Эпоха Мария и Суллы

 

Кай Марий. Судьба Гракхов показала, что городской пролетариат Рима не мог дать надежной опоры в борьбе с аристократией. Вскоре после их гибели на сцену выступила новая политическая сила — войско, которое было готово идти за своими вождями на что угодно, лишь бы самому господствовать и извлекать из своего положения материальные выгоды. Лервьш организатором этой новой силы был Кай Марий. Сын поденщика, он был человеком без всякого образования, но отличился в войнах такою храбростью и распорядительностью, что дослужился до офицерских чинов, а потом стал выбираться и на государственные должности. В последних годах II в. римляне вели войну с нумидийским царьком Югуртою (112—106), который овладел своею областью вопреки всякому праву. Он утвердился на престоле, подкупив римских сенаторов, а потом, когда против него было выслано войско, то подкупил и его начальников. Так он делал потом и не один еще раз, говоря, что «весь Рим готов был бы себя продать, найдись только достаточно богатый покупщик».
Война пошла успешно лишь тогда, когда ведение ее взял на себя Цецилий Метелл, под начальством которого и отличился особенно Марий. Выбранный в консулы, Марий успешно окончил войну в Нумидии и привел Югурту в Рим, где самому Марию, как победителю, был устроен триумф. Вслед за этим ему было поручено отразить нашествие кимвров и тевтонов, что им тоже было исполнено с полным успехом (102). Для внутренней истории Рима особенно важное значение имело то, что Марий стал принимать в легионы пролетариев и даже не-граждан, вследствие чего самый дух римского войска изменился. Таких, как они, солдат уже ничто не связывало с гражданским порядком Рима: это был не вооруженный народ, а наемная армия, которая свои солдатские интересы отделяла от интересов граждан и ставила распоряжения своих начальников выше законов государства и повелений государственных властей, лишь бы только самим пользоваться материальными плодами побед. Такая армия могла быть только орудием в руках честолюбивых полководцев, но именно обнищание граждан и вызывало необходимость такой армии. Вернувшись в Рим после победы над варварами, Марий сделался главою народной партии, соединившись с ее вождями Луцием Апулеем Сатурнином и Каем Сервилием Глауцией. Один сделался консулом, другой трибуном, третий претором, и втроем они провели законы о еще большем понижении цены на казенный хлеб и об основании в Африке колонии для отставных солдат. Сатурнин действовал так насильственно против других трибунов и так явно опирался на ветеранов Мария, что встревожил сенаторов и всадников. Они теперь соединились между собою, победили Сатурнина, успевшего захватить Капитолий, и добились отмены марианских законов. Марий на время должен был удалиться в частную жизнь, но только для того, чтобы выжидать, когда обстоятельства снова вызовут его на сцену. Между тем среди самих оптиматов образовалась партия, находившая необходимым обновить состав гражданства принятием в него союзников; любопытно, что предложение об этом сделал трибун Ливии Друз, сын противника реформ Кая Гракха. Однако громадное большинство граждан и слышать об этом не хотело, и Друз был умерщвлен тайным убийцею. Тогда-то союзники взялись сами за оружие, произошла союзническая война (91—88), которая снова вызвала на сцену Мария, но в это время у него явился соперник в лице Суллы.
293*. Л.Корнелий Сулла. Луций Корнелий Сулла по своему происхождению и по всем своим симпатиям принадлежал к нобилитету. Это был человек, получивший хорошее образование и отличавшийся любовью к искусству, но в то же время преданный чувственным наслаждениям; был хороший полководец и тонкий политик, но вместе с тем честолюбец, не пренебрегавший никакими средствами в погоне за славою и почестями. В первый раз он выдвинулся вперед во время войны с Югур-тою, в которой он служил под начальством Мария, а во время союзнической войны к нему уже прямо перешла главная команда от Мария, возбудившего в Риме против себя недовольство своею медлительностью. Марий не мог потом простить этого Сулле. Последний тем более еще должен был сделаться ему ненавистным, что был представителем той самой знати, которая смотрела на Мария, как на выскочку (homo novus). Когда Сулла с успехом окончил союзническую войну, сенат поручил ему же идти усмирять и Митридата, напавшего на римские владения.
29,4. Междоусобие Мария и Суллы. Соперничество Мария и Суллы привело к первой большой междоусобной войне в Риме. Марий был страшно раздражен, что сенат послал армию сражаться против Митридата под начальством Суллы. Когда последний отправился на войну, Марий соединился в Риме с демократической партией и при помощи одного трибуна (Сульпиция Ру-фа) добился того, что начальство над войском в войне с пон-тийским царем было отнято у Суллы и передано ему самому. Легионы Суллы не захотели повиноваться этому распоряжению и с дороги вернулись в Рим. Большая часть высших начальников армии не пожелала участвовать в этом движении, но Сулла не долго выбирал между повиновением закону и личным интересом. Он не сложил с себя команды и во главе мятежной армии явился в Рим; здесь он восстановил поколебленное господство знати и только тогда отправился на войну. Марий бежал в Африку и скитался некоторое время «на развалинах Карфагена». Вскоре, однако, собрав вокруг себя ветеранов и соединившись с консулом Корнелием Цинной, он занял Рим, разбив отряд, который Сулла оставил в городе для поддержки сената. Марию удалось даже добиться избрания в консулы (в седьмой раз), но через несколько дней он умер. Главою марианцев остался в городе Цинна, а сын Мария укрепился в Пренесте. Победа марианцев сопровождалась убийствами и грабежами, и к победителям присоединились многие граждане из бывших союзников. Сулла поспешил заключить мир с Митридатом и вернулся в Италию (82), где ему пришлось вести настоящую войну со сторонниками Мария. После очень упорной битвы с ними он вступил в Рим, где началось избиение всех марианцев без всякого следствия и суда, по одним лишь проскрипциям, заключавшимся в том, что имена марианцев заносились в особые списки, которые обнародовались во всеобщее сведение: каждый, кто только хотел и мог, убивал людей, имена которых стояли в этих списках. Имущество убитых бралось в казну и продавалось с аукциона в пользу солдат Суллы. В данном отношении Сулла шел по стопам Мария, потому что армия, которою он командовал, состояла из пролетариев, жаждавших одной добычи и не желавших повиноваться гражданской власти. Он наградил своих ветеранов сотнею тысяч наделов, но бывшие солдаты оказались плохими земледельцами. Пример Мария и Суллы вполне обнаружил, что главною силою, на которую стали опираться вожди партий, сделалось войско, совершенно отделившее себя от граждан.
295. Диктатура и реформы Суллы. После своего вступления в Рим Сулла занял в республике исключительное положение, внешним выражением чего было облечение его диктатурой для издания законов и устройства государства (dictator legibus scribundis et rei publicae constituendae). Своею новою властью Сулла мог воспользоваться только в интересах знати. Как настоящий аристократ, он и дал государству строго олигархическое устройство, сосредоточив всю власть в сенате. Сенат должен был пополняться исключительно бывшими носителями курульных должностей, без всякого участия цензоров, которые сделались даже излишними с превращением гражданского ополчения в наемное войско. Право участвовать в суде над бывшими магистратами, переданное при Гракхах всадникам, было возвращено сенату. Возбуждать в комициях те или другие вопросы можно было только с формального разрешения сената. Права трибунов были ограничены, и им оставлено было одно лишь заступничество за отдельных граждан. Свои реформы (leges Corneliae) Сулла проводил, опираясь на десять тысяч новых граждан (кор-нелиев), которые были набраны из отпущенных на волю рабов, принадлежавших марианцам, и составляли своего рода гвардию диктатора. Он пополнил и сенат тремястами новых членов из своих приверженцев. Впрочем, ни новые граждане, ни новые сенаторы, бывшие лишь креатурами диктатора, не могли обновить распадавшийся республиканский строй. Если бы только Сулла захотел, он мог бы удержать в своих руках единоличную власть, создавшуюся самими обстоятельствами, но его утомила политическая деятельность, и, окончив свою реформу, он сложил с себя свои полномочия.


Пользуйтесь Поиском по сайту. Найдётся Всё по истории.
Добавить комментарий
Прокомментировать
  • bowtiesmilelaughingblushsmileyrelaxedsmirk
    heart_eyeskissing_heartkissing_closed_eyesflushedrelievedsatisfiedgrin
    winkstuck_out_tongue_winking_eyestuck_out_tongue_closed_eyesgrinningkissingstuck_out_tonguesleeping
    worriedfrowninganguishedopen_mouthgrimacingconfusedhushed
    expressionlessunamusedsweat_smilesweatdisappointed_relievedwearypensive
    disappointedconfoundedfearfulcold_sweatperseverecrysob
    joyastonishedscreamtired_faceangryragetriumph
    sleepyyummasksunglassesdizzy_faceimpsmiling_imp
    neutral_faceno_mouthinnocent
1+три=?