Галикарнасский мавзолей - кратко
Введение
Традиция достойного погребения известна человечеству ещё на самой заре цивилизации. Наши предки таким образом пытались кратко воздать почести и хвалу усопшему, выразить к нему уважение. Часто, погребальные помещения строились ещё при жизни какого-либо великого деятеля. Так было и с Мавсолом, правителем Карии, памятник которому запомнился в истории, как одно из чудес света.
Общие положения
Само слово «мавзолей» произошло от имени Мавсола. Строительство его началось еще при жизни правителя карийского народа. Располагался этот народ на средиземноморском побережье полуострова Малая Азия, на территории современной Турции. Сама же постройка расположилась в городе, ныне именуемом как Бодрум. Тогда же, он назывался Галикарнас.
Строительство началось в середине IV века до нашей эры. Проходило оно по приказу Артемиссии, жены Мавсола. Для создания архитектурного проекта было приглашено множество знаменитых архитекторов того времени. Это были такие зодчие, как Леохар, Сколапс, Пифей, Бриаксид и многие другие. Согласно историческим заметкам летописца по имени Плиний, каждый из архитекторов выполнял какую-то определенную, отведенную ему часть работы.
Галикарнас представлял собой важный торговый город, занимающий важное место в международной торговле. Расположение города на ровной прибрежной линии давало возможность многим кораблям вести свободно вести торговую деятельность. В центре базировался огромный рынок. Жилые постройки уходили вдаль от берега в сторону гор. Мавзолей был построен на одной из центральных улиц в жилых кварталах Галикарнаса.
Описание сооружения
Мавзолей представлял собой строение не схожее с античной архитектурой того времени, что делало его уникальным в своем роде. Площадь основания располагалась в виде прямоугольника. Короткие стороны составляли чуть более 20 метров. Лицевая и тыльная часть достигали 135 метров. Общая высота вместе в пирамидообразным куполом крыши составляла почти 50 метров. Общей своей формой гигантская гробница напоминала пирамиду в несколько больших ступеней. Самая нижняя – основание, была всего лишь фундаментом, придавая высоту сооружения. Средняя часть – самая роскошная. Пояс из 36 колонн поддерживал крышу. Везде, по территории мавзолея стояли статуи (по некоторым оценкам около 300), изображающие предков правящей династии, и сцены их подвигов. Весь внешний вид постройки указывали на величие и законность власти царя Мавсола, которые он стремился подчеркивать при жизни.
Разрушение и дальнейшая судьба
Простояв 19 веков, мавзолей рухнул в XIII веке в результате землетрясения. Два столетия спустя представители духовно-рыцарских орденов растащили обломки строения и использовали их для воздвижения крепости святого Петра. Только в середине XIX столетия руины, оставшиеся на месте гробницы привлекли внимание британских археологов, воссоздавших облик одного из семи чудес света. В 2017 году было выдвинуто предложение о реконструкции мавзолея, так что, возможно, в будущем можно будет увидеть копию строения, что будоражило воображение людей, живших в античные времена.