Наука и искусство воюющей страны

 

Советская наука фронту. Как только раздались первые выстрелы Великой Отечественной войны, Коммунистическая партия и Советское правительство приняли меры к тому, чтобы подчинить научные исследования нуждам войны, шире использовать научные достижения для победы. В этих целях вся тематика научных работ сосредоточивалась на трех главных направлениях: разработке военно-технических проблем; помощи промышленности в модернизации и убыстрении военного производства; мобилизации сырьевых ресурсов страны на нужды обороны с заменой дефицитных материалов местным сырьем. Это нашло отражение в первом плане работы учреждений Академии наук в военное время, составленном в августе -сентябре 1941 г. Он включал более 200 тем, которые решали неотложные задачи военного производства63.
Советские ученые нашли наиболее целесообразные организационные формы решения новых сложных задач. Для разработки комплексных тем создавались комиссии, комитеты и советы ученых. По инициативе президента Академии наук В. Л. Комарова в августе 1941 г. в Свердловске была создана комплексная Комиссия по мобилизации ресурсов Урала на нужды обороны страны. При ее деятельном участии шло развертывание на Урале военного производства, разрабатывалась технология выплавки новых марок металла, выявлялись новые месторождения руд и т. д. Всем ученым этой комиссии в 1942 г. была присуждена Государственная премия 1-й степени. Деятельность комиссии приобрела общегосударственное значение. ЦК ВКП(б) и Советское правительство признали целесообразным расширить сферу ее работы на районы Западной Сибири и Казахстана.
Успешно работала комиссия ученых, созданная при городском комитете ВКП(б) в Ленинграде и возглавлявшаяся академиком Н. Н. Семеновым. Комитеты ученых также успешно трудились в Магнитогорске, Сталинграде, Омске, Томске, Алма-Ате, Новосибирске и других промышленных центрах.
Многие ученые вели плодотворную работу непосредственно на предприятиях. Так, в цехах танкового завода в Нижнем Тагиле сотрудники Института электросварки Украинской академии наук во главе с академиком Е. О. Патоном применили скоростную автоматическую сварку танковой брони, что позволило увеличить выпуск танков.
В 1942 г. перед научными учреждениями во весь рост встала задача мобилизации на нужды войны ресурсов восточных районов. Им удалось найти новые возможности и резервы для удовлетворения потребностей промышленности в металле, сырье. Так, была разработана программа увеличения выпуска металла за счет расширения Магнитогорского и Ново-Тагильского заводов, а также модернизации старых маталлургических предприятий: Ссровского, Златоустов-ского и др. Углубленное изучение Джезказганского месторождения в Казахстане позволило организовать промышленную добычу марганца, крайне необходимого для металлургической промышленности. Группа ученых, возглавляемая членом-корреспондентом АН СССР Д. М. Чижиковым, включилась в поиски сырья для алюминиевой промышленности. В результате работы научных сотрудников и геологов алюминиевая промышленность была обеспечена сырьем.
Во многом благодаря самоотверженному труду геологов была создана промышленность по добыче вольфрама - важнейшего стратегического сырья, который шел на изготовление сверхтвердых сплавов, применяемых в головках бронебойных снарядов и на изготовление режущих инструментов в металлообрабатывающей промышленности. Расширилось производство и других цветных металлов. Знатоком геологического строения Казахстана Н. Г. Кассиным было открыто Бощикульское месторождение меди. Ценным подарком Родине было открытие в Казахстане близ Балхашского медеплавильного городка нового, молибденового месторождения.
Геологи Казахстана во главе с директором Геологического института Казахского филиала Академии наук СССР К. И. Сатпаевым открыли Джездииское марганцевое месторождение и нашли крупные запасы железных руд в Казахстане. Работы академиков А. А. Ско-чинского, Л. Д. Шевякова и других ученых, проводившиеся непосредственно на месторождениях, помогли увеличить угледобычу в Карагандинском бассейне и на Урале, на Коркинских открытых разработках бурого угля. На увеличение производительности труда в шахтах Кузбасса оказал влияние способ щитовой разработки мощных крутопадающих пластов угля, предложенный профессором Томского политехнического института Н. А. Чинакалом.
В Казани с лета 1942 г. начала работу Комиссия по мобилизации ресурсов Среднего Поволжья и Прикамья на нужды обороны, которую возглавил вице-президент Академии наук СССР академик Е. А. Чудаков. Ее секции вели видные ученые страны. Так, нефтяной секцией руководил академик С. С. Наметкин, энергетической — Г. М. Кржижановский, химической — В. Г. Хлопни. Благодаря поисковым работам, развернутым в Поволжье, была открыта нефть в Татарии. Большое значение получило открытие богатейшего Ешиаиского месторождения природного газа. На это топливо уже во время войны была переведена промышленность Саратова.
В горах Алтая и Урала, в степях Казахстана, в Средней Азии и на Крайнем Севере поисковые работы вели научные экспедиции, открывшие новые запасы угля, железной руды, нефти н цветных металлов. Самоотверженный труд советских ученых помог поднять до-эычу угля, нефти и других ископаемых богатств, увеличить производство черных, цветных и редких металлов на существовавших и вновь открытых месторождениях, расширить старые и создать новые рудники, шахты и заводы.
Ученые страны оказывали непосредственную помощь Советским Вооруженным Силам. При президиуме Академии наук СССР в 1942 г. была создана Комиссия по научно-техническим военно-морским вопросам, ученым секретарем которой был И. В. Курчатов. Ученые вели успешную работу на флоте, используя найденный еще в 1941 г. А. П. Александровым эффективный метод размагничивания боевых кораблей для защиты от действий магнитных мин.
В Новосибирском комитете ученых, образованном 30 января 1942 г. под председательством академика С. А. Чаплыгина, работали секции: авиационная, вооружения и боеприпасов, транспортная, энергетическая, металлургическая, химическая, физическая, геологическая, сельскохозяйственная и др.
Внедрение научных достижений в ряде случаев приводило к огромному увеличению производительности целых отраслей военной промышленности. Применение на военных заводах станков-автоматов, разработанных учеными, способствовало громадному росту выпуска патронов. Использование дефектоскопов, созданных сотрудниками Уральского филиала АН СССР, дало возможность намного увеличить выпуск военной продукции за счет сокращения брака. Метод обработки тяжелых частей танка, предложенный сотрудниками экспериментального научно-исследовательского института металлорежущих станков Ю. Б. Эрпшер, Н. А. Волчек, А. Л. Купцовым и другими, сократил втрое число рабочих, занятых на этих операциях, и в 1,5 раза увеличил пропускную способность цеха.
Благодаря работам А. И. Берга, Б. А. Введенского и других ученых советская наука не отстала от мировых достижений в области радиотехники и ее применения в военном деле. Исследования советского физика А. Ф. Иоффе в области полупроводников использовались в производстве раций для партизанских отрядов. Выдающиеся советские ученые-химики Н. Д. Зелинский, А. Н. Несмеянов, А. Е. Арбузов, А. Е. Фаворский, С. С. Наметкин и другие вложили много труда в обеспечение оборонной промышленности сырьем для производства взрывчатых веществ: целлюлозой, азотной и серной кислотами, аммиаком, толуолом, а также синтетическим каучуком. Ученые немало сделали, чтобы советская военная техника была обеспечена высококачественным топливом и смазочными маслами, хорошо выдерживающими низкие температуры.
Благодаря работам академиков С. И. Вавилова, И. В. Гребенщикова и других советских ученых-оптиков Вооруженные Силы были снабжены надежными оптическими приборами. Математики выполняли сложные расчеты для авиации и флота, необходимые для боевых действий.
Еще до войны советские ученые И. В. Курчатов, Г. Н. Флеров, И. М. Франк, Д. В. Скобельцын, Н. Н. Семенов, Ю. Б. Харитон, Л. Д. Ландау, И. Е. Тамм и другие занимались исследованием атомной энергии. Летом 1942 г. в Казани начались опыты по разложению нейтронов. В 1943 г. после организации в Москве специальной лаборатории Академии наук СССР исследования приняли более широкие масштабы.
Крупными достижениями советской науки явились теоретические исследования и практические решения важнейших проблем в трудах видных ученых Н. Е. Кочина, С. А. Христиановича по аэрогидродинамике и усовершенствованию методов расчета элементов самолетов, М. В. Келдыша по математической теории динамической прочности самолета и вибрации, Н. Н. Андреева по подводной акустике, А. А. Благонравова по вооружению, Н. Г. Бруевича по точной механике, Н. Д. Зелинского, А. А. Баландина, А. Н. Несмеянова, А. Е. Арбузова, Н. Н. Семенова, Н. М. Караваева и других по созданию технологии получения высококачественного авиабензина, смазочных масел, новых материалов и заменителей. Возглавляемый академиком П. Л. Капицей коллектив Института физических проблем успешно разработал и внедрил в промышленность новые методы получения жидкого водорода.
Событием большой научной важности был разработанный в 1944-1945 гг. профессором В. И. Векслером новый принцип ускорения частиц, так называемый принцип автофазировки. Он позволил повысить энергию, которая в тысячу раз ускорила движение атомных частиц в циклотроне.
Одним из направлений деятельности Академии наук были проблемы, связанные с восстановлением народного хозяйства в освобожденных районах. Под руководством академиков А. А. Байкова, И. П. Бардина, В. Н. Образцова, А. А. Скочинского, Г. С. Стру-милина, А. М. Терпигорова и других ученых были определены основные направления технической политики восстановления производственных мощностей Донецкого угольного бассейна, металлургии Юга, развития сельского хозяйства, транспорта, восстановления городов.
В дело победы внесли свой вклад и работники общественных наук: историки, философы, экономисты, этнографы, юристы и др. В трудах и выступлениях ученых отражалось героическое прошлое советского народа, его борьба против иноземных захватчиков, разоблачались фашистская идеология и злодеяния немецко-фашистских захватчиков, освещались события Великой Отечественной войны, их историческое значение64. Их работы способствовали воспитанию в советских людях ненависти к фашистскому агрессору, готовности отдать все силы защите социалистической Родины.

Важные задачи решали в годы войны представители медицинской науки. При президиуме Академии наук работала Военно-санитарная комиссия, возглавляемая академиком Л. А. Орбели. Во время войны ученые работали непосредственно на фронтах. В рядах военных врачей находились 206 докторов и 1196 кандидатов медицинских наук". Академик генерал-майор медицинской службы Н. Н. Бурденко занимал ответственный пост главного хирурга Красной Армии. Использование предложенного им метода лечения одного из видов ранений снизило смертность раненых с 65 до 25 %, а при применении этого метода тотчас после ранения — до 6 — 7%. Академик А. В. Палладии получил препарат витамина К, который обладал способностью ускорить затягивание ран, особенно труднозаживаемых.
В борьбе за жизнь раненых огромную помощь врачам оказало широко практиковавшееся во время войны переливание крови, научные принципы которого были разработаны Центральным институтом переливания крови и другими медицинскими научными учреждениями. Членами Томского комитета ученых Б. П. Кашкиным и П. П. Одинцовым был создан прибор «радиощуп», получивший высокую оценку в госпиталях. С его помощью хирурги находили и извлекали у раненых металлические осколки66.
Благодаря эффективной разработке методов борьбы с различными осложнениями ранений и контузий смертность в госпиталях по сравнению со смертностью в годы первой мировой войны снизилась в несколько раз и лишь немного превышала 1 %.
Большим достижением советской медицины была хорошая противоэпидемическая защита армии и гражданского населения. Благодаря этому страна была избавлена от эпидемических заболеваний, которые сопровождали войны в прошлом.
Советских ученых отличали высокая общественная активность, непоколебимая решимость отдать все свои силы и знания великому делу защиты социалистического Отечества. Неисчерпаемый запас духовных, интеллектуальных сил советской науки позволил ей внести большой вклад в обеспечение победы советского народа над фашистской Германией.
Искусство. Плечом к плечу с народом. Перо писателя и поэта, кисть художника, резец скульптора, камера кинооператора стали острым оружием в борьбе с ненавистным врагом. Работники литературы и искусства подчинили свое творчество интересам защиты советской Родины. Они несли в сознание сражающегося народа идеи патриотизма, высокого нравственного долга, звали к мужеству, беззаветной стойкости. Свыше 1 тыс. человек — более трети состава Союза писателей QCCP - ушли в армию военными корреспондентами центральных и фронтовых газет, политработниками, бойцами и командирами Советской Армии. На фронт ушли 900 членов Союза художников, вся военная студия им. Грекова, многие художники, композиторы и артисты. 275 писателей отдали свою жизнь за свободу и независимость социалистической Родины. 500 писателей награждены орденами и медалями, 10 из них стали Героями Советского Союза.
С первых дней войны газета, доносившая слово журналиста и писателя до миллионов читателей, стала связующим звеном между фронтом и тылом. Многочисленные статьи и очерки раскрывали подвиг сражающегося народа, звали к победе.
На второй день войны «Известия» опубликовали исполненное гневной страсти стихотворение «Священная война» В. Лебедева-Кумача, ставшее затем, после его переложения на музыку композитором А. Александровым, гимном Великой Отечественной войны.
Тема советского социалистического патриотизма была ведущей темой литературы народов СССР на протяжении всей войны. Осенью 1942 г. А. Твардовский начал публиковать главу за главой свою замечательную поэму «Василий Теркин». В этой поэме создан образ советского бойца-фронтовика, рассматривающего свои боевые подвиги как повседневный ратный труд. Раскрытию характера советского человека, преодолевающего тяжелые испытания войны, совершающего подвиги в борьбе с враго.м, посвящено и самое значительное произведение документальной художественной прозы военных лет - роман «Молодая гвардия» А. Фадеева.
Появились такие выдающиеся произведения нашей литературы, как «Наука ненависти» М. Шолохова, «Непокоренные» Б. Горбатова, «Радуга» В. Василевской, «Нашествие» Л. Леонова, «Фронт» А. Корнейчука, «Март - апрель» В. Кожевникова и др. Великая жизнеутверждающая сила звучит в этих произведениях. Со страниц романа М. Шолохова «Они сражались за Родину» встают бойцы-коммунисты, исполненные такого мужества, перед которым отступала смерть.
Военные произведения советской литературы получили законное признание народа. Оно отразилось в возросшем интересе советских людей к поэзии и прозе.
Свое мастерство отдавали завоеванию победы и работники искусств. В первые же дни войны начали формироваться фронтовые концертные бригады. За время войны на фронте побывало 42 тыс. актеров, около 4 тыс. концертных бригад, которые дали 1 350 тыс. концертов67. Композиторами был создан в дни войны ряд патриотических произведений различных жанров. Большую популярность завоевали патриотические песни, которые подхватывались миллионами советских людей, ибо в них они находили отражение собственных чувств. Среди произведений крупного плана выдающееся место принадлежит Седьмой симфонии Д. Шостаковича, написанной в осажденном Ленинграде. В симфонии средствами музыкального искусства показаны нашествие фашистских орд, их жестокость и бездушие, борьба с врагом не на жизнь, а на смерть и конечная победа над фашизмом.
Война изменила характер документального кино. Кинохроника стала одним из важных средств информации о героической борьбе Советской Ар.мии на фронте и трудовой деятельности народа в тылу. Передовой отряд нашей кинематографии проделал весь длинный путь советских войск от западных границ СССР до берегов Волги и от Волги до Берлина и Эльбы. Долг кинематографии перед Родиной был выполнен с честью. За время войны кинооператоры засняли свыше 3,5 млн. м пленки. Они зафиксировали события, ставшие достоянием истории, создали документально-исторические ценности. Кроме того, за годы войны было создано и выпущено на экраны более 500 номеров различных киножурналов, 67 короткометражных и 34 полнометражных военных фильма.
Из материалов фронтовых кинооператоров был создан ряд полнометражных документальных фильмов, запечатлевших важнейшие события. 18 февраля 1942 г. по свежим следам стал демонстрироваться фильм «Разгром немецких войск под Москвой» (режиссеры -Л. Варламов и И. Копалин). Вскоре на экраны вышел другой документальный фильм - «Ленинград в борьбе» (режиссеры - Р. Кармен, В. Соловцов, Е. Учитель). 13 июня 1942 г. 240 операторов в 40 местах тыла страны и на всем обширном фронте от Белого до Черного моря сняли фильм «День войны». В марте 1943 г. появился полнометражный документальный фильм «Сталинград», снятый фронтовыми операторами в боевой обстановке. Ряд фильмов был посвящен последующим наступательным операциям Советских Вооруженных Сил. Так, в 1944—1945 гг. мастера кинематографии создали фильмы, отражающие военные события завершающего периода войны: «Победа на Правобережной Украине и изгнание немецких захватчиков за пределы украинских советских земель» (А. Довженко), «Освобожденная Франция» (С. Юткевич), «К вопросу о перемирии с Финляндией» (Ю. Райзман) и др.
Документальное кино по праву встало в один ряд с художественной кинематографией по своему идейно-политическому и воспитательному значению. Центральная студия документальных фильмов за выпуск кинокартин о Великой Отечественной войне была награждена орденом боевого Красного Знамени. Созданная операторами кинохроники замечательная кинолетопись минувшей войны - исторический документ огромного значения.
Художественная кинематография обратилась к наиболее оперативному виду киноискусства — короткометражным художественным фильмам. Съемки «Боевых киносборников» начались уже в июле 1941 г. Большинство этих сборников состояло из коротких кинематографических рассказов, новелл, скетчей, политических карикатур. Они были посвящены борьбе с фашистскими захватчиками. Часто сюжетом служили факты из сообщений Совинформбюро, газетных очерков, рассказов. Таких киносборников в 1941- 1942 гг. было создано 12. Широкое признание зрителей получили полнометражные художественные кинофильмы военных лет: «Секретарь райкома» (И. Пырьев), «Она защищает Родину» (Ф. Эрмлер), «Два бойца» (Л. Луков), «Жди меня» (А. Столпер и Б. Иванов), «Иван Никулин -русский матрос» (И. Савченко), «В шесть часов вечера после войны» (И. Пырьев), «Человек 217» (М. Ромм).
Активное участие в борьбе с фашизмом приняли советские художники. Многие из них использовали форму плаката и карикатуры. Уже 23 июня в Москве появился плакат Кукрыниксов *. Текст плаката гласил: «Беспощадно разгромим и уничтожим врага!» Этот плакат был затем воспроизведен на страницах местных газет в 103 городах страны.
Главными темами плакатов были героизм советского человека, его борьба с фашизмом. Плакаты печатались большими тиражами. «Окна ТАСС» своим главным содержанием имели разящую политическую сатиру. Над их созданием работали выдающиеся художники: П. Соколов-Скаля (художественный руководитель мастерской), Кукрыниксы, Б. Ефимов, М. Кончаловский, Г. Нисский, А. Дейнека, Б. Иогансон, Ю. Пименнов, Г. Савицкий, А. Бубнов, Н. Котов и мноие другие. Плакаты «Окна ТАСС» создавались в Москве и Ленинграде, они выходили в других крупных городах нашей страны.
В картинах военных лет художники показали звериную сущность фашизма и его обреченность, жестокость и злобность захватчиков, которым они противопоставляли благородство и нравственную силу советских людей, их гуманизм. Советские художники создали немало картин батального содержания. Так, в произведении А. А. Дейнеки «Оборона Севастополя» запечатлен подвиг матросов в рукопашном бою. Художник П. Кривоногов свою картину «Корсунь-Шевченков-ское побоище» (1944 г.) посвятил победе над фашистскими захватчиками на правобережье Днепра. Картина прославляет силу советского оружия в справедливой борьбе с захватчиками. Образы русских солдат убедительно и правдиво переданы в картинах В. Одинцова «За Сталинград» (1943- 1945 гг.), Б. Неменского «Мать» (1945 г.) и в работах других художников.
Освобождение советских сел и городов, самоотверженный труд женщин, стариков и детей на свободной земле - темы картин А. Пластова «Сенокос» и «Жатва» (1945 г.), Д. Шмаринова «На отвоеванной земле» (1944—1945 гг.), Э. Калныньша «Новые паруса» (1945 г.).
В живописных и скульптурных портретах генерала И. Д. Черняховского, партизанского командира С. А. Ковпака, героев войны И. Н. Кожедуба, М. Ф. Сельницкого, М. Г. Гареева, А. Молодчего и других, выполненных в эти годы Е. Белановой, И. Першудичем, 3. Азгуром, Е. Вучетичем, Н. Томским, запечатлены черты воли, мужества, достоинства, душевной красоты советских людей. Коллективными усилиями художников и скульпторов навечно запечатлены образы советских людей, вырвавших победу у сильного и жестокого врага. В этих образах передан гуманистический смысл борьбы народа против фашистских захватчиков, раскрыты благородство и нравственная сила советских людей.
Как и в мирные годы, советская литература и искусство являлись многонациональными, представляя творчество всех народов СССР. Поставленные на службу великому делу разгрома врага, советская литература и искусство достойно выполнили свой гражданский патриотический долг, стали мощным духовным оружием в борьбе за свободу и независимость социалистической Отчизны.

Пользуйтесь Поиском по сайту. Найдётся Всё по истории.
Добавить комментарий
Прокомментировать
  • bowtiesmilelaughingblushsmileyrelaxedsmirk
    heart_eyeskissing_heartkissing_closed_eyesflushedrelievedsatisfiedgrin
    winkstuck_out_tongue_winking_eyestuck_out_tongue_closed_eyesgrinningkissingstuck_out_tonguesleeping
    worriedfrowninganguishedopen_mouthgrimacingconfusedhushed
    expressionlessunamusedsweat_smilesweatdisappointed_relievedwearypensive
    disappointedconfoundedfearfulcold_sweatperseverecrysob
    joyastonishedscreamtired_faceangryragetriumph
    sleepyyummasksunglassesdizzy_faceimpsmiling_imp
    neutral_faceno_mouthinnocent
три+2=?