Добро пожаловать!
Www.IstMira.Com


  
 

Добавить новость на сайт.

Зарегистрируйтесь на сайте.

 

 

 

Контакты

 

 

логин *:
пароль *:
     Регистрация нового пользователя

История и философия Диогена


История и философия Диогена Синопского.

Биография


О биографии Диогена известно лишь благодаря Диогену Лаэртскому в шестой книге его труда «О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов». Диоген Синопский, так же известный как Диоген киник, родился в 412 году до н.э в Синопе в семье ростовщика по имени Гексий. Напряженная социальная обстановка, вызванная конфликтом персидских и греческих группировок, побудила Гексия заняться чеканкой фальшивых монет. Но, спустя некоторое время Гексия арестовывают, а его сына, Диогена, должна была ожидать та же участь, если бы не его побег в Дельфы.
Уставший от жизни Диоген спросил дельфийского оракула о смысле своего предназначения и получил весьма неоднозначный ответ «переоценка ценностей». Это высказывание Диоген понял значительно позже, и, можно сказать, действительно посвятил ему всю свою жизнь.
Прибыв в Афины, Диоген знакомится со своим будущим учителем Антисфеном, родоначальником кинизма, бывшем учеником Сократа. Несмотря на неприязнь по отношению к Диогену, Антисфен все-таки соглашается взять Диогена в ученики, не подозревая, что именно он прославит его учение.
Сам Диоген, приехав в Афины, совершенно не имел денег, и для того, чтобы выжить обустроился в глиняном пифосе, в последствии интерпретированным в качестве «бочки Диогена», что является грубой исторической ошибкой, так как в Древней Греции не изготавливали бочек. Вдохновленный аскетическими идеями кинизма, Диоген наилучшим образом демонстрировал его прикладное применение своими эпатажными выходками, в числе которых были нескончаемые споры с Платоном, выступления на площадях, прилюдный онанизм, «фонарь Диогена» и многие другие, как бы выразились в наши дни «концептуальные перфомансы».
Довольно популярна история о философской лекции Диогена на центральной площади Афин. Никто, конечно, же не обращал внимание на очередного софиста, сумбурно разбрасывающегося философскими терминами и концепциями. Заметив это, Диоген начал пародировать пение птиц различными эпатирующими способами. После этого, число его слушателей заметно возросло, вокруг собиралась толпа зевак, желавшая посмотреть на умалишенного «певца». «Вот, афиняне, цена вашего ума», — констатировал Диоген. — «Когда я говорил вам умные вещи, никто не обращал на меня внимания, а когда защебетал, как неразумная птица, вы слушаете меня разинув рот».
Именно эта история является ключевой в пути Диогена по переосмыслению ценностей. Философ презирал политику, религию, институты брака и семьи, насмехался над моральными устоями, да и в принципе, на считал афинян за людей. Однажды ясным днем он вышел на площадь с зажженным фонарем в руках и начал громко кричать: «Ищу человека!», тем самым демонстрируя отсутствие в полисе тех самых людей.
Не менее интересны его споры с Платоном, правда, всего лишь один из них увенчался однозначной победой Диогена. Платон утверждал, что человек – это двуногое без перьев, тогда же, Диоген взял петуха, ощипал его и назвал «платоновским человеком», демонстрируя глупость подобных метафор. Диоген отрицал онтологию Платона в отношении существования мира вещей и идей, для него, как для циника, все было значительно проще, лишено пафоса умозрительных философских конструкций: «чашу вижу, а чашности — нет», намекал он на бредовость концепции существования некой абсолютной и вечной идеи о чашке.
Правда, многие современники утверждают, что весь этот эпатаж Диоген нагонял на себя лишь для того, чтобы выделиться на фоне интеллектуально превосходившего его оппонента; быть может и так, а быть может, что Диоген просто остался непонятным.
Вскоре, Диогену пришлось оставить философию и принять участие в вооруженном конфликте с македонским царем Филиппом Вторым. Покинув Афины, Диоген стал участником Херонейской битвы. Но сражение не увенчалось победой, Диоген был захвачен в плен македонянами, а в последствии продан в рабство коринфянину Ксеониду для обучения его детей. Диоген обучал детей своего хозяина, поэзии и древнегреческой истории, но при этом, что не мало важно, он обучал их основам кинизма и аскетизма, поддержанию здоровья своего тела и тому как скромно питаться и довольствовать тем что имеешь.
Многие товарищи Диогена неоднократно предлагали ему заплатить выкуп, но философ всегда отказывался, подкрепляя свое поведение идеей того, что даже будучи рабом, интеллектуально он является «господином своего господина».
Будучи в Коринфе, Диогена потревожили, для того чтобы познакомить с Александром Македонским. Затем, его спросили, рад ли он удостоиться такой чести, на что он ответил: «Да, только ты закрываешь мне солнце», – а Александр в свою очередь сказал: «Если бы я не был Александром, я желал бы быть Диогеном». Существует не менее интересная история о другой беседе Александра и Диогена, произошедшая во время того, как Диоген созерцал груду человеческих костей. Александр попросил пояснить смысл его занятия, и услышал от Диогена философский ответ: «Я ищу кости твоего отца, вот только никак не могу отличить их от рабских».
Диогену Лаэртскому, умер Диоген-киник 10 июля 323 года до н.э, в один день с Александром Македонским. Был похоронен лицом вниз, согласно своему завещанию, а на могиле был установлен памятник в форме собаки со следующими строками:
Пусть состарится медь под властью времени — всё же
Переживёт века слава твоя, Диоген:
Ты нас научил, как жить, довольствуясь тем, что имеешь,
Ты указал нам путь, легче которого нет.

Философия кинизма


Кинизм появился еще до Диогена Синопского, но последний стал его ярчайшим представителем. Слово «кинизм» можно перевести на современный лад «цинизм», правда, важно понимать, что древнегреческие киники весьма сильно отличались от современных представителей цинизма.
Основной принцип кинизма – жить подобно собаке, подразумевая в себе следующие качества:
• простоту жизни, следование собственной природе, презрение к условностям
• умение с твердостью отстаивать свой образ жизни, стоять за себя
• верность, храбрость, благодарность
Необходимый аспект греческого кинизма – соблюдение добровольной аскезы. Аскеза является благом, так как учит человека довольствоваться тем, что он имеет, тем, что дала ему природа, так как в противном случае человек впадает в зависимость от материальных благ, а аскеза дает свободу. Сам Диоген прекрасно справлялся с этим принципом: жил в пифосе, практически без одежды, питаясь прямо на улице, что в те времена было крайней степени не прилично.
Аскеза приводит к свободе, которая сама по себе является высшим благом. Свобода проявляется не только в аскезе, но и в принципе в независимости личности от внешнего мира и общества. Сюда же входит и отстраненность от религии и морали, которая делает человека ограниченным, загоняет в жесткие социальные рамки, на деле являющиеся лишь общепринятой фикцией, объективно не существующей. Отказы от жизни в социальные системы приводят к отказу от семьи и государства, подразумевая их навязанными противоестественными ценностями, не необходимыми свободному человеку. Сам Диоген прожил всю жизнь в одиночестве, не имел ни детей, ни семьи, провозглашал себя космополитом, считая, что границы между государствами не более чем человеческая выдумка.
Истинным благом для человека является отучение человека от зла, то есть от устоявшихся норм морали, паразитирующих на человеческом уме. Можно сказать, что аксиологический идеал киников формируется следующим образом:
• Простота во всех аспектах жизнедеятельности
• Игнорирование всех потребностей, кроме базовых физиологических
• Отрицание условностей и навязанных ценностей
• Тотальная естественность
• Неприкосновенность личной свободы


Поставьте оценку!

Добавление комментария.  
Ваше Имя:*
E-Mail:*
  • bowtiesmilelaughingblushsmileyrelaxedsmirk
    heart_eyeskissing_heartkissing_closed_eyesflushedrelievedsatisfiedgrin
    winkstuck_out_tongue_winking_eyestuck_out_tongue_closed_eyesgrinningkissingstuck_out_tonguesleeping
    worriedfrowninganguishedopen_mouthgrimacingconfusedhushed
    expressionlessunamusedsweat_smilesweatdisappointed_relievedwearypensive
    disappointedconfoundedfearfulcold_sweatperseverecrysob
    joyastonishedscreamtired_faceangryragetriumph
    sleepyyummasksunglassesdizzy_faceimpsmiling_imp
    neutral_faceno_mouthinnocent
Вопрос:
2+два=?
Ответ:*


 

Www.IstMira.Com