Падение халифата.
Искусная политика византийских правителей, распространявших христианство среди восточных народов и заключавших с ними торговые договоры, создала новое могущество Византии.
Константинополь становится посредником обменамежду Азией и Европой. Византийцы берут с итальянских, варяжских, славянских торговцев пошлину в 10% цены за товары, привозимые с востока и направляющиеся на запад; папы, итальянские и германские епископы выписывают из Византии дорогие облачения, храмовую утварь, художественные бронзовые двери для церквей. Византины, полновесные золотые монеты, чеканенные в Константинополе, стали одолевать в международной торговле арабские серебряные диргемы. Богатая казна дала Византии возможность покупать помощь воинственных народов восточной Европы, венгров, русских, печенегов, увеличивать число своих стратиотов-поселенцев. На основе этой возросшей воинской силы три выдающихся вождя: Никифор Фока (963—9), Иоанн Цимисхий (969—76) и Василий II Болгаробойца (976—1025), своими победами раздвигают пределы Византии и делают ее самым сильным государством своего времени.
Между тем как слагалось новое могущество Византии, халифат послеМаамуна (умер в 833 г.) стал приходить в упадок. Главная опора Аббасидов, арабы Ирака, из воителей превратились в народ ремесленников, купцов, ученых. Не доверяя столичному населению, халиф завел себе гвардию из турок, среднеазиатского кочевого племени. Турецкие солдаты скоро получили такую силу в государстве, что халиф передал все управление главнокомандующему армии, под титулом эмир-аль-омра (князя князей).
Турецкие наемники Лстоили несравненно дороже прежних арабских и персидских войск: халиф тратил на них два миллиона золотых — вдвое больше ежегодного поступления поголовной подати со всего государства. Для того, чтобы обеспечить себе хоть часть дохода с областей, халиф стал отдавать их н а откуп наместникам. Правитель области, уплачивая государю уговоренную сумму, становился совершенно самостоятельным, облагал народ по своему усмотрению, назначал чиновников, держал собственное войско. Таким образом разорение государства вело к его распадению. Отделившиеся наместники присвоили себе титул халифов и основали особые правящие династии (таковы были Фатимиды в Африке). Новые правители сохранили лишь в молитвах имя главного багдадского халифа. К 900 году, помимо отделившихся раньше западных стран, Испании, Африки, Египта, отпал Туркестан и восточно- персидские области с Индией; главный халифат сохранил за собою только Сирию, Двуречье и западно-персидские области, не более одной шестой части прежней державы. Сам халиф совершенно утратил всякое значение в государстве; в 945 г. эмир-аль-омра провозгласил себя султаном, т. е. неограниченным властителем, оставив представителю Абба-сидской династии лишь сан и почет духовного владыки.
При таком положении дел халифат не имел достаточной силы, чтобы защищаться против византийского нападения. Оно началось при Никифоре из рода Фок, богатом землевладельце Каппа-докии, сделавшемся императором благодаря браку с Феофано, матерью Василия и Константина, двух малолетних наследников македонской династии. Никифор, некрасивый и нескладный, предмет насмешки для придворных, монах по образу жизни, в то же время изумительный воин, боготворимый солдатами, вернул Византии острова Крит и Кипр, отнял у мусульман Киликию и северную Сирию с Антиохией, перешел Евфрат и завоевал Месопотамию, отрезав таким образом Армению от халифата и подготовив ее присоединение к Византии.