Письменные источники древнего Египта
Два века назад о древнем Египте заинтересованные читатели могли встретить данные только в ветхозаветных преданиях Библии или в работах античных историков. В начале 19 века в состав французской армии Наполеона во время африканской компании входила группа ученых и художников, которые составили 48 томов «Описание Египта», с рисунками и подробными комментариями увиденного на берегах Нила. Расшифровка Ж.Ф. Шомпольном в 1822 году древних текстов и интерес к колонизации Египта побудили европейские страны к щедрому финансированию исторических изысканий и вывозу артефактов. К концу 19 века письменные находки были в основном переведены, подкреплены фактами из других источников и находками археологов и систематизированы.
Первоисточники по древней истории Египта
Сочинения египетского жреца Манефона, предположительно написанное в 3-4 веке до н.э., демонстрируют системный подход к истории своей страны. Он объединил 30 правящих семей Египта по родственным признакам или подходам к решению проблем внешней и внутренней политики. Разделил их на 3 декады и обозначил определения Позднего, Древнего, Среднего, Нового царств. Аналогичный подход к классификации истории сохранен до сих пор. Опираясь на местные архивы, в коротких очерках он дал перечень событий в своей стране за несколько тысяч лет.
Яркой исторической работой можно считать жизнеописание «Анналы Тутмоса 3» на стенах храма в Карнаке. Конечно, это труд придворного летописца о событиях царствования Тутмоса 3, написанное во время его правления с восхвалением страны, богов и царя, но перенесенные на камень они не стерлись временем. Факты же можно проверить и по другими источникам, что придает им достоверность.
Аналогично можно доверять событиям, изложенным в древнейшей летописи Египта на большой каменной плите в Палермо. Перечень событий Позднего царства до 5 династии на Палермском камне дает объективный взгляд на историю того времени. Перечень разливов Нила вызвавших катастрофы, военные походы фараонов можно подтвердить материальными памятниками. Изложенная в камне история мало подвергалась корректировке следующими царями.
Научные трактаты и богословские тексты
Почти 150лет интенсивного растаскивания сокровищ Египта по миру сохранило первоисточники, дающие представление об уровне науки в Египте несколько тысяч лет назад. Известны подлинные трактаты по медицине: «Большой папирус Эберса», «Хирургический папирус Эдвина Смита». В Англии хранится «Лондонский математический папирус», в Пушкинском музее – «Московский математический папирус». Возможно, благодаря, может быть, коллекционерам и хранителям названных и иных письменных источников можно оценить развитие науки в Египте очень высоко.
Главным источником информации об обычаях в религиозной жизни египтян служит «Книга мертвых». Это собрание различных обрядов на все случаи жизни, заклинаний и молитв, созданных за несколько тысяч лет из «Текстов пирамид» и «Текстов саркофагов». Обращениями к богам и их изображениями были расписаны стены пирамид фараонов и саркофаги вельмож. Основной заботой религии того времени было обеспечить благополучие в загробном мире, пройдя при помощи ритуалов все испытания. Древнеегипетский вариант сотворение мира божьим словом изложены в «Мемфисском богословском трактате» тоже представляет большой интерес.
Юридические документы, должностные инструкции и договоры из древних архивов
По степени достоверности архивы с хранящимися в них описями имущества, штатными расписаниями, приказами о привилегиях (премиях) и об освобождении от дополнительных работ в пользу государства персонала (субботниках?) на первом месте. Самым древним таким источником можно считать архив храма царя Нефериркара (5 династия, 25-24 века до н.э.). Представляют интерес подробные должностные инструкции и организация вертикали власти при фараоне Тутмосе 3 во времена 18 династии. Они находились в гробнице одного из приближенных фараона Рехмира.
Деловые отношения хозяйствующих субъектов древнего мира в архиве жреца Хеканахта (21 век до н.э.): договора с арендаторами, работниками, устойчивые связи с товарными рынками и подрядчиками описаны подробно и открывают вполне ясно текущую бытовую жизнь того времени. Сохранились договора купли-продажи недвижимости, земли и рабов, выполненные в камне до настоящего времени. Взаимоотношения центральной власти древнего Египта в первой половине 1 тысячелетия до н.э. и богатого и влиятельного чиновничьего клана в течение 2 столетий можно восстановить по их архивам (26 династия, 7-6 века до н.э.)
Что касается высокой дипломатии, на раскопках города Ахетатона (Эль-Амарна) было найдено много документов с перепиской фараонов, членов их семей с предводителями соседних государств. В обнаруженных архивах соседей встречаются отражения таких коммуникаций. Эти находки придают еще большую ценность переписки. Любопытным документом, сохранённом в камне, является договор между Древним Египтом и хеттским царством 1280 года до н.э. Египетский экземпляр договора высечен на стене храма в Карнаке, копия – на стенах храма Рамсеса Второго в Рамессиуме. Этот же текст, написанный клинописью, найден в богазкёйском архиве.
Множество государственных документов сохранили органы следствия древних времен о заговорах приближенных, включая списки заключенных, протоколы допросов. Такие документы по степени достоверности являются очень надежными для представления о той жизни.
Воспитательная и художественная литература Древнего Египта
Во всех цивилизациях и во все времена находились мудрые люди, которые старались передать свой опыт и размышления о жизни следующим поколениям. Чаще всего мысли мудрецов принимали вид поучений, пророчеств или художественной литературы.
Поучения по управлению государством изложены в работах царя Ахтоя и основателя 12 династии фараона Аменемхета 1. Скорее всего они писали или выбивали их в камне не сами, но в них содержатся вполне достоверная информация об устройстве вертикали власти, внешней и внутренней политике государств. В гробницах частных лиц были найдены рекомендации к потомкам по выбору профессии и достижению успеха («Поучения Ахтоя» и «Поучения Аменемопе»).
Попытки удержать потомков от опрометчивых поступков предпринимались и в стародавние времена, запугивая их бедствиями и несчастиями при нарушении существующих порядков. Красочные и устрашающе яркие пророчества описывают скорее подлинные события истории, чем страшилки и являются достоверной информацией о восстаниях прошлого («Речение Ипусер» и «Речение Неферти»).
В приключенческой литературе древнего мира существуют художественное описание двух экспедиций в заморские страны. В Дейр-эль-Бахрис скрупулезное описание деловой поездки в Пунт и возвращение в Египет выбито на стене храма царицы Хатшепсут (16 век до н.э.). Красочная командировка египетского посланника в Финикию и Сирию описано в «Путешествие Уну-Амона в Библ» (11 век до н.э.). Приключения посла подробно рассказывают об отношениях между соседними странами и авторитете Египта в древнем мире.
Бытовая и воспитательная литература доисторического времени рисует жизнь, занятия и понимание морали в высшем обществе («Сказания о фараоне Хуфу) и на уровне простых людей («Повесть о красноречивом крестьянине», сказка «О правде и кривде»). Жизнь и в дворцах, и в хижинах, если отбросить явный вымысел, в сказках становится понятной и достоверной.
Забота о жизни загробной, сухой климат и каменные носители информации, несмотря на чудовищные разграбления оставили нам интересную историю страны вполне достоверной на несколько тысячелетий. Нам бы так.