Западная Европа в XI веке.

 

В то время как мусульманский мир переживал эпоху распада и разорения, европейский запад стал быстро подниматься и расцветать. После прекращения набегов норманских, сарацинских и венгерских, с конца X века в странах средней Европы развилась спокойная жизнь, возросло благосостояние. Население стало умножаться уже по одному тому, что Европа не отдавала больше пленников и рабов на восточные рынки. Увеличившемуся населению скоро стало тесно на местах, занятых со времени Великого переселения народов. Для того, чтобы накормить вновь народившиеся поколения, пришлось врубаться в нетронутые до тех пор обширные леса, выжигать их под пашни. В малолюдные славянские страны за Эльбой двинулись германские колонисты из плотно населенных рейнских и пред-альпийских областей. .

Движением переселенцев руководили епископы и монастыри, составлявшие главную опору управления германских Оттонов. Получая от королей право на пользование обширными землями, они приглашали из разных концов государства земледельцев и ремесленников, заселяли ими деревни и слободы. Бедный люд, теснившийся под покровительство церкви, духовенство устраивало в своих имениях в качестве крепостных, подчиняя их м е й-е р а м, управляющим из тех же крестьян, которые следили за правильным выполнением барщины и повинностей. О том, как управлял хозяйством и рабочими заботливый и по тогдашним понятиям добрый епископ, дает понятие жизнеописание св. Мейн-верка саксонского. Однажды святой, приехав в одно из отдаленных имений церковных и желая испытать лит о в (крепостных), поручил своих лошадей отвести на гумно, где как раз в это время происходила молотьба. Литы, из почтения к епископу, позволили лошадям пожрать и потоптать хлеб; тогда епископ приказал их высечь розгами, чтобы впредь они вернее служили; однако после наказания он, по своей благости, велел их хорошенько напоить и накормить.

Очень трудно было устроить многочисленных рыцарей. Часто у воителя была большая семья; с участка, который он получил в л е н от сеньера или короля, хватало дохода на снаряжение и прокормление лишь одного сына; поэтому других, в качестве безземельных, приходилось отпускать на все четыре стороны. Младшие дети рыцарей поднимали усобицы со своими оседлыми братьями, разбойничали на большой дороге, грабили купцов. Жадно устремлялись они во всякий поход или далекое странствование с целью войны и добычи.

 

У германских королей отличным способом отвлечения избытка военных людей были римские походы: каждый из них отправлялся за Альпы венчаться императорской короной, а потом часто шел еще во второй и третий раз подавлять мятежи своих итальянских подданных; Италия должна была отвечать за прихоть северных варваров. Для южнофранцузских рыцарей притяжением служила Испания: здесь с ослаблением воинственности мусульман их начали теснить христиане, удержавшие независимость в северных горах полуострова. Главным полем этой ожесточенной непрерывной войны было плоскогорие в средней части Испании; каждую пядь завоеванной земли закрепляли городком или сторожевой башней, и поэтому область получила название Кастилии (страны замков).

Множество воителей, искавших новых приключений, высылала Нормандия. Офранцузившись, но сохранив страсть к дальним странствованиям, нормандцы целыми отрядами отправлялись на поклонение Гробу Господню. В 1015 г. сорок норманских рыцарей, возвращавшихся из Палестины, спасли С ал ер но, приморский город южной Италии, от нападения сарацин. Вернувшись домой с продуктами благословенной страны: лимонами, миндалем, ценными тканями и позолоченной посудой, они увлекли туда множество своих единоплеменников. В южной Италии норманны извлекли себе выгоду из взаимных споров мелких ланго-бардских князей и ненависти туземного населения к господству византийцев; помогая то местным жителям, то грекам, то лангобардам, они укрепились в замках, которые выстроили близ торговых путей и приморских портов, и скоро стали господами края.

Более всего отличались сыновья небогатого нормандского рыцаря Танкреда Отвиля и между ними особенно младший, Роберт, прозванный Гискаром (лукавым). На родине Роберт занимался мелким разбоем, в Италии (с 1046 г.) открылся широкий простор его изворотливости. Про его хитрости существовало много рассказов: однажды, чтобы проникнуть в укрепленный город, он прикинулся умершим; товарищи просили граждан впустить их с телом в церковь; но едва внесли гроб, как из него выскочил Гискар, роздал мечи, спрятанные под покровом и принудил жителей к сдаче. Папа Лев попытался во главе войска вытеснить норманнов из Италии; пришельцы разбили его и взяли в плен (1053). Новый папа, Николай II, под влиянием диакона римской церкви Гильдебранда, искусного и воинственного политика, заключил с Гискаром договор, в силу которого нормандский рыцарь получил титул герцога и власть над всеми странами южной Италии, за что Гискар, в качестве вассала, обязался подавать папе, по его требованию, вооруженную помощь. Гискар завоевал Апу-лию и Калабрию, а в 1071 г., одновременно с поражением византийцев при Манцикерте, отнял у греков Бари, их последнюю опору в Италии; между тем его брат Рожер завоевал Сицилию у сарацин.

В то время, как одна часть нормандских рыцарей ушла в южную Италию, другая, под начальством самого герцога Нормандии Вильгельма, завоевала Англию.

 

После геройской борьбы Альфреда с датчанами, англосаксы должны были все более уступать этим заморским завоев.ателям; некоторое время Англия была соединена с Данией в одно королевство. Но датчан в свою очередь грозили вытеснить офранцуженные норманны, отделенные от Англии лишь проливом. В 1066 г. Вильгельм, получив от папы в виде благословения священное знамя, высадился на юге Англии уГастингса. Главную силу его войска, набранного со всех концов Франции, составляла конница; рыцари были в шлемах и кольчугах с длинными копьями. Его противник, английский король Гарольд, выставил одних пеших воинов; между ними только датская гвардия была в бронях, англосаксы в шерстяных кафтанах с секирами в руке. Гарольд держался несколько времени за окопами, но в открытом поле тяжело вооруженная конница раздавила его войско, и он сам был убит. Королем Англии стал Вильгельм, принявший гордое прозвание 3 а -воевателя. Те английские тены (воины-землевладельцы), которые выразили ему покорность, были оставлены в своих владениях. У остальных земли были отобраны и розданы сеньерам и простым воинам, пришедшим с Вильгельмом. Вся страна разделилась на м а н о р ы, т. е. господские округа с усадьбой и домом военного владетеля по средине, к которым были приписаны деревни.

Новый правитель Англии (1066—88) держал в страхе не только туземное покоренное население, но и сбродную пришлую Дружину, которая была, рассажена по захваченным имениям и землям. Все воители, командиры и простые воины считались вассалами короля и приносили ему присягу верности. Три раза в году, на Рождество, Пасху и Троицу, король созывал к себе в к у р и ю, т. е. ко двору, крупных и мелких вассалов. Они должны были приезжать в полном вооружении, со свитами и слугами, а он являлся перед ними во всем блеске власти, надевая корону.

Король строго и беспощадно взыскивал военную службу и другие повинности. В случае смерти вассала король распоряжался его землей, взимал плату с наследника, или, если такового не было, передавал землю другому лицу за плату, иногда в течение некоторого времени не замещал манора вовсе и удерживал с него доход, за неисправность в службе брал тяжелые штрафы. Для того, • чтобы при взыскании повинностей ничего не ускользало, Вильгельм произвел обстоятельную перепись населения Англии и его имущества, которую народ прозвал книгой Страшного суда. Перепись вели королевские посланцы, отправленные в раз-. ные концы Англии; они призывали к себе для допроса землевладельцев и их управляющих, и от каждого села священника, старосту и нескольких крестьян. Призванные показывали под присягой число людей в округе и их звание, кто чем владеет и сколько платит взносов, сколько земель под плугом, сколько в имении штук скота и т. д.

 

Суровому военному духу времени отвечал новый монашеский устав, распространившийся в XI веке из монастыря К л ю н и во Франции. Основатель этого монастыря Одон, бывший оруженосец южнофранцузского рыцаря, требовал от братии непрерывной работы, смирения, ухода за больными, молчания; монахи в такой мере должны были воздерживаться от лишних слов, что научились объясняться знаками. Все монастыри, принявшие новый устав, повиновались власти архиаббата, т. е. настоятеля Клюни, который назначал игумнов в остальные общины. Все они считали есбя подчиненными только папе, минуя епископов и светскую власть.

Клюнийцы старались очистить нравы окружающего их грубого общества, в особенности остановить кровопролитные войны и усобицы. Перед 1033 г., когда в обществе опять, как в 1000 году, распространилось ожидание конца мира (имеющего наступить через тысячу лет после воскресения Спасителя) клюнийцы стали склонять епископов, сеньеров и рыцарей к принятию торжественных обещаний о соблюдении Божьего мира. Воители и клирики собирались на съезды и давали клятву: «отныне никто недолжен врываться в церковь, оскорблять монахов, хватать крестьян, грабить купцов, забирать скот; мы будем сами воздерживаться от войны и вооруженной силой останавливать тех, кто станет поднимать войну; отлучение церкви пусть падет на тех, кто нарушит принятые условия.»

Так как о полном истреблении усобиц и набегов нельзя было и думать, сторонники мира решили ограничиться более умеренным требованием Божьего перемирия, убеждая сеньеров и вассалов давать присягу воздержания от убийства во время поста и больших церковных праздников, а также еженедельно от четверга до понедельника, чтобы проводить благочестиво субботу и воскресенье. Рыцари, как люди сильных страстей, испытывали в то же время потребность жестокой сдержки и поэтому увлекались суровой дисциплиной монахов. Иной воитель, направлявшийся с товарищами в веселой шумной поездке к своей невесте, внезапно поворачивал с дороги и уходил в монастырь. Приняв схиму, рыцарь налагал на себя трудные обеты, вел жизнь тяжких лишений, бичевал себя, носил на теле тяжелые вериги; величайшим подвигом считалось полное опасностей богомолье в страну неверных ко Гробу Господню.

Реформа церкви. Клюнийцы требовали полной перемены в быту духовенства. По их мнению, епископы и аббаты вместо того, чтобы служить мирским интересам, командовать войсками и жить 'в роскоши, должны были бы отличаться монашеской чистотой нравов, отречением от земных благ. Ревнители возмущались более всего покупкой духовного сана, которую они называли симонией (от имени Симона волхва, который, по словам книги Деяний апостольских, хотел купить у апостолов дар творить чудеса).

Мыслями клюнийцев об очищении церкви увлекся германский король и римский император Генрих III (1039—56). Считая себя призванным установить порядок в церкви, он сместил папу, купившего себе сан у предшественника, заставил его принести покаяние в своем великом грехе и затем возвел одного за другим трех германских епископов на папский престол; последний из них был близкий родственник Генриха, Лев IX, тот самый папа, который попался в плен норманнам.

После неожиданной смерти Генриха III, умершего еще в молодых годах, положение папы и императора резко изменилось. Во время малолетства его сына Генриха IV (1056—1106) при папском престоле выдвинулись клюнийцы более крайнего направления, считавшие главной причиной порчи церкви ее зависимость от императора. Клюниец Гумберт, в своем сочинении о симонии, уверял, что Генрих III — великий грешник, осужденный на мучения в аду за свои расправы над папами и епископами; недопустимо, чтобы светский правитель давал епископу посох и кольцо, символы духовного сана; инвеститура, совершенная светским лицом, все равно, что симония; незаконны и недостойны посвященные таким способом епископы. Эти мысли стал проводить в жизнь Гиль-дебранд, сын тосканского крестьянина, взятый в Рим папой Львом по рекомендации аббата Клюни. После смерти Генриха III и Льва IX, Гильдебранд выдвинулся на главное место в папском управлении (1058). Его первым делом было заключение союза с южноитальянскими норманнами. По взгляду Гильдебранда, справедливость в мире может быть установлена только при безграничном господстве Рима и папы; смиренными поездками к престолу св. Петра должны они выказывать полную преданность свою. Папа — верховный правитель в свете, короли обязаны безусловно слушаться его, германский император должен стать вассалом папы. Отлученный папою король — не государь более; как пепел и солому, развеет папа его силу по ветру.

Для того, чтобы поставить папу в положение, независимое от посторонних сил — императора, римского народа и ближних к Риму сеньеров — Гильдебранд на соборе в Риме 1059 г. провел порядок избрания пап в конклаве, закрытом совете кардинал о в, т. е. ближних епископов римской области и( священников главнейших римских церквей. Далее Гильдебранд объявил обязательность для всех священников безбрачия и бедности: отрешенные от материальных забот, умершие для мира, клирики должны знать лишь одну волю своего государя — папы.

Когда он стал требовать смещения женатых священников, во всех странах: в Германии, Франции, Италии, поднялось сильное сопротивление со стороны духовенства, его родства и высших классов, к которым оно принадлежало. Местами папских легатов (послов) оскорбляли и прогоняли, местами, напротив, простой народ, раздраженный поборами духовенства, становился на сторону папы и монахов.

Всего резче разгорелась борьба в северной Италии, особенно в Милане, городе св. Амвросия, который соперничал с Римом, городом св. Петра. Архиепископ миланский, получавший огромные доходы от продажи должностей, враждовал с горожанами, которые возмущались поборами священников, в свою очередь старавшихся нажиться насчет населения. Против него выступил Ансельм Баджо, родом из богатой миланской семьи, увлекшийся строгой монашеской жизнью: по его учению «церковь обязана служить бедным и сама быть бедной; священники должны отличаться ангельской чистотой и не брать денег за требы; дома, где совершают обряды купившие сан женатые священники, - не церкви, а конюшни; имущества семейных клириков пусть будут розданы народу.» Эти речи жадно слушали подавленные работой ткачи, мелкие лавочники и беднота миланского предместья П а т а р и я. Начались жестокие схватки на улицах, возбужденная толпа врывалась в жилища священников, выгоняла их, отнимала имущество. Гильдебранд стал на сторону восставших; в Милан приехал папский легат для суда над архиепископом, заставил его торжественно отказаться от симонии и брака священников, смириться перед папой и принести присягу св. Петру.

В 1061 г. Гильдебранд предложил кардиналам избрать на римский престол главного вождя мятежной Патарии, Ансельма, под именем папы Александра II. В виду отказа многих итальянских и германских епископов признать его, Гильдебранд вызвал силу норманнов, и папу стали повсеместно слушаться. Когда Гильдебранд сделался сам папою, под именем Григория VII (1073—85), реформа церкви стала еще решительнее. Папа выразил требование, чтобы никто из духовенства не смел принимать инвеституру от светских властей. Все предшествующие перемены были проведены в малолетство Генриха IV, когда королевская власть не могла помешать папе. Но теперь король вырос и хотел властвовать; епископы в его глазах были чиновники, которых он назначал по обычаю, утвердившемуся со времени Отгона. Генрих нашел постановление папы об инвеституре неслыханным нарушением королевских прав. В Вормсе на Рейне он созвал собор, который низложил «лжемонаха Гильдебранд а». В ответ на это Григорий VII собрал в Риме французских и итальянских прелатов (церковных сановников), объявил Генриха IV лишенным власти короля и разрешил его подданных от присяги верности.

В Германии было много недовольных королем. Генрих IV, по наследству владевший герцогством франконским, более всего теснил саксов; в их стране были построены крепости, будто бы для защиты от славян и датчан, а в сущности для господства над местными жителями; король со своим двором поселился в Саксонии и кормился здесь, как в покоренной стране. Вспыхнуло восстание, но король одолел саксов: он набрал на юге Германии безземельных рыцарей и роздал им так же, как многочисленным своим министериалам (слугам) лены, отобранные у саксонских владетелей. Вследствие этого сеньеры, опасавшиеся усиления королевской власти, воспользовались папским решением и, собравшись на съезд, низложили короля. Генриху осталось только искать примирения с папой. Спешно, зимой, б.ез спутников, только с женой своей, поехал он через занесенные снегом Альпы просить прощения у папы. Григорий находился в крепком замке Какое с а (в Тоскане); он не хотел сначала принимать короля и заставил его прождать несколько дней перед запертыми воротами. Наконец, он смягчился; в одежде кающегося Генрих простерся перед папой и получил прощение.

Между тем в Германии уже успели выбрать другого короля в присутствии папских легатов. Тогда Генрих выставил со своей стороны антипапу; разгромив своих врагов и короля, ими избранного, он двинулся с войском за Альпы. ВРиме среди шума оружия он короновался императором; город разделился на два укрепленные лагеря: в замке св. Ангела держался Григорий VI I, а папский дворецЛатеран и собор св.Петра были в руках императора;на извилистых узких улицах происходили жестокие побоища. На выручку папы явился, наконец, давно ожидаемый Гискар; норманны, вместе с наемными сарацинами, разорили и сожгли Рим; среди проклятий римского народа Григорий VII должен был бежать во владения своего вассала и здесь скончался (1085).

Григорий VII был настоящим сыном своего века, соединявшим ревность к вере и воинственность. Возвещая христианские начала смирения, примыкая к монашеской общине, целью которой было установление мира Божия на земле, он всюду сеял мятежи и смуты, возбуждая борьбу между богатыми и бедными, между государем и его вассалами. По своей боевой натуре он ни на чем не мог успокоиться; у него явилась мысль соединить европейских рыцарей под знаменем красного креста для борьбы против неверных.

Генрих IV пережил Григория VII на 20 лет. Но преемники властного папы не сняли с императора отлучения, и руководительство христианским миром Запада осталось за римским престолом. Папа Урбан II, француз по происхождению, особенно усердно занялся планом Григория возбудить крестовый поход, отложенный вследствие борьбы с императором. В 1095 г. он созвал в Клермоне (в Оверни, горной области середины Франции) собор, на котором выступил с проповедью священной войны перед духовенством и громадной толпой народа, собравшейся в поле. С восторженными криками: «так хочет Бог!» — приняли крест массы людей, духовных и светских, священников и монахов, сеньеров и рыцарей, горожан и крестьян. Папа обещал всем записавшимся в крестоносцы освобождение от мук чистилища, должникам прощение долгов, а крепостным избавление от повинностей. В разные концы Франции, Италии, Англии и Германии папа разослал проповедников вербовать крестоносцев. Изображая яркими чертами святость религиозного подвига, ораторы не забывали описать плодородие восточных стран, обильную добычу, богатства и удобства тамошней жизни.

 

Побуждения, направлявшие участников великого похода на восток, были весьма различны. Папа говорил особенно красноречиво об отвоевании Гроба Господня и других святынь Палестины, но его настоящей целью было подчинение своей власти восточного христианства, и притом не только церквей иерусалимской и египетской, находившихся в мусульманских странах, но также церкви византийской. Малоземельных и вовсе неимущих рыцарей увлекала мысль о новых цветущих наделах, о богатой обстановке восточных городов: они также смешивали в своих представлениях разные страны востока: Сирию, Малую Азию, Грецию. Для норманнов, утвердившихся в южной Италии, Византия оыла главным предметом вожделений. Гискар, вслед за покорением византийских владений в Италии, переправился на Балканский полуостров; только смерть остановила его движение" на Салоники и Константинополь. В крестовых походах на восток приняли живое участие приморские города Италии: Пиза, Генуя, Венеция. Смелые их моряки в долгой упорной борьбе оттеснили сарацин из северной части Средиземного моря; в расчете на ослабление мусульманского мира, они в свою очередь готовы были напасть на богатые побережья Африки и Леванта. Наконец, крестоносная проповедь увлекла простой народ, крепостных крестьян, городскую бедноту, у которых были самые неясные мечты о земном рае на востоке, где они надеялись найти избавление от всех угнетавших их зол.

Крестовые походы. Успешная борьба с исламом возможна была для западных воителей лишь в союзе с Византией, которая занимала давно передовой пост против мусульманства. Но в то же время Византия представляла для западных крестоносцев наиболее увлекательную приманку на востоке, и крестовый поход легко мог обратиться в завоевание ими самой христианской империи.

С 1081 г. императором византийским был даровитый полководец и искусный дипломат, Алексей, основатель династии Ком-ненов (1081—1189). Он сумел вывести гоусдарство из тяжелого положения, в котором Византия находилась после завоевания турками Малой Азии, отбить на западе норманнов Гискара, на севере кочевых печенегов и половцев. Он был вынужден делать уступки напирающим силам западноевропейцев; так, он предоставил Венеции, помогшей ему против Гискара, монополию торговли в византийских портах, беспошлинный ввоз и вывоз товаров. Но Алексей Комнен вовсе не желал оказаться добычей в руках западного рыцарства; напротив, когда крестоносцы стали сходиться в Константинополе, он решил использовать их в качестве наемников для нападения на турок.

Сначала появились под начальством монаха Петра Пустынника и рыцаря Вальтера Голяка толпы простого народа, плохо вооруженного, не имевшего понятия ни о дороге, ни о врагах. Разрозненными отрядами, занимаясь по дороге грабежом и избиением евреев, эти крестоносцы шли из Франции и Германии сухим путем к Византии; большая часть была истреблена венграми и болгарами, по владениям которых они проходили; греки спешно переправили через пролив остатки, добравшиеся до столицы, и они были добиты турками.

Другая группа, правильные рыцарские ополчения, под начальством нескольких крупных сеньеров, направлялись частью также через Венгрию, частью Ломбардией и берегом Далмации (Иллирии), наконец, морским переездом через Адриатическое море и опять сухим путем по Балканскому полуострову. Главную массу рыцарей выставила Франция, почему крестоносцев на востоке звали франками. Участвовали: герцог Нормандии Роберт, старший сын Вильгельма Завоевателя, заложивший свое гер-цоютво брату, королю Англии, за 10.000 фунтов серебра, на которые он и снарядился в поход; герцог нижней Лотарингии (французской по языку и народности, но принадлежавшей к Германии) Готфрид Бульонский; граф ТулузскийРаймунд, владения которого прилегали к Средиземному морю. Из Италии отправилось много норманнов под начальством сына Гискарова Боэмунда. Воители отправлялись большею частью с женами и слугами, везли с собой имущество и утварь, кто был побогаче — также принадлежности охоты и рыбной ловли. За войсками тянулся большой обоз, всякого рода мелкие торговцы и забавники, шуты, музыканты. В ополчении не было общего предводителя, каждый сеньер готов был действовать на свой страх; рыцари плохо слушались главных вождей, не раз отказывались помогать им в решительную минуту или, напротив, увлекали их вперед против их воли.

С трудом удалось Алексею Комнену заставить западных сеньеров принести ему присягу верности и обещать передачу империи тех земель, которые они отвоюют обратно у турок. Переправившись при помощи греков в Малую Азию, крестоносцы взяли Никею, разбили недалеко от нее турок и проложили себе путь из. Малой Азии в Сирию.

Здесь им помогла взаимная вражда мусульман: север принадлежал суннитам-туркам, а юг с Иерусалимом перед самым приходом крестоносцев отняли египетские Фатимиды, державшиеся шиитства. Но сами европейские завоеватели раздробили свои средства и усилия; каждый из сеньеров хлопотал лишь о том, чтобы создать себе самостоятельное княжество. Боэмунд захватил большую и богатую Антиохию, вовсе не думая отдавать ее Византии, Балдуин, брат Готфрида, — Эдессу за Евфратом в Месопотамии, Раймунд Тулузский — Триполи на финикийском берегу. Иные сеньеры и рыцари, утомленные трудностями войны, ушли обратно в Европу; оставшиеся почти забыли о главной цели похода. Лишь мятеж простых рыцарей заставил Готфрида Бульонского итти на Иерусалим. С верою в чудо, по указанию одного отшельника, жившего на Масличной горе, крестоносцы бросились на штурм иерусалимских стен. Но их отбили, и осаду пришлось повести правильно при помощи машин, доставленных с моря генуэзцами. Летом 1099 г. христианское воинство взяло Иерусалим и учинило жестокую резню мусульман на улицах и в большой Омаровой мечети.

Крестоносцы очутились в тяжелом положении, будучи отрезаны от Европы. Им подали помощь итальянские города: Пи -за, Генуя, Венеция, приславшие на другой год после взятия Иерусалима большие флоты с продовольствием. Лишь благодаря поддержке тех же моряков были взяты укрепленные города Палестины: Цезарея и Аккон, лежавшие на морском берегу. За эту услугу пизанцы, генуэзцы и венецианцы были освобождены от пошлин в торговле, получили во всех городах Сирии целые кварталы с базарами и церквами. В 1100 г. Боэмунд попал в плен к туркам. В Германии и Франции составилось новое большое крестоносное ополчение, чтобы освободить пленника и затем, направившись к Багдаду, ударить в самое сердце ислама. Однако на этот раз крестоносцы потерпели решительное поражение от турок в Малой Азии.

После того, как прошла первая большая волна воинственного движения европейцев на восток, в Сирию стали переселяться лишь отдельные рыцари, купцы, ремесленники, земледельцы, монахи. Будучи латинами по вероисповеданию, западноевропейцы резко отделялись от православных и еретических сирийцев, арабов и евреев. Туземцы не получили прав, одинаковых с пришлыми поселенцами; к еретикам и православным франки относились менее терпимо, чем в свое время иноверные арабы и турки. В положении крестьян, обрабатывавших господские земли, не произошло никакой перемены от прихода христианских завоевателей.

Порядки, установившиеся в Сирии, были мало пригодны для крепкой обороны вновь приобретенных областей. Как в походе крестоносцев не было общего предводителя, так потом не установилось власти одного верховного государя. Область, покоренная франками, распадалась на4сеньери и: Антиохийскую, Эдес-скую, Триполийскую и Иерусалимскую, при чем владелец последней, хотя носил королевский титул, но не имел власти над остальными сеньерами; в свою очередь, сеньерии были разделены на рыцарские лены, с которых требовалась конная служба. Король здесь не имел силы, чтобы, подобно Вильгельму Завоевателю, взыскивать с рыцарей повинности; напротив, владельцы ленов предъявляли ему свои притязания: в случае, если выданная рыцарю земля не давала полного дохода, обещанного при выдаче лена, король должен был добавлять недостачу из собственных средств; а если он не выполнял этого условия, вассалы прибегали кстач-к е, т. е. приостановке своей службы. (Независимость сеньеров и рыцарей впоследствии стали называть феодализмом — от слова феод, означающего то же самое, что лен, манор или вассальное владение.)

Трудность положения увеличивалась тем, что мусульмане, которых крестоносцы .взяли врасплох, скоро собрались с силами и на войну европейцев за веру в свою очередь стали отвечать религиозной войной, стремясь вернуть Иерусалим, город для них столь же священный, как для христиан.

Пятьдесят лет спустя после первого большого предприятия европейцев, месспотамские турки взяли обратно Эдессу, передокой пост христиан на востоке за Евфратом; отсюда они придвинулись к морю, угрожая разрезать посредине христианские владения. Папа поручил знаменитому подвижнику французского монастыря Клер во, Бернарду, привлечь двух королей, Людовика VII французского и Конрада III германского. Первого, на душе которого был тяжкий грех сожжения церкви со множествомспасав-шихся в ней людей, проповедник убедил очиститься путем религиозного подвига; вто.рого Бернард смутил всенародно грозным вопросом, как он оправдает на Страшном суде перед Христом свой отказ итти на помощь Гробу Господню. Оба короля направились сухим путем через Венгрию и Дунай в Византию (1147).

В Малой Азии тяжелую кавалерию европейских рыцарей замучила своими нападениями подвижная турецкая конница. Расстроенные отряды большой армии добрались кое-как до моря и на кораблях пристали к берегам Сирии. При осаде Дамаска туземное христианское войско, подошедшее из Иерусалима, изменило, и- остатки европейского ополчения вынуждены были вернуться домой. Византийцам новый поход принес только одни бедствия: пока войска Людовика VII и Конрада Ш грабили Константинополь, на Коринф и Фивы в Греции напал преемник Гис-кара, Рожер, носивший теперь титул короля Обеих Сицилии (т. е. острова и материковых владений); предприимчивый норманн, хотя и был вытеснен с Балканского полуострова, но успел увести в Сицилию греческих мастеров шелковой мануфактуры.



Пользуйтесь Поиском по сайту. Найдётся Всё по истории.
Добавить комментарий
Прокомментировать
  • bowtiesmilelaughingblushsmileyrelaxedsmirk
    heart_eyeskissing_heartkissing_closed_eyesflushedrelievedsatisfiedgrin
    winkstuck_out_tongue_winking_eyestuck_out_tongue_closed_eyesgrinningkissingstuck_out_tonguesleeping
    worriedfrowninganguishedopen_mouthgrimacingconfusedhushed
    expressionlessunamusedsweat_smilesweatdisappointed_relievedwearypensive
    disappointedconfoundedfearfulcold_sweatperseverecrysob
    joyastonishedscreamtired_faceangryragetriumph
    sleepyyummasksunglassesdizzy_faceimpsmiling_imp
    neutral_faceno_mouthinnocent
три+2=?
акулина
акулина Гости 29 ноября 2016 20:39
супер