Моисей.

 

Первый очаг Истории возжег Моисей – первый еврейский пророк, спаситель и революционер. Он расколол монолит многотысячелетнего языческого Египетского царства, выведя из него племя евреев, которых фараон превратил в рабов. Отношение фараона к евреям началось с доброго гостеприимства: он поблагодарил за спасительную помощь Египту ясновидящего отрока Иосифа. Когда же еврейское племя стало размножаться быстрее египтян, уже другой фараон Рамсес Второй (1279— 1212 до Р. X.) превратил евреев в рабов, выделывающих из глины кирпичи, обжигающих их в печи и складывающих из кирпичей дома и стены (собственно, из них спасенные от первого потопа евреи начали строить огромный город и пытались возвести Вавилонскую башню).

Рабство продолжалось 600 лет. Оно было тяжелым, но не очень. Нерадивых избивали, но кормили. В рационе бывало и мясо. За 600 лет евреи стали забывать свою веру, зато приобщились к египетскому многобожью, как и выловленный младенцем из Нила дочерью фараона Моисей, который воспитывался как внук и наследник повелителя и усвоил высокоразвитую египетскую науку – математику, астрономию и письменность. Убежавши из Египта и проживший десятки лет среди родственного евреям племени моавитян, Моисей снова стал правоверным иудеем. Голос Господа, раздавшийся из неопалимой купины, повелел 80-летнему Моисею освободить от рабства "избранный народ" и довести его до Земли Обетованной. Наказ Бога Моисей выполнил, преодолевая громадные внешние и внутренние, физические и психические, противодействия. Фараон сначала не отпускал евреев, ужесточил гнет, а когда евреи все-таки вышли из Египта в пустыню, преследовал их, наслал на них десять смертельных казней. Все вытерпели беглецы. Путь им предстоял через Синайскую пустыню, до Ханаана подать рукой, а Моисей водил свое племя по пустыне 40 лет. Оно изнемогало от усталости и голода: многие старики и пожилые, не выдержав изнурительного пути, умерли, а Моисей все вел истощенных за собой. Евреи роптали, желали вернуться в дом рабства – Египет, вспоминая: "Когда мы сидели у котлов с мясом, когда мы ели хлеб досыта". Но Моисей вывел свое племя из дома рабства не ради еще более сытной еды, чем в земле Гесем, не ради того, чтобы евреи сытно ели и сладко пили, вовсе не трудясь, а ради обретения своего первородства как избранного Богом народа, ради возвышенной духовной жизни, ради освобождения от рабства не только физического, но и умственного, культурного, ради преодоления своей зависимости от египетского язычества, ради того, чтобы евреи снова прилепились к своему Господу. А преодолеть рабство духовное много трудней, чем освободиться от рабства телесного. Труднее? Нет, почти невозможно после 600-летнего поклонения сонму чужих природных божеств. Моисей потому и водил своих соплеменников 40 лет по пустыне, чтобы вымерли все те, чье сознание не очистилось от языческой скверны. Такие к свободной жизни в свободной Земле Обетованной были непригодны. Что вообще означал Исход? Только ли бегство из неволи одного из древних семитских племен? Нет, не только. В древнем мире рабство процветало. Сколько различных племен уводили в рабство народы крупных государств! Тут было все иначе. Исход был первой и самой грандиозной национально-освободительной революцией, прообразом всех других национально-освободительных революций и войн вплоть до нашего времени. Моисей не ограничился тем, что вывел "избранный народ" из дома рабства. Он передал дарованные народу Десять Заповедей Господа – заповедей любви к другому человеку, неважно, кто он – еврей или чужестранец, – заповеди нравственного совершенства (не убий, не укради, не пожелай жены ближнего своего, ни его дома, ни его поля, ни его скота, будь честным, богобоязненным и не надейся, что Бог вознаградит тебя за твою праведность райской жизнью). Нет никакого рая, кроме Эдема, что расположен недалеко от Иерусалима, из которого ты Адам и жена твоя Ева (Хава) были изгнаны мной, вашим Господом, за ваш первородный грех. Твоя единственная награда за твою праведную жизнь, за исполнение заповедей Бога есть твоя праведная жизнь. Других наград для праведников у вашего Господа нет и быть не может. Быть праведным – это нормальное состояние человека. Это у языческих идолов припасен целый арсенал наказаний и вознаграждений. Если вы, мои первенцы, будете верны заповедям Господа и за вами последуют ваши потомки, то они будут спасены от скверны язычества. Человечество сможет подняться вверх по ветвям Исторической спирали – уничтожение египетского рабства (тезис), "чистилищное" хождение по пустыне (антитезис), завоевание языческого Ханаана – Земли Обетованной как соединение лучшего, что было в Египте и еще до Египта в пустыне (синтез). Так Моисей и его соратники разожгли первый очаг Истории – в плотном окружении языческих племен варварских рабовладельческих государств и не изжившего полностью египетской заразы большинства собственного еврейского народа. Так 3150 лет тому назад началась История. Моисей не ограничил подвиг Исхода освобождением рабов. Он положил основание теизму, вере в Единого Бога. Этого не было ни у Будды, ни у Конфуция, ни у Заратустры. Оберегая интересы большинства, сохранив избранный народ, передав ему для сбережения Скрижали Завета, полученные им непосредственно от Бога, превратив иудеев в сосуд, в котором на века должны быть сохранены и Заповеди Господа, и предписанные им Законы Иеговы, Моисей обеспокоился тем, чтобы соседние языческие племена хотя бы по неосторожности не задели Божий Сосуд, не разбили его по злой воле, и тогда святое содержимое Сосуда разлилось бы и пропало. Оберечь, обезопасить избранный народ следует не только и даже не столько ради него самого, сколько для всех народов земли, которые могли бы черпать из Сосуда и ныне и во все последующие времена необходимую им для жизни святую, живительную "влагу". По этой причине Господь повелел своему пророку Моисею истребить те соседние языческие племена, которые могли бы уничтожить слабое племя иудеев. Мера эта была превентивная, но беспощадная. Как мог добрый пастырь оказаться столь кровавым? Чаадаев пишет о "Второзаконии": Не слишком ли ужасной, кровавой, неприемлемой ценой заплатил Моисей за всю последующую Историю? Не мог ли Всемогущий Бог мирно, словом подчинить себе языческих идолов и не повелевать своему пророку истреблять целые языческие племена? Прецедент Исхода оказался и освобождающим, и порабощающим, и отвергающим насилие по заповеди "не убий", и тут же удесятеряющим насилие над племенами только за то, что те не верили в невидимого Бога, и еще за то, что могли уничтожить избранный народ. Но ведь племена не покушались на поголовное истребление хранителей Ковчега Завета. Почему же Моисей не попытался договориться с ними? Кровопролитие, сопровождавшее Исход и Завоевание Земли Обетованной предопределило кровавость всех последующих событий Истории вплоть до наших дней. Могла ли История быть иной? Я немею, сокрушенный этими вопросами. Я не знаю, как на них ответить, но я не могу не задавать их себе снова и снова – себе и моим читателям. Коль скоро социокультурную эволюцию и Историю нельзя переиграть заново, можно ли оправдать все эксцессы? История с самого ее начала оказалась не менее кровавой, чем эволюция. А что было дальше? Первый Моисеев очаг Истории не погас после смерти Моисея. Очаг Истории, разложенный Моисеем, разгорался все ярче. От него воспламенились другие очаги Истории. Библия осыпает нас искрами загадок, и вот одна из них. За первородный грех Господь изгнал из Эдема Адама и Еву. Долго ли, коротко ли они заселяли своим потомством пустыню, но первое поколение людей не понравилось Господу. Так был недоволен Господь потомством Адама и Евы, что погубил его. Непонятно – за что? Так был недоволен, что решил уничтожить первых людей как неудачный эскиз художника, наслав на землю сорокадневный потоп. Только Ною и его семейству даровал он спасение. Непонятно, какого рода-племени был сам Ной, а три его сына Сим, Иафет и Хам дали начало всем племенам земли. От Сима произошел обширный союз семитских племен, из которого выделилось немногочисленное (всего пять человек) племя хебру (евреев). Завет Господа с Ноем был заветом со всеми народами планеты – обещание Господа больше не топить землю. Завет Господа с Авраамом был заветом с евреями на все времена. "И благословятся в тебе все племена земные", – сказал Господь Аврааму. Так это происходило и так совершается по сей день. После рассеяния прошли еще тысяча, а может быть, и две тысячи лет, прежде чем евреи, завоевав языческий Ханаан, укоренились на его земле, как на своей исконной, и создали собственное государство. Но недолго они благоденствовали. Внутренние распри раздирали новое государство. Евреи стали уничтожать евреев. Дело дошло бы до полного самоистребления, если бы они не разделились на две враждующие державы – Израиль и Иудею. Воспользовавшись ослаблением еврейского этноса, на него напала могущественная Ассирия и увела в плен все население Израильского царства и Самарии – тоже иудейской земли. Опустошенную Самарию завоеватель заселил ассирийцами. Они породнились с остатками иудеев, и возник новый этнос – самаритяне. Могло погибнуть и второе еврейское царство – Иудея, где позже развернулась мистерия Христа. Но царь Иудеи Ахаз "продался" ассирийскому царю Тиглат Паласару и тем спас свое царство. Это была земная, можно сказать, подготовка явления Иисуса Христа, но была и духовная. Ее подготовил Моисей, и ближе к Иисусу величайший еврейский пророк – Иешая (в русском переводе Библии – Исайя). Исайю называют христианином до Христа.

Пользуйтесь Поиском по сайту. Найдётся Всё по истории.
Добавить комментарий
Прокомментировать
  • bowtiesmilelaughingblushsmileyrelaxedsmirk
    heart_eyeskissing_heartkissing_closed_eyesflushedrelievedsatisfiedgrin
    winkstuck_out_tongue_winking_eyestuck_out_tongue_closed_eyesgrinningkissingstuck_out_tonguesleeping
    worriedfrowninganguishedopen_mouthgrimacingconfusedhushed
    expressionlessunamusedsweat_smilesweatdisappointed_relievedwearypensive
    disappointedconfoundedfearfulcold_sweatperseverecrysob
    joyastonishedscreamtired_faceangryragetriumph
    sleepyyummasksunglassesdizzy_faceimpsmiling_imp
    neutral_faceno_mouthinnocent
2+два=?