был страшно богат от массы приношений, стекавшихся в него со всех сторон.
74. Амфиктионии. При дельфийском храме образовалась ам-фиктиония, как назывались у греков религиозные союзы для совместного культа и с целью охраны союзных храмов. Собственно говоря, таких амфиктионии в Греции было несколько, но самая знаменитая была именно дельфийская, потому что она была уже не местной, а охватывала несколько племен. Некоторые думают, что дельфийской амфиктионии греки более всего были обязаны возникновением среди них национального самосознания и что отсюда же распространилось на весь народ название эллинов. Каждый член амфиктионии посылал своих уполномоченных на собрания, происходившие дважды в год, для обсуждения общих дел (содержание храма, заведование священными сокровищницами, устройство празднеств и т.п.). Государства, входившие в состав союза, могли воевать друг с другом, но должны были не нарушать при этом известных правил, как-то: не разрушать союзных городов, не отрезывать от них воду и т.п.
75. Общий характер греческих культов. Общественное богослужение греков состояло из жертвоприношений, песнопений и символических обрядов и сопровождалось пляскою и разного рода состязаниями. Одаренные художественным чутьем, греки особенно развили эстетическую сторону своего культа, создав религиозную музыку — пение гимнов в честь богов под аккомпанемент лиры (кифары) и кларнета или флейты — и целый ряд обрядов, воспроизводивших драматически воспоминаемые события. Жертвоприношения превращались в своего рода пиршества, в которых как бы принимали участие сами боги, праздники — в увеселения с танцами, кулачными боями, беганием взапуски и т.п. Такие состязания в честь богов, или, как у нас принято их называть, «игры», носили у греков имя агонов и пользовались большою популярностью. Они устраивались в разных местах, но наибольшею известностью пользовались такого рода празднества в Олимпии (в Элиде), в Дельфах (пифийские состязания), в Немее (в Арголиде) и на Коринфском перешейке (истмийские состязания). Самыми знаменитыми были игры олимпийские.
76. Олимпийские игры. Около города Олимпии, на небольшой равнине в долине реки Алфея была священная роща, в которой находилось святилище верховного бога Зевса. Каждые четыре года здесь устраивалось торжество в честь этого божества, и на праздник приезжали с богатыми дарами послы от разных греческих городов и стекалось множество народа из всего эллинского мира. Состязания происходили под руководством жрецов-судей и состояли из самых разнообразных упражнений — в беге наперегонки, в конских скачках, в ристаниях на колесницах, в борьбе или кулачном бою, в метании диска (металлического кружка) или копья и т.п. (На других играх устраивались, кроме того, музыкальные или поэтические состязания). В этих увеселениях могли принимать участие все свободные и полноправные граждане, но прежде они должны были давать присягу, что они чтут богов и повинуются родителям и что будут честно вести борьбу. Люди из самых знатных и богатых фамилий охотно участвовали в играх. Победителей награждали венками, их имена записывались, и сами они покрывали славою не только самих себя, но и свои города. Дома олимпийских победителей встречали как героев, а в Олимпии впоследствии ставили им памятники в виде статуй. Четырехлетние периоды между олимпийскими празднествами получили название олимпиад, и даже установился (но уже в очень поздние времена) счет годов по олимпиадам, причем первый год первой олимпиады приходится на 776 г. до Р.Х., когда впервые были, по преданию, записаны имена победителей. Впрочем, это летосчисление не было в общем употреблении, так как каждый город имел свой особый календарь. Олимпийские игры были, так сказать, праздниками всей Эллады и немало содействовали развитию в греках общего национального сознания. На время этих и других подобных празднеств войны между греками должны были прекращаться для священного перемирия. Этот обычай тоже вносил, как и принадлежность к амфиктионии, известное ограничение в беспощадное право войны.
77. Героические сказания. Кроме таких учреждений, как дельфийский оракул и олимпийские игры, греков объединяли в духовном отношении и общие сказания о героях, возникавшие из местных мифов о богах и делавшиеся предметом поэтической обработки со стороны рапсодов, профессиональных певцов, которые дополняли и развивали первоначальный баснословный материал и распространяли его в таком виде по всей Элладе. В этих сказаниях под именем того или другого героя, совершающего подвиги на благо людей, большею частью скрывалось какое-нибудь божество, значение которого, как божества, было позабыто, но которое сохранялось в памяти народа, как имЬ сына или внука бога, прославившегося своими необыкновенными деяниями. В подобных мифических образах греки уже в ранние времена воплощали свои идеалы человеческого достоинства и доблести, высшего совершенства в физическом и моральном смысле. Наибольшею славою пользовался у греков из таких героев богатырь Геракл, сын Зевса и смертной женщины. Геракла всю жизнь преследовала ревнивая Гера, и он был должен совершить на службе у одного своего родственника (Ев-рисфея) целый ряд подвигов (из них двенадцать особенно трудных); герой в конце жизни сжигает себя на костре, после чего, однако, Зевс принимает его на небо. По толкованию новейших ученых, Геракл — древний бог солнца, но для греков он был идеалом величайшей физической мощи, соединенной с нравственными качествами и отданной на служение людям. Геракл был любимым героем дорян. Героем Аттики был Тесей, сын царя Эгея, освободивший страну от страшной дани критскому царю Ми-носу. Дань эта состояла из молодых людей и девушек, которых посылали в известные сроки на Крит, где их пожирало чудовище Минотавр. Царский сын отправился с обреченными на смерть юношами и убил Минотавра. С торжеством вернулся он на родину, но кормчий забыл заменить черный парус белым, как было условлено в случае счастливого возвращения Тесея, и старый Эгей, ждавший корабль на берегу, думая, что сын его погиб, бросился в море, которое будто-бы от этого и получило свое имя. Такие единичные герои иногда соединялись для общих предприятий, воспевавшихся потом рапсодами, как предприятия общегреческого значения. Таково было предание о походе аргонавтов, в котором под предводительством фессалий-ского героя Ясона участвовали Геракл, Тесей и еще несколько героев. Целью этого похода на корабле Арго было золотое руно, шкура чудесного барана, находившаяся в Колхиде (Кавказ). Но наиболее знаменитыми поэтическими сказаниями, получившими вполне национальное значение у греков, были предания о троянской войне и возвращении ее героев на родину.
78. Гомеровские поэмы. Греки верили, что когда-то жил слепой певец Гомер, и приписывали ему две большие поэмы, известные под названиями «Илиады» и «Одиссеи». Когда эти поэмы прославились на весь греческий мир, семь городов стали спорить о чести считаться родиной Гомера. Если и существовал поэт, носивший это имя, то во всяком случае «Илиада» и «Одиссея» были произведениями целого ряда рапсодов, которые странствовали из города в город, постепенно слагая свои эпические песни о героях троянской войны, и лишь позднее они были соединены в две большие поэмы. Событием, около которого группируются гомерические поэмы, была война греков («ахе-ян») с троянцами. Город Троя, или Илион, находился на северозападном берегу Азии, южнее Геллеспонта. Греки осаждали этот город десять лет (1194—1184) и потом разрушили, после чего лишь с большими приключениями вернулись домой. С точностью неизвестно, чтб в предании о троянской войне можно принять за исторический факт, но для греков эта война была первым крупным событием в их жизни, от которого многие начинали достоверную историю. Предпринимая поход, греки, по этому сказанию, хотели отомстить троянцам за то, что один из сыновей их царя Приама, Парис, похитил жену спартанского царя Менелая, Елену. Главным вождем греков в этом походе был ар-госский царь Агамемнон, с которым пошли другие цари и герои: старый Нестор из Пилоса, хитроумный Одиссей с острова Итаки (на Ионическом море) и др. Первый герой в этой войне — фессалийский царь Ахилл, гнев которого и воспевает «Илиада». Ахилл рассердился на то, что Агамемнон отнял у него одну пленницу, — и отказался от участия в войне. Это было крайне невыгодно для греков, потому что лишь один Ахилл мог померяться силою с сыном троянского царя Гектором. Когда, однако, Гек-хор убил Ахиллова друга Патрокла, Ахилл ринулся в бой и сам сразил Гектора. Эти битвы под стенами Трои и описывает «Илиада», вмешивая в них и богов, которые разделились на два лагеря и приняли живое участие в борьбе смертных. Другие песни до нас не дошедшие, повествовали о том, как сам Ахилл был убит стрелою Париса и как Одиссей придумал способ взять Трою — посредством огромного деревянного коня, в котором были спрятаны воины и который был оставлен под Троей, чтобы жители ввезли его в свой город в виде добычи. Возвращение Одиссея на родину, его странствования и приключения были предметом содержания другой поэмы, получившей свое название от имени этого героя. Местом возникновения гомеровского эпоса была Малая Азия, где, конечно, долго не забывали продолжительной борьбы, какую грекам пришлось вести с туземцами из-за обладания берегом, и лишь отсюда перешел этот эпос к европейским грекам, эпоху же его составления можно определить веком. Очень долгое время «Илиада» и «Одиссея» существовали лишь в устной передаче; только позднее они были записаны и тем сохранены для потомства. Обе поэмы сделались для образованных греков последующих времен любимым чтением, книгой, на которой воспитывались целые поколения и которая тоже немало содействовала развитию в греках общенародного сознания.

Пользуйтесь Поиском по сайту. Найдётся Всё по истории.
Добавить комментарий
Прокомментировать
  • bowtiesmilelaughingblushsmileyrelaxedsmirk
    heart_eyeskissing_heartkissing_closed_eyesflushedrelievedsatisfiedgrin
    winkstuck_out_tongue_winking_eyestuck_out_tongue_closed_eyesgrinningkissingstuck_out_tonguesleeping
    worriedfrowninganguishedopen_mouthgrimacingconfusedhushed
    expressionlessunamusedsweat_smilesweatdisappointed_relievedwearypensive
    disappointedconfoundedfearfulcold_sweatperseverecrysob
    joyastonishedscreamtired_faceangryragetriumph
    sleepyyummasksunglassesdizzy_faceimpsmiling_imp
    neutral_faceno_mouthinnocent
три+2=?