Международное положение и внешняя политика России в XVII в.

 

Общая характеристика. Международное положение России в первой половине XVII в. определялось итогами «Смутного времени», решениями Деулинского перемирия и Столбовского мира, которые подвели итоги польско-литовско-шведской интервенции в России. Поэтому отношения с Речью Посполитой и Швецией были приоритетными. Московское правительство было ущемлено теми потерями, на которые пришлось пойти ради спасения государственности. К борьбе за возврат отданных западным соперникам территорий толкала не только экономическая и политическая объективность, но и обостренное самолюбие Утверждавшейся на престоле династии Романовых.

Россия не могла и не хотела оставаться в изоляции, навязанной договоренностями 1617 и 1618 гг. тремясь к их аннулированию. Поэтому захват белорусских и укранских территорий Речи Посполитой, завоевание у Швеции восточного побережья Балтийского моря не только вынашивались в планах, но и реализовались в так называемых руско-польских и русско-шведских войнах.

Несмотря на напряжение всех сил, достичь полной реализации задуманного не удалось. Объективные обстоятельства были против: ни политически, ни экономически страна не была готова одержать верх в борьбе с сильными соперниками. Но эти же обстоятельства создали условия для присоединения к России Левобережной Украины с Киевом, когда была использована умело координируемая из Москвы национально-освободительная борьба украинского народа и особенности украинской казачьей вольницы и гетманского управления.

Особой проблемой для России в этом столетии продолжала оставаться перманентная агрессивность крымско-турецкого политического и военного тандема. Опустошительные набеги крымских татар на южнорусские уезды не только до крайности разоряли их, но и оттесняли Россию от причерноморских и приазовских земель. Присоединение же Левобережной Украины столкнуло Россию непосредственно с Турцией. Однако южное направление внешней политики России в это столетие находилось в подчиненном положении от западного направления.

Отношения с западноевропейскими странами (Англией, Францией, Нидерландами, Италией и др.) носили в XVII в. в основном экономический характер. При этом нельзя не отметить попытку России выйти на арену европейской внешней политики в годы Тридцатилетней войны, когда в позиции московского правительства были заинтересованы обе воюющие группировки. Россия традиционно пыталась оперировать в отношениях с европейскими странами гипотетической возможностью своего участия в антиосманской коалиции.

Наиболее результативной была политика Российского государства в восточном направлении. Огромными территориями Сибири и Дальнего Востока удалось овладеть почти бескровно, без особого напряжения дипломатических усилий, путем планомерной колонизации — как правительственной, так и народной. Но как только продвижение «землепроходцев»

натолкнулось на противодействие со стороны китайской династии Цин, России пришлось прекратить свои действия и зафиксировать расплывчатые границы своих новых владений по Амуру.

В отношениях с дальними азиатскими государствами, как и с европейскими странами, Россия пока могла преследовать сугубо экономические интересы, хотя одновременно накапливалась информация для более активной политики в будущем.

Таким образом, внешняя политика России в XVII в. в целом была достаточно активной, наступательной. Экспансия в западном направлении, колонизация — в восточном, оборонительно-наступательная тактика — в южном принесли весьма ощутимые результаты (территориальные приобретения и укрепление внешнеполитических позиций) и создали базу для реализации в будущем столетии новых имперских замыслов.

Русско-польские отношения в XVII в. можно охарактеризовать как крайне напряженные. Правительство Романовых не могло смириться с позорными условиями Деулинского перемирия 1618 г., повлекшими большие территориальные потери и придвинувшими границы с «искони вечным недругом» чуть ли не к самой Москве. Не потерял актуальности и вопрос о притязаниях короля Речи Посполитой на российский престол. Укрепив свою власть внутри страны, новая царская династия сочла возможным уже в начале 30-х гг. утвердиться и на внешнеполитической арене. Причем наибольшие усилия были направлены на запад: вначале против Речи Посполитой, а затем и Швеции. Если первые шаги (дипломатические и военные) можно расценивать как стремление добиться справедливости в давних территориальных спорах (Смоленская война), положить конец посягательствам на царский трон, а также разрушить возможные военные планы западного соседа, то с середины XVII в. военная доктрина Москвы становится, как и в XVI в., резко агрессивной и вновь продолжается «собирание русских земель» на западе, вновь все силы бросаются на борьбу с целью закрепить за со-ои не только «воссоединившуюся» Украину, но и

аполучить белорусские земли, а также выход к Балтике.

Активизация внешней политики России с середины XVII в. была обусловлена внутри- и внешнеполитическими обстоятельствами. Прежде всего она была вызвана усилением позиций новой царской династии и стремлением правительства Романовых за счет военных и дипломатических побед не только вернуть утраченное в «Смутное время», но еще более упрочить трон. Реальность замыслов обеспечивала достаточно умелая деятельность Посольского приказа, а также усиленное и активно реорганизуемое войско. Московское правительство стремилось действовать поэтапно, не ввязываясь в борьбу на несколько фронтов. Приоритет был отдан западному направлению, что естественно вытекало из сложившихся обстоятельств: борьба с Речью Посполитой обусловливалась тягостными для России итогами Деулинского перемирия, а также внешнеполитическим положением противника (события на Украине, польско-турецкая война, острые отношения со Швецией и др.). Однако внешнеполитические реалии заставляли Москву (как и подталкивали ее, вселяли надежды на скорый и весомый успех) ввязываться в борьбу со Швецией, Крымом и Турцией, устремляться на «освоение» Сибири и Дальнего Востока.

Война 16541667 гг. России с Речью Посполитой явилась логическим следствием событий 16481654 гг. на Украине и решений Переяславской Рады о присоединении Левобережной Украины к России, что резко ущемило интересы Польши. Вопрос о войне правительство России приняло уже весной 1653 г., а через год двинуло войска к границе. Были захвачены Дорогобуж, Белая, а в сентябре — Смоленск. Одновременно шел захват белорусских городов, Восточной Прибалтики, Украины. В 1655 г. палиМинск, Вильно, Гродно. Положение Речи Посполитой осложнилось и тем, что в войну против нее ввязалась Швеция, захватившая значительную территорию Польши с Варшавой. При этом обострились русско-шведские отношения. Это привело к русско-шведской войне 16561658 гг., что не помешало Москве потребовать от Речи Посполитой уступки всей территории ВКЛ, Украины с Волынью и Подолией. Эти условия были отвергнуты. Военные действия пошли с переменным успехом. Положение России осложнилось заключением польско-шведского мира (1660), изменой украинских гетманов И. Выговского, Ю. Хмельницкого. Прошла серия переговоров по поводу заключения перемирия. Русские войска постепенно вытеснялись с захваченных ими польско-литовских территорий. Взаимное истощение сил привело к заключению Андрусовского перемирия в 1667 г. Россия заполучила чернигово-северские и смоленские земли, Невель, Велиж и другие города, документально оформила присоединение Левобережной Украины и Киева, оставив под совместным управлением с Речью Посполитой Запорожскую Сечь.

Политика России на Левобережной Украине (Гетманщине) преследовала цель не только закрепить успех 1654 г., но и создать плацдарм для развертывания наступления с целью присоединения всей Украины. Для управления Левобережной Украиной требовались послушные руке царя гетманы и постепенное введение московской администрации. Если с Б. Хмельницким у Москвы проблем не было, то новый гетман И. Выговский повел открытую антироссийскую политику и по договору в Гадяче передал Левобережную Украину Речи Посполитой. Тогда Россия ввела на Левобережную Украину свои войска. Но ряд новых гетманов (Ю. Хмельницкий, П. Тетеря, П. Дорошенко, И. Брюховецкий), выразивших недовольство украинского населения поборами московских воевод, и колебания казацкой старшины между Россией, Речью Посполитой и Турцией, вынудили московское правительство пересмотреть порядок управления Левобережной Украиной. В 1669 г. была созвана Глуховская рада, которая продемонстрировала недовольство казаков урезыванием их вольностей и размещением российских войск на Левобережной Украине, которые нередко грабили население и жгли дома. Однако представители царя на этой раде А.С. Матвеев и Г.Г. Ромодановский отвергли претензии казаков на вывод войск и воевод.

Приказ рекомендовал кандидатов на гетманство, контролировал их, через него шла военная помощь, он комплектовал и снабжал русские военные части, направлял воевод, подтверждал или отменял гетманские универсалы (жалованные грамоты) о раздаче земельных и иных владений и т.д. Летом 1672 г. на раде в Казачьей Дубраве власть гетмана (им был избран И. Самойлович) была еще больше ограничена и поставлена в зависимость от Москвы. Царское правительство вело политику на ограничение казачьих формирований (в 1654 г. было сформировано 10 полков общей численностью 60 тыс. человек), что происходило за счет роста феодального землевладения и превращения свободных казаков в феодально-зависимых от старшины и монастырей. Гетман (он избирался на Генеральной войсковой раде), полковники, сотники лишь формально оставались выборными, ибо их избрания должны были утверждаться царским указом. Тем не менее Левобережная Украина имела определенную автономию, свою административно-территориальную систему, суд, финансы, войско вплоть до упразднения их в 1764 г.

«Вечный мир» 6мая1686 г. подвел итоги длительного периода вражды между Россией и Речью Посполитой. Перед угрозой турецко-крымской агрессии оба государства вынуждены были стабилизировать свои отношения. Были утверждены положения Андрусовского перемирия. Россия обязывалась разорвать мир с Турцией и направить свои войска против Крыма. Оставляя за собой Киев, московское правительство уплачивало королю 146 тыс. руб. Польская сторона обязывалась не притеснять православное население на своей территории. Переговоры проходили в Москве, от российской стороны их вел боярин князь В.В. Голицын.

Русско-шведские отношения в XVII в. С обеих сторон не предпринималось сколько-нибудь значительных действий для изменения итогов Столбовского мира 1617 г. Швеция пока удовлетворилась крупными приобретениями на Балтике, а Россия была крайне унижена потерей прибалтийских земель, не могла набрать военной мощи для прямого столкновения с могущественной северной соседкой. К тому же для России более актуальными были иные задачи: рассчитаться с речью Посполитой и оградить себя от крымско-турецких посягательств. Однако «балтийский вопрос» не мог не волновать новую царскую династию. Как и ранее, еГ0 решение тесно увязывалось с удовлетворением притязаний на заполучение белорусско-литовских земель. Не была заинтересована в российском проникновении к Балтике Речь Посполита, как не желала польского присутствия здесь и Швеция. Поэтому вполне естественно так называемая русско-польская война 16541667 гг. для обеих сторон дополнилась войнами со Швецией (польско-шведская война 16551660 гг. и русско-шведская война 16561658 гг.).

Необходимо отметить достаточную гибкость русской дипломатии в отношении Швеции, выражавшуюся не только в вынашивании военных планов, но и в открытии в Стокгольме постоянного представительства, в определенной поддержке Швеции в ее европейских делах, достаточно интенсивных экономических связях и др.

Борьба России с «крымской угрозой» в XVII в. Взаимоотношения России с Крымским ханством и его патроном — Турцией были естественным продолжением ситуации XVI в. Цари династии Романовых стремились не обострять отношения со своими южными соседями, однако развитие международной обстановки на протяжении XVII в. вынуждало Россию постоянно быть в напряжении, вести гибкую дипломатическую игру как с возможными союзниками агрессивных Турции и Крыма, так и непосредственно с ними. Следует иметь в виду, что «крымскую карту» в антироссийской политике стремилась постоянно разыгрывать Речь Посполита. Россия же не могла оставаться в стороне от перманентных планов европейских держав на сколачивание антиосманской коалиции, что поддерживало напряжение в русско-турецко-крымских отношениях. Уже в 1613 и 1614 гг. крымские и ногайские татары (с 1613 г. ногаи стали поддаными Турции) доходили до самой Москвы. От татарского ежегодного «разорения» московское правительство возводило и укрепляло засечные линии. oU-x гг. на основных дорогах (шляхах), по которым атары совершали нападения, — Изюмскому, Кал-иусскому, Ногайскому, Муравскому — стали возво-ться города, заселявшиеся служилыми людьми. С конца 40-х гг. крымский хан перенес свои набеги на Правобережную Украину.

Русско-турецкая война 16761681 гг. отразила стремление двух стран к безраздельному господству на Правобережной Украине. Позиции России пошатнулись в 1669 г., когда гетман П. Дорошенко признал Правобережную Украину вассально зависимой от Турции. Однако русские войска Г.Г. Ромоданов-ского и гетмана И. Самойловича в 1676 г. штурмом взяли г.Чигирин, который удерживал Дорошенко. Гетмана пленили и отправили воеводой в Вятку. Но турецкий султан назначил нового гетмана Правобережной Украины — Ю. Хмельницкого и двинул свои войска к Чигирину (1677). Осада провалилась: турки и крымские татары потеряли до 20 тыс. человек. Лишь на следующий год после длительных осадных боев турки смогли войти в оставленный русскими и казаками Чигирин. В дальнейшем военные действия приняли характер мелких стычек. Россия активно заканчивала укрепление своих южных рубежей (так, была построена новая Изюмская засечная черта). В начале 1681 г. было подписано мирное соглашение — Бахчисарайское, определившее двадцатилетнее перемирие и границы между Россией и Турцией по Днепру.

Освоение Сибири и Дальнего Востока в XVII в. проходило в суровой борьбе с природой, сопротивлением местного населения, в столкновениях с Цин-ской империей. В неизведанные земли «встречь солнца» отправлялись вначале за «мягкой рухлядью» (пушниной, прежде всего соболем), а затем с торговыми целями, к свободным условиям земледелия и др. Шли и добровольцы — смелые и отчаянные промысловики и служивые люди — по царскому указу (их было большинство среди тех, кто оседал надолго, неся службу, утверждая владельческие права на эти просторы за московским царем и оружием поддерживая новую, царскую администрацию и систему управления). Сюда направлялись преступники, бунтовщики, пленные иноземцы (особенно белорусы), бежа-ли те, кто спасался от усилившегося в Центральной России крепостного гнета. Шла активная колонизация этих мест и местного населения.

Взаимоотношения России и стран Дальнего Востока, Центральной и Передней Азии в XVII в. развивались достаточно активно. Этому направлению уделяли большое внимание, о чем свидетельствует тот факт, что из четырех-пяти повытий (отделов) Посольского приказа два постоянно занимались вопросами налаживания контактов с Китаем, Персией, Индией, Бухарой, Хивой, калмыками и др. Со среднеазиатскими ханствами отношения складывались в целом мирно и носили преимущественно экономический характер, как и с Индией, из которой в Россию шла караванная торговля экзотическими восточными товарами. Попытки московского правительства направить посольства (из числа торговых людей) к индийским владыкам достигли успеха только в самом конце XVII в. (посольство Семена Маленького в 16951706 гг.). Но уже с 20-х гг. в Астрахани вели торговые операции индийские и персидские гостиные дворы. С Персией еще в начале века был достигнут компромисс в вопросе влияния на Кавказе и поэтому основное внимание уделялось обеспечению поставок персидского шелка в Россию. Наиболее беспокойной была граница со степными народами (ногайские татары, калмыки и др.), а продвижение в Восточную Сибирь и на Дальний Восток определило контакты с государствами Северной и Западной Монголии (алтын ханов и джунгарских хун-тайджи) и киргизских княжеств верховьев Енисея. В 16161618 гг. впервые посольство сибирского казака Ивана Петелина достигло Китая. Контакты на уровне посольств стали регулярными, как и торговые связи. Однако русско-китайские интересы были непримиримы в вопросах владения приамурскими территориями. Это привело к войне 80-х гг. между Россией и маньчжурской Цинской империей, которая завершилась подписанием Нерчинского договора 1689 г.



Пользуйтесь Поиском по сайту. Найдётся Всё по истории.
Добавить комментарий
Прокомментировать
  • bowtiesmilelaughingblushsmileyrelaxedsmirk
    heart_eyeskissing_heartkissing_closed_eyesflushedrelievedsatisfiedgrin
    winkstuck_out_tongue_winking_eyestuck_out_tongue_closed_eyesgrinningkissingstuck_out_tonguesleeping
    worriedfrowninganguishedopen_mouthgrimacingconfusedhushed
    expressionlessunamusedsweat_smilesweatdisappointed_relievedwearypensive
    disappointedconfoundedfearfulcold_sweatperseverecrysob
    joyastonishedscreamtired_faceangryragetriumph
    sleepyyummasksunglassesdizzy_faceimpsmiling_imp
    neutral_faceno_mouthinnocent
три+2=?
Александр
Александр Гости 3 апреля 2012 00:37
спасибо!)