Особенности быта восточных славян
С началом I тысячелетия Юго-Восточная Европа представляла из себя конгломерат различных этнических групп, которые постепенно ассимилировались с местным населением. Именно в этот момент истории славяне сформировались как самостоятельная этническая общность. Первые письменные упоминания о славянах дают нам письменные источники греческих, римских, арабских и византийских авторов. Причем в зависимости от географической принадлежности автора зависит и название славян. Римские и греческие авторы называют славян венедами, арабские – антами, а византийские – склавинами.
В эпоху Великого переселения народов славяне расселились по территории Центральной, Восточной и Юго-Восточной Европы. Географически – это территория степи и лесостепи. Именно географические условия играли ключевую роль в организации хозяйства и быта славян.
Восточные славяне предпочитали селиться на берегах рек или озер. Таким образом они решали проблему пресной воды и к тому же использовали водные артерии как средство сообщения между отдельными поселениями. Зачастую река становилась надежной защитой от внезапного нападения врага.
Первоначально славяне жили в землянках. Стены землянок были деревянными или плетеными из лозы и обязательно обмазанными толстым слоем глины. Позднее стали строить деревянные дома со столбовой конструкцией стен. В центре земляник сооружали открытый очаг, дым от которого уходил в отверстие в крыше. А в домах вместо очага делали глинобитную или сложенную из камней печь. И землянки, и дома преимущественно имели двускатную крышу, покрытую соломой, камышом или тесанными досками. Кроме того, в землянках крышу дополнительно засыпали землей.
Кроме жилых построек при археологических раскопках обнаруживается целый ряд хозяйственных: навесы для скота, продуктовые ямы, кладовые. Их строили из подручных материалов и размещали либо четко по периметру двора с открытым пространством, либо беспорядочно. Особое внимание следует уделить баням. У восточных славян вода как символ чистоты всегда играла значительную роль в повседневной жизни. Поэтому бани являлись неотъемлемым атрибутом славянских поселений. Многие обряды и обычаи восточных славян связаны с очищением водой.
Ученые сегодня выделяют два типа поселений восточных славян – городища и селища. Городища – укрепленные валами поселения, функцией которых была защита населения от врагов. В городищах дворов было мало – от 2 до 5. Селища – сельскохозяйственные поселения, не имевшие укреплений и по численности населения значительно превосходившие городища. Впоследствии городища превращались в города, а селища в села.
Основным занятием славян являлось земледелие. Об этом нам рассказывают многочисленные археологические находки: начиная от злаковых семян и заканчивая инвентарем землепашцев. Работа на земле определяла содержание физической и социальной жизни восточных славян, т.е. их быт.
Земледелие восточных славян было пашенным. Изначально, использовалась система подсечно-огневого и переложного земледелия, которая требовала больших физических усилий. В одиночку расчистить угодья под посев было сложно, поэтому славяне предпочитали жить общинами. Чтобы получить землю под посев приходилось в первый год подсекать деревья и оставлять их, чтобы они усыхали. На следующий год – поджигали засохшие стволы. Пепел от сгоревших деревьев был прекрасным удобрением, причем славяне засевали его даже не перепахивая. Пахать начинали только на третий год. Да и то, глубина вспашки сохой была минимальна, что значительно снижало урожайность.
Как правило, община оставалась на одном месте до полного истощения земель, а затем переселялась на новое и начинала жизнь с нового листа. Усовершенствование орудий труда, а в частности орала, позволило значительно повысить урожайность и привело к постепенному переходу к двухпольной системе земледелия. Что в свою очередь привело к более длительной оседлости поселений.
Славяне выращивали рожь, ячмень, пшеницу, просо, овес.
Кроме земледелия значительного развития у славян достигло и животноводство, которое носило стойлово-выгонный характер. Они использовали лошадей и волов как тягловую силу на пашне. Помимо этого, скот давал мясо, молоко, шерсть и кожу, а также удобрение - навоз. Наряду с КРС славяне выращивали коз, овец, свиней и птицу, причем предпочтение отдавали курам. Реже в их хозяйствах встречались гуси и утки.
Немаловажную роль в жизни славян играли рыбалка и охота. Улов и добыча разнообразили их стол. Мех являлся материалом для пошива одежды или рукоделия, а также товаром для продажи или обмена. Кроме того, у славян в домонетный период шкурка куницы – куна выступала в качестве денежной единицы, а с появлением монет название закрепилось за серебряной монетой.
Лес помимо дичи давал славянам богатый урожай ягод, лекарственных трав и растений. На особом счету стояло бортничество – собирание меда у диких пчел. Сахар у славян заменял мед. Из меда делали алкогольные напитки. Но содержание алкоголя в них было минимально. Хмельные напитки у славян были под запретом. Их употребляли только по праздникам, да и то только мужчины. Впервые славянин пробовал хмельной мед только после рождения первого ребенка.
Основой питания восточных славян была растительная пища. Каждая хозяйка подавала на стол каши, варенные в горшке в печи и заправленные льняным или сливочным маслом. Каши могли быть с овощами или фруктами. Поэтому кроме зерновых славяне выращивали репу, капусту, морковь, тыкву, редьку, свеклу, фасоль, горох, яблоки, сливы, терен, землянику, малину. Из ягод и фруктов готовили узвар, кисель. Восточные славяне хорошо знали лечебные свойства чеснока и лука и использовали их в своем рационе.
С появлением ручных мельниц и улучшением помола зерновых главной едой становится кислый хлеб.
Поздней осенью, когда сельхоз работы завершены, славяне занимались ремесленной деятельностью. Они изготавливали домашнюю утварь, шили обувь и одежду, создавали украшения.
Восточные славяне создали уникальную духовную культуру. В основе их мировосприятия был – Род. Память о предках передавалась из поколения в поколение. Славяне жили родами. После замужества девушка входила не в семью мужа, а в род. Девочек готовили к хозяйственной жизни. Они должны были научиться прясть, ткать, готовить. Замуж выходили в 12-14 лет. Такие ранние браки были связаны с тяжелой и непродолжительной жизнью. Мальчиков же готовили к защите рода. Посвящение в род проходило в 9-11 лет и состояло из ряда испытаний на выносливость. Жениться славянин мог только после обучений военному делу.
Языческие верования сводились к поклонению силам природы, духам рода. Сохранялись элементы фетишизма, тотемизма и особенно древней магии. Каждое явление природы, каждое животное, каждый предмет наделялся духовным началом. Языческие праздники отражали смену земледельческих работ напрямую связанных со сменой времен года.