Саламинское сражение

 

Саламинское сражение – переломный момент в ходе греко-персидских войн.

Греко-персидские войны. Такое название получили ряд сражений и конфликтов в V в.до.н.э. между союзом греческих городов (полисов), ведущую роль в которых играли сильнейшие полисы Спарта и Афины, с персидской империей Ахеменидов. Персы к тому времени покорили Малую Азию, Фракию, и обложили данью греческие колонии в Ионии, островные государства в Эгейском море и на побережьях захваченных территорий.

Походы Дария и Мардония



Первые походы на Грецию организовывались царем Дарием и его полководцем Мардонием в 492-490 г. до н.э. Поводом для военных кампаний послужило участие греческих ионийских колоний в восстании тирана Аристагора в 499 г. до н.э. и помощь, которую оказали восставшим Афины и Эритрея.

Во время первого похода Мардония была покорена Македония и часть Фессалии. Во время второго похода Дария персы потерпели поражение от афинян при Марафоне в 490 году до н.э. После смерти Дария в 486 году до н.э наступило время дворцовых смут и междоусобиц, поэтому преемнику Дария Ксерксу целых 10 лет понадобилось для укрепления своей власти и организации следующих походов на Грецию.

После Марафона. Подготовка к новой войне



Передышкой в 10 лет греческие полисы воспользовались по-разному. В основном, никто после победы под Марафоном не готовился к новой войне. Никто, кроме афинян. Тогдашнее время можно смело называть временем Фемистокла. В очень ожесточенной внутриполитической борьбе (это не фигуральное, а буквальное определение, борьба его сторонников и противников происходила именно внутри полиса Афины) Фемистоклу удалось при поддержке широких масс демоса (бедных слоев населения) «продавить» свою «морскую программу» и готовится к новой войне с персами. Причем здесь, чтобы добиться поддержки более широких слоев, он заявил, что флот будет нужен для войны с островом Эгина. С этим островом Афины давно вели непрекращающиеся войны.

Источником финансирования «морской программы» Фемистокла стали доходы от общественных Лаврийских рудников. На эти деньги афиняне заложили около 150 боевых кораблей, и афинский флот на момент начала войны стал самым сильным из всех греческих флотов.

Итак, после 10-ти летнего перерыва последовал поход Ксеркса. Греки были совершенно не готовы к обороне несмотря на то, что за год до вторжения по инициативе Фемистокла на Истме собирались представители большинства полисов Балканской Греции, островов и даже Сицилии. Но внутренние противоречия не позволили всем греческим полисам объединиться против общего врага. Сопротивляться решили только Спарта с городами, находящимися под их гегемонией, Афины со своими союзниками, и даже враждебная Афинам Эгина.

Решением совета война между островом Эгина и Афинами была прекращена, представители обеих сторон принесли соответствующие клятвы. Аргос, Фивы, фессалийцы, беотийцы, ахейцы в союзе участия не приняли. Персы в 480 году вступили с севера в Фессаллию, которая под давлением соседней Македонии заключила с Ксерксом союз.

Персы вступают в Грецию



Объединенными силами союза греческих городов командовали спартанцы, как имеющие самое сильное и многочисленное сухопутное войско. Даже объединенный флот был отдан под их командование, несмотря на то, что большая часть кораблей флота была афинская. Когда возникли противоречия, грозящие расколом, афиняне, по совету Фемистокла, уступили требованиям спартанцев. Тем более, что перевес в совете был на стороне последних из-за позиции Эгины, которая, помня недавние войны, всегда выступала против предложений афинских представителей.

Сухопутную армию, направленную на защиту Фессалии, возглавил спартанский царь Леонид, флот возглавил спартанский стратег Эврибиад. Греческое войско, насчитывавшее до 7000 человек, из них всего 300 спартанцев, под командованием Леонида, заняло стратегическое место на дороге из Северной Греции в Среднюю – Фермопильский проход. Флот в это время находился у северо-восточной оконечности Эвбеи. Войско греков под командованием Леонида довольно долго сдерживало персидскую армию. Но затем кто-то из фессалийских союзников показал персам обходные тропы, и, под угрозой обхода и уничтожения, Леонид приказал всем войскам отойти в Среднюю Грецию, сам же остался с 300 воинами прикрывать отход.

Сражение у Артемисия



В это время на море события развивались следующим образом. Флот персов выдвинулся в сторону Эвбеи. Первая стычка на море произошла у острова Скиатос (Скиафос). Высланные на разведку командующим персидским флотом, братом царя Ахеменом, десять сидонских кораблей напали на три греческих сторожевых корабля и захватили два из них. Третий успел уйти и подать сигналы о выходе персидского флота. Союзный греческий флот ушел в пролив между Эвбеей и Аттикой и встал в наиболее узком месте пролива у г. Халкида. Персидский флот последовал за греческим, но разразился шторм, который разбил о скалы и утопил до 400 персидских кораблей. Воодушевленные «вмешательством богов», греки вышли навстречу персам. Последовало сражение у мыса Артемисий. Ни одна из сторон не смогла нанести другой какого-нибудь заметного урона, однако эллинам удалось ненадолго задержать общее наступление персов.

Сражение возле мыса Артемисий позволило грекам эвакуировать население и скот с Эвбеи, а те стада, что не удалось вывезти, перерезать, чтобы лишить персов продовольствия, а экипажам союзного флота набраться боевого опыта и усилить сплоченность.

После гибели Леонида вместе с его дружиной и захвата Фермопил, сухопутное войско персов вторглось в Аттику и направилось к Афинам. Греческий флот после сражения у Артемисия и ряда мелких стычек снова отступил через пролив между Эвбеей и Аттикой и ушел в Пирей и к острову Саламин для эвакуации афинского населения. Персидский командующий флотом тайно отправил 200 кораблей морем вокруг Эвбеи с целью перекрыть путь отступления грекам, но в последовавшей буре и эти корабли утонули или разбились о скалы. И тем не менее персидский флот, даже после понесенных потерь, превосходил греческий. У персов оставалось до 1000 кораблей, у греков их насчитывалось всего около 200.

В преддверии сражения



Итак, персы захватили Афины и сожгли их, их флот подошел к острову Саламин. Греческий флот сосредоточился в бухтах острова и принимал пополнение. К грекам подошли корабли афинян, до этого занятые в эвакуации населения, прислали свои корабли государства Пелопоннеса и ряда островных государств. После этого, согласно древним источникам, флот эллинов имел от 220 кораблей (данные Гиперида, он жил спустя 100 после битвы) до 373 (у Геродота), данные Эсхила, участника сражения, позволяют говорить о 310 кораблях. В любом случае, численный перевес был на стороне персов, экипажи персидских кораблей были в основном из выходцев Сидона и Финикии, которые являлись более опытными мореплавателями. К тому же, большая часть островов восточного Средиземноморья и Ионии хоть и имела греческое население, но, находясь под оккупацией персов, поставляла Ксерксу корабли и моряков.

Учитывая все это, Фемистокл предлагал сражаться здесь же, в узостях бухт Саламина, чтобы нивелировать численное превосходство и опыт персидского флота, тем более, что местные мореходы хорошо знали все подводные скалы и мели. Пелопоннесцы и Эврибиад были против. Эврибиад настаивал на том, что нужно уводить флот к Коринфскому перешейку, где сосредотачивалась сухопутная армия союзников. Часть союзников настаивала на роспуске армии и флота.

После сожжения Афин персы вышли на побережье Аттики напротив Саламина, а флот занял позиции у южного выхода из пролива, вблизи острова Пситалея. Далее, по свидетельству древних источников, состоялось два решающих совещания в ставке эллинов и персов.

В ставке эллинов



Старые разногласия греческих союзников и нежелание видеть общую угрозу в наступлении персов приводили к отсутствию общей стратегии. Каждый из начальствующих у греков думал в первую очередь о защите своей земли. Фемистокл убеждал Эврибиада, что если флот отойдет от Саламина, то немедленно распадется, и более не будет возможности собрать всех снова вместе. Эврибиад, как настоящий спартанец, был сторонником сухопутных сражений и не сильно разбирался в делах флота. Эгина поддерживала Спарту в пику Афинам. Фемистокл использовал все доводы, чтобы убедить союзников принять сражение здесь же, в проливе, у берегов Саламина.

На одном из совещаний он заговорил до Эврибиада, что являлось страшным неуважением начальствующему. Но когда Эврибиад сказал, что на играх по правилам того, кто начинает бежать раньше времени, бьют, Фемистокл ответил, что его и не награждают лавровым венком, и тогда же прозвучала его фраза, оставшаяся в веках: «ударь, но выслушай». А когда Фемистоклу кто-то из присутствующих сказал, что негоже тому, у кого нет отечества, указывать, что делать тем, у кого оно есть, он ответил, что его отечество - это палубы кораблей, и если его перестанут слушать, то он уведет все афинские корабли, погрузит на них все население и уйдет на Сицилию.

Угрозы подействовали, но выступать против персов никто не решался. Тогда Фемистокл пошел на беспрецедентный шаг. Он подослал своего доверенного раба, перса Сиккина - воспитателя своих детей, в персидский лагерь. Сиккин передал Ксерксу слова Фемистокла о том, что между греками нет единства и они готовы начать сражаться друг с другом, поэтому стоит напасть прямо сейчас, когда они будут заняты сражением между собой. И, извещая таким образом царя, он, Фемистокл, переходит на сторону персов и желает им победы.

В ставке Ксеркса



В это же время в ставке Ксеркса происходило почти такое же совещание. Спорили сторонники боя и противники. Среди последних находилась царица Галикарнаса Артемисия, она убеждала Ксеркса не нападать на флот эллинов и приводила примерно те же аргументы, что и Фемистокл. Её доводы были следующими: основные стратегические цели кампании выполнены, Афины сожжены, часть греческого войска разбита, греки не образовали полноценную коалицию всех городов, кто-то остался нейтрален, а кто-то заключил прямой союз с Ксерксом. Если отступить, то греческий флот рассыплется и вновь не соберется, а если начать сражение в условиях узких проливах, то еще неизвестно, чем все закончится. Но Ксеркс, поддерживаемый большинством совета, принял решение о сражении. Немаловажную роль здесь сыграл посланник Фемистокла.

Фемистокл же, обладая всей полнотой власти, не только заранее обеспечил эвакуацию населения на Саламин и Пелопоннес, провел частичное изъятие средств у населения для выдачи жалованья матросам флота, но и особым декретом вернул всех изгнанников, разрешив им сражаться за Афины. Одним из таких изгнанников был соперник Фемистокла Аристид, который первым привез в ставку греков известие о том, что их флот блокирован в бухтах Саламина персидским флотом.

Дело в том, что Ксеркс, после того, как раб Фемистокла привез ему послание, сразу же отдал приказ о выдвижении флота. Флот персов, выполняя приказ, в темноте вышел на позиции и окружил восточную сторону Саламина. В добавок к этому, персидский отряд отборных воинов занял остров Пситалею, находящийся в проливе между Пиреем и Саламином, чтобы помогать спасаться своим экипажам и кораблям и добивать греков с тонущих кораблей.

Морское сражение



Утром девятнадцатого воэдромиона (20 сентября) 480 г. до н.э. диспозиция перед началом сражения была следующая. Персидские корабли выстроились дугой, окружив восточную сторону Саламина. На северном фланге, закрывая пролив, ведущий к Элевсину, выстроили свои корабли киликийцы и египтяне. Они образовали центр линии, командующий флотом Ахемен был здесь. Южный фланг дуги образовывали корабли сидонцев, финикийцев и ионических греков.

Греки разместили свой флот на выходе из бухты Амбелаки, между мысами Каматеро и Киносура, центр и правый фланг заняли корабли пелопоннесцев во главе с командующим объединенными силами Эврибиадом, афинские корабли во главе с Фемистоклом встали на левом фланге.

Ка уже говорилось ранее, соотношение сил было следующим: до 370 кораблей греков противостояли более чем в два раза превосходившему их флоту персов. Вернувшемуся накануне битвы Аристиду поручили командование отрядами гоплитов, которые были расставлены по берегам острова на случай прорыва персов и высадки десанта и спасения своих моряков с тонущих кораблей.

Командующие греческих эскадр выступили перед своими людьми и напомнили о чести и долге и о том, что от исхода этой битвы зависит будущее Греции, жизни их близких.
Битву должно было начать правое крыло греков, которым командовал Эврибиад. Греки по обычаю перед боем пропели пеан. Эллинские корабли двинулись вперед, а им навстречу вышли корабли персов, с которых послышался крик такой силы, что греки испугались и начали оттягиваться назад, к берегу. Здесь стоит отметить, что гребные суда того времени могли совершать такое движение - кормой вперед.

Поясним основные способы маневрирования и ведения войны на море того времени. У обеих сторон на вооружении были гребные суда, которые могли менять направление движения вперед/назад, не разворачиваясь, а просто пересаживая гребцов лицом то к корме, то к носу судна. Из-за отсутствия вообще какой-либо корабельной артиллерии, основными тактическими приемами были таран либо абордаж, еще старались пройти вдоль борта противника таким образом, чтобы корпусом сломать ему весла, которые при этом калечили и убивали гребцов, а судно противника, соответственно, лишалось хода. При сближении экипажи кораблей вели обстрел из луков и метали копья, пытаясь вывести из строя максимальное количество врагов.

Так вот, увидев, что пелопоннесцы отступают, начали наступление греческие триеры левого фланга. Первым совершила таран финикийского корабля афинская триера под командованием Аминия. За ним пошли в бой другие афинские корабли и сражение завязалось по всей линии.

В узостях пролива и бухт греки действовали более свободно и могли бить корабли персов на выбор. Тогда как персидские, которые были больше греческих, мешали маневру и ломали друг другу весла, при этом они не могли отступать назад, так как сзади напирали все новые и новые корабли. Кроме того, опытные сидонские и финикийские кормчие, не зная проливов, расположения мелей и подводных скал, натыкались на них, что приводило к дополнительным потерям. Таким образом, план Фемистокла претворялся в жизнь.

Вначале, согласно данным Эсхила, персы оказывали достойное сопротивление, но затем афинские корабли прорвали строй финикийцев и стали теснить их к центру, увеличивая свалку. Затем при абордаже был убит киликийский царь Сиэнзен, и киликийский флот, потеряв предводителя, стал уходить на юг и восток. За убегающими киликийскими кораблями пустились в погоню корабли Эгины.

Афинские корабли после прорыва строя смяли центр и дошли до левого фланга персидской линии, на котором стояли греки, ионийцы и карийцы. Афинской триерой был атакован корабль Ариабигна, брата Ксеркса. В абордажной схватке сам Ариабигн погиб. Его тело было спасено кораблем Артемисии Галикарнасской.

С персидской стороны источники особо отметили храбрость ионийцев и самофракийцев, которыми командовала Артемисия Галикарнасская. В одном из эпизодов боя корабль самофракийцев протаранил и потопил афинскую триеру, но был в свою очередь атакован и потоплен эгинским кораблем. Самофракийцы взяли его на абордаж, перебили эгинцев и ушли на их корабле. Корабль самой Артемисии потопил триеру царя города Калинды. В погоню за её кораблем направился Аминий, но перепутал его с греческим и повернул на другого противника.

В это время Аристид, который наблюдал битву с Саламина, увидев, что греческий флот теснит неприятеля, организовал десант на остров Писталея. Гоплиты Аристида перебили всех «бессмертных» Ксеркса и зажгли сигнальный огонь на берегу. В дальнейшем Аристид оказывал помощь своим морякам, которые спасались на Пситалее и добивали остатки персидских экипажей, пытавшихся спастись на острове.

Итоги сражения


В самой битве греки потеряли около 40 судов, причем большинство их экипажей спаслось вплавь на Саламин либо на Пситалею. Потери персов составили до 200 кораблей. Экипажи, которые спасались на ту же Пситалею или Саламин, были перебиты, и спасаться персы могли только на берег Аттики, но расстояние до него было значительно больше.

Ксеркс, который наблюдал весь ход сражения со скалы на берегу Аттики, был вне себя от ярости. Вечером того же дня он велел казнить начальника финикийской эскадры, вышедшей из боя раньше других. Эта казнь напугала командиров других эскадр, и той же ночью большинство из них ушли со своими кораблями. Таким образом, армия Ксеркса, выиграв сухопутные битвы, осталась без поддержки флота и могла быть отрезана от тылов. Из-за того, что весть о поражении могла вызвать восстания в Ионии и самой Персии, Ксеркс был вынужден прекратить кампанию и повернуть армию назад.
Так, стратегия Фемистокла, направленная на создание превосходства на море, принесла эллинам победу не только в битве при Саламине, но и во всей войне.

Последствия Саламина



Саламинское сражение послужило переломным моментов во всех греко-персидских войнах. Союз городов, противостоявших Ксерксу, увеличил свой авторитет и политический вес, привлек на свою сторону новых союзников. Затем греки последовательно разбили персов в сухопутном сражении при Платеях и в морском сражении при мысе Микале (в Малой Азии). После этих побед ход войны резко изменился, инициатива перешла к эллинам и над Балканами перестала нависать угроза персидского вторжения.

Пользуйтесь Поиском по сайту. Найдётся Всё по истории.
Добавить комментарий
Прокомментировать
  • bowtiesmilelaughingblushsmileyrelaxedsmirk
    heart_eyeskissing_heartkissing_closed_eyesflushedrelievedsatisfiedgrin
    winkstuck_out_tongue_winking_eyestuck_out_tongue_closed_eyesgrinningkissingstuck_out_tonguesleeping
    worriedfrowninganguishedopen_mouthgrimacingconfusedhushed
    expressionlessunamusedsweat_smilesweatdisappointed_relievedwearypensive
    disappointedconfoundedfearfulcold_sweatperseverecrysob
    joyastonishedscreamtired_faceangryragetriumph
    sleepyyummasksunglassesdizzy_faceimpsmiling_imp
    neutral_faceno_mouthinnocent
2+два=?