Источники и историография древней Индии.

 

Древняя классическая литература сохранялась в Индии в течение ряда столетий. В религиозной лирике, в эпосе и в драме отражалась жизнь народа и сохранялись воспоминания о наиболее примечательных событиях прошлого. В этом отношении особенно характерны эпические поэмы и сборники древних легенд и преданий, так называемые «Пураны». В «Пуранах» сохранились мифы о сотворении мира, происхождении богов и героев, фантастические рассказы о древнейших царях.
Только наиболее древние из них, восходящие к VI -IV вв. до н. э., содержат некоторые исторические сведения, в частности династические списки наиболее раннего периода. Историческая традиция прочно сохранялась в средневековой литературе. Множество сумбурных преданий содержится в Кашмирской хронике (XIII в. н. э.). В цейлонских хрониках особенно много преданий раннебуддийской эпохи времени династии Маурья, которые, однако, сильно пропитаны религиозными поучениями и поэтому нуждаются в строго критическом изучении.
Самые разнообразные легендарные и полуисторические сведения о древней Индии проникали в соседние страны: в Китай, Индонезию, Персию. Знаменитый хорезмийский ученый X- XI вв. н. э. аль-Бируни написал специальный труд, посвященный Индии. В Европе в эпоху феодализма очень мало знали об индийской истории и культуре. Только немногие смелые путешественники, как, например, итальянец Марко Поло или отважный тверской купец Афанасий Никитин, решались посетить такую далекую страну. Только в XVII- XVIII вв., благодаря развитию торговых и культурных связей между Европой и восточными странами, в больших европейских городах проявился интерес к индийской литературе.
С середины XVIII в. начинается серьезное изучение древнеиндийского языка (санскрита). Г. С. Лебедев совершил путешествие в Индию, прожил там несколько лет, увлекся индийским театром, изучал индийские языки и составил первую русскую грамматику бенгальского языка, содержавшую некоторые правила древнеиндийского языка (санскрита). Английские и немецкие ученые перевели на европейские языки наиболее известные произведения древнеиндийской литературы. Ф. Бопп установил место санскрита в системе других индоевропейских языков. В Европе становятся известными драма «Шакунтала» (V в. н. э.), «Законы Ману», Веды и знаменитый индийский эпос.
Изучение древних надписей и зарождение индийской эпиграфики восходит к первой половине XIX в. Особенное внимание привлекли к себе важнейшие исторические тексты — надписи Ашоки. Но только в конце XIX в. в Индии начал выходить специальный журнал, посвященный изучению надписей («Индийская эпиграфика»). Первые археологические раскопки в Индии относятся лишь ко второй половине XIX в.; они начались после того, как директор археологической службы А. Кеннингэм составил археологическую карту Индии.
Систематические раскопки развернулись лишь в XX в. Английские ученые Дж. Маршалл и Э. Маккэй, индийские археологи Сахни, Банерджи, а затем и многие другие обнаружили развалины древних городов в Северо-Западной Индии. Многочисленные и исторически важные памятники и надписи были найдены при раскопках поселений в бассейне Инда. Эти находки дали возможность начать изучение истории древней Индии с III тысячелетия до н. э.
Развитие индологии во второй половине XIX в. было использовано реакционными историками, философами и публицистами для создания лженаучных «теорий» вечного превосходства «расы» арийских завоевателей Индии, обладавших сверхъестественно «чистой» кровью и создавших якобы «наивысшую» в те времена и совершенно особую культуру. Английский буржуазный историк В. А. Смит утверждал, что завоеватели, говорившие на «арийском языке», захватили в VII в. до н. э. район Пенджаба и бассейн Ганга, так как это были сильные «расы», которые «бесспорно превосходили туземные расы Индии».
Археологические данные позволяют утверждать, что задолго до этого времени в Северной Индии существовали города и, возможно, государства в долинах Инда и Ганга. Вполне естественно, что кочевые скотоводческие племена совершали нередко грабительские набеги на области, заселенные оседлыми земледельческими народами, создавшими более высокую культуру.
Кстати сказать, древнеиндийские письменные источники, в частности Веды и отчасти эпические поэмы, рисуют кочевой быт культурно отсталых скотоводческих племен, которые, очевидно, участвовали в так называемом арийском завоевании Индии. Совершенно необоснованная теория завоевания Индии «высшей расой» «арийских» племен, якобы принесших в Индию более высокую культуру и государственность, использовалась для укрепления власти империалистов, для эксплуатации и порабощения народов Индии.
В начале XX в. оформилась наиболее реакционная и лживая империалистическая теория «арийского принципа» мирового господства, которую «идеологически» обосновывал X. С. Чемберлен.
В противовес этому индийские историки конца XIX — начала XX в., ведя идейную борьбу с иноземными угнетателями, изучали историю древней Индии на основе критического исследования древней литературы, надписей и археологических памятников. Работы Тилака, Кунте, Раджваде и других дали материал для правильного представления о культуре и быте древней Индии.


Пользуйтесь Поиском по сайту. Найдётся Всё по истории.
Добавить комментарий
Прокомментировать
  • bowtiesmilelaughingblushsmileyrelaxedsmirk
    heart_eyeskissing_heartkissing_closed_eyesflushedrelievedsatisfiedgrin
    winkstuck_out_tongue_winking_eyestuck_out_tongue_closed_eyesgrinningkissingstuck_out_tonguesleeping
    worriedfrowninganguishedopen_mouthgrimacingconfusedhushed
    expressionlessunamusedsweat_smilesweatdisappointed_relievedwearypensive
    disappointedconfoundedfearfulcold_sweatperseverecrysob
    joyastonishedscreamtired_faceangryragetriumph
    sleepyyummasksunglassesdizzy_faceimpsmiling_imp
    neutral_faceno_mouthinnocent
2+три=?