Распадение Карловой монархии.

 

В истории Западной Европы такой крупный завоеватель, каков был Карл, появился лишь тысячу лет спустя в лице Наполеона. Недаром сложилось предание о железном Карле, от приближения войск которого дрожит земля. В глазах потомков он вырос в образ сверхчеловека, глубокомудрого, способного читать в сердцах подчиненных; его воображали предводителем позднейших крестовых походов против неверных. Однако величие Карловой монархии так же, как впоследствии могущество Наполеоновской империи, оказалось недолговечным. Франки проявили необычайный воинственный подъем в борьбе с сарацинами, лангобардами, аварами, саксами, но их силы исчерпались в этой борьбе, и они уже не могли всюду удержать покоренных в подчинении наподобие римской империи; беспомощны оказались они против нового нашествия — норманнов, т. е. северных народов.

При своем военном обаянии и страхе, внушаемом современникам, Карл умел вербовать все новых и новых воителей: он заставлял епископов вооружать целые отряды на счет богатых церковных земель; он требовал, чтобы герцоги, т. е. наследственные вожди племен (баварского, саксонского и др.) приводили своих вассалов. Для больших, трудных войн он поднимал на ноги общее ополчение: небогатых крестьян заставляли складываться по трое, по четверо, чтобы снарядить одного ополченца из своей среды. Ослушаться короля не решались: за неповиновение грозил разорительный штраф в 20 быков. Но сама служба в ополчении жестоко разоряла деревенских жителей: им часто приходилось продавать коров, плуги, запасы из амбаров, иной раз хлеб среди самой жатвы за ничтожные цены, чтобы раздобыть денег и вооружить требуемое число ополченцев.

Со смертью Карла (814) установленные им повинности стали приходить в упадок. Сын его Людовик, прозванный Благочестивым, разделил власть со своими детьми; но скоро сыновья не поладили с отцом и отказали ему в повиновении. Падением императорской власти тотчас же воспользовались епископы: привлеченные Карлом к делам управления они стали теперь считать себя в праве вмешиваться во все мирские дела и даже разбирать споры между властителями.

 

В 829 г. в Париже синод (собрание местного духовенства) объявил, что духовная власть выше светской. Когда Людовик поссорился с сыновьями, папа Григорий IV взял на себя обязанности верховного судьи: незванный, приехал он из Рима на север в лагерь императора и потребовал примирения, при чем ясно дал понять, что виновным в раздоре считает отца. Приговор папы произвел сильное впечатление на воинов: большая часть ополчения покинула старого императора и вслед за папою отправилась в лагерь его сыновей. Людовика ожидало еще худшее унижение: в Суассоне он должен был отказаться от власти и перед собранием епископов принести покаяние в своих грехах. Когда он признал за собою совершение убийств, клятвопреступлений и святотатств, епископы простили его и возвратили императорское достоинство.

Внуки Карла Великого: Ло-тарь, Людовик Германский и Карл II Лысый, не сумели удержать единство империи. Младшие братья, Людовик и Карл, не хотели повиноваться старшему, обладавшему императорским титулом. Заключая между собою союз, Людовик от имени восточных франков и других зарейнских германцев и Карл от имени франков западных, галльских, съехались в г. Страсбурге и, в присутствии своих вассалов,громко произнесли клятву взаимной верности. Вто время, как Карл говорил перед войском Людовика на гер-Чаша баварского герцога Тассило, манском наречии, Людовик обра-современника Карла Великого. щался к войску К#рла на языке

р о м а н с к о м (т. е. происшедшем от языка римлян, латыни), так как западные франки, живя в течение 4 веков среди галлоримлян, утратили свою старинную речь и слились с туземным населением; единственной памятью германского их происхождения осталось новое имя Галлии, которая стала называться Францией, тогда как область их восточных единоплеменников, находившихся в среде чисто германских племен, саксов, баварцев и др., сохранила имя Германии. В 843 г. в Вердене между тремя братьями произошел раздел, в силу которого Лотарь был признан королем Италии, Людовик — Германии, Карл — Франции.

Папа, продолжая обращаться к военной помощи Каролингов, не сохранил и тени почтительности к франкским вождям. Вместе с тем, опираясь на свое достоинство владыки, возлагающего корону на императора, папа присвоил себе верховную власть над епископами всех западных стран. Настоящим церковным деспотом показал себя папа Николай I (858—67). По его словам: «св. Петр бережет римскую церковь так, что еретики и даже сам ад ничего не смогут сделать против ее господства». Когда император Людовик И, сын Лотаря, разошелся со своей женой, не испросив разрешения папы, Николай сместил тех епископов, которые утвердили развод императора; отказавшись принять Людовика в Риме, он объявил, что «государи лишь тогда достойны короны, когда умеют владеть сами собою; иначе их следует считать тиранами, а не государями; тогда мы не только не должны оказывать им повиновения, но обязаны сопротивляться и восставать против них.» Высказываясь таким образом о праве сопротивления подданных, папа положил основание революционному учению против монархии: мятежники всегда могли сослаться в свое оправдание на грозные и внушительные слова самого духовного владыки западных христиан.

Раздробление державы, созданной Карлом, совпало с появлением на ее окраинах, северной и южной, двух опасных врагов, сарацин и норманнов, вторгавшихся со стороны морей Средиземного и Северного. Занятые взаимными спорами, преемники Карла не заботились об охране границ империи, о поддержании береговой охраны. Пользуясь этим, «морские волки» начали дерзко нападать на побережья, въезжать в устья рек, грабить и жечь города и селения.

Сарацинские пираты выходили во множестве из Испании и особенно с северных берегов Африки. В 831 г. они отняли у византийцев Палермо в Сицилии, скоро потом завладели всем островом и сделали его основой дальнейших нападений на берега южной Европы. В 846 году через устье р. Тибра сарацины ворвались в Рим и разграбили церковь св. Петра. Они укрепились недалеко от Ниццы в нынешней южной Франции и стали совершать отсюда набеги вдоль Альп, запирая горные проходы движению богомольцев и купцов и разоряя долины.

Еще страшнее были нападения норманнов, выходивших с полуостровов Ютландского и Скандинавского. В этих странах ко времени образования Карловой монархии заметен большой наплыв воинственных масс, прибывавших с востока из-за Балтийского моря. Могущественные вожди, опираясь на большие дружины, положили основание нынешним трем северным государствам: Дании, Швеции, Норвегии. Но королям-объединителям удалось подчинить себе лишь часть неукротимой вольницы: множество воителей, не получивших земли, среди них младшие сыновья вождей, иногда 12—14 летнего возраста, пускались в дальние предприятия — отыскивать себе счастье и добычу за морем. Норманские викинги,-т. е. береговые вожди, выходили из фиордов (глубоких морских заливов) Норвегии и Дании. Опасное плавание у их скалистых берегов, бури Северного моря, несравнимые с волнениями моря Средиземного, закалили норманнов, вдохновляя их неудержимый натиск дикой отвагой; благодаря обильным в Скандинавии металлическим рудникам и особенно хорошему железу, они вооружались лучше среднеевропейцев; страшны были их секиры, снабженные остроконечным штыком. Своеобразно соединяли они военные предприятия с торговыми: нередко, набравши большую добычу и желая от нее отделаться, они подвозили товары к рынку и, установив с туземцами перемирие, продавали им богатства; иногда викинг, завладевши ценными сокровищами, возвращался домой и принимался за мирную жизнь гостеприимного хозяина.

Перерезывая Северное море на своих небольших судах, в одно и то же время парусных и гребных, норманны как бы лучами расходились во все стороны. Одни двинулись на северозапад, заняли Исландию, открыли Гренландию и добрались до Америки; местность около Ныо-Иорка, поразившую их своим теплым .климатом, они назвали В и н л а н-дом (т. е. страной винограда). Другие стали высаживаться на берегах нынешней Ирландии, Шотландии и восточной Англии. Главная масса норманнов направилась на западное побережье европейского материка: начиная от Эльбы и Рейна в северной Германии и до Тахо и Гвадалкивира в Испании не было ни одной большой реки, в которую бы они не вторгзлись ■ Не остановились СНИ и перед Гибралтарским проливом; заПзжая в Средиземное море, они соперничали с сарацинами в нападениях на Италию и на южную Францию.

Норманны сохранили старинные языческие обряды и веру: украшали свои корабли изображением дракона, вместо креста чтили символ молота, посвященного богу грозы Тору, верили в Валгаллу, небесный дворец Сдина (то же, что германский Водан), куда переносятся души павших в бою на загробное пиршество. Умершего вождя хоронили вместе с конем, а для того, чтобы у него был по смерти выбор, вступить ли в Валгаллу верхом или въехать в экипаже, под курганом помещали и седло, и колесницу. Франкские вожди пытались действовать на северян своим обычным средством, которым одолели саксов — проповедью христианства; но в среде норманнов вера юга плохо прививалась. При Людовике Благочестивом крестился один из датских вождей, и в Данию отправился монах Ансгарий, по своему рвению похожий на Бонифация; после нескольких лет проповеди его назначили архиепископом Гамбурга, чтобы .наблюдать за дальнейшим распространением христианства на севере. Однако в 845 г. датский король Эрик отправил свой флот к устью Эльбы; поднявшись вверх по реке, викинги напали на Гамбург, заставили бежать Анс-гария и разорили город.

В годы, следовавшие за договором в Вердене, франкское государство переживало очень тяжелое положение. Норманны врывались по Эльбе, Рейну, Маасу, Шельде, Сене, Луаре, сожгли дворец Карла Великого в Ахене, три раза подступали к Парижу. Они нещадно били созываемые королями ополчения крестьян. Отряды вассалов, правда, оттесняли врага из глубины страны, но не было никакой возможности освободить от него берега.

Во Фрисландии (нын. Голландии) Людовик Германский вынужден был уступить норманскому вождю Рёреку.(или Рюрику, по русскому произношению) большой торговый город Дурстеде и остров Вальхерен, лежащий в устье Рейна. Карл Лысый попробовал нанять норманнов, засевших на р. Сомме, для вытеснения дружины, занимавшей устье Сены и угрожавшей Парижу. Он обещал в награду за эту службу 3000 ф. сер. и чтобы набрать такую сумму, обложил весь народ, не исключая и духовенства, тяжелым налогом. Но королю не удалось в срок доставить деньги воителям; между тем они увеличили свои требования до 5000 ф., а норманны-противники, которых они взялись изгнать, предложили отступное в 6000 ф. с тем, чтобы вместо борьбы,- они уехали домой.



Пользуйтесь Поиском по сайту. Найдётся Всё по истории.
Добавить комментарий
Прокомментировать
  • bowtiesmilelaughingblushsmileyrelaxedsmirk
    heart_eyeskissing_heartkissing_closed_eyesflushedrelievedsatisfiedgrin
    winkstuck_out_tongue_winking_eyestuck_out_tongue_closed_eyesgrinningkissingstuck_out_tonguesleeping
    worriedfrowninganguishedopen_mouthgrimacingconfusedhushed
    expressionlessunamusedsweat_smilesweatdisappointed_relievedwearypensive
    disappointedconfoundedfearfulcold_sweatperseverecrysob
    joyastonishedscreamtired_faceangryragetriumph
    sleepyyummasksunglassesdizzy_faceimpsmiling_imp
    neutral_faceno_mouthinnocent
2+три=?