Искусство Микенской (Ахейской) Греции XVI-XV вв. до н.э. Шахтовые гробницы «круга А и Б» в Микенах, ахейские толосы.
Ахейская, или Микенская, Греция в период XVI – XV веков до н.э. имела высокоразвитую культуру, многое из которой переняла из поздней критской цивилизации. Ахейская культура не так рьяно придерживалась религиозных обычаев, ставя их на второстепенное место.
Ахейцы придерживались военно-аристократического строя. При этом воинская элита не имела ограничений по национальности – высшие чины одинаково могли быть критянам, ахейцами или представителями других племен.
На территории ахейского государства располагались три больших города – Пилос, Микены и Тиринф. Городские поселения обычно строились на самых высоких вершинах. Вокруг города обязательно были возведены мощные оборонительные сооружения. Отходя от «красивости» в пользу практичности, ахейцы не вписывают города в окружающий пейзаж и не строят ландшафтов подобно минойцам. Древние греки ценят порядок и логику, четко противопоставляя природе город. Города имели ясную планировку – делились на Акрополь и нижний город. Архитектура ахейцев полностью подвластна рациональности. В отличие от минойских обычаев строить ассиметрично и сложно, ахейцы возводят симметричные строения с предельной лаконичностью. Ахейцы – это «мужская» культура, основанная на силе, воинственности и практицизме.
Лучше понять искусство и архитектурные особенности ахейцев поможет изучение их городов. У всех больших поселений был так называемый Нижний город. Древние греки использовали циклопическую кладку, по примеру хеттов. Этот способ строительства подразумевает возведение конструкций из больших каменных глыб без использования какого-либо связующего раствора. Вход в город всегда ограничивался воротами. Например, в Микенах это были «Львиные ворота», фронтальный рельеф которых изображает колонну, по бокам которой стоят львы в угрожающей позе. Вообще, тема львов очень популярна в ахейском искусстве, так как подчеркивает военный и практичный характер народа. Часто встречаются сюжеты с ранеными хищниками, подчеркивается тема терзания и страданий. Ахейцы предусматривают специальные проходы под городской стеной, заимствуя этот обычай у хеттов.
Ахейский Акрополь, или укрепленная часть города, возведенная в качестве убежища на случай войны, служит прототипом греческого храмового комплекса. В центре Верхнего города располагались особые постройки с микенским мегароном. Это было своего рода общественно-культовое сооружение. Туда могли попасть лишь избранные, но большинство жителей могло свободно наблюдать и даже участвовать за основными религиозными процессиями. Такие шествия обычно проходили вне храма.
В Пилосе, на тот момент, обширном и укрепленном городе, имелся Дворец Нестора. Это была сложная конструкция, предназначенная для проведения религиозных церемоний, и одновременно служившая местом для политических мероприятий. Минойцы старались строить дворцы в виде открытых, воздушных строений, которые бы восхищали своей красотой. Ахейцы же отказываются от красоты, возводят закрытые строения в согласии с четкой симметрией. Культура Крита имеет женское начало, тогда как искусство ахейцев целиком и полностью имеет мужественную направленность.
Особого внимания при рассмотрении культуры ахейцев заслуживают шахтовые гробницы. Они имеют два яруса – круг «А» и «Б». Археологи полагают, что ярусы использовались по отдельности и возможно даже разными династиями. Технология погребения отсылает к индоевропейским народам, которые сжигали трупы перед погребением.
При археологических раскопках были найдены золотые маски усопших. Они изготовлялись в несколько стилизованном виде и не имели портретного сходства с лицом умершего. На глаза покойного ахейцы клали монеты. Вместе с усопшим в могилу помещалось большое количество оружия. Гробница аристократов обычно была наполнена богато украшенным оружием. Именно по оружию можно определить социальное положение ахейца. Военные аристократы имели очень красивое оружие, инкрустированное по бронзе с помощью тончайших золотых и серебряных пластинок.
Декоративные композиции противопоставляют природу человеку, ценят ритм битвы и утверждение победы человека над всем окружающим. Иногда появляется критский мотив – птицы, но в этом же сюжете ахейцы изображают охоту хищника. Минойский мотив беззаботности и счастья уступает теме смертельной борьбы.
Критяне изображали поединки в момент равноправия, перед тем, как станет известен поединок. Ахейцы четко разделяли участников сюжета на победителя и проигравшего. Микенские мотивы всегда имеют три значения – начало, апогей и развязку.
Одни из самых знаменитых памятников микенцев – купольные гробницы ахейских царей. Они высекались прямо в скале и имели большую глубину. Толосы монументальны и грандиозны, подобно дворцам или крепостным стенам того времени. Сложная архитектура гробниц свидетельствует о высоком мастерстве ахейцев и о высокоразвитом инженерном искусстве микенцев. Самый известный толос – сокровищница Артея, который считается самым монументальным строением древнего мира перед римским Пантеоном. В гробницу помещали умершего монарха, лицо которого обязательно закрывалось золотой маской. Туда же помещалось огромное количество сокровищ – богатое оружие, золотая и хрустальная утварь с необычайно искусной отделкой, роскошные украшения.
Искусство Ахейской Греции положило начало дальнейшему развитию славной цивилизации.