ПЕРСИДСКИЕ ВОЙНЫ И ВОЗВЫШЕНИЕ АФИН.

 

Судьба малоазиатских колоний. В то время, как в Афинах господствовал Писистрат, малоазиатские греки были сначала завоеваны лидийским царем Крезом (562—547), а потом вместе с самим лидийским царством должны были подчиниться персидскому царю Киру (560—538). Персы поставили в греческих городах Малой Азии и соседних островов тиранов, которые должны были платить им дань и доставлять военные отряды. В это именно время старейшие азиатские колонии греков, преимущественно Иония, а в последней особенно Милет, стояли на высшей ступени экономического и культурного развития, значительно опередив в обоих отношениях европейскую Грецию. Они, конечно, тяготились зависимостью от варваров и только ждали благоприятного случая, чтобы сбросить с себя персидское иго. Между прочим малоазиатские греки должны были участвовать в завоевательных походах персидских государей. Так, когда в 514 г. Дарий предпринял завоевание Скифии, двинувшись туда через Фракию и Дунай, в его войске были греческие отряды и корабли и на их обязанности было охранять мост, построенный на Дунае для переправы персидского войска. Уже тогда многие греки подумывали о том, чтобы разрушить этот мост и возвратиться восвояси, оставив Дария на произвол судьбы в степях Скифии, но этому помешал милетский тиран Гистией, понимавший, что гибель персов грозила и его собственному положению, как правителя Милета. Поход Дария окончился полнейшей неудачей, и это произвело на малоазиатских греков очень сильное впечатление: до тех пор персы пользовались славою непобедимости, и их очень боялись, теперь же эта слава была поколеблена, а потому можно было уже не сомневаться в успехе восстания.
Восстание греков в Малой Азии. Руководителем греческого восстания против персов выступил Аристагор, зять Гистиея, вызванного к персидскому двору, и его преемник по милетской тирании. Посоветовав Дарию завоевание островов Эгейского моря, но потерпев неудачу в этом предприятии, Аристагор боялся наказания и потому вошел в сношение с враждебной персам партией во всей Ионии. Вскоре после этого (500) все греческие города Малой Азии были охвачены восстанием против персов. Аристагор искал помощи и у европейских греков, но лишь Афины и Эретрия прислали несколько кораблей. Сначала победа была на стороне восставших и к грекам могли бы, пожалуй, примкнуть и ненавидевшие поработителей лидяне, но в увлечении своей победой греки сожгли и их столицу Сарды (498), чем, конечно, не могли расположить этих своих соседей к союзу с собою. Персидский царь был страшно разгневан и собрал все силы для подавления мятежа. Грекам пришлось из наступательного положения перейти в оборонительное, но между ними не было достаточного единодушия, а тут еще Дарий выслал против восставших весь финикийский флот, который в то время был гораздо значительнее флота малоазиатских греков. В 494 г. восстание было подавлено, греческие города (в том числе и Милет, взятый приступом) должны были смириться и снова подчинились поставленным Персией тиранам. Неудачная попытка Милета и других городов освободиться от персидского владычества нанесла сильный удар их благосостоянию, и первенство в экономическом и культурном развитии после этого мало-помалу перешло к европейским грекам.
114. Походы Дария. Между тем Дарий, желая вознаградить себя за неудачу скифского похода, а главное — наказать афинян за помощь, оказанную восстанию в Малой Азии, решился завоевать и европейскую Грецию. Живший при его дворе изгнанный тиран афинский, Гиппий, поощрял его в этом предприятии. Сначала Дарий отправил в Грецию послов с требованием «земли и воды», как знаков покорности, и везде это требование исполнялось (или давался уклончивый ответ), кроме Спарты и Афин, где царские посланцы были умерщвлены. Тогда персидский царь снарядил поход в Грецию через Фракию и Македонию, которые признали его власть над собою, причем вдоль берега шел флот, везший припасы. Когда, однако, этот флот у Афона потерпел крушение, сухопутное войско должно было вернуться назад. Такой исход не остановил Дария, и в 490 г. он снарядил Другой поход под начальством Датиса и Артаферна. На этот раз флот с посаженным на него войском направился прямо через Эгейское море против Эретрии и Афин. (В этом походе участвовал и Гиппий). Покорив по дороге многие острова, персы овладели сначала Эвбеей и разрушили Эретрию, перебив и обратив в рабство ее жителей, а затем высадились в Аттике у городка Марафона, лежавшего недалеко от берега пролива между Атти-кой и Эвбеей. Положение афинян было самое ужасное: войско персов в общей сложности доходило до ста тысяч человек, у самих же афинян было лишь десять тысяч гоплитов, и помощи ниоткуда не приходило, кроме тысячи воинов из беотийского города Платей, незадолго перед тем вступившего в союз с Афинами. Самым сильным греческим государством тогда была Спарта, и она обещала прислать помощь, но не раньше окончания одного праздника, во время которого спартанцы не могли выступать в поход. Афинянам таким образом пришлось встретить грозного врага лишь с небольшим вспомогательным отрядом платейцев. В числе десяти стратегов, начальствовавших над войском, был один особенно талантливый полководец, притом хорошо знавший персов. Это был афинянин Мильтиад, бывший одно время тираном в подвластном персам Херсонесе Фракийском (у Геллеспонта) и участвовавший в скифском походе Дария. Товарищи передали ему главное начальство, и он выиграл знаменитую битву при Марафоне над численно сильнейшим неприятелем. Греки оказались и лучше вооруженными, и более искусными: они нападали сомкнутым строем на персидское войско, сражавшееся врассыпную. Притом афиняне дрались за родину и свободу, разноплеменное же персидское войско едва ли даже знало, ради чего оно пришло в Грецию. Сделав еще безуспешную попытку овладеть Афинами с моря, разбитые персы отплыли домой.
125. Фемистокл и Аристид. После марафонского поражения Дарий стал готовиться к новому походу на греков, но восстание в Египте помешало ему предпринять этот поход. Когда вскоре затем он умер, его сын Ксеркс (486—465) сначала подавил восстание в Египте, а потом начал тоже готовиться к войне с греками. Между тем в Афинах тоже приготовлялись к новому нашествию персов. В это время здесь возвысились два человека, оба принадлежавшие по происхождению к прежней знати, но оба настроенные демократически, хотя и очень несходные между собою характером. Один из них, Фемистокл, отличался честолюбием и изворотливостью и вместе с тем был необычайно проницателен и энергичен. Другой, по имени Аристид, не обладал особенно большою дальновидностью, но зато славился редкою правдивостью и неподкупностью. Вместе с большинством афинян, гордившихся марафонскою победою, Аристид думал, что все спасение государства — в пехоте, уже доказавшей свою силу в битве с персами, и потому он противодействовал Фемисток-лу, который, напротив, доказывал, что афиняне должны построить большой флот и именно в нем искать своего спасения. Фемистоклу удалось добиться изгнания Аристида посредством остракизма и настоять на том, чтобы государственные доходы от серебряных рудников Лавриона пошли на постройку кораблей. Благодаря этому, афиняне ко времени нового персидского нашествия имели уже значительный флот, весьма удобно помещавшийся в гавани Пирея. Вместе с тем афиняне побудили другие греческие государства соединиться для общей борьбы с персами, и в 481 г. на Истме состоялся съезд представителей разных городов, на котором был заключен с этой целью союз, а предводительство в нем (гегемония) было отдано Спарте, как самому сильному государству во всей Греции.

Пользуйтесь Поиском по сайту. Найдётся Всё по истории.
Добавить комментарий
Прокомментировать
  • bowtiesmilelaughingblushsmileyrelaxedsmirk
    heart_eyeskissing_heartkissing_closed_eyesflushedrelievedsatisfiedgrin
    winkstuck_out_tongue_winking_eyestuck_out_tongue_closed_eyesgrinningkissingstuck_out_tonguesleeping
    worriedfrowninganguishedopen_mouthgrimacingconfusedhushed
    expressionlessunamusedsweat_smilesweatdisappointed_relievedwearypensive
    disappointedconfoundedfearfulcold_sweatperseverecrysob
    joyastonishedscreamtired_faceangryragetriumph
    sleepyyummasksunglassesdizzy_faceimpsmiling_imp
    neutral_faceno_mouthinnocent
2+три=?