Духовная культура Византии - кратко
В IV в. в результате крушения могущественной Римской империи образовалось два государства: восточное и западное.
Восточной части дали название Византия. Столицей нового государства стал г. Константинополь.
Духовная жизнь нового государства органично сочетала в себе черты Востока и Запада, но при этом опиралась на традиции греко-римской культуры.
Основу духовной жизни Византии составляла христианская религия.
Главной задачей культуры и искусства было – воплощение красоты реального мира, как отблеска божественной красоты.
Архитектура
Главенствующая роль для выполнения этой задачи принадлежала архитектуре.
Вместительное пространство храма способно было принять большое количество молящихся, а богатое внутреннее убранство показывало красоту неземной жизни.
В это время в Византии получили распространения два типа храма: базилика и крестово-купольный.
В основе базилики лежит вытянутое в длину помещение, разделённое на отдельные пространства – нефы. Средний неф был шире и выше остальных. Та часть, которая смотрела на восток имела выступ – абсиду. Там был размещён алтарь. В плане базилика похожа на крест.
Крестово-купольный храм имеет форму квадрата, внутренне столбы которого поддерживают купол.
Прекрасным примером крестово-купольного храма является Собор Святой Софии.
Храм Святой Софии
Огромное, богато украшенное пространство храма поражало современников. Необыкновенный трепет вызывал огромный, как будто парящий в небе купол, внутри которого находилось мозаичное изображение Вседержителя. В апсиде помещалось составленное из мозаики изображение Богоматери.
Сорок окон хорошо освещали помещение храма, стены украшала мозаика с изображениями святых и императоров.
Мозаики Равенны
Современников поражало искусство мозаики, достигнутое мастерами Византии.
Кусочки смальты, при попадании на них света, вспыхивали огнём, придавая загадочность храмовому убранству. Золотистый фон, свойственный мозаике Византии, создавал впечатление парящих в воздухе неземных фигур.
Византийская мозаика вобрала в себя:
- совершенные приёмы композиции;
- декоративность;
- световые эффекты;
- сопоставление разных по контрасту цветов;
- строгую сдержанность цветовой гаммы;
- укладку смальты рядами, которые образуют узор.
Композиция мозаики строилась с круга – сферы.
Самые красивые мозаики находятся в итальянской Равенне. Древнейшие из мозаичных полотен:
- в церкви Сан-Витале;
- в мавзолее Галлы Плацидии;
- в монастыре Дафни.
Изобразительное искусство
Изобразительное искусство было тесно связано с архитектурой и отражало главную тематику– христианство.
Мастера расписывали фресками храмы, писали иконы, делали витражи для окон.
Иконы писались по определённому канону.
1. Изображение было фронтально и строго симметрично.
2. У святых были:
- пристальный взгляд больших глаз;
- высокий лоб;
- сияющий нимб вокруг чела;
- аскетизм и статичность;
- одежда, подчеркивала бесплотность фигуры.
3. Цвет на иконах имел символическое значение.
Самая почитаемая на Руси византийская икона– Владимирская Богоматерь. Икона была преподнесена князю Мстиславу Владимировичу в дар от византийцев в 12 в.
Книжная иллюстрация
Богослужебные книги и книжные миниатюры представляли собой художественные шедевры.
Изысканный стиль рукописей, выделение буквицы, изображения на полях, иллюстрации и заставки были искусно выполнены мастерами живописи.
Музыка
Музыка составляла единое целое с архитектурой и живописью. Это были церковные псалмы, которые читались на распев. Знаменитые хоралы, перенятые другими странами христианского мира, до сих пор исполняются в храмах.
Вывод
После разграбления Византии крестоносцами и потери её былого могущества, духовные достижения государства подхватили страны, исповедующие христианство:
- Сербия;
- Болгария;
- Армения;
- Грузия.
Огромное влияние Византия оказала на культуру Руси.
Достижения Византийской духовной культуры:
- основание крестово-купольного храма;
- синтез всех видов искусств;
- символизм художественного языка;
- появление иконографии;
- появление нотной грамоты.