Внутренний быт империи в ГУ и V вв

 

340. Устройство Римской империи IV—V вв. Римская империя после диоклетиано-константиновской реформы была вполне централизованной абсолютной монархией. Власть императора была совершенно неограниченной и считалась источником законов: «что благоугодно принцепсу, — учили еще раньше того римские юристы, — имеет силу закона» (quod principi placuit, legis habet vigorem), потому что, прибавляли они, римский народ «перенес на него все свои права и всю свою державную власть»
(imperium). Окруженный пышным и блестящим двором, монарх стоял во главе религии (как pontifex maximus), управления и войска. В управлении была введена строгая централизация: префектам были подчинены викарии диоцезов, последним — правители (ректоры) провинций. Многочисленный штат чиновников всем управлял, во все входил, за всем надзирал, все более и более стесняя муниципальное самоуправление, т.е. заведование самими городами всем тем, что входило в сферу их местных интересов. Такая система управления и содержание большого войска, требовавшееся непрерывною борьбою с варварами, обходились населению очень дорого, и бремя налогов сделалось в конце концов совершенно непосильным для обывателей. Население начало поэтому относиться к государству враждебно, что в свою очередь вызвало со стороны правительства усиление надзора за обществом.
341. Классы населения в IV—V вв. С распространением прав римского гражданства на все население империи все свободные люди, за исключением варваров, сделались в юридическом смысле равноправными. Строй общества был, однако, чисто аристократический. Процесс образования крупной собственности, начавшийся в эпоху республики, завершился при империи, и сословие земельных магнатов составило высший класс населения, получивший название сенаторского сословия. Это были владельцы громадных поместий, латифундий, в руках которых сосредоточивались большие богатства и которые теперь все менее и менее думали о государственных интересах и даже интересах собственного сословия, преследуя исключительно свои частные цели. Само правительство усиливало значение этого класса, поручая ему часть полицейских обязанностей в их имениях. Кроме этой имперской знати, в отдельных городских общинах с их округами существовали тоже зажиточные посессоры (домовладельцы и землевладельцы), которые, наоборот, вес более и более разорялись. Составляя сословие куриалов, т.е. пополняя из своей среды городские курии (муниципальные советы), этот класс отвечал своим имуществом за исправное отбывание податей. Участие куриалов в муниципальном самоуправлении было прежде привилегией и доставляло почетное положение в обществе, но, когда на них была возложена ответственность за сбор налогов, многие из них стали уклоняться от исполнения муниципальных повинностей, и тогда правительство прикрепило куриалов к городам, превратив почетное звание в крайне разорительную обязанность. Само муниципальное самоуправление пришло в упадок, и уже во второй половине IV в. императоры нашли нужным учредить особую выборную должность дефенсоров (защитников), которые ограждали бы местное население от чиновничьих злоупотреблений. В низших классах общества тоже произошла большая перемена. Императорское законодательство еще с I в. стало смягчать участь рабов, которые римским правом считались не лицами (personae), а вещами (res), и независимо от этого в ГУ и V вв. рабство стало уступать место новой форме зависимости, получившей название колоната. В первые времена империи хозяйство в латифундиях богачей велось при помощи рабов, которые жили в общих господских казармах, получая от своих господ и пищу, и одежду, и работали под присмотром городских управляющих и старост. Эта форма хозяйства мало-помалу заменялась другою. Землевладельцы стали делить свои имения на мелкие участки и отдавать их рабам или свободным колонам (т.е. поселенцам) в обработку за оброк и исполнение некоторых работ. Таким образом крупное землевладение сочеталось с мелким хозяйством. Императорское законодательство IV в. для обеспечения правильного поступления налогов прикрепило колонов к земле и определило их права и обязанности. Колонат не был рабством, но не был и свободой, хотя юристы и считали колонов свободными, да и на самом деле колоны пользовались многими правами свободных граждан. Колон был не бесправный работник в доме своего господина, а подневольный наследственный арендатор, ведший свое хозяйство. Закон обеспечивал за колоном его участок от произвола господина. В историческом отношении на колонат можно смотреть, как на переход от античного рабства к позднейшему крепостному состоянию крестьян.
342*. Римское право. Распространение римского гражданства на всю империю превратило римское гражданское право (jus civile) в право всего тогдашнего исторического мира и сообщило ему всемирно-историческое значение. Развитие римского права начинается с законов XII таблиц в середине V в. до Р.Х. и завершается только в VI в. по Р.Х., так что в общей сложности имеет тысячелетнюю историю. Над его созданием работали народные комиций, сенат, магистратура, правоведы и императоры: комиций — своими законами (leges), сенат — своими постановлениями (senatus consulta), магистраты, в особенности преторы, — своими эдиктами (edicta), правоведы (jurisprudentes) — ответами (responsa) на трудные и спорные вопросы, императоры — своими указами, или конституциями (constitutiones principum). Сначала это было право одних только граждан, т.е. римлян, но по мере того, как все население империи превратилось в граждан, римское право стало правом всех свободных людей в империи. С другой стороны, римские наместники в провинциях создавали своими эдиктами законы и для подвластных Риму народов, и рядом с гражданским, т.е. чисто римским правом (jus civile), образовалось особое право общенародное (jus gentium), которому с течением времени стали подчинять и граждан. Таким образом Римская империя привела не только к политическому, но и к юридическому объединению всех народов, живших вокруг Средиземного моря.
343*. Римская юриспруденция. Самыми ранними римскими законоведами еще в республиканскую эпоху были жрецы (понтифики), и первый, кто сделал попытку собрать и изложить все юридические обычаи, был главный понтифик 252 г. до Р.Х. (Тиберий Корунканий), но уже в последние века республики образовался особый класс правоведов, или юриспрудентов. К ним обращались за советами не только частные лица, но и сами преторы, творившие суд и обязанные при этом держаться известных правил, которые и излагались в их эдиктах. То же делали в провинциях пропреторы и проконсулы. Советы юристов (responsa jurisprudentum) получили такое важное значение, что Август сделал из этой профессии давать ответы привилегию лишь ограниченного числа наиболее сведущих и влиятельных правоведов. Сами императоры нуждались в постоянных советах знатоков права и приближали их к себе, стараясь в то же время объединить законодательство. При Адриане юрист Сальвий Юлиан составил из прежних претореких эдиктов общий свод, под названием постоянного эдикта (edictum perpetuum), а при Марке Аврелии другой юрист, Гай, написал учебник по общим основам права, известный под названием Институций (Institutions). В III в. даже худшие императоры делали префектами преторианцев знаменитых юристов. В IV и V столетиях самостоятельная деятельность юристов прекратилась, и привилегия давать ответы по спорным вопросам права перешла к императорской канцелярии.
344*. Внутреннее изменение римского права. В начале своем римское право отличалось крайним формализмом и исключительностью, но в своем развитии оно прониклось большим уважением ко внутренней правде и широтою взгляда. Провинциальные наместники и руководившие ими юристы, знакомясь с правовыми воззрениями и обычаями других народов, с их общественными отношениями и законами, создавали новые нормы упомянутого общенародного права (jus gentium), а занятия юристов греческою философией, особенно же расположение их к стоицизму, вносили в их работы большую гуманность, большее уважение к личности человека, к человеческому достоинству. Великие юристы II и III вв. (Гай, Папиниан, Юлий Павел и Ульпиан) создали рядом с гражданским общенародным правом так называемое естественное право (jus naturale), основанное на разуме и справедливости. Одним из принципов этого философского направления в юриспруденции было признание за всеми людьми равноправности: «по естественному праву, — учили римские юристы, — все люди рождаются свободными». Поэтому юристы и смягчали печальную участь рабов, беря их под покровительство закона. Основным принципом естественного права было уважение к личности человека. Более ранняя эпоха знала только гражданина, ибо все права личности обусловливались лишь тем, что она принадлежала к известному гражданству, т.е. к известной общине. Римская философская юриспруденция основывала права личности на ее внутреннем достоинстве, на том, что ей эти права прирождены вместе с самою жизнью. Но юристы были бессильны уничтожить рабство и не создали ничего для ограждения личности от произвола. Естественное право было больше благим пожеланием, чем действительностью. Зато оно дало настоящую основу для общенародного права и для превращения его в единое право всего тогдашнего образованного мира.
Политическое и юридическое объединение древнего мира Римской империей завершилось объединением и религиозным.

Пользуйтесь Поиском по сайту. Найдётся Всё по истории.
Добавить комментарий
Прокомментировать
  • bowtiesmilelaughingblushsmileyrelaxedsmirk
    heart_eyeskissing_heartkissing_closed_eyesflushedrelievedsatisfiedgrin
    winkstuck_out_tongue_winking_eyestuck_out_tongue_closed_eyesgrinningkissingstuck_out_tonguesleeping
    worriedfrowninganguishedopen_mouthgrimacingconfusedhushed
    expressionlessunamusedsweat_smilesweatdisappointed_relievedwearypensive
    disappointedconfoundedfearfulcold_sweatperseverecrysob
    joyastonishedscreamtired_faceangryragetriumph
    sleepyyummasksunglassesdizzy_faceimpsmiling_imp
    neutral_faceno_mouthinnocent
три+2=?