Законы XII таблиц.

 

Составленные децемвирами законы XII досок, или таблиц (leges duodecim tabularum), легли в основу всего дальнейшего развития римского права. В сущности эти законы совсем не касались государственного права Рима или устройства республики и взаимных отношений между властями и народом. Их содержанием были законы гражданские, т.е. о семейных и имущественных отношениях, и уголовные, т.е. о преступлениях и наказаниях, а также разные распоряжения полицейского характера, касавшиеся благоустройства города с его округом и нравов жителей. Законы XII таблиц особенно ограждали права собственности: пойманный ночью вор мог быть безнаказанно убит, а если бы он стал защищаться, то разрешалось и днем его убить; долговые обязательства по-прежнему влекли за собою кабалу, но величина роста была определена (в 8У2%). Равным образом браки между патрициями и плебеями были по-прежнему запрещены. Важность издания писаных законов заключалась в том, что консулы обязаны были теперь руководиться в своих приговорах определенными правилами, т.е. в область суда была введена законность. Сами медные доски с законами были выставлены на форуме, дабы все могли их знать, и самый суд производился на форуме тоже гласно.
244. Расширение прав трибутных комиций. После замены децемвиров снова консулами и восстановления трибуната плебеям сделаны были новые уступки. Виновниками их были консулы 449 г. Луций Валерий и Марк Гораций, по имени которых сделанные ими предложения получили название валериевых и горациевых законов (leges Valeriae Horatiae). Этими законами подтверждалась неприкосновенность личности трибунов и возобновлялся закон о провокации к народу, которую должен был давать теперь и диктатор, а главное — постановления плебса в трибутных комициях получили обязательную силу для всего народа (ut quod tributim plebs jussisset populum teneret). Другими словами, ктрибутным комициям перешло одно из очень важных прав комиций центуриатных, за которыми, однако, все-таки еще и теперь оставалось исключительное право выбирать магистратов и судить по всем преступлениям, каравшимся смертью. Такое расширение прав трибутных комиций было особенно важно потому, что в них голоса подавались не по центуриям — способ, дававший перевес патрициям, — а по местным трибам, где подавляющее большинство принадлежало плебсу. Это дало возможность последнему с большим успехом проводить свои дальнейшие требования. Патриции, чтобы не остаться совсем без влияния на издание новых законов, начали сами принимать участие в трибутных комициях. Через два года после валериевых и горациевых законов у консулов взято было заведование государственною казною, и для этого была создана новая патрицианская должность двух квесторов, выбиравшихся, однако, в трибутных же комициях.
245. Борьба за государственные должности. Главным препятствием к дозволению браков между плебеями и патрициями и к допущению плебеев избираться в консулы была патрицианская религия, участие в обрядах которой было доступно лишь членам старых родов, как это было и в Греции. В 445 г. трибуну Канулею удалось добиться закона (lex Canuleja), устанавливавшего право плебеев вступать в законный римский брак (jus connubii) с членами патрицианского сословия и выбираться на высшую должность в государстве. Делая последнюю уступку, патриции, однако, выговорили для сената право заменять, когда он это найдет нужным, избрание консулов избранием военных трибунов с консульскою властью (tribuni militum consulari potestate) и только к этой должности допускать плебеев. В течение сорока лет около двадцати раз выбирались консулы из одних патрициев и около двадцати военные трибуны, но так как избрание совершалось в центуриатных комициях, где главное значение принадлежало самому богатому классу, то лишь в 400 г. в первый раз плебей был избран в эту должность. Предвидя, однако, что рано или поздно это все-таки может случиться, патриции еще в 443 г. отделили от консульства в исключительное обладание своего сословия новую должность цензора, или оценщика имущества граждан для распределения их по центуриям и классам, т.е. для определения их политических прав. Цензоров было два, и выбирались они сначала на пятилетний срок, соответственно со сроком переоценки имуществ (этот период времени назывался lustrum), но потом пребывание их в должности было ограничено 18 месяцами. Так постепенно расчленилась царская власть на новые магистратуры (сначала одни консулы, потом прибавились квесторы, после них еще цензоры), как это происходило и в Афинах. Должность цензоров получила важное значение. Они не только распределяли граждан по классам, но и наблюдали за их нравами, за верностью их национальным преданиям и обычаям, за образом их жизни и даже могли наказывать за отступления от добрых нравов. Это право цензоров распространялось и на «отцов», заседавших в сенате, назначение членов которого стало зависеть от усмотрения цензоров. Допущение новых граждан и исключение из гражданства тоже зависело от цензоров. (Можно сказать, что права и обязанности, сопряженные с этою должностью по наблюдению за поведением граждан, были те же, какими в Афинах пользовался ареопаг.) Вынужденные (в 421 г.) уступить плебеям право избрания в квесторы, патриции особенно охраняли цензуру, как достояние своего сословия. И впоследствии, когда в середине IV в. вместо военных трибунов с консульскою властью снова стали выбирать консулов и один из них непременно должен был быть плебей, патриции отделили от консульства исключительно для себя еще новые должности (которые, однако, тоже сделались впоследствии доступными плебеям, как и сама цензура).
246. Страх патрициев перед тиранией. Во время борьбы с плебеями патриции очень боялись захвата кем-либо власти в свои руки, т.е. того, что греки называли тиранией. В середине V в. судьбу консула Спурия Кассия испытал богатый плебей Спурий Мелий, который выдавал беднейшим гражданам хлеб из своих запасов и был заподозрен в стремлении к единовластию. В начале IV в. (387) на Рим сделали нападение галлы, заняли и сожгли город и удалились, лишь взяв большой выкуп. Впоследствии составилась легенда, что Рим был спасен посвященными богине гусями, разбудившими защитников Капитолия, когда враги уже пробирались в крепость. Главный герой этой легенды носит имя Марка Манлия; также и он был заподозрен в стремлении к царской власти за свое благожелательное отношение к плебеям и по проискам патрициев приговорен к свержению с Тар-пейской скалы.


Пользуйтесь Поиском по сайту. Найдётся Всё по истории.
Добавить комментарий
Прокомментировать
  • bowtiesmilelaughingblushsmileyrelaxedsmirk
    heart_eyeskissing_heartkissing_closed_eyesflushedrelievedsatisfiedgrin
    winkstuck_out_tongue_winking_eyestuck_out_tongue_closed_eyesgrinningkissingstuck_out_tonguesleeping
    worriedfrowninganguishedopen_mouthgrimacingconfusedhushed
    expressionlessunamusedsweat_smilesweatdisappointed_relievedwearypensive
    disappointedconfoundedfearfulcold_sweatperseverecrysob
    joyastonishedscreamtired_faceangryragetriumph
    sleepyyummasksunglassesdizzy_faceimpsmiling_imp
    neutral_faceno_mouthinnocent
2+три=?