Древнеиндийская философия

 

Древнейшие письменные памятники, которые были обнаружены на территории Древней Индии – это первоисточники, повествующие о жизни общества. Это первые памятники хараппской, иначе: индусской культуры, называемые ведическими. Ведические тексты преимущественно религиозного характера, однако они свидетельствуют не только о духовной жизни Древней Индии, но и о классовом, экономическом, социальном развитии общества. Ведические тексты дают представление о степени познания индусами окружающего мира. Они – начала философии Древней Индии - если абстрагироваться от наиболее древних памятников письменности, обнаруженных на данной территории. И все же, значительная часть философских текстов ведического содержания создана в более поздний период.

Основные школы древнеиндийской философии



Древнеиндийская философия имеет основные школы, которые формировались и развивались на протяжении длительного и сложного периода истории. Их возникновение связано с приходом на территорию Индии племен ариев – индоевропейцев, которые постепенно заселяли земли, вследствие чего возникли первые государственные объединения.

Период Вед и Упанишад. Важнейшие общественные изменения: превращение кочевых и пастушеских племенных обществ ариев в общество классово дифференцированное, где активно развивалось земледелие, ремесло, торговля. Для него присуща социальная структура и иерархизация, сущность которой составляют четыре основных сословия – варны:

1) брахманы – священнослужители - жрецы – монахи;
2) кшатрии (воины);
3) вайшьи (земледельцы, ремесленники, торговцы);
4) шудры (непосредственные производители, зависимое население).

Не только арии-индоевропейцы, но и дравиды, мудры – различные этнические группы Индии того периода были участниками генезиса ведического периода. В основе ведической философии – древняя религиозная, письменная традиция. Основные тексты: четыре Веды (ведение), Ригведа – древнейшая и наиболее важная – содержание гимнов; брахманы – тексты-руководства к проведению ведических ритуалов; упанишады – образец древнеиндийского религиозно-философского мышления. Ведический период – комплекс мифологических, религиозных представлений и сопровождающих их культов и обрядов.
Ведические Гимны – это и изложение мироустройства, и обращение к богам. Основа ведического культа – жертва. В основе ведических гимнов – попытка прийти к общему принципу, объясняющему отдельные процессы и явления окружающего мира. Этот принцип – рта – универсальный порядок во Вселенной, которому подчинено все не земле – и люди и боги. Брахманы – практические руководства, позволяющие осуществлять культовую практику. Упанишады содержат комплекс ведической идеологии. Согласно упанишадам: в основе всего сущего – некая духовная безличная сущность – брахма, абстрактный принцип, который предназначен для постижения мира; атман – понятие, обозначающее душу как индивидуальную духовную сущность, которая отождествляется с брахманом как универсальным принципом мира. Сансара – концепция круговорота жизни и карма, как закон воздаяния. Жизнь воспринималась, как бесконечные перерождения.

Упанишады – учение в основе идеалистическое, но содержит элементы материалистических воззрений: в основе мира явлений – вода, пища (земля), тепло; атман – материальная присущность человека. Мыслители упанишад чаще происходили из кшатриев, в их философии – попытка изменить духовные основы жизни общества, нарушить монополизацию брахманов.

Джайнизм – учение, автор которого – Махавира Вардхамана, Джина. Длительное время джайнизм существовал в устной традиции и только в 5-м веке стал известен как одно из канонических учений древнеиндийской философии. Философско-религиозная школа джайнизма провозглашает дуализм. Человеческая личность имеет двоякую сущность: аджива (материальная) и джива (материальная). Между дживой и адживой существует тонкая материя – карма. Неживая материя соединяется узами кармы с душой, так возникает индивид. Душа в бесконечной цепи перерождений сопровождается кармой. Согласно учению джайнистов, духовный человек может контролировать свою дживу (материальную сущность) и управлять ею. Бог в джайнизме – не творец мира, а только душа, жившая некогда в материальном мире и освободившаяся от кармических уз и цепи перерождений. Освобождение души от самсары – путь, имеющий много фаз, чрезвычайно сложный. Конечная цель – личное спасение, никто не поможет, человек должен сам выйти из колеса перевоплощений. Отсюда – эгоцентризм в основе этики джайнизма.

Буддизм – учение, возникшее в 6-м веке до н.э на севере Индии, близ Южного Непала; основатель – Сиддхартха Гаутама Шакьямуни – сын правителя рода. До 29 лет Сиддхартха жил в излишестве материальных благ, затем покидает дом, становится аскетом. После многих лет бесполезной бездомности познает пробуждение – бодхи. Будда – пробужденный понимает, что жить в условиях крайностей – неправильно, истинный путь – Серединный. Доктрина Будды долго время имела устную традицию. Канонизировано учение было несколько веков спустя: записаны тексты, возникли легенды о самом учителе (Типитака – три корзины поучений). Реконструкция древней системы буддизма прошла непростой путь, в результате чего исследователи дают основу учения – теорию о четырех благородных истинах, согласно которой, человеческая жизнь неразрывно связана со страданием.

Человек приходит в жизнь через страдание



1. Страдание имеет причину – тршна - желание, жажду, ведущую к перерождению через переживания страстей
2. Избавление от желания как причины страдания
3. Путь, который необходимо пройти, чтобы избавиться от страданий – благой восьмеричный путь. Состоит он из 8 ступеней: правильности суждений, решений, речи, жизни, стремлений, внимания и сосредоточения.

Излишества, чувственные жизненные удовольствия и аскеза – неприемлемы. Вокруг данного учения развита богатая традиция: комментарии, толкования, анализ, поучения, предписания для правильной жизни – кодекс нравственности – панчашила для мирян и отдельно - для монахов. Освободиться от сансары могут только монахи, но и для мирян существует возможность: соблюдать определенные правила, что подготовит доступность стези освобождения. В буддизме возникли различные школы. Два основных направления – махаяна (большая колесница), в которой важное значение имеет культ индивидов, именуемых бодхисатв, уже обладающих способностью войти в нирвану (угасание), но откладывающих достижение конечной цели для того, чтобы помогать другим обретать путь спасения; хинаяна (малая колесница) – это путь к нирване исключительно для тех, кто избрал стезю монашества.

Древнеиндийская философия содержит и учения материалистов, учения которых сохранились фрагментарно. Мадхава – философ позднего средневековья, автор «Собрания всех философий», куда вошло и учение лакаята (учение, направленное на внешний мир), автором которого принято считать Чарвака. Первые упоминания об индийских материалистах – в Упанишадах. Удаллака, Брихаспати, Аджита – имена философов, которым были присущи материалистические воззрения.

Идеи древнеиндийской философии



Идеи древнеиндийской философии получили развитие в философских школах индуизма в индийском обществе в первые столетия нашего летоисчисления. Выдвигаются божества: Вишну, Шива, отсюда направления: вишнуизм, шиваизм. Развивается новая мифология, разно-жанровая литература, среди которой – Бхагаватгита – священная книга одной из сект, посвященная вопросам этики, в ней провозглашение преданности богу, который обрел личную форму. И в настоящее время Бхагаватгита – священная книга индуизма.
Индуизм находит обоснование в шести философских системах, в рамках которых возникает еще множество школ. Концепции их весьма противоречивы. Но их связывает одно: стремление найти путь, освобождающий от пут кармы, обусловливающий цепь перерождений.

Санкхья – старейшая из школ – 4-й век н. э.: существует материальная аморфная первопричина мира - пракрити. Превращение ее в мир осуществилось благодаря трем качественным элементам, это стремление, тьма, ясность. Наряду с материальным началом – пракрити признается пуруши – абсолютная душа, которая независима от материального мирового начала.

Йога2-е ст. н.э. Основоположник – Патанджали; Вьяса4-й век н.э. Внимание философии йоги акцентируется на исследовании психологических категорий и на практическом психологическом обучении. Медитация – основополагающее понятие. Описываются правила и технические необходимые для тренировки.

Вайшешика - основатель Канада (1- й век) – истоки материалистические. В основе – понятие об атомах и постоянных изменениях. Телесные и не телесные вещи имеют одну сущность, общую. Существуют категории общие и частные. Все состоит из 9 субстанций. Субстанции с материальной основой: вода, земля, огонь, эфир. Нематериальная субстанция – душа (атман) состоит из свойств психики. Вечная, бесконечная и нематериальная душа существует в 2-х формах – абсолютной (высшей), и индивидуальной, странствующие в бесконечном круговращении жизней.

Ньяя – школа продолжающая и дополняющая вайшешику. В ней акцентируется внимание на метафизике (13-й в.).

Миманса. Основной трактат Джаймини провозглашает единственно верный путь – возврат к Ведам.

Веданта – систематическая обработка древних текстов Вед и упанишад. Толкование и комментарии с элементами мистицизма. Реформаторы индуизма: Вивекананда, Рамана, Махариши.


Пользуйтесь Поиском по сайту. Найдётся Всё по истории.
Добавить комментарий
Прокомментировать
  • bowtiesmilelaughingblushsmileyrelaxedsmirk
    heart_eyeskissing_heartkissing_closed_eyesflushedrelievedsatisfiedgrin
    winkstuck_out_tongue_winking_eyestuck_out_tongue_closed_eyesgrinningkissingstuck_out_tonguesleeping
    worriedfrowninganguishedopen_mouthgrimacingconfusedhushed
    expressionlessunamusedsweat_smilesweatdisappointed_relievedwearypensive
    disappointedconfoundedfearfulcold_sweatperseverecrysob
    joyastonishedscreamtired_faceangryragetriumph
    sleepyyummasksunglassesdizzy_faceimpsmiling_imp
    neutral_faceno_mouthinnocent
2+два=?