Русская культура XIV–XV веков
Возрождением, после длительного застоя в культурном развитии, принято считать XIV- XV столетия, когда земли были освобождены от постоянных набегов монголо-татарского войска. В таких городах, как Москва, Нижний Новгород, Псков, Ростов, Новгород, Тверь начали, проходить работы по восстановлению монастырских школ. В монастырях переписывали старые книги и создавали новые, развивалась живопись, и строились храмы. Свой весомый вклад в развитии культуры русского народа XIV–XV столетий сделали: писатель и монах Логофет Пахомий, путешественник Афанасий Никитин, среди живописцев это - Андрей Рублев, Черный Даниил и Феофан Грек, Фиораванти Аристотель, Алевиз и Марко - архитекторы.
Летопись и сказание XIV–XV столетия
Быстрыми темпами возрождалось летописание, которое рассказывало историю русского народа со времен правления Рюрика. Главной целью летописей было донести до народа идею единства Русских земель. В XIV столетии летописи пишутся в монастыре Троице-Сергиевском и храмах города Москвы. В этот период была написана летопись "Русский хронограф", в которой описывали объединение русских княжеств против монголо-татарского войска. Самым объёмным произведение считается «Сказания о мамаевом побоище».
Новым письменным жанром эпохи было сказание или житие, которое рассказывало о жизни светских или духовных лиц. Популярным чтением народа этой эпохи стало "Житие Сергия Радонежского", которое написал Епифаний Премудрый в 1417–1418 года. Памятником культуры русского народа XIV века считается сказание «Зодонщица», в котором раскрываются события Куликовского сражения 1380 года. Известный рассказ о путешествиях "Хождение за три моря" написанный купцом А. Никитиным, который описывал события с 1466 по 1472 года.
В Троицко-Сергеевском, Кирило-Белозерском и Соловецком монастырях были открыты библиотеки, а также книгописные мастерские. Книги в эту эпоху были редкостью и создавались в основном на заказ. В эту эпоху дорогой пергамент и брест заменила бумага, которую привозили с Франции и Италии.
Развитие живописи
Периодом расцвета русской иконописи и святости припадает на XIV–XV столетия. Наиболее значимым для русской культуры этой эпохи стал Рублев Андрей. Основные работы иконописца:
- иконостас Троицкого собора в Троицко-Сергиевом монастыре;
- иконы «Жена-мироносица у гроба Христа» и «Троица».
Живопись в русской культуре XIV–XV веков относится, к золотому веку также популярными становится росписи фресками. В конце XIV века была создана художественная школа живописи, ее выходец Феофан Грек. Он сделал большой вклад в развитии школ искусства в таких городах, как Москва и Новгород. Феофан Грек расписал фресками: московский Благовещенский собор, Спасо-Преображенский собор, икону «Донской Богоматери», церкви Федора Стратилата Стенная и Успения Богоматери, иконостас Благовещенского собора.
Развитие архитектуры на Руси
На протяжении двух столетий выделяется два направление в архитектуре – это московское и новгородско-псковское. Московские архитектурные школы не меняли привычных направлений и опирались на владимиро-суздальское зодчество, а так как Москва закрепляла, за собой значение столицы это имело общенациональный характер.
Яркими архитектурами строениями русской культуры XIV–XV веков:
- собор Успения Сторожевского монастыря;
- Троицкая церковь в Троице-Сергиевском монастыре;
- церкви Спаса и Федора Стратилата;
- собор Андроникова монастыря.
Первые каменные архитектуры начали делать при Иване Калитине, который построил соборный ансамбль Кремля. В этом направлении продолжил работать Дмитрий Донской. В Москве была построенная Красная площадь, неподалеку стоял Кремль, и часть посада Китай-города все здания окружены двумя каменными стенами. Защитными зданиями вокруг города служили монастыри-крепости, сделаны из кирпичей. В Новгороде в 1433 году построенная Грановитая палата, а бояре стали строить себе каменные палаты. Каменный кремль в Новгороде был построен в 1302 году. Еще одним известным архитектором был сын Дмитрия Донского - Юрий Звенигородский, который продолжил строить здания из кирпичей. Его известными архитектурными монументами, которые были расписаны фресками, считаются:
- собор Саввино-Старожевского в Звенигородского монастыре;
- Троицкий собор на Александровской слободе;
- Успенский собор;
- Троицкий собор Троице-Сергиевой лавры.
В русской культуре XIV–XV веков появляется исторический и поэтический народный жанр песен, в них прославлялся русский народ и его преданность отчизне. Отдельные музыкальные произведения были переписанные в летописи: «Сказание о граде Китеже» и «Слово о погибели Русской земли».