Древневавилонский период в истории Двуречья. Скульптурные памятники времени Хаммурапи, дворцовый комплекс Зимри-Лима в Мари.

 

Выдвижение города Вавилона в девятнадцатом столетии до нашей эры, объединившего под своей властью шумеро-аккадские государства, было связано с завоеванием Двуречья аморитами. Это племя оказалось намного сильнее, нежели казалось изначально. Поэтому с легкостью завоевало все земли Аккада и Шумера, начав с самых крупных городов, постепенно поглотив и все остальные. В Вавилонском царстве происходит укрепление и дальнейшее развитие рабовладельческого уклада.
Культура Вавилона, впитавшая в себя древние традиции, достигла большой высоты. В это время совершенствуется шумерийская письменность, получившая распространение во всей Передней Азии. Большой интерес представляет вавилонская литература, особенно эпическая поэма о герое Гильгамеше. Эта поэма является одним из первых произведений деревней литературной деятельности мастеров слова. Эпичность в произведении заключается в описании ратных подвигов главного героя, его чувств. Конечно же чудесной литературы, описывающей культуру, традиции того времени в Древнем Вавилоне было достаточно много, но до нашего времени дошло очень мало. Развиваются научные знания, хотя и подчиненные религии, но накопившие важные практические сведения (в частности, в области астрономии).
Памятников изобразительного искусства Древнего Вавилона до нас дошло очень мало. Судя по ним, вавилонские художники не создали ничего принципиально нового, усвоив лишь в некоторой мере приемы искусства времени Гудеа и III династии Ура, которые и так внесли значительные изменения и новшества в уже существующую культуру и традиции того времени.
Лучшим из сохранившихся произведений вавилонского искусства является рельеф, венчающий свод законов царя Хаммурапи - знаменитый законодательный сборник, представляющий собой важнейший источник для изучения хозяйственного и общественного строя Вавилона. Рельеф этот высечен в верхней части диоритового столба, сплошь покрытого клинописным текстом, и изображает царя Хаммурапи, принимающего законы от бога солнца и правосудия Шамаша. Изображение царя в непосредственном общении с главным богом, вручающим земному владыке символы власти, имело очень важное для древневосточных деспотий содержание. Сцена такого вручения, или «инвеституры», наглядно выражала идею божественного происхождения царской власти. Возникшие еще в предшествующее время, эти сцены и много позднее, через две тысячи лет, в сасанидском искусстве все еще будут являться сюжетами большинства наскальных рельефов. На стене, неподалеку от местонахождения Хаммурапи, бог представлен сидящим на троне; царь стоит, принимая жезл и магический круг - символы власти. Фигура царя меньше фигуры бога, изображение преисполнено канонической скованности и торжественности.
Ко времени Хаммурапи относятся памятники государства Мари, которое находилось на Евфрате, выше Вавилона. Раскопками города Мари открыты остатки храма и дворца. Дворец представлял собой довольно большое здание, включавшее 138 помещений, занимавших площадь в 1,5 га. Принцип планировки его обычен для дворцового зодчества Двуречья: закрытые помещения были сгруппированы вокруг открытых дворов. Крепостной характер дворца определялся опоясывавшей его широкой стеной с контрфорсами и башнеобразными выступами. Интересной особенностью было наличие, как предполагают, дворцовой школы, расположенной между жилой и парадной частью дворца. Обнаруженные во дворце стенные росписи (сцены сбора фиников, культовые и триумфальные сцены) — это единственные дошедшие до нас памятники древневавилонской живописи. Схематичные по композиции, они интересны сравнительным богатством красок. В Мари найдены и статуэтки, несмотря на непропорциональность и скованность, очень выразительно передающие набожную сосредоточенность.
Вскоре после смерти Хаммурапи Вавилон подвергся завоеванию касситами, которые правили там, в течение почти шестисот лет. Искусство этого периода мало интересно. Сохранились пограничные межевые камни кудуру с рельефами, обычно повторяющими композицию стелы Хаммурапи. В скульптуре еще длительное время продолжали жить традиции Вавилона. Своеобразной чертой, присущей касситскому времени, было введение в архитектуру в качестве декоративного элемента монументальной глиняной скульптуры.
Из выше перечисленного можно сделать вывод, что как таковых новшеств в развитии государства внешне и внутренне не происходило, наоборот закреплялись когда-то созданные признаки в искусстве, укреплялись и вносились в повседневное пользование традиции и навыки государств-предшественников.


Пользуйтесь Поиском по сайту. Найдётся Всё по истории.
Добавить комментарий
Прокомментировать
  • bowtiesmilelaughingblushsmileyrelaxedsmirk
    heart_eyeskissing_heartkissing_closed_eyesflushedrelievedsatisfiedgrin
    winkstuck_out_tongue_winking_eyestuck_out_tongue_closed_eyesgrinningkissingstuck_out_tonguesleeping
    worriedfrowninganguishedopen_mouthgrimacingconfusedhushed
    expressionlessunamusedsweat_smilesweatdisappointed_relievedwearypensive
    disappointedconfoundedfearfulcold_sweatperseverecrysob
    joyastonishedscreamtired_faceangryragetriumph
    sleepyyummasksunglassesdizzy_faceimpsmiling_imp
    neutral_faceno_mouthinnocent
1+три=?