Рыцарство и коммуны.

 

Крестовые походы повели к подъему рыцарского дела и звания. Рыцари-крестоносцы вступали в монашеские ордена (союзы), отрекались от семьи и собственности, подчинялись великому магистру (выборному настоятелю). Главной целью ордена была борьба с неверными; рыцари обязывались также помогать бедным и больным богомольцам, охранять безоружных на пути к святыням.

Первым образовался в Иерусалиме орден французских тамплиеров, т. е. рыцарей храма, так как первоначально они помещались в углу королевского двора, где, по преданию, было место Соломонова храма. По их примеру сложились итальянские госпиталит ы, или иоанниты, присоединившиеся к госпиталю св. Иоанна, основанному итальянскими купцами. Во имя взгляда, что «господа рыцарей — бедные», они провожали неимущих паломников, снабжая их лошадьми и припасами; когда братья возвращались со сбора пожертвований, они клали полученное в больничной зале перед призреваемыми. Но эти обычаи потом остались лишь в виде обряда: рыцари вскоре стали чуждаться черной работы, и ордена воспроизвели в своей среде то самое деление на три класса, какое было в тогдашнем обществе: они состояли из: 1) воителей благородного происхождения, 2) молельщиков (клириков, капелланов) и 3) р а б о ч их, простолюдинов, служащей братии, ходившей за больными, работавшей на рыцарей.

Получая утверждение от папы, помимо государей, рыцарские ордена были совершенно независимы от государств, среди которых находились их замки и владения. Папа видел в них свою армию, осыпал рыцарей, особенно тамплиеров, льготами и милостями: они получили право давать отпущение грехов, какое имел только папа, совершать богослужение на земле, на которую был положен интердикт (отлучение) и даже прощать и хоронить у себя отлученных. Возвеличение «христовых борцов» привлекло к ним огромные благочестивые дарения: дарители думали, что приобщаются той святой силы, которую проявляют рыцари в крестоносной борьбе.

Орденские правила повлияли на нравы всего класса воинов. Со времени крестовых походов стало развиваться понятие о рыцарской чести: рыцарь должен оберегать слабого, держать слово и быть верным своему сеньеру, помогать церкви и не давать себя в обиду. Новые рыцарские понятия смягчили грубые взгляды на женщину. Сеньер имел право насильно выдать замуж нгследницу лена, девушку или вдову, чтобы вознаградить вассала; иногда он сдавал невесту с аукциона тому, кто больше заплатит аа лен. Теперь в среде рыцарей, женам и вдовам которых приходилось защищать замки, ободрять и воодушевлять воюющих или итти самим в крестовый поход, сложился другой взгляд: уважение к женщине и нежные заботы о ней. При дворах, где собиралось много рыцарей, преклонение перед женщиной приняло особый вид служения даме: рыцарь приносил ей присягу вассала и в честь нее совершал подвиги.

Рыцари разных стран и наций образовали как бы великое идеальное братство всей христианской земли. Их соединяли особые учреждения и обряды. В рыцари можно было поступить лишь через посвящение: оно давалось или за особые заслуги на поле битвы — так король посвящал своих министериалов — или его получали сыновья аристократических семей после военного воспитания, пробывши с 15 до 21 года в качестве оруженосца у какого-либо известного рыцаря. Главным развлечением рыцарей были турниры, военные состязания перед большой публикой. Рыцари выезжали на игры в шлемах, закрывавших лицо; их называли по гербам, т. е. изображениям льва, дракона, павлина и т. под. рисункам на щите или на знамени. В виде приза победитель брал вооружение противника или ценой победы становилась потеря свободы, которую побежденный выкупал денежной суммой. Нередко бедные рыцари добывали себе таким способом достояние, странствуя из одного замка в другой.

Крестовые походы создали также великий успех торговцам итальянских и французских городов: Генуи, Пизы, Венеции, Марсели. Большую прибыль стал им приносить перевоз многочисленных богомольцев и воителей, направлявшихся в Святую землю; еще важнее был прямой доступ к берегам Сирии, куда с востока караванными путями подвозились индийские материи, пряности, ценное дерево, слоновая кость, красильные вещества, шелк и жемчуг. Несказанный восторг охватил генуэзцев, когда при взятии Цезареи в 1100 году они нашли там большой груз индийского перца: его разделили между 8000 участников экспедиции по 2 фунта на человека. Теперь южноевропейские торговцы могли обойтись без посредничества византийцев "и сарацин. Торговля Европы с Азией сразу расширилась: восточные товары потянулись по путям средней Европы, от берегов Средиземного моря через альпийские проходы по французским и германским рекам к морю Северному и дальше, в Англию и скандинавские страны.

Торговый класс христианской Европы всюду возвысился и возгордился. Воспользовавшись большими еврейскими погромами начала крестовых походов, христианские купцы оттеснили вообще евреев, раньше державших в своих руках европейскую торговлю: у них отняли большую часть ремесл и их заперли в гетто, особые тесно скученные городские кварталы. В Генуе судовладельцы и купцы образовали союз под именем компании, стали выбирать для управления городом и его заморскими предприятиями ежегодно сменяемых консулов. В Венеции граждане стали избирать пожизненного дожа, который правил вместе с советом "немногих зажиточных граждан. В обоих торговых городах дела обсуждались тесным советом (синьорией);в важных случаях, когда требовалось одобрение всего гражданства, созывался парламент (тоже, что русское вече)., Так же, как в Италии, почувствовали свою силу горожане и в других странах Европы, особенно в северной Франции и северозападной Германии, близ устьев pp. Сены, Шельды, Мааса, Рейна, где кончались материковые пути, соединявшие Средиземное море с Северным; в городах Фландрии (фламандских) купечество стало во главе ремесленников, выделывавших шерстяные материи и оружие. Но в то время, как в Италии города получали грамоты вольности мирным путем то от папы, то от императора, пользуясь их соперничеством, во Франции и Германии почти ни одно освобождение не обходилось без кровавой борьбы с сеньерами, светскими или духовными.

В северно-французском городе Лане (Laon), бывшей столице Каролингов, буржуа (т. е. жители бурга, укрепленного места) возмутились против своего сеньера-епископа Годри, человека жадного и жестокого, который не постеснялся однажды умертвить своего соперника в самой церкви. За большую сумму денег епископ позволил в 1109 г. своим подданным составить коммуну, т. е. независимую общину, и король Людовик VI , также за денежный взнос, утвердил союз ланских граждан своей большой королевской печатью: все обыватели города получили свободу от крепостных повинностей, от всяких произвольных поборов сеньера; отныне с е р в а ж (рабство) считался отмененным в черте города. К приезду короля в Лан, епископ задумал нарушить обещание; встревоженные буржуа предложили королю опять выкуп, прося сохранить коммуну, но епископ дал больше; король отменил коммуну, однако бежал из города в страхе перед восстанием. Тогда сорок граждан поклялись убить епископа. Предупрежденный об опасности, Годри только посмеялся, считая, что презренные простолюдины не решатся напасть на такое высокое лицо, как он. Но мятежники скличем «за коммПну!» подступили ко двору епископа, убили его и бросили труп на площади; потом кинулись истреблять клириков и рыцарей, составлявших управление епископа, и жечь их дома. Скоро однако вассалы епископа взяли город обратно, предали зачинщиков мятежа злой смерти, а ворвавшиеся крестьяне разграбили дома горожан.

Иначе сложилась судьба го-родаАмьена, где сам епископ, человек добрый и великодушный, дал гражданам х а р т и ю (грамоту) свободы. У Амьена был однако еще другой, светский сеньер, де-Куси, который начал войну против горожан; В ДИКИХ наездах рыцари грабили также окрестные селения. Городу еще раз помогло расположение к нему епископа, объявившего крестовый поход против насильников; жалобы достигли слуха короля Людовика, и он пришел на выручку Амьена; по дороге к нему ■• присоединялись простолюдины с вилами и косами, ожесточенные против рыцарей. Король не стал наказывать сеньера, потребовавши от него только публичного извинения. Амьенские буржуа разрушили крепкую башню, с высоты которой сеньер командовал над городом; они .получили право выбирать себе мэра (старшину), окруженного советом присяжных.

Возмущение в коммунах незнатных и невоенных, промышленных людей раздражало высшие классы, сеньеров, рыцарей и клириков. Они называли обычаи независимых городов дьявольскими, считали само имя коммуны новым ненавистным словом, так как под ним кроется освобождение рабов.


Пользуйтесь Поиском по сайту. Найдётся Всё по истории.
Добавить комментарий
Прокомментировать
  • bowtiesmilelaughingblushsmileyrelaxedsmirk
    heart_eyeskissing_heartkissing_closed_eyesflushedrelievedsatisfiedgrin
    winkstuck_out_tongue_winking_eyestuck_out_tongue_closed_eyesgrinningkissingstuck_out_tonguesleeping
    worriedfrowninganguishedopen_mouthgrimacingconfusedhushed
    expressionlessunamusedsweat_smilesweatdisappointed_relievedwearypensive
    disappointedconfoundedfearfulcold_sweatperseverecrysob
    joyastonishedscreamtired_faceangryragetriumph
    sleepyyummasksunglassesdizzy_faceimpsmiling_imp
    neutral_faceno_mouthinnocent
2+три=?